Автоматизация жизненного цикла документа «Комплектовочная ведомость». Часть 1
Предприятие ОАО АНПП «ТЕМПАВИА» входит в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и специализируется на разработке, производстве и ремонте бортового оборудования для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов различного назначения, специзделий и систем управления вооружением.
На протяжении последних 15 лет предприятие стабильно наращивает объемы работ в интересах широкого круга потребителей и заказчиков в рамках ГОЗ и ВТС. Повышается численность и заработная плата работающих, увеличиваются основные фонды при вполне удовлетворительных показателях прибыли и рентабельности. Все это позволяет ежегодно вкладывать средства в модернизацию исследовательской и производственной базы предприятия, а также в фонд перспективных
НИОКР. В итоге, ОАО АНПП «ТЕМПАВИА» входит в число успешных предприятий и Корпорации, и России в целом.
Для любого промышленного предприятия, работающего в условиях современной конкуренции и выпускающего наукоемкую продукцию, одним из критериев поддержания ритмичного производства и обеспечения необходимого качества продукции является высокая скорость обновлений проектной документации на изделие. Задержки в данном процессе могут привести к необратимым для выпускаемого изделия последствиям, вплоть до снятия экземпляра изделия с производства. Если подобными изделиями являются блоки электроники, большинство установленных электрорадиоизделий (ЭРИ) невозможно повторно использовать ввиду сложности демонтажа. Особенно серьезной эта проблема стала в последнее время, когда значительно увеличились сроки поставки ЭРИ изза применения закупочных процедур согласно ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На предприятии ОАО АНПП «ТЕМПАВИА» конструкторская спецификация, технологический процесс изготовления изделия исторически представлен в производственном цикле тремя документами:
- комплектовочная ведомость (КВ);
- материальнорасцеховочная ведомость (МРВ);
- сопроводительная карта (СК).
В изделиях, выпускаемых предприятием, соотношение материалов и ЭРИ в денежном выражении в среднем составляет 4:96. В связи с этим, на предприятии в рамках реализации проекта по созданию единого информационного предприятия (ЕИП), базирующегося на двух импортонезависимых программных продуктах TFLEX DOCs 2012 и «1С: Управление производственным предприятием 8», руководством была поставлена первичной следующая задача: автоматизация ЖЦ комплектовочных ведомостей и сопутствующей им производственной и учетной документации в электронном виде. Работы выполнены сотрудниками отдела ИТ.
Документ «Комплектовочная ведомость» (КВ) содержит только покупные комплектующие с указанием их сроков сохраняемости, а также максимально возможные сроки складского хранения исходя из общего срока службы изделия. Соответствие конструкторской документации (КД) обеспечивает разработчик. Процедура согласования КВ, в отличие от КД, максимально упрощена до двух этапов: согласование с отделом комплектации и согласование с производственнодиспетчерским отделом.
Проведенный подробный анализ существующих процессов разработки, согласования, хранения и запуска в производство комплектовочных ведомостей в бумажном виде определил критичные, с точки зрения производства, этапы этих процессов, которые должны быть в точности перенесены в информационную систему, а также те, что необходимо модернизировать.
В рамках создания ЕИП принят следующий вариант организации работ с комплектовочными ведомостями: разработка и согласование ведется в системе TFLEX DOCs, запуск в производство и его последующая поддержка — в системе «1С: УПП». Исходя из этого разработан и успешно реализован регламент обмена данными между системами, проведены мероприятия по первичной синхронизации уже имеющихся справочников покупных ЭРИ:
- выверены и приведены к требованиям документов на поставку параметры ЭРИ в TFLEX DOCs;
- произведено сопоставление элементов справочника ЭРИ в TFLEX DOCs справочнику в «1C: УПП» путем простановки артикула в обеих системах;
- произведена автоматизированная подмена «покупных» названий ЭРИ в учетной системе «1С:УПП» на корректные из TFLEX DOCs.
После подготовки информационной базы произведена необходимая адаптация обеих систем под новый документ — «Комплектовочную ведомость»:
- созданы необходимые печатные формы и программные модули их заполнения;
- разработаны рабочие столы пользователей;
- определены права доступа пользователей исходя из их ролей в жизненном цикле документа;
- разработан электронный процесс согласования с включенными этапами автоматизированного выпуска визуализируемых электронных экземпляров;
- выпущены необходимые инструкции и руководства по работе с системами.
После индивидуального обучения пользователей двух ведущих подразделений — разработчиков изделий и производственнодиспетчерского отдела по работе с системами — проведена опытная эксплуатация. Получены хорошие отзывы пользователей, отмечена положительная динамика по времени разработки и утверждения электронных комплектовочных ведомостей, а также по запуску их в производство.
После разработки и выпуска стандарта организации данная система охватила всё предприятие, в результате чего хождение бумажных экземпляров КВ было прекращено.
Разработка, согласование, хранение и проведение изменений ЭКВ
Изначально определены три типа документа «Комплектовочной ведомости»: «рабочая КВ», «макетная КВ» и «дополнительная КВ».
«Рабочая КВ» создается на изделие, имеющее децимальный номер, и наследует от него все необходимые параметры (наименование, обозначение, шифр и т.д.). Для данного типа между изделием и созданной КВ устанавливается связь, позволяющая отследить все разработанные для данного изделия комплектовочные ведомости.
«Макетная КВ» — это разовая КВ, которая предназначена для запуска в производство макетных образцов изделий, которые не имеют полного комплекта КД, создается индивидуально, без привязки к какомулибо изделию.
«Дополнительная КВ» создается в привязке к рабочей КВ и дополняется ЭРИ, требуемыми для ремонтных работ.
Создание электронных КВ (ЭКВ) в TFLEX DOCs осуществляется на рабочей странице с вынесенными для удобства кнопками типов ЭКВ и извещения об изменении (рис. 1).
Рис. 1
Рис. 2
После создания объекта ЭКВ разработчик приступает к заполнению ее состава методом переноса (drag&drop) номенклатурных объектов из плавающего окна (рис. 2). Существует также возможность автоматического создания ЭКВ на основе электронной структуры изделия.
После включения объекта номенклатуры в состав ЭКВ разработчиком заполняются параметры вхождения, представляющие собой характеристики использования данного объекта в контексте определенной ЭКВ: количество, сроки, примечания.
Для осуществления возможности добавления в состав ЭКВ подборов и замен ЭРИ включен функционал работы с составом изделия. Для определения подбора к ЭРИ в окне Подбор пассивных элементов указывается варьируемая часть наименования. Из отобразившегося списка левой части окна производится перенос объектов состава подбора в правую часть окна и далее — применение изменений (рис. 3).
Рис. 3
Рис. 4
После этого состав подбора можно увидеть в окне свойств основного объекта.
Для добавления указания о допуске замены входящего(их) объекта(ов) разработан механизм замен. Основной единицей замен является блок замен. Выделяется заменяемый блок и заменяющие блоки. В каждый из блоков размещается один или несколько элементов, участвующих в совместной замене. Смысловая интерпретация механизма замен следующая: элемент(ы), заключенные в блок замен 1 (совместно), могут заменяться на элемент(ы), заключенные в блок замен 2 (совместно), и т.д. Таким образом, сначала в состав ЭКВ добавляются все объекты, участвующие в замене, после чего назначаются блоки замен и их состав в окне Задание замен (рис. 4).
Выделив ЭКВ, в нижней части окна ее свойств можно увидеть все добавленные подборы и замены (рис. 5).
Рис. 5
Ввод в действие новых ЭКВ и все изменения в них осуществляются только выпуском электронного извещения об изменении (ЭИИ). Для проведения необходимых изменений разработчиком выбираются действия, которые должна произвести система для получения необходимого результата. К каждому действию прикрепляются соответствующие ЭКВ. Различают три вида действия:
- «Ввод в действие» — выбирается при необходимости ввода в действие новой ЭКВ;
- «Аннулирование» — выбирается для аннулирования ЭКВ;
- «Аннулирование и замена» — выбирается при изменении параметров ЭКВ, а также при изменении параметров вхождения в нее комплектующих (количество, примечание, сроки по протоколам согласования и т.д.). Вводимая ЭКВ должна являться новой версией исходной.
Проведение изменений происходит в результате выполнения процесса согласования ЭИИ (см. ниже). Алгоритм проведения ЭИИ следующий:
- действие «Ввод в действие» — ЭКВ переводится на стадию «Хранение» и в список объектов «Изменения» прикрепляется извещение с литерой «Нов»;
- действие «Аннулирование» — ЭКВ переводится на стадию «Аннулировано» и в список объектов «Изменения» прикрепляется извещение с литерой «Аннул»;
- действие «Аннулирование и замена» — действующая ЭКВ обретает все параметры и состав нового варианта ЭКВ. Новый же вариант ЭКВ обретает все параметры, состав и все связи исходного варианта ЭКВ. То есть происходит подмена всех параметров и «внутренностей» исходной ЭКВ и целевого варианта этой ЭКВ. Таким образом, исключается необходимость проведения изменений в родительских объектах ЭКВ.
После создания извещения запускается бизнеспроцедура, где описана логика взаимодействия пользователей в бизнеспроцессе согласования ИИ. Схема бизнеспроцедуры представлена на рис. 6.
Все этапы, выделенные в цветные рамки, выполняются пользователями на рабочих местах. Всё, что за пределами этих рамок, — выполняется на сервере. При детальном рассмотрении видно, что формирование всех необходимых в процессе согласования визуализируемых электронных экземпляров и обмен данными между системами происходит на сервере. Причем последнее в результате выполнения процесса осуществляется дважды: в самом начале бизнеспроцесса и непосредственно перед его завершением. Механизм и логика обмена при этом следующие:
- программа выгрузки обрабатывает все указанные в извещении ведомости и производит проверку набора условий (стадия документа, наличие артикула, сроки и пр.);
- после блокировки ЭКВ от возможных корректировок пользователей происходит выгрузка данных в систему «1С: Предприятие» в виде таблиц MS SQL, а прикрепленные к объектам файлы извещений — в виде файлов PDF в защищенную папку на сервере;
- следом, с использованием OLEтехнологии системы «1С», запускается пользовательская обработка по загрузке информации, которая проверяет наличие в справочнике комплектующих «1С» всех выгруженных объектов, создает отсутствующие, после чего загружает структуру ЭКВ из таблиц SQL;
- по окончании передачи информации в системе «1С: Предприятие» производится формирование визуализируемых электронных экземпляров комплектовочных ведомостей и загрузка в TFLEX DOCs с прикреплением к ЭКВ и бизнеспроцессу для дополнительной проверки результатов изменений разработчиком;
- по завершении процесса согласования извещения на ЭКВ происходит передача из TFLEX DOCs в «1С:УПП» информации о подписях выгруженных документов и датах их установки, а также отметка о приеме на хранение.
На этом этап разработки ЭКВ заканчивается и начинается этап использования ЭКВ в производстве.
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала «САПР и графика».