Обработка металла как основа обучения будущего инженера
Сегодня в учебных заведениях стали активно внедрять технологии быстрого прототипирования, забывая о процессе формообразования. Если в 2010 году таких вузов были единицы [1], то сегодня практически все высшие учебные заведения обзавелись собственными лабораториями прототипирования. Зачастую данные лаборатории оснащены простыми 3Dпринтерами Fabbster (рис. 1) или аналогами. Усиленно развивая данное направление (прототипирование) взамен формообразования, вузы явно понизили свой уровень образования, и вот почему. Процесс создания прототипа на 3Dпринтерах предельно автоматизирован, не требует глубоких знаний в областях материаловедения, оборудования, программирования станков с ЧПУ и т.п. Большинство 3Dпринтеров в университетах работают по 2,5 осям, то есть по слоям, управляющая программа создается автоматически без участия человека. Фактически необходимо загрузить 3Dмодель в специальную программу и нажать клавишу «Старт», после чего автоматически будет создана модель поддержки и управляющая программа для печати. И где здесь наука? Где участие интеллекта? Как показал опыт, обучение студента 1го курса работе на 3Dпринтере занимает 45 мин. После проведенного обучения студент может самостоятельно печатать прототипы. За аналогичное время мы не смогли обучить студента даже подготовить к работе вертикальнофрезерный станок.
Рис. 1. 3D-принтер Fabbster
Рис. 2. Обработка детали на токарном станке
Конечно, мы не призываем отказываться от 3Dпринтеров, это абсурд! Но и подменять ими процесс формообразования также не следует. Современная промышленность должна использовать все доступные технологии производства, включая информационные технологии [2, 3] и прототипирование. Тем не менее учебные заведения должны готовить полноценных специалистов, которые смогут выпускать продукцию, а не прототипы.
По такому пути идет Университет машиностроения, создавая в рамках программы стратегического развития университета лабораторию «Механообработки и прототипирования». В данной лаборатории планируется обучать студентов не только работе на 3Dпринтере, но и последующему производству реального образца изделия. Поскольку только реальный образец может показать правильность принятых инженером решений при проектировании и производстве (рис. 2).
Активное внедрение современных технологий на предприятиях привело к увеличению потребности в высококвалифицированных инженерных кадрах, владеющих навыками работы на современном оборудовании. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, выпускники технических вузов должны не только владеть набором профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, но и быть готовыми к освоению новых знаний, обеспечивающих профессиональную конкурентоспособность. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто при переходе к использованию в учебном процессе технологий, связанных с производством реальной продукции.
Список литературы:
- Николаенко А.В., Петров П.А. Создание многофункционального центра прототипирования на базе Университета машиностроения (МГТУ «МАМИ») // САПР и графика. 2013. № 3. С. 7981.
- Порхунов С.Г., Кузьминский Д.Л. SolidWorks как основа для проектирования // САПР и графика. 2011. № 11. С. 9799.
- Максимов Ю.В., Кузьминский Д.Л. Применение информационных технологий в науке на примере разработанного испытательного комплекса для измерения точности вращения шпиндельного узла станка. Известия МГТУ «МАМИ» №1(15), 2013, т. 2. С. 8285.