Методологические основы BIM-технологии, и ее место в структуре информационных систем, сопровождающих весь жизненный цикл объекта строительства. Часть 2: проектирование, координация и хранение инженерных данных
Настоящая публикация является продолжением серии статей, посвященных вопросам эффективного внедрения технологии информационного моделирования зданий (BIM) и смежных информационных технологий в процесс проектирования.
В первой части («САПР и графика, № 12’2014) были рассмотрены процессы инициации и стадии техникоэкономического обоснования, а также затронут ряд особенностей процесса проектирования. В этой части мы продолжим рассмотрение проектных процессов и остановимся на процессах, связанных с управлением и хранением инженерных данных.
Безусловно, рамки журнальной публикации не позволяют полностью и всесторонне охватить все аспекты включения BIMтехнологии в различные варианты бизнеспроцессов предприятия, поэтому остановимся на рассмотрении наиболее распространенных схем:
- организация информационного пространства проекта строительства;
- совместная работа над проектом и единая координация;
- хранение и управление инженерными данными.
Обратим внимание на порядок возникновения проектных задач и коснемся только тех из них, в которых находит применение технология BIM.
В самом начале BIMпроектирования можно выделить этап организации информационного пространства. Руководитель проекта строительства проводит детальный анализ ключевых показателей проекта. Он определяет состав проектных работ и разделов, порядок их выполнения, назначает ключевых исполнителей и ответственных, ставит первостепенные задачи получения исходноразрешительной документации, разработки ТЗ и т.д. Для решения этих задач, как правило, задействуется корпоративный портал общего доступа к проектам. В качестве такового могут выступать решения Microsoft.
Компания «АйДиТи» — один из ведущих отечественных поставщиков лицензионного программного и аппаратного обеспечения, системный интегратор в области САПР и ГИС по всем отраслевым направлениям. Компания «АйДиТи» осуществляет:
Компания обладает высшими партнерскими статусами крупнейших мировых разработчиков, таких как Autodesk, Microsoft, Adobe, Corel, Kaspersky Lab, VMware, и сотрудничает со всеми ведущими производителями программного и аппаратного обеспечения. Заказчики «АйДиТи» — это тысячи государственных и коммерческих организаций, а также частных пользователей, работающих в различных отраслях. Система менеджмента качества «АйДиТи» сертифицирована и соответствует ГОСТ Р ИСО 90012008. «АйДиТи» ведет свою деятельность по всей территории России. Офисы компании: «АйДиТи — Центральный офис» Москва: +7(495) 2874812, idt@idtsoft.ru «АйДиТи — СевероЗапад» СанктПетербург: +7(812) 6761170, spb@idtsoft.ru «АйДиТи — Урал» Екатеринбург: +7(343) 2373001, ural@idtsoft.ru «АйДиТи — Северный Кавказ» Ставрополь: +7 (8652) 415544, skfo@idtsoft.ru «АйДиТи — Юг» РостовнаДону: +7(863) 2181157, rostov@idtsoft.ru |
На корпоративном портале предприятия организуется информационный сектор (узел) проекта, в который помещаются первичные документы по проекту, списки участников и ответственных и прочие сопроводительные материалы. Тут же стоит предусмотреть разработку карты запроса на создание информационного пространства.
Информационное пространство проекта предназначено для непосредственного создания, хранения и архивации файлов проекта. Современным средством реализации информационного пространства проекта являются системы PDM и системы управления инженерными данными — Autodesk Vault и Revit Server соответственно.
Рис. 1. Структура папок в хранилище Autodesk Vault
BIMменеджер предприятия получает карту запроса и готовит информационное пространство проекта. В карте могут содержаться количество и списки участников проекта, разделы и подразделы проекта, текстовое описание проекта и прочая сопроводительная информация, которая требуется для эффективной организации информационного пространства участников проекта.
Рассмотрим построение информационного пространства проекта в Autodesk Vault. С точки зрения хранения информации будем рассматривать минимальную информационную единицу — файл.
Все инженерные данные будут разделяться на три типа:
- BIM (файлы Revit);
- CAD (файлы AutoCAD);
- Office (файлы офисных приложений и бухгалтерских программ).
Все данные помещаются в структуру папок хранилища Autodesk Vault. Рекомендуется структуру папок строить по составу проекта (рис. 1).
Здесь:
- ?PROJECTS — область данных проектов строительства;
- ?№ID — область данных одного проекта;
- ?AR — область данных одного раздела проекта;
- ?Model — область данных BIM для совместной работы над моделью в рамках одного раздела;
- ?CAD — область данных CAD для совместной работы над моделью в рамках одного раздела;
- ?Reports — область данных для отчетов САПР — расчеты, спецификации, таблицы.
Список разделов может предоставляться руководителем проекта. Наименования разделов соответствуют системе наименований предприятия. Организация структуры папок и прав доступа может опираться на этот список.
Особое внимание стоит уделить системе именования файлов в хранилище Autodesk Vault. Для этого в ней предусмотрена автоматическая нумерация по заданным правилам предприятия. Примером такого именования может служить следующая схема имени файла:
[Код подразделения][шифр проекта][Раздел/Система][Подраздел/подсистема][номер по порядку]
Для работы с файлами Autodesk Revit рекомендуется создать для каждого раздела свою рабочую группу (например, для раздела AR группу AR) и включить в нее всех специалистов раздела проекта.
Совместную работу над проектом можно разделить на три основных этапа:
- Разработка проекта каждым отделом.
- Координация.
- Вывод проектной документации.
Autodesk, Inc. — мировой лидер в области решений для 3D-дизайна, проектирования и создания виртуальной реальности. Все компании из списка Fortune 100 применяют инструменты Autodesk, чтобы проектировать, моделировать и визуализировать свои идеи для экономии времени и денег, улучшения качества продукции и скорейшего внедрения инноваций. |
Совместная работа должна вестись с учетом безопасности хранения данных каждого специалиста. Для каждого отдела необходимо выделять информационную зону, защищенную от действий пользователей из других отделов. С этой целью можно назначать права на папки хранилища в соответствии с группами пользователей, указанными выше.
На этой стадии каждый проектировщик передает в общую информационную зону свою часть проектных данных (BIM, CAD, Оffice). Предварительно каждый проектировщик должен провести подготовку этой информации для общего доступа:
- Проверить размещение внешних ссылок.
- Оценить корректность размещения модели в абсолютных и проектных координатах.
- Очистить свои данные от лишней информации и ненужных библиотечных элементов.
- Провести локальную проверку на коллизии.
- Приложить отчет о коллизиях в зону общего доступа.
Для проведения координации между дисциплинами возможно использование двух методов (см. AEC (UK) BIM Standard for Autodesk Revit):
- через контрольную зону координации;
- непосредственно между дисциплинами.
Для файлов BIM (Revit) используется первый метод, для файлов CAD (AutoCAD) — второй.
Контрольная зона — область данных в Vault Server и Revit Server — зона ответственности BIMадминистратора, необходимая для подготовки данных к координации. BIMадминистратор должен регулярно проводить операции по проверке и связыванию файлов смежных дисциплин (отделов) проекта. Необходимо иметь в виду, что наличие контрольной зоны влияет на схему бизнеспроцессов предприятия. В частности, BIMадминистратор наделяется дополнительными обязанностями по проведению этих операций (рис. 2).
Рис. 2. Координация через контрольную зону
Контрольную зону реализуют папки Model в хранилище Vault и Revit Server следующим образом. Каждый пользователь работает в единой информационной среде Revit Server. Сотрудники каждого отдела работают в своих центральных файлах Revit. Центральные файлы Revit каждого отдела, пройдя через операции проверки BIMадминистратором, связываются между собой при помощи перекрестных ссылок. Таким образом, каждый участник видит все создаваемые инженерные решения и проводит координацию своих решений.
Метод координации через контрольную зону имеет меньшие риски потери данных, но налагает дополнительные требования к трудовым ресурсам. Второй метод, напротив, имеет меньший уровень безопасности данных, но более прост в реализации и не требует дополнительных трудозатрат.
Для файлов CAD (AutoCAD) используется метод непосредственной координации между дисциплинами. Каждый пользователь работает в единой информационной среде Vault (рис. 3).
Рис. 3. Совместная работа непосредственно между дисциплинами
Все проектировщики отправляют свои завершенные до некоторой стадии файлы в общий файл DWG. Такой общий файл загружается внешней ссылкой обратно к каждому пользователю. При этом стоит обратить внимание на характер внешних ссылок: наложенная связь, прикрепленная связь. В результате, каждый участник видит все создаваемые инженерные решения и проводит координацию своих решений.
Вывод проектной документации осуществляется через размещение каждым BIMспециалистом файлов документации (листов, отчетов) в папке [Раздел]Reports. Регулярно BIMадминистратор агрегирует эти файлы и помещает их в папку хранилища Vault с именем Main Reports.
Чертежные листы BIM и CAD рекомендуется хранить в Vault в формате DWF. Это позволит просматривать листы и производить согласование непосредственно в Vault без использования САПР.
С помощью инструментария Vault Client рекомендуется файлы листов объединять в подшивки и настраивать их вывод на печать в автоматическом режиме.
Рассмотрим стадию координации проектных разделов. Под координацией частей проекта будем понимать выявление и последующий учет взаимных ограничений, налагаемых связанными друг с другом частями проекта. Такими ограничениями могут быть геометрические коллизии, технологические допуски, расчетные ограничения (например, по нагрузкам), эстетические ограничения и пр.
Соответственно координация состоит из сбора данных о проектных ограничениях и их устранения. Первую часть осуществляет проектировщик совместно с BIMменеджером с помощью автоматического поиска геометрических коллизий в Revit и NavisWorks (рис. 4).
Рис. 4. Координация — проверка на коллизии между разделами проекта
Технологические, расчетные и прочие ограничения собираются в автоматизированном режиме через систему Autodesk Vault от каждого проектировщика регулярно при проектной координации. Агрегированные отчеты о координации хранятся в Autodesk Vault и регулярно обновляются. Тем самым BIMменеджер следит за количеством проектных коллизий и ограничений, их статусами и исправлениями.
Информационное моделирование зданий (BIM) — это основанная на интеллектуальной компьютерной модели технология, снижающая затраты времени и средств на выполнение проектов зданий и обеспечивающая при этом минимальное воздействие таких проектов на окружающую среду. |
Само же исправление осуществляется локально каждым проектировщиком и является обязательным для эффективной разработки проекта. Согласование коллизий и ограничений происходит средствами Autodesk Revit и Autodesk Navisworks через корпоративную сетевую коммуникацию, или, что крайне желательно, в ходе регулярных очных обсуждений с фиксацией решений в отчетах координации, хранящихся в Autodesk Vault.
Ряд задач, рассмотренных нами в статьях о BIM, как правило, вызывает большое количество вопросов. Надеемся, наш опыт позволит сократить их количество и сделает процесс внедрения BIMтехнологий более прозрачным.