Автоматизация жизненного цикла документа «Комплектовочная ведомость». Часть 2
Запуск в производство — следующий этап жизненного цикла «Комплектовочной ведомости» после разработки — осуществляется в системе «1С:Управление предприятием 8». Информация о составе изделия в виде спецификации, загруженной из TFlex DOCs, является для электронной комплектовочной ведомости исходной.
Появление в учетной системе предприятия актуальной электронной спецификации на изделие даже только в части покупных комплектующих изделий (ПКИ) обеспечивает широкие возможности, в частности:
- повышение эффективности и прозрачности управления сборочным производством;
- диспетчеризация комплектации изделий с момента запуска в производство до полного обеспечения ПКИ (закрытия дефицита);
- автоматическое формирование электронной сводной ведомости дефицита;
- отслеживание и контроль отпуска конкретных наименований и количества ПКИ в цеха под конкретные изделия;
- автоматизация процесса формирования плана закупок ПКИ, анализ обеспеченности производства.
Запуск изделий на изготовление по ЭКВ в производственнодиспетчерском отделе (ПДО)
Запуск изделий в производство осуществляется ПДО на основании планов, графиков, служебных записок и иных документов в системе «1С: УПП 8» с помощью документа «Заказ на производство» в подготовленном интерфейсе пользователя «Рабочий стол специалиста ПДО» (рис. 1), где выполняются все операции, описанные в инструкции по работе с ЭКВ:
- «Контроль проведенных изменений в спецификациях» — применяется для отслеживания изменений по извещениям в спецификациях на запущенные изделия;
- «Контроль созданных и не проведенных КВ» — применяется для поиска ЭКВ, по которым еще не произведен запуск изделий в производство, и, в случае их обнаружения, выдает сообщение на экран;
- «Журнал Комплектовочных ведомостей» — используется для работы с ЭКВ с возможностью настройки отбора по конкретному изделию или номеру ЭКВ;
- «Просмотр действующих и подготовленных спецификаций» — используется для просмотра всех имеющихся версий спецификации заданного изделия и их статусов;
- «Формирование/Печать Комплектовочных ведомостей» обеспечивает пользователя привычной печатной формой КВ.
ЭКВ загружается в систему «1С:УПП 8» с состоянием «Подготовлен», что свидетельствует о возможности использования ЭКВ при последующих запусках изделий в производство. Его перевод в статус «Утвержден» осуществляется специалистом ПДО; при этом заполняются дополнительные графы документа: номер КВ, номера комплектов, количество узлов в таре, цехпотребитель, основание запуска, номер заказа и назначение комплектов (приемка ПЗ, ОТК, типовые испытания).
После заполнения необходимых граф КВ на изделие, входящих составных частей и сборочных единиц с указанием номеров экземпляров, распечатывается бумажная форма документа (рис. 2), которая подписывается у начальника производства и передается на участок комплектации сборочного цеха, где она, в конечном счете, вкладывается в паспорт готового изделия с соответствующим номером комплекта.
Рис. 1
Выдача ПКИ для доработки изделий по техническим указаниям, техническим решениям, извещениям на изменения конструкторской документации, а также при срочной доработке производится согласно дополнительной комплектовочной ведомости на изделие, оформленной только на запущенные комплекты изделий. Дополнительная и дефектная ведомости оформляются и передаются в производство специалистом ПДО согласно инструкции.
Специалист ПДО отслеживает и проводит все изменения, связанные с корректировками запусков изделий по ЭКВ. Для аннулирования запуска изделия по ЭКВ оформляется документ закрытия ЭКВ в системе «1С:УПП 8» и ЭКВ изымается из производства, при этом, если комплектация уже была осуществлена, оформляется перенос комплектующих со старой ЭКВ на новую (если данные комплектующие необходимы для комплектации другого изделия, уже запущенного). В случае выявления невостребованных ПКИ осуществляется возврат комплектующих на склад отдела комплектации в установленном порядке.
Процесс обеспечения сборочного цеха ПКИ на основании ЭКВ
На основании заполненного и проведенного в ПДО «Заказа на производство» специалистом по комплектации сборочного цеха формируется пакет электронных документов «Требованиенакладная» (ТН) причем на каждый печатный узел, входящий в головное изделие, автоматически формируется отдельный документ «Требованиенакладная». Сформированные ТН отображаются на складе отдела комплектации в журнале «Требованийнакладных» для их дальнейшей обработки. Для формирования электронных ТН используется разработанный интерфейс «Рабочий стол специалиста сборочного цеха».
Рис. 2
После выбора необходимых параметров КВ комплектовщики цеха формируют заявки на комплектование, в роли которых выступает документ «Требованиенакладная».
Дополнительно разработан механизм лимитирования количества ПКИ в ТН относительно ЭКВ.
На рабочем столе специалиста цеха выполняются еще и следующие функции:
- Сводная ведомость дефицита — составляется в виде электронного отчета, доступного всем пользователям, которые работают с комплектацией и, при необходимости, может быть распечатана для оперативки по дефициту, проводимой руководителем дирекции по закупкам;
- Формирование ТН по подбору — производится по карте подборного ряда на изделие, с указанием количества и срока хранения ПКИ;
- Формирование ТН по картам замены — производится для выписки со склада ПКИ взамен вышедших из строя.
Далее к работе с ЭКВ приступает склад комплектации. На основании сформированных цехом электронных ТН кладовщиком готовятся, распечатываются и передаются комплектовщикам «Заявки на комплектование» (рис. 3) с отметками о срочности набора ПКИ. При этом дефицитные и подборные ПКИ комплектуются в первую очередь (корешки таких заявок печатаются серым цветом), а первичная комплектация с непомеченными корешками набирается в срок не более трех рабочих дней с момента отправки ТН цехом на склад комплектации. Кроме того, в заявке производится автоматический подбор серий ПКИ с подходящими сроками использования в соответствии с указанными в КВ, а также приводится адрес места хранения.
Рис. 3
Рис. 4
По завершении комплектования корешок заявки с номером документа «Требованиенакладная» и наименованием изделия заполняется, отрывается, прикрепляется к подготовленным пакетикам с ПКИ и передается кладовщикам для последующего заполнения документа «Требованиенакладная» в системе «1С:УПП 8».
Этапы комплектования отслеживаются путем автоматического изменения статуса реквизита документа «Требованиенакладная»:
- «Выписано» — сборочным цехом сформированы ТН;
- «Отдано на комплектование» — складом сформирована заявка на комплектование и отдана для набора;
- «Набрано» — заявка складом скомплектована;
- «В производстве» — комплектация находится в сборочном цехе.
Формирование электронной сводной ведомости дефицита (ЭСВД)
ЭСВД доступна всем пользователям, которые работают с дефицитом, и, при необходимости, может быть распечатана для оперативки по дефициту, проводимой руководителем дирекции по закупкам.
Планирование закупок комплектующих
Наличие в системе актуальных ЭКВ изделий предоставляет возможность автоматизированного составления плана закупок ПКИ отделу снабжения с использованием типового документа «План производства» (рис. 4) и специфических для предприятия «Помощника планирования ОАО АНПП «ТемпАвиа» (рис. 5) и отчета «Анализ обеспеченности для плана закупок» (рис. 6).
При планировании закупок в документе «План производства» указывается «сценарий планирования», на каждое изделие выбирается нужная спецификация выпуска в зависимости от того, изготавливаются ли входящие в его состав блоки собственными силами или покупаются. Для расчета потребности в ЭРИ предназначена обработка «Помощник планирования ОАО АНПП «ТемпАвиа». По кнопке Заполнить документы планирования на поле подкачиваются документы планирования согласно выбранному сценарию со сроками выпуска, на закладке Расчет сдвига запуска рассчитываются даты запуска изделий, на закладке Расчет по кратности можно разбивать общее количество изделия на более мелкие партии.
Далее идет формирование документов «Заказ на производство» с разбивкой по видам изделий (рис. 7), а результат обработки плановых документов собирается в отчете «Анализ обеспеченности для плана закупок», где есть как потребность на план, так и перечень плана закупок с учетом остатков на складе и ожидаемых приходов.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
* * *
Автоматизация жизненного цикла документа комплектовочной ведомости обеспечила предприятию следующие положительные моменты:
- сокращение времени разработки на формирование, изменение, а также согласование документа;
- по бумажным документам запуск изделий в производство осуществлялся тремя специалистами ПДО, а по электронным — одним, при возросших объемах производства;
- автоматизация контроля над обеспеченностью производства и списанием ПКИ, анализ излишков потребления по «Картам замены»;
- первый шаг к повышению прозрачности управления сборочным производством;
- автоматизация процесса формирования плана закупок ПКИ.
Рассмотренный механизм реализован на базе интеграции двух российских продуктов: TFLEX DOCs и «1С: Управление производственным предприятием 8» в рамках построения единого информационного пространства предприятия.
Продолжение. Начало см. «САПР и графика» № 12’2014, c. 72-75.