9 - 2015

Опыт использования SprutCAM на предприятии ООО «Биформ» в производстве штампов и пресс-форм

Вячеслав Бородулин, директор ООО «Биформ»
Вячеслав Бородулин, директор ООО «Биформ»

Прежде всего, хочу сказать нес­колько слов о нашем предприятии. ООО «Биформ» (www.biform.org) занимается выпуском продукции штампового производства. В линейке изделий компании свыше ста наименований, которые поставляются на многие предприятия страны. Это топливные баки на автомобиль «Газель», тормозная аппаратура для автомобиля КАМАЗ, топливные баки на автомобиль УАЗ, освоен выпуск более 60% кузовных деталей кабины автомобиля КАМАЗ, в том числе таких крупногабаритных, как крыша, пол, двери. Кроме того, наша компания производит продукцию для оборонных предприятий по программе импортозамещения.

Кабина автомобиля КАМАЗ 5415м изготовлена бригадой В. Бородулина

Кабина автомобиля КАМАЗ 5415м изготовлена бригадой В. Бородулина

На предприятии имеется два производства: инструментальное и прессовое. Первое оснащено оборудованием для изготовления штампов — это фрезерные, токарные, шлифовальные станки и сварочное оборудование. Второе — это гидравлические прессы с усилием штамповки от 25 до 1600 т, которых у нас порядка сорока штук. В инструментальном производстве мы изготавливаем комбинированные штампы по запатентованной нами технологии, которая позволяет снизить сроки изготовления в 4­5 раз, а также существенно снизить себестоимость изготовления. Благодаря этой технологии мы выдерживаем самые жесткие требования заказчика как по срокам и качеству, так и по стоимости выпускаемых нами изделий.

Отштампованная крыша кабины автомобиля КАМАЗ

Отштампованная крыша кабины автомобиля КАМАЗ

Среди наших заказчиков такие крупные предприятия, как ОАО «НефАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «Павловский автобус», Горьковский автозавод, ООО «Ремдизель» и многие другие.

Известно, что для производства изделий холодной листовой штамповки требуется серьезная конструкторско­технологическая подготовка производства, а также ресурсы для изготовления высокоточных производительных штампов, в том числе наличие высококвалифицированного как инженерного, так и рабочего персонала. Сегодня в ООО «Биформ» трудится около ста человек. Это очень грамотная и слаженная команда специалистов высокой квалификации, благодаря которой время от поступления чертежа до выхода готовой продукции сокращено до минимума. Особое внимание уделяется подготовке специалистов рабочих профессий. Среди наших молодых рабочих есть призер второго национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills, это о многом говорит. Мы способны изготовить заказ любой сложности для любого предприятия.

Технология изготовления штампов требует выполнения работ по мехобработке деталей штампов и пресс­форм с точностью до одной сотой миллиметра. В качестве исходной информации мы обычно используем математические 3D­модели изделий. Для обработки ответственных деталей используется оборудование с ЧПУ. Если в серийном производстве еще как­то можно писать управляющие программы вручную, то в инструментальном это невозможно. Поэтому в свое время возникла проблема выбора САМ­системы. Предварительно была проведена работа по изучению и сравнению как функциональных возможностей, так и условий по обучению и техподдержке. Кроме того, была выполнена тестовая разработка управляющих программ нашей детали в нескольких САМ­системах. Наше предприятие находится практически рядом с производственными корпусами ОАО «КАМАЗ», и нам известно о широком распространении SprutCAM на заводах КАМАЗа. SprutCAM очень активно используют в техслужбе команды «КАМАЗ­МАСТЕР» для подготовки автомобилей к ралли Париж — Дакар. Все это также сыграло в нашем выборе определенную роль. В конечном счете мы остановили свой выбор на разработке компании СПРУТ­Технология — системе SprutCAM.

Готовящийся к производству автомобиль «Русак 5354»

Готовящийся к производству автомобиль «Русак 5354»

Приобретение САМ­системы — это еще не все, требуется произвести подготовку технологов ЧПУ. Я всегда знал, что для технолога ЧПУ важнее знания и опыт в предметной части, технолог­программист ЧПУ должен быть и конструктором, и технологом, и станочником, и даже слесарем — и все в одном лице. Только в этом случае будет обеспечен хороший результат. Освоение SprutCAM было поручено Владиславу Борисову, который прошел трехдневное обучение и практичес­ки сразу после этого начал разрабатывать управляющие программы непосредственно в SprutCAM. Время, затрачиваемое на разработку управляющих программ, зависит от сложности детали. Программы на простые детали можно получить за несколько минут, на некоторые детали может уйти и день, и два. Иногда количество используемых операций может достигать нескольких десятков — все зависит от сложности и технологичности изделия. Конечно, как и в любом деле, на первых порах возникали вопросы как технологического характера, так и касающиеся настройки постпроцессора, но все оперативно решалось по горячей линии техподдержки компании СПРУТ­Технология.

Детали тормозной аппаратуры автомобиля КАМАЗ изготовлены

Детали тормозной аппаратуры автомобиля КАМАЗ изготовлены в ООО «Биформ»

По мнению наших технологов и станочников, главное отличие SprutCAM от других систем заключается в том, что работа в SprutCAM чем­то напоминает работу на станке. Сначала из библиотеки выбирается нужный станок, затем производится его виртуальная наладка — установка заготовки в оснастку, установка нулевой точки заготовки, заполнение магазина нужным инструментом, настройка инструмента и т.д. Все параметры системы устанавливаются как бы сами собой. На любом этапе работы можно проводить симуляцию обработки для улучшения технологии и контроля качества будущей обработки на станке. В работе мы используем практичес­ки все возможности SprutCAM, кроме пяти­осевой обработки. Например, для обработки деталей вырубных штампов мы используем стратегии плоской 2,5­координатной обработки; если это вытяжные штампы, то от простой параллельной обработки до фрезеровки с постоянной высотой гребешка.

Обтекатель кабины автомобиля

Обтекатель кабины автомобиля

Боковина «спальника» кабины

Боковина «спальника» кабины

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, поэтому постпроцессоры для нас поставили специалисты СПРУТ­Технология. Какое­то время шел процесс настройки постпроцессора, с учетом наших индивидуальных требований, которые зависят от устоявшихся особенностей производства.

Несмотря на сложности в экономике, предприятие интенсивно развивается. Сейчас мы строим три новых производственных корпуса. Это корпус крупной штамповки, инструментальный корпус, корпус сварки и сборки. Предстоит закупка нового оборудования, в том числе фрезерных обрабатывающих центров. В перспективе — организация производства всех деталей холодной листовой штамповки кабины и рамы автомобиля «Русак 5354». В ближайших планах — отказ от изготовления дорогостоящих штампов для вырубки и пробивки и перевод операции контурной обрезки и пробивки отверстий на роботизированные лазерные комплексы. Это обеспечит нам дополнительную оперативность выполнения любой программы при значительном снижении себестоимости и обеспечении необходимого качества продукции. Что немаловажно — программирование роботов будет осуществляться посредством использования «SprutCAM Робот» уже подготовленными специалистами нашего предприятия. 

САПР и графика 9`2015