Изучение дисциплины САПР на основе программных продуктов АСКОН
В 2014 году в Центре «АСКОНЯГТУ» для организации электронного документооборота по ряду дисциплин была установлена система ЛОЦМАН:КБ. Данная система предназначена для автоматизации управления проектированием и электронным архивом на промышленных предприятиях. Интуитивно понятный интерфейс, минимальное время на освоение принципов работы, а также широкие возможности по работе с документами обусловили использование данного продукта в учебном процессе. Можно выделить два взаимосвязанных направления применения ЛОЦМАН:КБ в техническом вузе:
- повышение квалификации профессорскопреподавательского состава (для последующего обучения студентов технических специальностей в рамках какойлибо дисциплины);
- использование программного продукта в качестве системы для организации электронного документооборота (в рамках дисциплины, кафедры, факультета или вуза в целом).
В настоящее время ЛОЦМАН:КБ используется совместно с системой проектирования КОМПАС3D V15 и расчетноинформационной системой «Электронный справочник конструктора» для проведения занятий по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» направления 44.03.04 «Профессиональное обучение». Дисциплина реализуется на базе авторизированного учебного центра «АСКОНЯГТУ» (рис. 1) и ставит своими целями ознакомление студентов с концепцией современного автоматизированного производства, системой автоматизированного проектирования конструкторскотехнологической документации в системе КОМПАС3D. На данную дисциплину учебным планом в четвертом семестре отведено 72 часа (из них 36 часов аудиторных занятий).
Рис. 1. Дисплейный класс АУЦ «АСКОН-ЯГТУ»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность конструировать детали, узлы механизмов, а также развивать графическую компетентность;
- готовность разрабатывать конструкторскотехнологическую документацию с помощью систем автоматизированного проектирования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- ?знать:
- интерфейс системы,
- основные приемы создания трехмерных деталей и сборок в системе КОМПАС3D,
- алгоритмы сокращения времени разработки моделей и сборок за счет применения оптимальных способов проектирования;
- ?уметь:
- разрабатывать трехмерные модели деталей в системе КОМПАС3D на основе параметрических эскизов,
- разрабатывать трехмерные сборки с использованием команд сопряжения и создавать сборки «на месте»,
- создавать ассоциативные чертежи на основе разработанной трехмерной модели;
- ?владеть:
- методикой создания трехмерных моделей деталей в системе КОМПАС3D,
- методикой создания трехмерных моделей и сборок.
Данная дисциплина опирается на ранее изученную дисциплину «Компьютерная графика» (реализуется кафедрой инженерной графики и начертательной геометрии) и является ее логическим продолжением. Студенты, имеющие представление о создании чертежей, спецификаций и текстовых документов, в кратчайшие сроки переходят на трехмерное моделирование. В связи с этим в учебном плане не предусмотрены лекционные занятия, а только лабораторные.
За основу организации занятий по дисциплине взята операционнокомплексная система обучения.
На первом этапе студенты после проведения вводного инструктажа, под руководством преподавателя, овладевают приемами работы с основными командами твердотельного моделирования (выдавливание, вращение, кинематическая операция, операция по сечениям, а также аналогичные команды вырезания). Именно эти команды являются наиболее востребованными при создании трехмерной модели детали. Для овладения всеми тонкостями работы с данными командами (режимы, переключатели, особенности выбора элементов детали и т.д.) был разработан комплекс упражнений, размещенных в университетской системе дистанционного обучения Moodle (рис. 2) [5].
Рис. 2. Фрагмент главного окна дисциплины САПР в СДО Moodle
Рис. 3. Задание на выполнение детали «пластина»
Каждое упражнение содержит задание, необходимые графические материалы, справочную информацию об используемых в данном упражнении командах (рис. 3), а также полную структуру построения трехмерной модели детали. Представлены упражнения по трехмерному моделированию твердотельных и листовых тел, поверхностному моделированию и сборкам [4].
В СДО Moodle создано избыточное количество упражнений, что позволяет использовать разные их варианты для каждой группы/подгруппы, подстраиваясь под уровень студентов, а также предлагать неразобранные на аудиторных занятиях упражнения для успевающих студентов в качестве дополнительных заданий. Кроме того, упражнения могут выполняться студентами не только в рамках аудиторных занятий, но и дома, для повторения изученного ранее материала.
В учебном процессе активно используются:
?азбуки КОМПАС3D — доступны через функционал системы и позволяют изучить (повторить) алгоритмы работы с командами, а также последовательность создания деталей и сборок;
?группы в соцсетях (ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер и др.) —позволяют получить помощь от участников данных групп при возникновении затруднений при создании моделей. Среди разнообразных групп можно выделить официальные группы: КОМПАС3D (http://vk.com/kompas_home), АУЦ АСКОНЯГТУ (http://vk.com/ascon.ystu) — рис. 4, и др.;
?видеоролики упражнений (размещенные, например, на канале http://www.youtube.com) [3].
Для контроля освоения студентами конкретной команды в конце темы предусмотрена самостоятельная работа (как для аудиторного, так и внеаудиторного выполнения). Вариант задания на самостоятельную работу представлен на рис. 5.
Рис. 4. Группа АУЦ «АСКОН-ЯГТУ» в соцсети ВКонтакте
Рис. 5. Вариант самостоятельной работы на команду
Операция выдавливания
Рис. 6. Комплексное задание
Результаты могут быть сохранены студентом в систему ЛОЦМАН:КБ или в локальную рабочую папку группы. Первый вариант является более предпочтительным, поскольку в течение семестра формируется портфолио каждого студента по данной дисциплине, при этом файлы «не исчезнут», что часто случается у студентов при работе в общих дисплейных классах или при случайном сохранении в другую папку локального диска. Кроме того, часть выполненных деталей используется в последующих упражнениях, поэтому их потеря нежелательна.
На втором этапе студенты выполняют комплексные задания, объединяющие в одной детали все ранее изученные команды (рис. 6). Деятельность студента на данном этапе приближена к производственной.
На данном этапе преподаватель является консультантом. Студенты выполняют задание самостоятельно, а преподаватель отвечает на возникающие вопросы, контролирует ход выполнения работы и указывает на ошибки. При возникновении ошибок, характерных для всей группы/подгруппы, преподаватель проводит текущий инструктаж, на котором разбирает способы их устранения. Результат в виде трехмерной модели детали проверяется преподавателем и сохраняется в портфолио.
Комплексных заданий в дисциплине несколько, что позволяет преподавателю отслеживать процесс усвоения материала в рамках всей дисциплины.
На третьем этапе студентом выполняется итоговая работа. Задание является более сложным и содержит большее количество операций (как моделирования детали, так и сборки узлов). На данном этапе студент работает самостоятельно. Результат проверяется преподавателем, выставляется оценка. Модель или сборка заносится в ЛОЦМАН:КБ в портфолио студента.
Рис. 7. Трехмерная модель детали «вал-шестерня» в Adobe Reader
На четвертом этапе бригадами студентов (дватри человека) выполняется расчетнографическая работа, имитируя небольшое конструкторское бюро. В каждой бригаде выбирается (назначается) руководитель — «главный конструктор». Каждой бригаде выдается задание на создание трехмерной сборки какоголибо узла в системе КОМПАС3D.
Представление исходных данных для РГР может быть в виде:
- ?альбомов чертежей и сборочных единиц (в печатном или электронном виде) [1 и 2, 6];
- ?карточекзаданий в печатном
и/или электронном виде; - ?ГОСТов (при изучении создания исполнений и работе с таблицей данных);
- ?PDFдокументов 3Dмоделей деталей и узлов (рис. 7), разработанных преподавателем (позволяют более детально ознакомиться с конструкцией предлагаемого для разработки узла);
- ?файлов компоновочной геометрии, разработанных преподавателем;
- ?реальных изделий (позволяет помимо выполнения трехмерной модели изучить назначение, конструкцию, принцип действия, а также научиться выполнять эскизирование с реального объекта).
Оно размещается преподавателем в ЛОЦМАН:КБ с установленными правами доступа. Студенты бригады имеют доступ только к своему заданию (рис. 8).
Система ЛОЦМАН:КБ (рис. 9) позволяет выполнять задание удаленно, в удобном для студента месте. При этом все результаты (модели деталей, чертежи, подсборки и сборка) хранятся на сервере. Это позволяет любому участнику бригады ознакомиться с уровнем выполнения задания, использовать выполненные на данном этапе детали и узлы другого участника для своей части работы, и, при необходимости, помочь, если возникают затруднения.
Рис. 8. Кран-регулятор подачи топлива в КОМПАС-3D V16
Рис. 9. Формирование структуры в ЛОЦМАН:КБ
Рис. 10. Вторичное представление крана-регулятора подачи топлива в ЛОЦМАН:КБ
Рис. 11. Ведомость материалов крана-регулятора подачи топлива в ЛОЦМАН:КБ
В процессе работы преподаватель может дистанционно контролировать процесс выполнения задания (рис. 10 и 11), определить долю каждого участника, а также средствами системы внести замечания к разрабатываемым документам. Данные замечания позволят устранить ошибки и недочеты на ранних стадиях выполнения РГР.
Выполненные студентами и утвержденные преподавателем работы (с использованием функционала ЛОЦМАН:КБ) помещаются в архив системы.
Применение архива в учебном процессе дает возможность преподавателю в качестве задания для РГР выдавать достаточно крупные узлы, разбивать их на части и осуществлять их разработку в течение длительного времени без потери данных и прекращения работы.
Таким образом, по результатам внедрения комплекса по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» можно сделать следующие выводы:
- комплекс программного обеспечения (КОМПАС3D и ЛОЦМАН:КБ) эффективно использовать при изучении технических дисциплин;
- система ЛОЦМАН:КБ является эффективным инструментом для организации самостоятельной работы студентов в рамках аудиторных занятий, РГР, курсовых работ и проектов, а также выпускных квалификационных работ технического профиля. Кроме того, она позволяет организовать полнофункциональный электронный документооборот учебных документов.
Полученные знания по ЛОЦМАН:КБ и КОМПАС3D будут использованы при изучении САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ в шестом семестре и формировании цепочки КОМПАСГрафик (включая приложения) ® КОМПАС3D (включая приложения)/ЛОЦМАН:КБ ® САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ.
В перспективе рассматривается внедрение системы прочностных расчетов APM FEM в учебный процесс по дисциплине «САПР», что позволит более полно отразить конструкторскотехнологическую подготовку производства.
Литература:
- Борковская Л.В. Альбом заданий для выполнения сборочных чертежей/ Л.В. Борковская. М.: Машиностроение, 1974. 73 с.
- Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению/ Бахнов Ю.Н. М.: Высшая школа, 1984. 160 с.
- Винтовая линия в Компас3D. Видеоурок [Электронный ресурс]/ Исаев А.Н. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=uReBnDYi18.
- Исаев А.Н. Методика проектирования листовых тел в КОМПАС3D: учебнопрактическое пособие / А.Н. Исаев. Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, 2015. 208 с.
- Исаев А.Н., Шевчук В.Ф., Герасимова Н.О. Дидактическое сопровождение учебного процесса технического вуза в системе MOODLE. [Текст] / А.Н. Исаев, В.Ф. Шевчук, Н.О. Герасимова // Теория и методика профессионального образования: Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2012. № 41 (55). С. 3941.
- Кувшинов Н.С. Изделия приборостроения. Альбом рабочих чертежей: Учебное пособие/ Кувшинов Н.С. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2007. 128 с.