3 - 2016

Развитие туризма с помощью BIM

В 2015 году АО «Казанский Гипронииавиапром» начал работу над крупным инфраструктурным проектом — «Ворота Байкала». Цель проекта — привлечение инвестиций и развитие туристического сектора в районе озера Байкал. Основной задачей, стоявшей перед компанией, было обновление инфраструкуры и создание технических условий для работы горнолыжного курорта «Гора Соболиная» и других объектов гостинично-туристского комплекса в регионе.

Особенности национальной инфраструктуры

Объект «Ворота Байкала» должен охватывать территорию более 300 га. На ней необходимо разместить около 30 км инженерных сетей (сети канализации, водопровода, теплоснабжения, связи и пр.), 13 км автодорожных трасс, а также спроектировать площадку эксплуатационно­технической базы. Впоследствии на этой площадке предстоит организовать работу технического персонала, обеспечивающего поддержку новой инфраструктуры, и деятельность резидентов гостинично­туристского комплекса.

Одной из сложностей проекта являлись сжатые сроки. На проектирование было отведено всего три месяца. На начало 2016 года запланирован старт строительных работ, а в 2017­м
все объекты инфраструктуры «Ворот Байкала» должны быть введены в эксплуатацию. Кроме того, Андрей Абрамов, начальник группы АО «Казанский Гипронииавиапром» и BIM­координатор проекта «Ворота Байкала», отметил следующие особенности: «Во­первых, нам предстояло работать на особо охраняемой территории — в прибрежье озера Байкал, где недавно был закрыт целлюлозно­бумажный комбинат. Соответственно, при подготовке документации мы были обязаны учитывать различные природоохранные мероприятия, в частности восстановление лесного массива, поддержку экосистемы озера Байкал — выпуск рыбы в водоем и пр. Во­вторых, данный регион является сейсмически активным — здесь возможны колебания до 9 баллов, что также было необходимо учитывать при выборе проектных решений. В­третьих, это огромный объем документации, характерный для проектирования линейных объектов. Так, объем документации на стадии П практически совпадает с объемом документации на стадии Р. Ну и, в­четвертых, это отсутствие качественных исходных данных, необходимых для трехмерного информационного моделирования. Документация от заказчика была представлена либо в бумажном виде, либо в формате плоского AutoCAD. В то же время, альтернативы трехмерному проектированию и технологии BIM для выполнения работ в указанные заказчиком сроки мы не видели».

«Рельефное» начало

Прежде чем приступить к проектированию, сотрудники «Казанского Гипронииавиапрома» преобразовали исходные данные, полученные от заказчика, в точки рельефа, и провели камеральные работы для восстановления особенностей исходной поверхности, а также выполнили «подъем» 3D­моделей существующих инженерных сетей на объекте проектирования.

Одновременно, на основании информации из открытых источников, были получены данные по рельефу, необходимые для комплексной модели местности. Для создания трехмерной модели дорог были использованы продольные профили и поперечники улично­дорожной сети и ливневой канализации, предоставленные Сибирским проектным институтом в AutoCAD. Подготовка исходных данных и преобразование полученной информации в трехмерную модель заняла приблизительно полтора месяца.

Ключ ко всем задачам — BIM

Проект «Ворота Байкала» стал одним из первых масштабных BIM­проектов для «Казанского Гипронииавиапрома». На нем отрабатывались методы взаимодействия специалистов друг с другом в рамках единой модели, создавались методические указания, регламентирующие работу проектировщиков и их взаимодействие со смежниками. Одной из специфических задач проекта, которую удалось решить благодаря совместной работе в BIM­модели на этапе проектирования, стала взаимная увязка сетей и исключение коллизий между ними. Для сетей были предусмотрены очень узкие коридоры, что осложняло работу проектировщиков. Это было связано с ограниченным пространством природозащитных зон. BIM­технология позволила решить эту задачу быстро и эффективно, исключив ошибки на этапе проекта.

Для работы над проектом компания применила новую схему комплексного использования ПО. На стадии концептуальной проработки модели применялся Autodesk Infraworks. Проектирование архитектурных сооружений, комплекса инженерных сетей, площадки эксплуатационно­технической базы и коммуникаций осуществлялось в AutoCAD Сivil 3D и Autodesk Revit.

Работа в Сivil 3D позволила компании быстро работать с изменениями, которые вносил заказчик. В частности, заказчиком были изменены точки подключения и учета тепла для тепловых камер, трассировка водопровода. «Любые изменения в системах связи (сигнализации) и других системах сразу отражались в файлах всех смежников, — рассказывает Андрей Абрамов. — При помощи инструментов быстрых ссылок Сivil 3D смежники подгружали сети на нужных участках, и изменения отображались на профилях».

Архитектурная и конструкторская проработка зданий проводилась в Autodesk Revit. Обобщенную модель проекта на основе моделей различных разделов, созданных в AutoCAD Сivil 3D и Autodesk Revit, компания впервые собирала и проверяла на коллизии в Autodesk Navisworks. По результатам анализа и необходимой корректировке модель передавалась в Infraworks для демонстрации клиенту концептуальных решений. По словам Андрея Абрамова, выбранный подход впервые был использован «Казанским Гипронииавиапромом» и в полной мере себя оправдал, позволив выполнить проект в заданные сроки.

«Navisworks проявил себя как оптимальное ПО для сборки различных разделов и междисциплинарных проверок на коллизии. В ближайшее время информационная модель Navisworks должна быть передана в Иркутскую экспертизу. А Autodesk Infraworks позволил быстро двигаться вперед на этапе предпроектной подготовки. В данном ПО мы получили приблизительную модель участка, нанесли на нее существующие сети, в частности шламопровод (пульпопровод), который шел с территории Байкальского целлюлозно­бумажного комбината, нанесли концептуальное решение по дорогам и представили ее в качестве наглядного демонстрационного материала заказчику», — рассказывает Андрей Абрамов.

Также на начальном этапе, на основе связки AutoCAD Civil 3D и Autodesk Revit, были рассмотрены различные варианты размещения эксплуатационно­технической базы «Ворот Байкала» — в прибрежной зоне, в предгорной зоне или на обоих участках. В результате технико­экономического анализа, выполненного технологическим отделом, было принято решение размещать базу в предгорном районе.

«Преимущество подхода, выбранного нами для реализации проекта “Ворота Байкала”, бесспорно, — подводит итог Андрей Абрамов. — Использование информационной трехмерной модели и связки Autodesk Revit, AutoCAD Сivil 3D, Infraworks, Navisworks позволило нам выполнить проект всего за три месяца. При старом подходе мы бы потратили не менее двух месяцев только на создание профилей инженерных сетей. Огромное количество задач было автоматизировано, например сводный план инженерных сетей для генплана сформирован полностью автоматически».

Данный подход был высоко оценен и жюри конкурса Autodesk Innovation Awards 2015, присвоившим проекту «Ворота Байкала» первое место в номинации «Использование технологии BIM в проектировании и строительстве объектов дорожно­транспортной инфраструктуры». 

САПР и графика 3`2016