6 - 2016

Резолюция II Межотраслевого информационно-технологического форума «МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ» Информационное моделирование промышленных объектов. Информационное моделирование промышленных объектов

В Конгресс­центре Правительства Москвы 20 апреля 2016 года состоялся второй Межотраслевой информационно­технологический форум «МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ» — масштабное профильное мероприятие, посвященное популяризации существующих примеров внедрения и действующих инструментов информационного моделирования (ИМ) объектов и территорий в Российской Федерации.

Форум прошел при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно­коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Мосгосэкспертизы, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российского союза инженеров, Союза проектировщиков России, BIM­Ассоциации, НП «Инженер­проектировщик», Национального союза изыскателей, Российского союза строителей, Союза производителей композитов, НП «Гидроэнергетика России», ГИС­Ассоциации, Союза нефтегазопромышленников России, Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ, Национального общества имитационного моделирования, Университета управления проектами (PM University), Российского агентства развития информационного общества, Ассоциации по выводу из эксплуатации радиационно­опасных объектов.

В Форуме приняли участие более 800 делегатов на уровне высшего управленческого и технического руководящего состава из 506 компаний и 77 городов России и зарубежья, заинтересованных в повышении эффективности сооружения и эксплуатации инфраструктурных объектов. Среди них — представители органов государственной власти, представители заказчиков ключевых отраслей экономики: нефтегазовой, атомной, гидроэнергетики, оборонного комплекса, металлургии, гражданского строительства; ИТ­компаний; научных и образовательных учреждений; отраслевых объединений, ассоциаций и СМИ.

По итогам работы Форума, где на тематических секциях и круглых столах участники делились своим опытом, высказывали мнения и дискутировали, сделаны следующие выводы:

  • отечественными пользователями накоплен значительный опыт информационного и имитационного моделирования объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) — от проектирования до вывода из эксплуатации; консолидация и трансляция этих знаний позволит достичь синергетического эффекта межотраслевой информатизации;
  • функциональные возможности современного ПО позволяют обеспечивать симбиоз взаимосвязанности и единства данных между стадиями и дисциплинами, их визуализацию и имитационное моделирование, что способствует активному внедрению ИМ во все структуры управления техническими системами городов и предприятий;
  • российское программное обеспечение в области информационного моделирования от компаний АСКОН, НЕОЛАНТ, НАНОСОФТ обеспечивает решение соответствующих задач пользователя и свободно интегрируется с зарубежными продуктами, что способствует решению задач импортозамещения;
  • в России существует активное научное и бизнес­сообщество, которое уже вкладывается в развитие и структурирование отрасли, что доказывают следующие факты:

- наличие примеров создания и использования внутренних корпоративных стандартов в компаниях с многолетним практическим опытом применения информационного моделирования,

- появление пилотных открытых отраслевых стандартов от инициативных участников рынка,

- наличие примеров электронных отраслевых каталогов оборудования для использования при информационном моделировании (Единый отраслевой номенклатурный каталог оборудования и материалов www.eoncom.niaep.ru и др.),

- появление учебных программ в вузах по освоению инструментов информационного моделирования;

  • наличествуют факты должного внимания к возможностям информационного моделирования со стороны государства: работы по повсеместному внедрению в промышленное и гражданское строительство ведет Минстрой России, а к применению ИМ в своей непосредственной деятельности приступают органы государственной экспертизы и технического надзора;
  • существуют барьеры, прежде всего законодательные, кадровые и организационные, к широкому внедрению информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство России.

Оргкомитет Форума, действуя от лица его участников и профессионального сообщества пользователей и разработчиков инструментов ИМ, выдвигает следующие предложения для интенсификации широкого распространения информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве:

  1. Создать межведомственную рабочую группу, ответственную за внедрение информационного моделирования, поскольку внедрение ИМ влияет на различные отрасли, с одной стороны, и общественные сферы России — с другой. Это необходимо для учета интереса всех сторон и консолидации деятельности различных ведомств с целью получения синергетического эффекта. В данную группу должны войти представители Министерства строительства и жилищно­коммунального хозяйства, Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства транспорта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства специального строительства, Государственной Думы Российской Федерации.
  2. Рекомендовать всем перечисленным в пункте 1 ведомствам ознакомиться с материалами Форума, касающимися повышения эффективности и безопасности эксплуатации промышленных объектов и накопленным в России практическим опытом сопровождения ЖЦ таких объектов с использованием информационного моделирования. Ознакомиться с материалами можно на сайте www.imodel­russia.com.
  3. Разработать тезаурус, полномерно охватывающий понятия об информационном моделировании между исполнителями и заказчиками (включая государственные заказы) на всех стадиях жизненного цикла, что предоставит основу для разработки профессиональных и государственных стандартов, а также при реализации проектов внедрения.
  4. Разработать критерии и методы для:

- определения качества информационной модели и наполнения ее необходимой информацией;

- создания прозрачной системы расчета стоимости по ее созданию и сопровождению;

- определения необходимого уровня компетенций подрядчика в области ИМ на любой стадии ЖЦ.

  1. Разработать профессиональные, а в дальнейшем — государственные национальные стандарты в области информационного моделирования, где учесть:

- разные типы объектов (например, линейные/площадочные, по отраслевому признаку, по уровню опасности, масштабу, государственной значимости и т.п.) — и промышленного и гражданского строительства;

- размерность и способ представления информационной модели: интеллектуальные 2D — схемы, генпланы, геоинформационные системы и т.д.; 3D — инженерные 3D­модели, цифровые модели местности, геологические модели, сферические панорамы (туры); 4D — интеграция инженерной 3D­модели с планом­графиком выполнения работ, имитационные модели и виртуальные тренажеры; 5D — интеграция 4D­модели с данными о закупках и поставках; 6D — интеграция 5D­модели с данными о стоимости ресурсов;

- полноту решения прикладных задач в процессе управления объектом за счет интеграции со специализированным программным обеспечением и импорта различных данных (например, ТОиР, АСУТП, распознавания меток различного типа, результаты различных съемок, например, лазерного сканирования и т.д.);

- полноту решения задач надзорных органов, служб МЧС, органов власти и местного самоуправления, соответствующих отраслевых министерств и ведомств, организаций, ответственных за ведение территориальных кадастров и реестров недвижимости с использованием данных ИМ­объектов, находящихся на соответствующих территориях, — в том числе за счет интеграции с ИСОГД, информационными системами ситуационных центров, ГИС­системами соответствующих органов управления и т.д.

  1. Внести изменения в отраслевые сметно­нормативные базы, включив дополнительный классификатор норматива с наименованием норматива «Программное обеспечение в области информационного моделирования» с целью создания более эффективной системы управления стоимостью.
  2. Предложить провести совместные пилотные проекты по использованию технологий информационного моделирования для сопровождения задач строительства объектов использования атомной энергии Главгосэкспертизе России и Ростехнадзору — для наработки практической базы и внесения предложений по разработке государственных стандартов использования ИМ на стадии строительства.
  3. Минкомсвязи РФ рассмотреть возможности:

- софинансирования текущей работы российских компаний — разработчиков технологий и инструментов информационного моделирования для интенсификации совершенствования ПО — с целью скорейшего снижения для российских предприятий санкционных и валютных рисков по соответствующему ПО, а также удовлетворения государственных требований по запрету на использование зарубежного ПО в компаниях с государственным участием, среди которых — большое количество крупнейших промышленных холдингов России;

- софинансирования участия российских разработчиков в зарубежных строительных, промышленных и ИТ­выставках и других маркетинговых активностях с целью реализации экспортного потенциала разрабатываемого ПО;

- внести в классы программного обеспечения «Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» класс «ПО для информационного моделирования».

  1. Предложить Министерству образования РФ:

- включить в образовательные стандарты курс по информационному моделированию. Учесть, что понимание возможностей данных технологий необходимо не только строительным специальностям, но и специалистам по кадастру, ГИС, геодезии и картографии, САПР, а также при подготовке управленческих кадров, будущих чиновников, эксплуатирующего персонала объектов ПГС. Это позволит им эффективно включаться в общую информационную среду поддержки ЖЦ объекта;

- включить в программы подготовки управленческих кадров (Президентская программа подготовки управленческих кадров, MBA и т.п.) курс «Информационная модель как инструмент управления ЖЦ объекта строительства»;

- создать общедоступные дистанционные учебные курсы по ИМ, чтобы обеспечить доступ к передовым знаниям из любых регионов России.

  1. Рекомендовать Минстрою РФ усилить продвижение практического опыта применения и пропаганду преимуществ технологий информационного моделирования посредством:

- проведения фокусной Всероссийской недели информационного моделирования, где предоставить площадку для всех организаций, имеющих опыт использования ИМ, разработчиков ПО, учебных заведений, организовать дискуссии, мозговые штурмы, лекции для студентов и профессионалов, провести отдельную сессию, посвященную международному опыту, с приглашением иностранных коллег из государственного и коммерческого сектора и т.д.;

- организации специализированных стендов Минстроя РФ, посвященных ИМ, в профильных строительных, промышленных и ИТ­мероприятиях — с предоставлением мест соответствующим профессиональным ассоциациям;

- софинансирования организационной работы по созданию профессиональных ИМ­стандартов, которые станут основой государственных стандартов, например, через профессиональные ассоциации;

- создания и развития профильного печатного/интернет­издания под эгидой Минстроя, ведения постоянных профильных рубрик в существующих изданиях Минстроя;

- активной пропаганды ИМ в сторонних открытых интернет­ресурсах и федеральной прессе от имени Минстроя РФ;

- проведения профессиональных конкурсов для предприятий и специалистов: ИМ­лидер в проектировании, ИМ­лидер в строительстве, ИМ­лидер в эксплуатации, лучший ИМ­менеджер и т.п.;

- создания и ведения добровольных и обязательных квалификационных рейтингов уровня использования ИМ в деятельности организаций;

- проведения и публикации исследований в области использования ИМ в России;

- любых других мероприятий, способствующих достижению поставленной цели.

  1. Предложить Минстрою и Минпромторгу совместно профинансировать:

- создание учебных образцов информационных моделей гражданского и промышленного объекта соответственно, доступных для просмотра и изучения через web­интерфейс студентам, профессионалам, чиновникам;

- разработку и организацию наполнения пилотного отраслевого каталога оборудования российского производства — в формате, пригодном для использования в информационном моделировании новых и существующих объектов. В качестве примера рекомендуется начать с нефтегазовой отрасли, где этот же каталог будет адекватной основой для анализа текущей обеспеченности отрасли российским оборудованием.

  1. Считать, что профессиональное сообщество пользователей и разработчиков инструментов информационного моделирования подтверждает готовность в оказании посильной экспертной и организационной поддержки, а также возможность проведения частичного софинансирования деятельности по реализации всех вышеперечисленных пунктов.
  2. Поручить Оргкомитету Форума выложить на сайт Форума www.imodel­russia.com Резолюцию и разослать ее для ознакомления всем поименованным в пункте 1 ведомствам с просьбой о скорейшей реализации указанных предложе

САПР и графика 6`2016