Резолюция II Межотраслевого информационно-технологического форума «МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ» Информационное моделирование промышленных объектов. Информационное моделирование промышленных объектов
В Конгрессцентре Правительства Москвы 20 апреля 2016 года состоялся второй Межотраслевой информационнотехнологический форум «МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ» — масштабное профильное мероприятие, посвященное популяризации существующих примеров внедрения и действующих инструментов информационного моделирования (ИМ) объектов и территорий в Российской Федерации.
Форум прошел при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Мосгосэкспертизы, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российского союза инженеров, Союза проектировщиков России, BIMАссоциации, НП «Инженерпроектировщик», Национального союза изыскателей, Российского союза строителей, Союза производителей композитов, НП «Гидроэнергетика России», ГИСАссоциации, Союза нефтегазопромышленников России, Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ, Национального общества имитационного моделирования, Университета управления проектами (PM University), Российского агентства развития информационного общества, Ассоциации по выводу из эксплуатации радиационноопасных объектов.
В Форуме приняли участие более 800 делегатов на уровне высшего управленческого и технического руководящего состава из 506 компаний и 77 городов России и зарубежья, заинтересованных в повышении эффективности сооружения и эксплуатации инфраструктурных объектов. Среди них — представители органов государственной власти, представители заказчиков ключевых отраслей экономики: нефтегазовой, атомной, гидроэнергетики, оборонного комплекса, металлургии, гражданского строительства; ИТкомпаний; научных и образовательных учреждений; отраслевых объединений, ассоциаций и СМИ.
По итогам работы Форума, где на тематических секциях и круглых столах участники делились своим опытом, высказывали мнения и дискутировали, сделаны следующие выводы:
- отечественными пользователями накоплен значительный опыт информационного и имитационного моделирования объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) — от проектирования до вывода из эксплуатации; консолидация и трансляция этих знаний позволит достичь синергетического эффекта межотраслевой информатизации;
- функциональные возможности современного ПО позволяют обеспечивать симбиоз взаимосвязанности и единства данных между стадиями и дисциплинами, их визуализацию и имитационное моделирование, что способствует активному внедрению ИМ во все структуры управления техническими системами городов и предприятий;
- российское программное обеспечение в области информационного моделирования от компаний АСКОН, НЕОЛАНТ, НАНОСОФТ обеспечивает решение соответствующих задач пользователя и свободно интегрируется с зарубежными продуктами, что способствует решению задач импортозамещения;
- в России существует активное научное и бизнессообщество, которое уже вкладывается в развитие и структурирование отрасли, что доказывают следующие факты:
- наличие примеров создания и использования внутренних корпоративных стандартов в компаниях с многолетним практическим опытом применения информационного моделирования,
- появление пилотных открытых отраслевых стандартов от инициативных участников рынка,
- наличие примеров электронных отраслевых каталогов оборудования для использования при информационном моделировании (Единый отраслевой номенклатурный каталог оборудования и материалов www.eoncom.niaep.ru и др.),
- появление учебных программ в вузах по освоению инструментов информационного моделирования;
- наличествуют факты должного внимания к возможностям информационного моделирования со стороны государства: работы по повсеместному внедрению в промышленное и гражданское строительство ведет Минстрой России, а к применению ИМ в своей непосредственной деятельности приступают органы государственной экспертизы и технического надзора;
- существуют барьеры, прежде всего законодательные, кадровые и организационные, к широкому внедрению информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство России.
Оргкомитет Форума, действуя от лица его участников и профессионального сообщества пользователей и разработчиков инструментов ИМ, выдвигает следующие предложения для интенсификации широкого распространения информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве:
- Создать межведомственную рабочую группу, ответственную за внедрение информационного моделирования, поскольку внедрение ИМ влияет на различные отрасли, с одной стороны, и общественные сферы России — с другой. Это необходимо для учета интереса всех сторон и консолидации деятельности различных ведомств с целью получения синергетического эффекта. В данную группу должны войти представители Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства, Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства транспорта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства специального строительства, Государственной Думы Российской Федерации.
- Рекомендовать всем перечисленным в пункте 1 ведомствам ознакомиться с материалами Форума, касающимися повышения эффективности и безопасности эксплуатации промышленных объектов и накопленным в России практическим опытом сопровождения ЖЦ таких объектов с использованием информационного моделирования. Ознакомиться с материалами можно на сайте www.imodelrussia.com.
- Разработать тезаурус, полномерно охватывающий понятия об информационном моделировании между исполнителями и заказчиками (включая государственные заказы) на всех стадиях жизненного цикла, что предоставит основу для разработки профессиональных и государственных стандартов, а также при реализации проектов внедрения.
- Разработать критерии и методы для:
- определения качества информационной модели и наполнения ее необходимой информацией;
- создания прозрачной системы расчета стоимости по ее созданию и сопровождению;
- определения необходимого уровня компетенций подрядчика в области ИМ на любой стадии ЖЦ.
- Разработать профессиональные, а в дальнейшем — государственные национальные стандарты в области информационного моделирования, где учесть:
- разные типы объектов (например, линейные/площадочные, по отраслевому признаку, по уровню опасности, масштабу, государственной значимости и т.п.) — и промышленного и гражданского строительства;
- размерность и способ представления информационной модели: интеллектуальные 2D — схемы, генпланы, геоинформационные системы и т.д.; 3D — инженерные 3Dмодели, цифровые модели местности, геологические модели, сферические панорамы (туры); 4D — интеграция инженерной 3Dмодели с планомграфиком выполнения работ, имитационные модели и виртуальные тренажеры; 5D — интеграция 4Dмодели с данными о закупках и поставках; 6D — интеграция 5Dмодели с данными о стоимости ресурсов;
- полноту решения прикладных задач в процессе управления объектом за счет интеграции со специализированным программным обеспечением и импорта различных данных (например, ТОиР, АСУТП, распознавания меток различного типа, результаты различных съемок, например, лазерного сканирования и т.д.);
- полноту решения задач надзорных органов, служб МЧС, органов власти и местного самоуправления, соответствующих отраслевых министерств и ведомств, организаций, ответственных за ведение территориальных кадастров и реестров недвижимости с использованием данных ИМобъектов, находящихся на соответствующих территориях, — в том числе за счет интеграции с ИСОГД, информационными системами ситуационных центров, ГИСсистемами соответствующих органов управления и т.д.
- Внести изменения в отраслевые сметнонормативные базы, включив дополнительный классификатор норматива с наименованием норматива «Программное обеспечение в области информационного моделирования» с целью создания более эффективной системы управления стоимостью.
- Предложить провести совместные пилотные проекты по использованию технологий информационного моделирования для сопровождения задач строительства объектов использования атомной энергии Главгосэкспертизе России и Ростехнадзору — для наработки практической базы и внесения предложений по разработке государственных стандартов использования ИМ на стадии строительства.
- Минкомсвязи РФ рассмотреть возможности:
- софинансирования текущей работы российских компаний — разработчиков технологий и инструментов информационного моделирования для интенсификации совершенствования ПО — с целью скорейшего снижения для российских предприятий санкционных и валютных рисков по соответствующему ПО, а также удовлетворения государственных требований по запрету на использование зарубежного ПО в компаниях с государственным участием, среди которых — большое количество крупнейших промышленных холдингов России;
- софинансирования участия российских разработчиков в зарубежных строительных, промышленных и ИТвыставках и других маркетинговых активностях с целью реализации экспортного потенциала разрабатываемого ПО;
- внести в классы программного обеспечения «Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» класс «ПО для информационного моделирования».
- Предложить Министерству образования РФ:
- включить в образовательные стандарты курс по информационному моделированию. Учесть, что понимание возможностей данных технологий необходимо не только строительным специальностям, но и специалистам по кадастру, ГИС, геодезии и картографии, САПР, а также при подготовке управленческих кадров, будущих чиновников, эксплуатирующего персонала объектов ПГС. Это позволит им эффективно включаться в общую информационную среду поддержки ЖЦ объекта;
- включить в программы подготовки управленческих кадров (Президентская программа подготовки управленческих кадров, MBA и т.п.) курс «Информационная модель как инструмент управления ЖЦ объекта строительства»;
- создать общедоступные дистанционные учебные курсы по ИМ, чтобы обеспечить доступ к передовым знаниям из любых регионов России.
- Рекомендовать Минстрою РФ усилить продвижение практического опыта применения и пропаганду преимуществ технологий информационного моделирования посредством:
- проведения фокусной Всероссийской недели информационного моделирования, где предоставить площадку для всех организаций, имеющих опыт использования ИМ, разработчиков ПО, учебных заведений, организовать дискуссии, мозговые штурмы, лекции для студентов и профессионалов, провести отдельную сессию, посвященную международному опыту, с приглашением иностранных коллег из государственного и коммерческого сектора и т.д.;
- организации специализированных стендов Минстроя РФ, посвященных ИМ, в профильных строительных, промышленных и ИТмероприятиях — с предоставлением мест соответствующим профессиональным ассоциациям;
- софинансирования организационной работы по созданию профессиональных ИМстандартов, которые станут основой государственных стандартов, например, через профессиональные ассоциации;
- создания и развития профильного печатного/интернетиздания под эгидой Минстроя, ведения постоянных профильных рубрик в существующих изданиях Минстроя;
- активной пропаганды ИМ в сторонних открытых интернетресурсах и федеральной прессе от имени Минстроя РФ;
- проведения профессиональных конкурсов для предприятий и специалистов: ИМлидер в проектировании, ИМлидер в строительстве, ИМлидер в эксплуатации, лучший ИМменеджер и т.п.;
- создания и ведения добровольных и обязательных квалификационных рейтингов уровня использования ИМ в деятельности организаций;
- проведения и публикации исследований в области использования ИМ в России;
- любых других мероприятий, способствующих достижению поставленной цели.
- Предложить Минстрою и Минпромторгу совместно профинансировать:
- создание учебных образцов информационных моделей гражданского и промышленного объекта соответственно, доступных для просмотра и изучения через webинтерфейс студентам, профессионалам, чиновникам;
- разработку и организацию наполнения пилотного отраслевого каталога оборудования российского производства — в формате, пригодном для использования в информационном моделировании новых и существующих объектов. В качестве примера рекомендуется начать с нефтегазовой отрасли, где этот же каталог будет адекватной основой для анализа текущей обеспеченности отрасли российским оборудованием.
- Считать, что профессиональное сообщество пользователей и разработчиков инструментов информационного моделирования подтверждает готовность в оказании посильной экспертной и организационной поддержки, а также возможность проведения частичного софинансирования деятельности по реализации всех вышеперечисленных пунктов.
- Поручить Оргкомитету Форума выложить на сайт Форума www.imodelrussia.com Резолюцию и разослать ее для ознакомления всем поименованным в пункте 1 ведомствам с просьбой о скорейшей реализации указанных предложе