Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

6 - 2016

Фабрика кухни «Бачио»: создание автоматизированного производства c помощью системы «Базис»

Павел Бунаков, д.т.н, ведущий программист ООО «Базис-Центр»
Павел Бунаков,
д.т.н, ведущий программист ООО «Базис-Центр»
Дмитрий Крюченко, технолог-конструктор Фабрики кухни «Бачио»
Дмитрий Крюченко,
технолог-конструктор Фабрики кухни «Бачио»

В современных условиях работа любого мебельного предприятия независимо от его размеров и выпускаемой продукции требует использования систем автоматизации проектирования и технологической подготовки производства. Это объясняется высокой конкуренцией на мебельном рынке, возросшими требованиями к качеству мебельных изделий со стороны покупателей, широким применением станков с ЧПУ. В случае, когда организационная структура предприятия включает значительное количество обособленных мебельных салонов или подразделений, необходимость автоматизации значительно возрастает.

Автоматизация каждого конкретного предприятия имеет свои особенности, но, тем не менее, есть ряд моментов, которые носят универсальный характер, поскольку большинство российских мебельных предприятий — это компании малого или среднего бизнеса, то есть наиболее мобильного и чувствительного к запросам рынка сегмента производства. Фабрику кухни «Бачио» 1 можно с полным основанием отнести к российским мебельным предприятиям новой формации — инновационным, высокоавтоматизированным, способным выпускать продукцию, соответствующую всем международным стандартам по безопасности и экологии, которая может на равных конкурировать с лучшими мировыми образцами. В достижениях компании автоматизация сыграла очень большую роль. А начиналось все в 1990­е годы.

История успеха

Фабрика кухни «Бачио» начала свой путь в мебельном производстве 8 августа 1997 года в г.Старый Оскол Белгородской области. Именно в те годы тотального дефицита зародились многие мебельные компании, которые сегодня стали лидерами рынка. Первоначально компания называлась в советском стиле — «Оскол мебель комплект». Работало в ней всего шесть человек: директор, его заместитель, технолог и три универсальных специалиста, совмещающих все мебельные профессии: пильщик, сборщик, установщик и т.д. Оборудование — в лучших традициях того времени, импортное, но бывшее в употреблении: раскроечная пила «Тема», сверлильно­присадочный станок Т21 и кромкооблицовочный станок, который работал только с кромкой толщиной 0,4 мм. Однако и на таком оборудовании оказалось возможным реализовать поставленную цель — выпускать качественную продукцию, добавляя в каждое изделие какие­либо нестандартные решения, чтобы они были узнаваемы.

Шли годы, производство расширялось, но, вместе с тем, росла конкуренция. Необходимо было решить проблему оперативного внедрения в производство новых изделий, а сделать это без использования автоматизированных систем невозможно. В 2000 году было принято решение о приобретении соответствующего программного обеспечения. Бессменный директор фабрики Владимир Кузинков вспоминает: «В те годы разработчики САПР, как и сами мебельщики, находились в самом начале пути. Возможности систем были более чем скромными, тем не менее, выбор был. В качестве критериев сравнения остановились на скорости и удобстве выпуска чертежей, хороших возможностях по раскрою материалов и удобстве в работе. Взяли две наиболее популярные в те годы системы — KitchenDraw и “Базис 4.5” и сравнили их по этим показателям. Безоговорочную победу одержал “Базис”, возможности которого полностью удовлетворяли потребности производства. При этом он обладал достаточно понятным интерфейсом, поэтому буквально при первом запуске наш технолог быстро сделал комплект чертежей на одно из изделий. С тех пор с компанией “Базис­Центр” мы идем параллельными курсами: мы расширяем производство, они наращивают функционал системы, в том числе и по нашим пожеланиям».

В феврале 2003 года, после рабочей поездки директора в Италию, компания сменила название. Вдохновленный работой итальянских дизайнеров мебели, он предложил название «Фабрика кухни Бачио». Изменение названия совпало с изменением ассортимента. Если первоначально компания специализировалась на относительно несложных заказах, то теперь специалисты компании стали браться за серьезные кухонные ансамбли, шкафы­купе, мебель для ванных комнат. Неизменным осталось только одно: в каждый заказ вносить нестандартные решения. Можно сказать — это визитная карточка фабрики.

Рис. 1. Кухня «Руджери»

Рис. 1. Кухня «Руджери»

Рис. 2. Кухня «Страдивари»

Рис. 2. Кухня «Страдивари»

Сегодня «Бачио» — это не только производство мебели, но и дилерская сеть, охватывающая практически все российское Черноземье. Если брать одну лишь кухонную мебель, то линейка изделий насчитывает около 40 стилевых наименований, которые позволяют создать практически бесконечное множество вариантов оформления кухонь. Два из них, «Руджери» и «Страдивари», показаны на рис. 1 и 2. Всё это многообразие изделий проектируется в системе «Базис».

Некоторые проблемы

Все задачи, которые вставали перед производством, система «Базис» решала без проблем: 3D­моделирование, подготовка чертежей и спецификаций, раскрой материалов, расчет себестоимости, формирование документов для цеха. Однако вскоре возникла задача автоматизации производства. В ноябре 2011 года компанией был приобретен станок с ЧПУ «Сверлильно­пазовальный центр CYFLEX», позволяющий производить вертикальное и горизонтальное сверление отверстий по поверхности, а также по всем четырем сторонам обрабатываемой заготовки. В системе «Базис» на тот момент не было постпроцессора для этого станка, поэтому возникли определенные проблемы при передаче данных из моделей в систему управления станка. Говорит главный технолог фабрики Евгений Новик (рис. 3): «Узнав о наших проблемах, поставщики оборудования предложили попробовать новую программу — 20­20 Kitchen Design, в которой был постпроцессор для купленного станка. С точки зрения проектирования кухонь многое в ней понравилось, например то, что при изменении модели присадка менялась по ранее созданным правилам, или то, что автоматически менялась фурнитура в зависимости от полученной модели. Однако весьма внушительная стоимость программы и сложности при самостоятельном изучении заставили задуматься. К тому же в ней не было целого ряда технологических возможностей, к которым наши специалисты уже привыкли, работая с системой “Базис”. Мы обратились в компанию “Базис­Центр”, и менее чем через полгода нам передали требуемый постпроцессор. Вопрос о новом программном обеспечении отпал естественным образом. Со временем мы приобрели и другие станки с ЧПУ, в частности распиловочный центр Holzma (рис. 4) и кромкооблицовочный станок Brand (рис. 5), постпроцессоры для которых в системе “Базис” уже были. На мой взгляд, сегодня ее библиотека постпроцессоров охватывает весь спектр представленного в России оборудования».

Рис. 3. Главный технолог фабрики Евгений Новик

Рис. 3. Главный технолог фабрики Евгений Новик

Рис. 4. Распиловочный центр Holzma

Рис. 4. Распиловочный центр Holzma

Рис. 5. Кромкооблицовочный станок Brand

Рис. 5. Кромкооблицовочный станок Brand

День сегодняшний

Сегодня на фабрике кухни «Бачио» система «Базис» используется всеми дизайнерскими, конструкторско­технологическими и производственными подразделениями. В зависимости от выполняемых функций рабочее место каждого специалиста конфигурируется соответствующими модулями системы «Базис». Подобное построение системы позволяет оптимизировать затраты на покупку и обслуживание программ. Передача информации между модулями, а также в систему управления станков производится быстро и без потерь.

Рис. 6. Модель кухни в системе «Базис»

Рис. 6. Модель кухни в системе «Базис»

На фабрике принята следующая схема работы. Конструктор подготавливает 3D­модели для использования как в модуле «Базис­Мебельщик», так и в модуле «Базис­Салон» (рис. 6). Модели создаются таким образом, чтобы получилась полноценная связка «дизайнер — технолог — цех». Помимо этого конструктор подготавливает прайс­лист для модуля «Базис­Салон», передаваемый во все девять салонов, которые функционируют сегодня в городах Старый Оскол, Губкин, Белгород, Воронеж, Липецк и Тамбов. Модуль формирования прайс­листов пока находится в режиме опытной эксплуатации, поскольку требует значительного объема подготовительных работ. Однако вопрос его полноценного использования будет решен буквально в течение нескольких месяцев, поскольку это позволит существенно сократить время прохождения заказа от момента приема до выпуска готовой продукции.

Рис. 7. Главный дизайнер компании

Рис. 7. Главный дизайнер компании
Ирина Вострикова

После принятия заказа дизайнер в модуле «Базис­Смета» проверяет его стоимость. Отличительной чертой данного модуля является возможность «тонкой» настройки на специфику работы предприятия. Главный дизайнер компании Ирина Вострикова (рис. 7) считает, что дизайнер мебели на предприятии должен уметь не только создавать неповторимые модели, но и рассчитывать стоимость их изготовления. Для этого в компании создана база материалов и операций, в которой хранится вся необходимая для этого информация. На ее основе модуль «Базис­Смета» автоматически по 3D­модели рассчитывает материалоемкость заказа, его трудоемкость и себестоимость изготовления. При этом часть расходов в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой нормируется, а другая часть учитывается при помощи различных коэффициентов. Модуль «Базис­Смета» позволяет выполнять подобные комплексные расчеты.

На следующем этапе к работе подключается технолог, задача которого — подготовить документацию для цеха, включая карты раскроя материала, и создать управляющие файлы для станков с ЧПУ. Модуль раскроя в системе «Базис» — это отдельная тема. По словам заместителя директора компании Валентины Процких, его следует называть не модулем оптимального раскроя, а модулем организационно­технологической подготовки производства. Для этого имеется, как минимум, три причины. Во­первых, в нем есть возможность раскроя произвольного множества изделий, составляющих некоторый конкретный заказ, и, наоборот, разбиения большой партии изделий на более мелкие, что позволяет обеспечить равномерную загрузку оборудования. Во­вторых, помимо традиционных критериев оптимизации, имеющихся в любой программе раскроя, здесь реализованы уникальные технологии, такие как каскадный раскрой, фиксированный уровень раскроя, поэтапный раскрой и штабелирование, которые позволяют настроить ритм выполнения всех последующих технологических операций. И в­третьих, возможность параллельно с распиловкой печатать бирки — основу перехода к безбумажной технологии производства.

До «Базиса» и после

Система «Базис» имеет весь необходимый функционал для проектирования любой корпусной мебели, причем он реализован в максимально простой и доступной форме. Выполнение каждой проектной операции оптимизировано с точки зрения пользователя. Все модули системы работают в едином информационном пространстве, однако оно не создается автоматически при ее установке. На этапе внедрения необходимо «наполнить» информацией базы данных, оценить трудоемкость выполнения технологических операций, разработать структуру электронного документооборота, грамотно «состыковать» модули между собой. Это достаточно объемная и трудоемкая работа, но она довольно быстро окупается.

На фабрике кухни «Бачио» была проведена оценка эффективности использования системы «Базис», причем рассматривались три ситуации: работа без системы, работа на предыдущей версии («Базис 8») и работа на текущей версии («Базис 9»). В результате были получены следующие усредненные цифры:

  • время формирования управляющих файлов для станков с ЧПУ независимо от версии сократилось в 2,5­4 раза;
  • на раскройном участке до внедрения системы «Базис» распиливалось в среднем два­три заказа в день. Внедрение системы «Базис 8» увеличило это количество до трех­четырех заказов. В настоящее время распиливается пять­шесть заказов;
  • аналогичные показатели для присадочного участка: не более трех, четырех­пяти и более шести соответственно.

Увеличение производительности и ускорение процесса прохождения заказа от его приема до отгрузки клиенту позволило не только увеличить количество обрабатываемых заказов, но и улучшить имидж компании на рынке за счет двух факторов:

  • прием заказа в модуле «Базис­Салон» позволяет наглядно продемонстрировать виртуальный интерьер помещения с расставленной в нем мебелью;
  • переход от виртуальной картинки к реальной комнате или дому занимает минимум времени.

При использовании системы «Базис» все проектные операции решаются в рамках одной программы, что удобно для специалистов и безопасно с точки зрения передачи информации между отдельными этапами проектирования.

Следует отметить, что развитие и расширение возможностей системы «Базис» во многом опирается на опыт ее пользователей. В компании «Базис­Центр» работает аналитический центр, который аккумулирует и обобщает поступающие предложения, формируя текущие и перспективный план развития.

Планы и перспективы

О дальнейших планах по автоматизации рассказывает директор фабрики Владимир Кузинков: «Приоритетным направлением для нас является внедрение бирок для быстрой идентификации деталей на всех участках обработки. Модуль “Базис­Бирка” позволяет “выносить” на бирки не только штриховые коды, но и много другой информации.
Мы планируем разработать свою структуру бирки, оснастить все рабочие места сканерами и реорганизовать процесс передачи чертежей и управляющих программ, что, по самым скромным оценкам, обеспечит прирост производительности в районе 15­25%. Следующим шагом планируется “связать” проектирование, материально­техническое снабжение и склад готовой продукции, внедрив модуль “Базис­Склад”. Если говорить о более далекой перспективе, то надо ознакомиться со скриптами, которые позволяют дополнять систему новыми возможностями». 

1 Bacio — в переводе с итальянского «поцелуй».

САПР и графика 6`2016

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557