Формируя в студентах новаторский дух
Современная академическая среда уже сейчас определяет будущий рынок рекрутмента, в связи с чем ее качественное формирование, безусловно, входит в перспективные планы различных компаний. Сегодня крупным предприятиям особенно важно стимулировать поколение молодых специалистов на внедрение в свою работу решений и программ, основанных на новейших технологиях. Подобным примером из практики взаимодействия образовательных учреждений и IT-компаний является партнерство Dassault Systemes и ZHAW School of Engineering.
ZHAW — крупнейший в Швейцарии университет прикладных наук, количество студентов в котором насчитывает более 10 тыс. человек. В число задач института входит подготовка студентов технических специальностей к будущей трудовой деятельности, в том числе обучение использованию новейших цифровых технологий и формирование навыков разработки передовых технологических процессов, что позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Изучение современных технологий и методологий Dassault Systemes способствует приобретению будущими техническими специалистами преимуществ на рынке труда и позволяет студентам получить солидный опыт работы с ними, благодаря чему компанииработодатели смогут сразу же задействовать специалистов в работе, без необходимости дополнительного обучения. В техническом институте при университете ZHAW (School of Engineering) проводится теоретическое и практическое обучение работе с линейкой программных продуктов CATIA, которая охватывает все без исключения дисциплины проектирования, а также подготовку рабочей документации; ENOVIA — для совместной работы; DELMIA — для моделирования и автоматизации производственных процессов; 3DEXCITE — для высококлассной 3Dвизуализации.
Инвестиции в образовательную среду
Предоставляя своим студентам возможность заглянуть в будущее за счет внедрения образовательного подхода, в основе которого лежат технологии, ZHAW фактически способствует формированию в своих студентах прогрессивного мышления и духа новаторства. «Основная задача преподавателей нашего университета заключается в том, чтобы научить студентов работе с новейшими технологиями и методологиями и показать им, как применять их в профессиональной деятельности, — отмечает Питер Хаг (Peter Hug), дипломированный инженер и преподаватель технического университета при ZHAW. — У будущих инженеров, обладающих опытом работы с новейшими технологиями, больше возможностей взять инициативу в свои руки и изменить в лучшую сторону состояние отрасли за счет творческого и инновационного подхода. Например, в Швейцарии сегодня представлено множество компаний средней руки, которые используют далеко не все технологии, с которыми знакомы наши студенты. Поэтому во время своей профессиональной практики студенты смогут способствовать продвижению этих технологий и стимулировать компании на работу с ними».
В ZHAW предусмотрены программы для подготовки бакалавров и магистров в области технических наук, а также во многих других сферах, в том числе в области естественных наук, права, физиологии, управления и социальных наук. «Нашей трехлетней программе по подготовке бакалавров в области инженерной механики уже более ста лет, и эта программа славится подготовкой высококлассных специалистов, в том числе благодаря сочетанию теоретического обучения и профессиональной практики, — заявляет Адриан Бурри (Adrian Burri), декан факультета инженерной механики ZHAW. — Студенты имеют возможность обучения за рубежом благодаря различным программам обмена, действующим в рамках партнерских отношений со многими университетами всего мира».
Готовность к предстоящему трудоустройству
Многие выпускники ZHAW находят работу практически сразу после окончания учебы. «Предприятия различных отраслей швейцарской промышленности, в том числе станкостроительные компании, организации по выпуску бытовой техники, по производству железнодорожных систем и, разумеется, часовой промышленности, заинтересованы в найме наших выпускников, поскольку они обладают способностью мыслить нестандартно и готовы исследовать новые направления, — отмечает гн Бурри. — Кроме того, мы предлагаем квалификационные программы и программы сертификации для профессионалов, благодаря которым они смогут ознакомиться с новыми процессами и технологиями. Таким образом, компании смогут эффективно решать бизнесзадачи, с которыми им приходится сталкиваться. Один из наших курсов, пользующийся наибольшей популярностью, к примеру, посвящен проблемам аддитивного производства и 3Dпечати. На ближайший год он уже практически полностью укомплектован, мест почти не осталось. Более того, теперь мы участвуем в программе Dassault Systemes Academy Member Label. В ней представлены учебные заведения, предпринимающие усилия по содействию популяризации инструментов Dassault Systemes и их преимуществ, что позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и способствует улучшению качества образовательной программы».
Решения Dassault Systemes вот уже более десяти лет играют важную роль в учебной программе технического института при ZHAW. Более 700 студентов, обучающихся различным техническим дисциплинам, знакомятся с возможностями CATIA для проектирования и подготовки технической документации, изучают ENOVIA для совместной работы, DELMIA — для моделирования и автоматизации производственных процессов и приложение 3DEXCITE — для высококачественной 3Dвизуализации. «Мы не просто учим наших студентов 3Dмоделированию, мы идем несколько дальше: интегрируем принципы разработанных компанией комплексных процессов в нашу программу обучения и рассказываем студентам о том, каким образом более эффективно использовать решения Dassault Systemes на всех этапах работы над продуктом, от проектирования до производства, — говорит Питер Хаг. — Понимание студентами всего жизненного цикла продукта поможет им быстрее освоиться на их будущей работе, поскольку это означает, что они будут говорить с сотрудниками предприятия на одном языке».
Технический институт часто привлекается для помощи в реализации проектов студентов из других отделений. Один из таких проектов, предложенных студентами отделения административнохозяйственного управления, предусматривал проектирование больницы. «Наши студенты воспользовались возможностями CATIA для создания цифровых моделей, ENOVIA — для планирования проекта и DELMIA — для моделирования его эксплуатации, — рассказывает Адриан Бурри. — В качестве еще одной сферы применения можно привести мир моды: сегодня 3Dтехнологии пользуются чрезвычайно большой популярностью у стилистов и дизайнеров. С помощью решений Dassault Systemes мы можем создавать демонстрационные 3Dзалы или, например, строить модели уже готовых аксессуаров с помощью оборудования для лазерного 3Dсканирования. Как только мы получаем в свое распоряжение цифровую модель, мы можем вносить доработки, перед тем как отправлять ее на производство, где на фрезерных станках изготавливаются фактические прототипы из пластика или металла. Тестирование модели в виртуальном окружении помогает нам с первой же попытки создать необходимый физический прототип».
Четвертая промышленная революция и междисциплинарное взаимодействие
Проектирование любого продукта требует многопланового, междисциплинарного подхода и подразумевает взаимодействие сотрудников различных подразделений, каждое из которых специализируется в отдельной сфере. Создание возможностей для эффективной совместной работы специалистов по электрике, структурному проектированию, программному обеспечению и другим дисциплинам, при которой используется единый источник данных, способствует принятию более качественных решений и помогает избежать ошибок, которые потенциально способны значительно повысить стоимость проекта и сроки его реализации. «Не за горами четвертая промышленная революция, когда оборудование и люди будут взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени, — заявляет гн Бурри. — Поэтому важно уже сейчас готовить наших студентов к новому витку индустриального развития, что возможно за счет встраивания в нашу учебную программу понятий междисциплинарного взаимодействия. С решениями Dassault Systemes, и в частности с CATIA Systems, это не составляет большого труда, поскольку в этих решениях используется единый источник данных для организации взаимодействия между специалистами различных отраслей, что в итоге помогает упростить и ускорить процесс разработки».
По окончании обучения выпускники в качестве дипломной работы для получения степени бакалавра должны представить завершенные практические проекты, выполненные в тех организациях, где студенты проходили свою профессиональную практику. «Всё это очень мотивирует студентов, поскольку они чувствуют, что действительно делают чтото полезное, — отмечает преподаватель Саша Хэнзи (Sascha Hänzi). — Каждый семестр учащиеся представляют около 30 профессиональных проектов и почти 50 исследовательских работ ежегодно. Например, используя возможности CATIA, студенты разработали и изготовили испытательное оборудование для электромобилей, которое позволяет оценить уровень заряда аккумулятора. В качестве еще одного примера, когда поставленная задача выполнялась студентами с большим энтузиазмом, можно назвать проектирование модели наушников. Приложение CATIA Imagine and Shape, которое использовалось в этом проекте, получило восторженные отзывы от специалистов сообщества, поскольку обладает мощными функциями для моделирования поверхностей и возможностями манипулировать цифровой моделью, как если бы она была выполнена из глины. Благодаря этому студенты смогли в предельно сжатые сроки испробовать множество различных форм и в виртуальном режиме смоделировать использование наушников. Наконец, с помощью высококачественного рендеринга они получили фотореалистичное изображение, которым можно было похвастаться публике». Некоторые студенты применяли возможности CATIA для моделирования объектов в свое свободное время просто для развлечения. «Одна из наших студенток придумала дизайн и смоделировала робота, который открывал дверь духовки, извлекал оттуда индейку и выкладывал ее на стол. Всё это выглядело весьма забавно, и, думаю, доставило ей удовольствие, но я бы вряд ли стал рекомендовать использовать робота для такой цели в реальной жизни — всетаки это небезопасно», — смеется Адриан Бурри.
Исследовательская платформа для улучшения городских транспортных систем
Еще одна тема, которая сегодня привлекает все больше внимания общественности, — это создание экологически устойчивых транспортных систем. Сегодня студенты ZHAW заняты в разработке проекта BICAR — одноместного городского электромобиля, прототип которого они надеются представить к 2017 году. Идея, лежащая в основе BICAR, заключается в том, чтобы предоставить любому горожанину возможность воспользоваться транспортным средством для преодоления коротких расстояний. «Например, вы прибыли в город на поезде, и вам нужно добраться до отеля, который находится в километре от вокзала. Для этого вы сможете взять в аренду BICAR, который вас доставит к отелю, а как только вы окажетесь на месте, электромобиль освободится и им сможет воспользоваться ктото другой. Идея совместного использования автомобиля сегодня чрезвычайно популярна во многом в силу того, что такой подход позволяет снизить загазованность и уменьшить количество пробок на городских улицах, — говорит гн Бурри. — Мы намерены размещать наши разработки на ресурсах публичной исследовательской платформы в Интернете и тем самым вдохновлять другие компании и исследовательские организации на использование этих идей для создания собственных концепций и технологий».
Проект BICAR был целиком разработан с помощью решений Dassault Systemes, и сегодня студенты ZHAW продолжают дополнять его новыми идеями. Одна из таких идей заключается в создании водонепроницаемого корпуса из биоразлагаемых древесных волокон. BICAR начинался как сугубо внутриинститутский замысел, но со временем вырос и превратился в заметную совместную инициативу, в которой помимо института принимают участие 20 компанийпартнеров. Мы хотим вывести проект на новый уровень и выпустить целую партию из 20 электромобилей, чтобы проводить их испытания уже на практике, — заявляет Адриан Бурри. — Чтобы представить нашу версию BICAR потенциальным партнерам, мы использовали технологии рендеринга Dassault Systemes для создания фотореалистичных иллюстраций того, как будет выглядеть электрокар по завершении проекта, — добавляет гн Бурри. — Кроме того, мы использовали пакет DELMIA для моделирования посадки манекена в автомобиль, чтобы убедиться в эргономичности последнего перед тем, как приступить к созданию физического прототипа электромобиля. Инструменты для виртуального моделирования процессов позволили нам сосредоточить внимание на наиболее удачном проекте».
В ближайшее время в техническом институте планируется переход к платформе 3DEXPERIENCE, благодаря чему студенты и преподаватели смогут воспользоваться преимуществами уникального окружения и интуитивно понятного пользовательского интерфейса. «Помимо занятий в классе студенты занимаются самостоятельно, а также знакомятся с видеолекциями. Хотя в процессе обучения у них есть доступ и к другим программным продуктам, процесс обучения будет происходить быстрее, если они будут работать с одним продуктом, с единым пользовательским интерфейсом для решения всех задач, возникающих при проектировании, анализе и запуске производства», — отмечает Адриан Бурри. Кроме того, институт намерен обучать студентов использованию решений Dassault Systemes для работы с производственными ограничениями при проектировании, чтобы они могли оценивать производственную технологичность своих проектов до их отправки на производство. «Это позволит проводить испытания проектов еще на ранних этапах разработки и оценить, насколько сложным в производстве и вообще осуществимым является созданный дизайн, — ведь это гораздо быстрее и куда менее затратно, чем каждый раз проводить испытания и переделывать физический прототип», — завершает гн Бурри.