Обновленная среда комплексного моделирования OpenRoads Designer CONNECT Edition от Bentley Systems позволяет проектировать дорожные сети как BIM-объекты. Разбираемся, что это значит, и изучаем первые шаги в этом направлении для проектирования дорог в России.
Свежая разработка компании Bentley — 3Dприложение OpenRoads Designer CONNECT Edition — объединила проверенные временем решения для проектирования генплана и дорог: InRoads, GEOPAK, MX и PowerCivil. В этой мультидисциплинарной комплексной среде проектирование планов, профилей и поперечных сечений соединено с трехмерным параметрическим моделированием.
Поддержка сеток реальности, облаков точек, фотографий и других видов геопространственных данных позволяет работать с реальными данными на протяжении всего жизненного цикла объекта. Иными словами, новую программу OpenRoads Designer CONNECT Edition можно использовать на всех этапах работ, включая:
- анализ геодезических и геотехнических данных;
- анализ подземных коммуникаций;
- работу с рельефом;
- дренаж;
- исправление ошибок при эксплуатации объектов и т.д.
Основные инженерные преимущества нового приложения OpenRoads Designer
Прогрессивное проектирование при техникоэкономическом обосновании. С помощью OpenRoads ConceptStation пользователи могут разрабатывать концептуальные проекты, используя информацию об окружающем контексте и сохраняя все данные, а также создавать презентации, точные в инженерном плане.
Контекстное проектирование. Детализированное проектирование выполняется на основе компонентов, отображающих оформление на планах, в профилях, сечениях и 3Dмоделях. Достаточно изменить один из этих компонентов, чтобы изменились все остальные.
Многодисциплинарная поддержка. Пользователи могут легко переключать режимы отображения. Только что вы работали в режиме проектирования дорог Road Design, а уже через минуту перешли в проектирование подземных сетей Subsurface Utility.
Инструменты для моделирования реальности. Программа помогает вносить и редактировать все виды данных моделирования реальности. Можно получать информацию о поверхности земли из сеток реальности и LiDAR, а также добавлять фото и данные облаков точек.
Геотехнические инструменты. Есть возможность подключения к геотехническим базам данных gINT для планирования профилирования и укрепления оснований. Структуру грунта можно моделировать на основе отчетов бурения скважин и использовать для дорожных и дренажных профилей, сечений и планов.
Огромный каталог подземных коммуникаций и профилей канализации. Модели канализаций для инженерных сетей можно оптимизировать с учетом потоков воды, используя интегрированные инструменты анализа движения жидкостей.
Широкий набор документации. Доступна проектная документация — от традиционных планов до цифровых строительных моделей для автоматизированного управления машинами, в том числе для земляных работ, выравнивания, забивки свай и дорожного покрытия.
Динамическое создание планов. Настройки и аннотации модели динамически обновляются, поэтому работа над планом не ограничена по времени. Виды сохраняются со встроенными правилами отображения и индексированием листов, что позволяет легко переходить от модели к чертежам. Актуальные чертежи генерируются автоматически в любое время.
Реалистичная визуализация. OpenRoads Designer работает с Bentley LumenRT для получения визуализации кинематографического качества. Вы можете изобразить природу и климат, растения и пешеходов с велосипедистами, а также смоделировать целые транспортные потоки с помощью специального алгоритма передачи данных из VISSIM.
Доступ к проектам с мобильных устройств. Трехмерные проекты, созданные в OpenRoads Designer, можно просматривать c помощью OpenRoads Navigator на мобильных устройствах. OpenRoads Navigator позволяет также получать информацию о статусе процессов, что очень важно при распределении и координации работ.
Простой обмен данными между участниками проекта. Строительным фирмам, проектным организациям и подрядчикам удобно использовать объединенную среду данных OpenRoads, чтобы посредством ProjectWise обмениваться данными проекта и моделями, а также сохранять нужную информацию.
Первые шаги к BIMпроектированию на российских дорогах
В России технологию информационного моделирования на базе ПО Bentley PowerCivil уже применила компания «АвтодорИнжиниринг» — в проекте капитального ремонта автодороги М7 «Волга» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа) во Владимирской области.
По словам В.П. Миронюка, начальника отдела проектирования ООО «АвтодорИнжиниринг», процесс работы над проектом был похож на конструирование автодороги. «Строительство» началось уже в офисе на экране компьютера, поэтому изначально у инженеров были все данные о том, где возникают конфликтные ситуации при добавлении трехмерного объекта и что нужно поменять, чтобы их избежать. Одновременная работа различных специалистов в одном файле при таком подходе позволила избавиться от этапа сборки и стыковки различных разделов проектной документации и ощутимо сократила количество ошибок, которые обычно возникают на междисциплинарном стыке. В результате компания сформировала единую реалистичную информационную модель автодороги вместе с инженерными коммуникациями. А кроме того, автоматически подготовила проектную документацию в соответствии с действующим законодательством и создала библиотеку использовавшихся трехмерных элементов.
В ходе реализации проекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги М7 “Волга” во Владимирской области» ООО «АвтодорИнжиниринг» выстроила структуру информационной модели BIM для линейного объекта в проекте и для существующей модели автодороги. С помощью ПО Bentley PowerCivil были определены уровни детализации и атрибутивная информация конструктивных элементов. При этом технология информационного моделирования была впервые использована на стадии капитального ремонта автодороги, а не для нового строительства.
Другой пример внедрения BIMтехнологии в проектирование дорог в России — разработка комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) в Москве, выполненная институтом городского транспорта «МосгортрансНИИпроект». Вместо отдельных бумажных проектов организации дорожного движения (ПОДДов) — по каждой улице или даже знаку — «МосгортрансНИИпроект» разработал единую комплексную схему дорог Москвы от центра до области. КСОДД рассматривает не отдельные участки улицы, а целые районы города.
Для всех улиц, попавших в рабочую область проекта, специалисты «МосгортрансНИИпроект» собрали огромный массив данных: провели натурные обследования уличнодорожной сети и инвентаризацию парковочных мест, а также определили интенсивность движения транспортных потоков и пассажиропотоков на общественном транспорте. Полученный в результате стандартный набор ПОДДов объединили в единую электронную схему.
В ходе разработки КСОДД и проектирования дорог Москвы как BIMобъекта компании «МосгортрансНИИпроект» удалось добиться перехода от работы с улицами к работе с целыми областями. Была создана единая схема проекта без потери информации из традиционных ПОДДов. Работа с объектами и слоями в КСОДД происходит в ГИС, поэтому есть возможность добавлять к объектам атрибуты и смотреть, как ведет себя схема при разных сценариях, а также получать всю необходимую статистику по внешним данным, например по работе светофоров. При работе с ПОДД все это было недоступно.
В результате специалисты института «МосгортрансНИИпроект» в сжатые сроки разработали геоинформационную модель дорог Москвы, которая повышает безопасность дорожного движения, улучшает вместимость столичных дорог и расширяет инфраструктуру для всех участников дорожного движения. Множество участников проекта одновременно работали в среде ProjectWise и создали единую схему дорожной сети в формате ГИСобъектов с дополнительными атрибутами. Огромный массив данных, накопленный по итогам этой работы, можно использовать на других масштабных транспортных проектах. Кроме того, на примере этого проекта «МосгортрансНИИпроект» начал менять подход к согласованию проектов внутри согласующих организаций города Москвы: рассмотрение документов и выдача заданий на изменение происходили не на бумаге, а при помощи платформы ProjectWise, в электронном виде.
«Курс на развитие BIMтехнологий можно только приветствовать. Использование комплексного геоинформационного моделирования в дорожнотранспортной сфере — настоящая революция в проектировании. Этот подход позволяет в разы ускорить работу над проектом и снизить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, при проектировании и строительстве инженерных коммуникаций. А еще — повысить производительность дорожных сетей и безопасность на дорогах за счет сокращения конфликтных точек уже на этапе трехмерной модели. К тому же всю собранную для проекта информацию можно структурированно хранить в единой среде с версионностью данных и использовать для решения других задач в будущем», — добавил Николай Дубовицкий, генеральный директор Bentley Systems в России и СНГ.