Эта статья написана по материалам доклада, сделанного авторами на окружном образовательном форуме «Строительный комплекс и градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации — 2017», проводившемся в Новосибирске ФАУ «РосКапСтрой» 2-3 марта 2017 года, и последовавших затем обсуждений.
Введение: кто такой технический заказчик
В русском языке смысл слова «заказчик» всем понятен — это тот, кто заказывает. В частности, понятно значение этого слова и в строительстве — оно обозначает инициатора возведения здания. Но если обратиться к действующей сегодня в строительной отрасли юридической терминологии, то понятие «заказчик» распадается на несколько терминов:
- инвестор — лицо, размещающее капитал в строительном проекте для последующего получения прибыли. Инвестор обычно устанавливает договорные отношения с заказчиком;
- застройщик — лицо, которое обеспечивает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта на принадлежащем ему земельном участке (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). То есть у застройщика имеется ключевой признак — принадлежащий ему земельный участок под строительство (допускается иной правообладатель этого участка, но получивший на него права заказчика на законных основаниях). Чаще всего застройщик и выступает заказчиком в строительстве. В таких случаях он официально именуется заказчикзастройщик;
- заказчик (лицо, которое заказывает строительство или реконструкцию объекта) — это тот, кто заключает «Договор строительного подряда» с подрядчиком. Форма такого договора регулируется п. 3 гл. 37 Гражданского кодекса РФ. В частности, «по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его» (п. 1 ст. 702 ГК РФ);
- технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, заключающее договор с застройщиком на выполнение функции заказчика в строительстве (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Поскольку строительная деятельность чрезвычайно сложна и ответственна, то иногда (довольно часто) заказчик, у которого не хватает своего опыта или организационных ресурсов, нанимает профессиональную организацию, которая занимается от его имени реализацией всех его замыслов. Возможно, что на небольших объектах с обязанностями технического заказчика профессионально подготовленное физическое лицо вполне справится, но крупные проекты сможет осилить только хорошо подготовленное и укомплектованное юридическое лицо, о деятельности которого и пойдет в дальнейшем речь.
Официальное признание технического заказчика в качестве полноправного субъекта строительной индустрии в нашей стране произошло в 2011 году (поправки в Градостроительный кодекс РФ были внесены Федеральным законом № 337ФЗ от 28 ноября 2011 г.). С тех пор в соответствующих юридических документах вместо термина «заказчик» стали использовать термин «технический заказчик», хотя за заказчиком оставлено право брать на себя функции технического заказчика.
Функция технического заказчика при всей ее очевидности и полезности для строительной отрасли — достаточно новая для нашей страны. Поэтому часто в публикациях по этой теме можно встретить различные толкования обсуждаемого термина, несколько отличающиеся от вышеизложенного, но мы не будем тратить на это время, а сфокусируемся на сути решаемых техническим заказчиком задач и значении технологии BIM для его успешной деятельности.
Основные функции технического заказчика
Согласно Градостроительному кодексу РФ основными задачами, решаемыми техническим заказчиком (в упрощенных формулировках), являются:
- предпроектная подготовка;
- получение исходноразрешительной документации;
- организация проектирования;
- подготовка строительства;
- контроль строительства;
- финансирование, учет, отчетность, аудит на всех этапах проекта;
- передача объекта в эксплуатацию.
Нетрудно видеть, что каждая из этих задач в отдельности требует точной и оперативной информации по проекту. Рассмотренные же все вместе, они предполагают еще и единого согласованного сквозного потока данных по всем стадиям работы с объектом строительства.
Вообще служба технического заказчика должна быть единой (жестко централизованной) — только так можно эффективно решать главную задачу по созданию объекта строительства. Это означает, что деятельность технического заказчика лучше всего будет реализовываться при использовании технологии BIM информационного моделирования зданий.
Два направления использования BIM в работе технического заказчика
Деятельность технического заказчика охватывает сразу несколько стадий жизненного цикла здания, фактически заканчиваясь на передаче объекта в эксплуатацию.
Ранее в статье «Жизненный цикл здания и его связь с внедрением технологии BIM» [1] уже говорилось об особенностях процесса информационного моделирования в зависимости от стадии жизненного цикла объекта, связанных с неизбежной сменой набора решаемых задач (целей моделирования) при каждом переходе на новый этап этого цикла, поэтому мы не будем подробно останавливаться на них. Отметим лишь, что корректировка процесса информационного моделирования, о которой многие участники строительной деятельности рассуждают лишь теоретически, для технического заказчика становится неизбежной реальностью.
Далее, процесс информационного моделирования на любом этапе работы с объектом подчиняется общим принципам, сформулированным в статье «О некоторых принципах, лежащих в основе BIM» [2]:
- принципу единой модели, означающему согласованность информации при работе;
- принципу прагматизма, согласно которому каждый раз моделируется ровно столько, сколько требуется для решения поставленной задачи;
- принципу согласованного моделирования, означающему необходимость единого (согласованного) подхода к работе над всем проектом.
Если хотя бы один из этих принципов нарушен, эффективность процесса информационного моделирования резко падает или просто становится нулевой. Но для технического заказчика, обязанного направлять и контролировать все процессы, связанные со строительством объекта, особое значение приобретает принцип согласованного моделирования, поскольку его соблюдение всеми участниками проекта под общим руководством технического заказчика способно гарантировать взаимосвязанное информационное моделирование на всем проекте.
Сказанное означает, что использование техническим заказчиком технологии BIM можно разделить на два направления: внутреннее (реализация процесса информационного моделирования внутри собственной организации) и внешнее (формулировка и обеспечение выполнения общих правил информационного моделирования для всех участников процесса возведения объекта строительства).
Внутреннее направление BIM для технического заказчика
Работа над любым проектом всегда начинается в недрах службы технического заказчика. В этой ситуации использование BIM предполагает, что процесс информационного моделирования запускается уже на стадии предпроекта и получения исходноразрешительной документации и затем проходит через все этапы работы с проектом. Другими словами, BIM становится неотъемлемой частью производственных процессов в службе технического заказчика. Последнее означает, что внутренняя структура организации и выполняемые сотрудниками функции должны получить определенные изменения, учитывающие специфику использования BIM. Схематично это показано на рис. 1.
Рис. 1. Общая схема организационной структуры службы технического заказчика в условиях использования BIM
Дадим к этой схеме некоторые пояснения.
Вполне логично предположить, что основную нагрузку по информационному моделированию в процессе выполнения проекта будут нести его непосредственные исполнители (генпроектировщик, проектировщики, генподрядчик, строительные субподрядчики, поставщики оборудования и материалов), а технический заказчик будет пользоваться результатами их моделирования, полный доступ к которым для него должен быть предусмотрен юридически и технически.
Но для эффективного выполнения функций технического заказчика этого недостаточно. Требуется еще дополнительное (по отношению к исполнителям) моделирование, реализуемое самим техническим заказчиком, особенно для целей финансового контроля и общего управления. Такое моделирование в структуре технического заказчика должно осуществляться специальной службой (например, информационнотехническим отделом, который на схеме показан синим цветом). Можно, конечно, отдавать эту работу сторонним исполнителям, но это не отменяет необходимости в подобном «BIMотделе», который, как минимум, должен будет формулировать задачу, а затем принимать и оценивать ее исполнение и использовать полученные результаты.
Использование BIM в службе технического заказчика состоит как из дополнительного (по отношению к исполнителям) моделирования для собственных нужд, так и текущего (практически каждодневного) мониторинга процесса работы над проектом. Последнее также должно выполняться собственными сотрудниками технического заказчика, входящими в группу управления конкретным проектом, а информационнотехнический отдел обеспечивает для этого необходимые условия — как программные, так и аппаратные.
Представляется целесообразным иметь у технического заказчика в группе управления каждым проектом своего BIMменеджера, который отвечает за все вопросы информационного моделирования в рамках этого проекта. Предполагается, что указанный сотрудник должен подчиняться как руководителю проекта, так и начальнику информационнотехнического отдела.
Всё информационное моделирование в службе технического заказчика ведется в тесном взаимодействии со службами управления проектами и финансового мониторинга.
Подобные изменения в структуре службы технического заказчика вряд ли приведут к существенному увеличению (даже просто к увеличению) числа сотрудников, поскольку информационное моделирование принципиально повышает производительность труда при управлении проектами и работе с информацией, добавляя специалистов с новыми функциями, но одновременно существенно сокращая число сотрудников на традиционной «бумажной» работе.
Внешнее направление BIM для технического заказчика
Процесс информационного моделирования, проходящий внутри службы технического заказчика, является исключительно важным для выполнения его (технического заказчика) функций, но играет второстепенную роль по отношению к процессу моделирования возводимого объекта на всех его стадиях, осуществляемому непосредственными исполнителями работ (генпроектировщиком, проектировщиками, генподрядчиком, строительными субподрядчиками, поставщиками оборудования и материалов).
Однако управление этим сквозным процессом и правильное определение его параметров и результатов, особенно при переходе на новые стадии проекта, очень важно в первую очередь именно для технического заказчика, поскольку он через это моделирование осуществляет контроль за всем ходом возведения объекта, а также подключает к нему свое дополнительное моделирование.
Отсюда возникает совершенно конкретная («внешняя») задача для технического заказчика: определять и координировать процесс информационного моделирования для исполнителей в течение всего периода работы с объектом (рис. 2).
Рис. 2. Технический заказчик определяет общие правила использования BIM всеми участниками проекта
Более развернуто это выражается в том, что технический заказчик должен выполнять следующие обязанности:
- иметь четкое представление о возможных (допустимых) способах информационного моделирования и используемых программах в рамках каждого конкретного проекта;
- подбирать исполнителей каждого проекта исключительно с учетом этого представления и своих возможностей;
- осуществлять необходимую программную, аппаратную и консультативную поддержку исполнителей на всех стадиях проекта;
- осуществлять (резервное) хранение всех материалов моделирования;
- при необходимости включаться в процесс основного моделирования. Такая необходимость может возникать, например, при смене (по разным причинам) когото из исполнителей.
Перечисленные выше основные задачи, как и многие другие, возникающие в процессе информационного моделирования, также должен решать информационнотехнический отдел технического заказчика. Это, в свою очередь, предполагает наличие у его специалистов определенного опыта как собственного информационного моделирования, так и использования BIM при управлении проектами.
Где взять первоначальный опыт использования BIM для технического заказчика
При внедрении любой новой технологии ктото всегда должен быть первым, то есть лидером, причем этого лидера никто новым идеям не учил, и уж тем более не объяснял ему, как надо действовать — новаторы до всего доходят своим умом или коллективным умом, объединяясь с другими новаторами. И один из лучших способов проверить свои идеи на практике — выполнение пилотных проектов, за которые новаторы обычно берутся на свой страх и риск. В полной мере это относится и к BIM.
Но если говорить о внедрении BIM во всей строительной отрасли, в чем прежде всего заинтересовано государство, то тут мы вправе рассчитывать и на созидательную роль государства, помогающую лидерам и снижающую их риски. Эта роль может (должна) заключаться в следующих ключевых моментах:
- экономическое стимулирование перехода участников строительного рынка на BIM;
- наработка специально выделенными организациями, причем за государственный счет, первоначального опыта использования BIM (госбюджетные пилотные проекты) с последующей выдачей участникам строительного рынка конкретных рекомендаций, регламентирующих документов и методик работы, в том числе и через образовательные курсы;
- создание единых строительных классификаторов и библиотек элементов для BIM;
- стимулирование разработки отечественных BIMпрограмм;
- подключение вузов и колледжей для подготовки новых специалистов для строительной отрасли, а также переподготовки имеющихся.
В нашей стране так складывается, что внедрение BIM начинается с проектировщиков (прежде всего с архитекторов). Думается, что процесс перехода российской строительной отрасли на технологию информационного моделирования существенно ускорится, если, не мешая это делать проектировщикам, государство станет форсировать освоение BIM техническими заказчиками.
Кстати, эта идея не нова. Если внимательно посмотреть на опыт государственного перехода на BIM в Великобритании, то можно заметить, что ключевая роль там отводится именно техническому заказчику, хотя в Туманном Альбионе такой термин не используется. Это можно отметить как по уже представленным британским BIMстандартам, так и по практике использования программного обеспечения, о чем говорилось в статье «Внедрение BIM: фундаментальный опыт Великобритании» [3].
В нашей стране недавно появился «государственный технический заказчик» — ФАУ «РосКапСтрой». Думается, что именно он и должен стать одним из локомотивов внедрения BIM в России в области общего управления проектами, нарабатывая необходимую базу знаний для себя и других технических заказчиков.
Но это, конечно, не освобождает остальных энтузиастов BIM от инициативной работы по поиску истины!
Литература
- Талапов В.В. Жизненный цикл здания и его связь с внедрением технологии BIM // САПР и графика. 2017. № 2. С. 812.
- Талапов В.В. О некоторых принципах, лежащих в основе BIM // Известия высших учебных заведений. Строительство. Новосибирск, 2016. № 4(688). С. 108114.
- Талапов В.В. Внедрение BIM: фундаментальный опыт Великобритании // САПР и графика. 2017. № 3. С. 812.