7 - 2017

Будущее судостроения будут определять молодые специалисты

Александр Тучков

В конце июня в Санкт-Петербурге в рамках «Международного военно-морского салона IMDS-2017» прошли два традиционных судостроительных мероприятия, подводящие итог годовому периоду внедрения IT в судостроении. В данной статье мы познакомим читателей с наиболее знаковыми событиями для Группы компаний «САПР-Петербург» (состоит из InterCAD и Бюро ESG).

Конференция «МОРИНТЕХ­ПРАКТИК 2017. Информационные технологии в судостроении»

На территории одного из самых известных судостроительных заводов в Петербурге «Северная верфь» 28 июня 2017 года прошла XVIII Всероссийская научно­практическая конференция МОРИНТЕХ­ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении­2017».

В этом году организаторы существенно расширили программу и количество секций: помимо «Систем автоматизированного проектирования» и «Корпоративных информационных систем» появилась «Секция для приборостроителей», предназначенная для обсуждения проблем автоматизации приборостроительной части изделий судостроения.

Ведущий секции «САПР» Александр Тучков

Ведущий секции «САПР» Александр Тучков

Компания InterCAD с момента первой конференции является постоянным организационным партнером МОРИНТЕХ­ПРАКТИК. Традиционно модераторами на конференции стали сотрудники Группы компаний «САПР­Петербург» (состроит из InterCAD и Бюро ESG). Технический директор Бюро ESG Александр Тучков провел пленарное заседание и секцию «Системы автоматизированного проектирования», а заместитель коммерческого директора Бюро ESG Алексей Рындин модерировал секцию «Корпоративные информационные системы» и провел круглый стол.

Два актуальных доклада на конференции также представили сотрудники ГК «САПР­Петербург». Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях компании InterCAD, выступил с докладом «Работы по внедрению технологии передачи данных из программы CATIA в программный комплекс UPNEST и UPEDITOR с дальнейшей передачей на оборудование тепловой резки», подготовленным в соавторстве с директором InterCAD Александром Ермушиным и генеральным директором ЗАО «ЦИТ «Мёбиус» Алексеем Липисом. Информация, представленная авторами, вызвала большой интерес у слушателей и много дополнительных вопросов.

Ведущий секции «Корпоративные информационные системы» Алексей Рындин

Ведущий секции «Корпоративные информационные системы» Алексей Рындин

Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш» по IT, и Алексей Рындин, заместитель коммерческого директора Бюро ESG, в рамках секции «Корпоративные информационные системы» представили доклад «Актуальные вопросы построения информационных систем в судостроении». Материалы, подготовленные для выступления, содержали данные по внедрению, построению, использованию информационных систем в судостроении, возможности удаленной, распределенной работы и распределения задач между разными подразделениями и предприятиями. Дискуссия, возникшая после прочтения доклада, а также вопросы аудитории показали, что тема построения информационных систем в судостроении актуальна как никогда прежде.

Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях

Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях

Дмитрий Колодяжный ПАО «ОСК» вице-президент по техническому развитию (слева) и Александр Соловьев, генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод» (справа)

Дмитрий Колодяжный ПАО «ОСК» вице-президент по техническому развитию (слева) и Александр Соловьев, генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод» (справа)

Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш»

Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш»

Отметим, что большой резонанс вызвали не только выступления сотрудников ГК «САПР­Петербург». Доклады о реальном применении 3D­технологий и виртуальной реальности, проблемах построения информационных моделей кораблей/судов и о практическом опыте импортозамещения в IТ­инфраструктуре, подготовленные представителями ведущих российских проектно­конструкторских бюро и предприятий судостроительной отрасли, показали, что на конференции МОРИНТЕХ­ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении­2017» затрагивается максимально широкий и актуальный круг вопросов.

Участники конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017

Участники конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017

Участники конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017

PLM­ФОРУМ­2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка»

Конференция PLM­ФОРУМ­2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» прошла непосредственно на территории VIII Международного военно­морского салона IMDS­2017 30 июня в «Ленэкспо».

В форуме приняли участие руководители Министерства промышленности и торговли РФ, ведущие сотрудники АО «ОСК» и ФГУП «Рособоронэкспорт», иностранные специалисты по PLM­технологиям и логистической поддержке.

Участники PLM-ФОРУМа-2017

Участники PLM-ФОРУМа-2017

Бюро ESG — многолетний спонсор и участник PLM­ФОРУМа. В этом году в рамках секции «A» «Взаимодействие организаций при выполнении процессов обеспечения жизненного цикла изделия PLC (Product Lifecycle Collaboration)» с докладом «Организация территориально­распределенной работы для участников Жизненного цикла корабля/судна» выступил заместитель директора Бюро ESG Алексей Рындин. Выступление вызвало дополнительные вопросы и дискуссию, что однозначно делает честь автору — значит, тема выбрана актуальная и полезная. Тезисы доклада вошли в сборник «PLM­ФОРУМ 2017».

Хотелось также отметить чрезвычайно интересные, основанные на собственном опыте выступления коллег из АО «ПО «Севмаш», посвященные экономическим аспектам применения PLM­технологий и особенностям управления полным жизненным циклом при работе с высокотехнологичной продукцией военного назначения головных кораблестроительных предприятий. Особый интерес вызвал доклад АО «ЦМКБ «Алмаз» об организации взаимодействия проектанта и завода­строителя — ООО «Балтийский завод­Судостроение» — о практическом применении современных технологий информационной поддержки жизненного цикла корабля при строительстве ледокольного флота России.

PLM­ФОРУМ 2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» стал площадкой для обсуждения сложных актуальных вопросов отрасли, для встречи и обмена опытом представителей ведущих российских проектно­конструкторских бюро и судостроительных предприятий.

Подводя итоги

В заключение хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые возникли у автора как непосредственного участника обоих мероприятий.

Пожалуй, первый раз за все эти годы на обеих конференциях прозвучал тезис о том, что трехмерное проектирование вошло в набор обязательных технологий фактически на всех судостроительных предприятиях (включая и КБ, и заводы). При этом, несмотря на недостаточно проработанный юридический статус подобных моделей, передача их от проектанта к заводу стала стандартом «де факто».

Выяснилось, что получение документации из трехмерных моделей (как графической — чертежи, так и табличной — спецификации, ведомости) в условиях необходимости соответствовать действующей нормативной документации фактически является нетривиальной задачей. Целая серия докладов молодых представителей отрасли была посвящена попыткам автоматизировать выпуск подобной документации («ЦМКБ Алмаз», «Северное проектно­конструкторское бюро» и др.). С нашей точки зрения, проблема кроется в необходимости изменения требований нормативной документации от «так должно быть оформлено» к требованию «чтобы было понятно».

Технологии смешанной и виртуальной реальности активно внедряются в промышленность, что было отражено в докладах компаний «ЦМКБ Алмаз» и «Адмиралтейские верфи». Конечно, это первые попытки использования таких технологий в отечественном судостроении, но очевидно, что через несколько лет они станут стандартным инструментом, распространенным в отрасли. Это позволит существенно сократить сроки принятия и согласования проектных решений, решений о необходимости и объеме ремонтных работ, сокращения командировочных расходов путем удаленной работы специалистов, задействованных в принятии ответственных решений.

К сожалению, в отрасли нет четкого понимания, что такое «информационная модель корабля или судна» (цифровой двойник корабля). Пожалуй, наиболее проработанную модель с точки зрения проектанта и строителя предложили «Адмиралтейские верфи» совместно с компанией «НовИТ ПРО». По крайней мере, эта концепция наиболее близка нашей компании и полностью соответствует, например, концепции «Системы управления проектными и инженерными данными (СУпрИД)», разработанной нами для ПАО «Газпром нефть», применяемой также и в других отраслях.

Совершенно иной подход к созданию информационной модели корабля, основанный на мониторинге использования различных систем корабля в реальном времени, был предложен НИЦ «Курчатовский институт». По всей видимости, подобный подход используется и в других организациях, осуществляющих в том или ином виде мониторинг систем корабля в реальном времени (например, «Си­Проект»).

Резюме

В настоящее время вопросы создания информационной модели корабля обсуждаются в среде «проектант — завод­изготовитель». Но срок эксплуатации корабля примерно в пять раз больше срока проектирования и строительства. Поэтому необходимость подключения Заказчика к этому процессу совершенно очевидна.

Хочется отметить несколько интересных докладов, имеющих косвенное отношение к темам конференции. Это доклад «Автоматизация процесса разработки изделий из полимерных композиционных материалов» («Крыловский ГНЦ»), доклад «NVIDIA для судостроения» (компания «НВИДИА Лтд») и доклад «Информационное моделирование инфраструктуры судостроительных предприятий» («Адмиралтейские верфи»).

И последнее, но, пожалуй, одно из самых главных замечаний. На конференции появилось довольно много молодых специалистов: это и проектировщики, и специалисты по IТ, и заводские инженеры. Они пытаются делать доклады, порой не очень умело: им пока еще не хватает опыта — как выступлений, так и жизненного, но они уже очень хорошо разбираются в тех задачах, которыми непосредственно занимаются. Безусловно, будущее судостроения будет определять именно эта молодёжь. Смеем надеяться, что проблема «провала или разрыва поколений» в инженерном деле начинает постепенно решаться.