В июне 2017 года автору удалось посетить две конференции — Trimble Structures Business Forum (TSBF2017) в Мальмё (Швеция) и Hexagon International Conference (HxGN2017) в ЛасВегасе (США). Эти два крупнейших мероприятия фактически проходили подряд, хоть и на разных континентах.
Кроме временных рамок, TSBF2017 и HxGN2017 связаны рядом общих тем, но отличаются совершенно разным подходом.
После того как Tekla вошла в состав компании Trimble, многие ожидали, что формат их традиционной конференции изменится, однако TSBF2017 сохранила четкую направленность Tekla на решение задач детального проектирования бетонных и металлических конструкций.
А вот последствия процесса поглощения и официального ребрендинга — в июне компания Hexagon официально объявила о завершении ребрендинга Intergraph Process, Power & Marine, который приобрела в 2010 году, — можно было увидеть уже на первой, прошедшей уже после этого события, конференции — HxGN2017. С моей точки зрения — это потеря направленности конференции HxGN2017 и попытка охватить максимально широко рынки, в том числе те, на которых ни Intergraph, ни Hexagon ранее не работали (например, рынок гражданского проектирования и строительства).
Обе конференции объединяет четко выраженное стремление прейти от автоматизации процессов проектирования к информационному обеспечению строительных работ на основе современных технологий. В первую очередь — это тотальное распространение Интернета и облачных технологий, мобильных устройств и мобильного доступа к облачным ресурсам, трехмерного сканирования, смешанной реальности и распространения RfIDметок и штрихкодов, и даже искусственного интеллекта.
Надо сказать, что каждый из мировых гигантов ITиндустрии (Autodesk, Hexagon и Trimble) пытается построить системы информационного обеспечения строительных работ на основе размещения в облаках всей информации о строящемся объекте: 3Dмодели, чертежи, атрибутивные данные объектов и компонентов, графики строительства. А кроме того — сделать эту информацию доступной с любого устройства (персональный компьютер, планшет или мобильный телефон) в любой точке (офис, дом, строительная площадка) и практически для любого сотрудника.
Вопрос, насколько это окажется удобно сотрудникам, к примеру, на стройплощадке, пока остается открытым, и ответ на него, видимо, можно будет получить лишь через несколько лет. Мне почемуто кажется, что для этого потребуется разработка специальных мобильных устройств, например гибких (рулонных) планшетов большого формата для просмотра 3Dмоделей, чертежей и спецификаций. По собственному опыту знаю, что просматривать детальную 3Dмодель на телефоне или даже на планшете крайне неудобно!
В отличие от конференции HxGN2017, конференция Trimble (Tekla) сосредоточена на своей традиционной области (детальное проектирование бетонных и металлических конструкций) и достигает в этом больших успехов, чем остальные вендоры, которые пытаются охватить более широкие области.
Об этом свидетельствуют несколько конкретных докладов строительных компаний на конференции TSBF2017 (с характерными лозунгами: «МЫ — СТРОИТЕЛИ», «Меньше времени процессу, больше времени стройке»), которые уже активно начали использовать рассматриваемые технологии.
А теперь некоторые впечатления о каждой конференции.
Trimble Structures Business Forum (TSBF2017)
Как я уже сказал, несмотря на смену названия, фактически, конференция сохранила свою узкую направленность: детальная проработка бетонных и металлических конструкций.
Несколько докладов было посвящено стратегии развития продуктов.
Анонсировано внедрение новой технологии Tekla Model Sharing, обеспечивающей совместную работу над детальной трехмерной моделью объекта многих пользователей (в том числе удаленных) и, естественно, — на основе облачных технологий. Мне кажется, что это первая подобная попытка в данной области. Технология Multiuser, которая ранее уже существовала, обеспечивала работу пяти пользователей в рамках локальной сети предприятия.
Второе важное изменение — это замена продуктов Tekla BIMsight и Tekla Field 3D на технологию Trimble Сonnect до конца 2018 года. Функциональность программ серьезно переосмыслена — работа происходит из браузера и с мобильных устройств, а работу с облаками точек и работу в смешанной реальности должны обеспечивать облачные технологии. Совершенно понятно, что эта технология вызвана желанием выйти на рынок строительных компаний, а в дальнейшем — на рынок эксплуатации объектов.
Несколько докладов было представлено крупными строительными компаниями и компаниямидевелоперами: Barton Malow (США), GA (Франция) и WSP (Швеция).
Основная идея всех выступлений заключается в том, что детальная трехмерная модель должна быть доступна всем участникам строительного процесса, включая производителей строительных конструкций. И именно Tekla Structures обеспечивает требуемый уровень детализации (арматура, закладные конструкции, опалубка и т.п.).
Попытки сделать доклады, посвященные сравнению технологий Tekla c альтернативными технологиями, оказались, по моему мнению, неудачными. Докладчики не смогли правильно построить свои выступления, чтобы их результаты можно было использовать в реальных дискуссиях, а сосредоточились на несущественных мелких деталях тех или иных продуктов.
Надо отметить, что именно высокая степень детализации (LOD500 и даже LOD550), которую обеспечивает Tekla Structures, видимо, оказывается востребованной не в проектных компаниях, а у производителей железобетонных изделий, металлоконструкций и на строительных площадках. Это связано со сложившимся распределением труда, при котором от проектировщиков редко требуется такая степень детализации. Но именно это качество Tekla Structures и является его основным конкурентным преимуществом.
На конференции несколько раз прозвучал тезис, что с приходом трехмерного и информационного моделирования объектов строительства (BIMтехнологий) происходит перенос трудоемкости проектных работ со стадии «выпуска рабочей документации» на стадию «проектирования». Хочется еще раз обратить на это внимание руководителей российских проектных организаций, мечтающих о внедрении BIMтехнологий.
Заметим, что изначально понятный термин BIM (информационное моделирования зданий) в настоящее время вобрал в себя все вышеописанные современные технологии: облачные и мобильные, трехмерное сканирование и виртуальную (добавленную, смешанную) реальность. Поэтому теперь, пользуясь термином BIM, хорошо бы уточнять, что именно вы имеете в виду.
Ну и в заключение хотелось бы сказать, что место для проведения конференции было выбрано идеально: шведский городок Мальмё, который называют «Ворота в Европу» (со стороны Скандинавии), производит очень хорошее впечатление и архитектурой (в том числе и современной), и старым городом, и многочисленными парками.
Hexagon International Conference (HxGN2017)
Традиционно конференция HxGN2017 проходила в отеле Venetian в ЛасВегасе. Прошлогодняя попытка перенести ее в другое место показала свою несостоятельность, и в результате организаторы вернулись к привычному месту и формату.
К сожалению, в этом году конференция произвела впечатление довольно «рыхлого» мероприятия. В программе между докладами были часовые перерывы, чего раньше никогда не было. Стенды находились на значительном расстоянии друг от друга, а большую часть пространства занимало современное оборудование компании Leica. Особенно поразило разнообразие трехмерных сканеров: стационарных, на треногах, носимых в рюкзаке, подвешенных на дронах и беспилотных вертолетах, на крышах автомобилей и даже на тяжелой вездеходной технике.
На HxGN всегда выделяются несколько основных докладов, которые проводятся в больших залах, с огромными экранами, а читают их руководители компании Hexagon и ее основных подразделений. Обычно эти доклады определяют основные тренды развития отрасли и самой компании на ближайший год. На HxGN2017 эти доклады получились весьма философскими. Основной их тезис: современные технологии, включая искусственный интеллект, предоставляют людям безграничный потенциал для решения сложнейших задач.
В докладе, представленном Hexagon PPM об использовании облачных сервисов Intergraph, сообщается, что на текущий момент этими сервисами пользуется 2408 пользователей из 51 страны. В подавляющем большинстве это сотрудники ведущих нефтегазовых компаний (Shell, Eni, Fluor и др.). В облаках используются традиционные продукты Intergraph: SPP&ID, SPE, SPI, SP3D, SPF. Докладчик к тому же говорил о возможности развертывания облачных технологий как в частном облаке Intergraph SmartPlant Cloud, так и в публичных облаках Amazon WebServices, Microsoft Azure и GoogleCloud Platform. По прогнозам специалистов, использование облачных хранилищ данных к 2020 году сравняется по объемам с традиционными корпоративными центрами обработки данных.
Второй доклад на эту тему анонсировал новую инициативу компании Hexagon PPM — создание технологии SMART DIGITAL ASSET (SDA — Умного Цифрового Актива). Это попытка обеспечить доступ к любой информации о проектируемом/строящемся/эксплуатируемом промышленном объекте любому участнику процесса, в любое время, в любом месте, с любого устройства (Anytime, Anywhere, On any device). Сдается, что о чемто похожем в этих заметках уже упоминалось несколько абзацев назад (Trimble Сonnect)...
Цель всех этих инициатив — сократить срывы сроков проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию промышленных объектов и финансовые потери, которые при этом возникают. По статистике, в 80% промышленных проектов сроки сорваны на 20 месяцев!
Еще одной инициативой Hexagon является создание продукта HxGN SMART BUILD — это попытка выйти на рынок гражданского строительства: жилья, офисов, учебных и торговых помещений. В едином продукте должны быть объединены все данные по строящемуся объекту: BIMмодель, бюджет, график строительства, материальнотехническое снабжение стройки, выдача рабочих заданий и информация от многочисленных механизмов, оборудованных Интернет вещами. Выход продукта на рынок планируется в течение нескольких месяцев. Как любит говорить главный редактор одной известной радиостанции, «будем наблюдать…».
Очень неплохое впечатление произвел класс, посвященный новому Webпорталу для доступа к данным в SPF и SPO (SPF Web Client). В отличие от предыдущих презентаций продукта, это была лабораторная работа, где слушатели реально работали с порталом.
Хочется отметить, что очень хорошо выполнена визуализация связей между объектами: удобно и интуитивно понятно, неплохо сделана работа со списками проектных позиций — в духе Excel с сортировками и фильтрами. К функции «Просмотр документов» добавлена функция «Комментирование» — «Красный карандаш». Хорошо смотрится идея запоминания текущего состояния портала (чтобы иметь возможность вернуться к нему) и обмена ссылками на это состояние между пользователями.
А вот вопрос, откуда все эти связи возьмутся и как создать контент SPF/SPO, остался открытым, впрочем, он и не был темой этой лабораторной работы.
Кроме того, мне удалось посетить несколько докладов крупных пользователей технологии Inrergraph.
Компания Bechtel OG&C представила доклад об интеграции средств проектирования электрической и кабельной части проекта на основе SPEL, SPI, ETAP, SP3D и SPF. Следует отметить, что вся информация по компонентной базе во всех инструментах используется из SPRD.
Компания Fluor представила доклад о проблемах поиска коллизий при загрузке популярного ныне формата IFC в трехмерную модель на основе Smart 3D и решении этих проблем.
В докладе компании BASF подробно рассказывается о миграции данных (технологические и электрические схемы, ортогональные и изометрические чертежи и другие документы) из старой системы AIM/Directa в SPO и о построении концепции дальнейшего развития информационной системы поддержки жизненного цикла объектов на технологиях Intergraph.
И наконец, сотрудник ПАО «Газпром нефть» Роман Комаров представил доклад о создании системы управления проектными и инженерными данными (СУприД) на основе SPF/SPO и подробно рассказал об истории этого проекта, проблемах, с которым пришлось столкнуться при создании СУпрИД, и о дальнейшем развитии этого проекта. Именно этот доклад и был посвящен вопросу создания контента SPF/SPO в рамках эксплуатирующего холдинга.
Исполнительный вицепрезидент EMIA Hexagon PPM Филипп Марсо в специальном письме поблагодарил Романа Комарова (ПАО «Газпром нефть») за проделанную работу и представленный на конференции доклад.
Поскольку наша компания принимала непосредственное участие в проекте ПАО «Газпром нефть», мы гордимся тем, что он получил высокое признание на площадке HxGN2017.
В заключение хочется выразить признательность ресторану CUT (The Venetion, Las Vegas) за прекрасные стейки и вино.