8 - 2017

Практический опыт использования продуктов T-FLEX PLM на предприятиях малого и среднего бизнеса

Андрей Мальчук, 
инженер-технолог, ООО «Промышленные системы дымоходов», г.Кобрин, Беларусь
Андрей Мальчук,
инженер-технолог, ООО «Промышленные системы дымоходов», г.Кобрин, Беларусь

Когда речь заходит о масштабируемости САПР, на ум приходят крупные корпорации с множеством филиалов, отделов и сотрудников. А как же предприятия малого и среднего бизнеса? Как обстоит дело с масштабированием вниз, а не вверх? Насколько современные российские САПР подходят для нужд небольших предприятий, на которых работа выполняется минимальным количеством сотрудников?

Сегодня я поделюсь своим практическим опытом внедрения и использования продуктов ЗАО «Топ Системы» на предприятии, которое по количеству персонала относится к малому бизнесу — ООО «Промышленные системы дымоходов». Наше предприятие находится в городе Кобрине (Республика Беларусь) и занимается производством модульных систем дымоходов из нержавеющей стали и систем вентиляции, применяемых при строительстве и реконструкции зданий, сооружений, многоквартирных и частных домов. Наши дымоходы используются на многих объектах Беларуси и России, среди которых — многофункциональный комплекс «Сокол» в г.Минске, ОАО «Минский камвольный комбинат», многоэтажные жилые дома с поквартирным отоплением в пос. Прилуки Минского района, УП «Бумажная фабрика Гознака» в г.Борисове, МОУП «Логойская типография», завод «Праймилк» по переработке молочной сыворотки в г.Щучине, СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», КУПП «Брестское котельное хозяйство», Серпуховское котельное хозяйство, АО «Ангстрем­Т» в г.Зеленограде.

Элемент библиотеки. Колено с прочисткой

Элемент библиотеки. Колено с прочисткой

Элемент библиотеки. Колено утепленное трехсегментное

Элемент библиотеки. Колено утепленное трехсегментное

Элемент библиотеки. Тройник утепленный

Элемент библиотеки. Тройник утепленный

На нашем предприятии используется модель производства, принятая на аналогичных предприятиях Европы, когда максимум задач решается минимальным штатом сотрудников. Для наглядности приведу пример: у нас в штате восемь ИТР: директор, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, технолог, начальник производства и два мастера (по одному на смену) и порядка 25 человек рабочих. При такой численности персонала на одного ИТР ложатся обязанности нескольких смежных должностей. Например, технолог является и конструктором, и специалистом по подготовке производства (подготовка раскроя, программ для станка плазменной резки), начальник производства — снабженцем, выездным замерщиком, мастер — контролером ОТК, кладовщиком и т.д.

На этом предприятии я прошел путь от мастера цеха до технолога и имел возможность изучить все этапы производства, а также все сложности, возникающие при подготовке заказов, количество которых постоянно росло. Неизбежно возникла потребность в автоматизации процесса подготовки производства, чтобы снизить нагрузку на ИТР и минимизировать вероятность ошибок при подготовке заказов в производство, списании материалов и исключить возможные рекламации по качеству выпускаемой продукции.

Каким образом всё это можно сделать? Предприятие небольшое и не располагает значительными финансовыми средствами для покупки программного обеспечения и оплаты услуг разработки и внедрения, значительно превосходящих по стоимости программное обеспечение. Значит, всю работу по автоматизации и внедрению придется делать своими силами. В этой ситуации ключевое значение приобретает техническая поддержка от разработчиков и сообщества пользователей.

Самое сложное, с чем мне пришлось столкнуться, — это мотивация руководства на покупку лицензионного программного обеспечения. Не привыкли наши руководители платить деньги (и немалые) за то, что нельзя потрогать руками. Вызвал удивление и тот факт, что за продление технической поддержки и обновление до следующей версии нужно платить от 10 до 25% от суммы договора. Возможно, со временем эта ситуация изменится.

После детального изучения предложений на рынке САПР в качестве PLM­системы нами были выбраны продукты российской компании «Топ Системы»: T­FLEX CAD 3D v.15, T­FLEX DOCs, T­FLEX Раскрой и T­FLEX ЧПУ 2D. Невысокая стоимость продуктов, комплексность решений в рамках программных продуктов одного производителя, открытый формат библиотек, графическое ядро Parasolid — вот те качества, которые обусловили выбор данного программного обеспечения. Также стоит отметить, что при покупке решений компании «Топ Системы» возможна рассрочка оплаты, что очень важно для малого бизнеса, как правило, не имеющего возможности изымать значительные финансовые средства из оборота.

В основу автоматизации производства на нашем предприятии была заложена идея единой цифровой модели изделия — каждый библиотечный элемент должен содержать в себе всю необходимую технологическую информацию: габаритные размеры, размеры заготовок, массу заготовок и изделий, норму времени на изготовление, количество стандартных и покупных изделий, себестоимость и пр.

На основе имеющегося каталога стандартных элементов, производимых нашим предприятием, мною была разработана параметрическая библиотека 3D­элементов систем дымоходов. Это позволило ускорить и упростить проектную часть работ, а также перейти от 2D­черчения к полноценному 3D­моделированию, исключающему ошибки и коллизии при прокладке трасс газоходов, которые возникали ранее.

Изображения из T-FLEX CAD для каталога продукции

Изображения из T-FLEX CAD для каталога продукции

Применение встроенного модуля фотореализма к 3D­элементам библиотеки позволило получить высококачественные изображения элементов, которые мы будем использовать при выпуске нового каталога продукции нашего предприятия. Также с целью популяризации нашей продукции среди проектантов мы готовим выпуск параметрической библиотеки элементов систем дымоходов и альбомов элементов в форматах DWG и DXF, которые упростят работу этим специалистам, позволив им закладывать продукцию нашего предприятия при проектировании новых объектов и реконструкции существующих.

Сборка (с мачтой)

Сборка (с мачтой)

Использование 3D­моделирования дало нам возможность выполнять более сложные и масштабные проекты по реконструкции существующих котельных и жилых домов. Обычно в подобных заказах более 30% элементов являются нестандартными. Для построения 3D­модели сборки таких проектов требуется возможность изменения элементов библиотеки в широком диапазоне входных данных. T­FLEX CAD 3D позволяет в полной мере решать такие задачи.

На заготовительном участке нашего предприятия используется станок воздушно­плазменной резки с системой ЧПУ. Для работы с ним мы применяем модуль обработки T­FLEX ЧПУ 2D. Хочется отметить простоту настройки этого модуля: даже для станка китайского производства настройка постпроцессора не стала проблемой и не потребовала обращения в службу технической поддержки «Топ Систем».

Для формирования задания раскроя элементы геометрии фрагментов сборки выбираются вручную, что достаточно трудоемко. В сотрудничестве со специалистами «Топ Систем» было сформировано техническое задание на доработку модуля раскроя. Были поставлены следующие задачи:

  • ввести новый элемент структуры изделия, который будет связан с геометрией для раскроя;
  • научить модуль раскроя выбирать геометрию из фрагментов сборки с учетом толщин и марок материалов и добавлять ее в задание на раскрой.

Решение указанных задач позволит модулю раскроя автоматически выбирать из фрагментов сборки те элементы, которые необходимо раскроить на станке с ЧПУ, а также избежать ошибочного попадания элементов из различных материалов в одно задание раскроя.

Раскрой

Раскрой

По мере более детального изучения возможностей T­FLEX CAD 3D первоначальная идея создания библиотеки элементов трансформировалась в создание мини­САПР на базе T­FLEX CAD 3D как части концепции единого электронного документооборота предприятия. Уже сегодня понятия электронного документооборота, основанного на единой цифровой модели изделия, перестают быть чем­то далеким и фантастическим, становясь необходимой и неотъемлемой частью процесса подготовки и производства продукции не только для промышленных гигантов, но и для предприятий малого и среднего бизнеса.

Монтаж готового изделия

Монтаж готового изделия

В настоящий момент на нашем предприятии идет процесс внедрения механизмов формирования всех необходимых производственных отчетов на основе сборки с использованием библиотечных элементов: заказов на производство, ведомостей заготовок и материалов, ведомостей списания материалов, затраченных на изготовление заказа. Разработанная библиотека уже позволила создать, проверить и утвердить нормы расхода материалов, таблицы габаритных размеров, масс изделий.

В дальнейших планах предприятия — интеграция с T­FLEX DOCs, которая позволит вести управление всеми бизнес­процессами в рамках одной системы. На сегодняшний день мы используем Google­таблицы для размещения заказов на производство и отслеживания их стадий. Экспорт в T­FLEX DOCs структуры сборки позволит решать эти вопросы более комплексно и безопасно. Появится возможность организации полноценного процесса оперативно­календарного планирования: при постановке заказа в очередь на изготовление будет видна его текущая стадия на производстве, станет возможно прогнозирование сроков изготовления заказа и количества материалов, которые необходимо дозаказать, планирование графика производства и отгрузок продукции, а также возможность осуществлять списание материалов за выбранный период: день, неделю, месяц.
Совместная работа «1С: Бухгалтерии» со справочниками T­FLEX DOCs позволит автоматически получать массы отгружаемых изделий, необходимых при выписке накладных.

Пример готового изделия

Пример готового изделия

Подводя промежуточный итог, можно с уверенность сказать: T­FLEX CAD 3D оказался мощным и гибким инструментом для повседневного использования. Возможности сквозной параметризации, механизмы структуры изделия и макросы обеспечили максимально эффективный и комплексный подход к решению всех поставленных задач по автоматизации производства. Даже базовых возможностей T­FLEX CAD 3D оказалось достаточно для решения задач по автоматизации производства на предприятиях малого и среднего бизнеса, а использование T­FLEX DOCs позволяет создать полноценную систему управления электронным документооборотом и бизнес­процессами на предприятии.

За два года использования в работе T­FLEX CAD 3D на нашем предприятии мною был пройден путь от дилетанта, которому пришлось изучать азы T­FLEX CAD 3D, до сертифицированного пользователя, и я с уверенностью могу сказать, что при использовании лицензионных программных продуктов T­FLEX PLM+ компании «Топ Системы» и официальной технической поддержке даже силами одного специалиста возможно решение масштабных задач в рамках предприятий малого и среднего бизнеса. Хочу выразить благодарность всем сотрудникам компании «Топ Системы», отделу технической поддержки и сообществу пользователей официального форума компании — без вашей помощи разработка библиотеки элементов дымоходов потребовала бы больше времени и сил, а решение некоторых задач могло оказаться для меня невозможным.