1 - 2018

Autodesk University 2017 — непутевые заметки…

Александр Тучков, 
к.т.н., технический директор InterCAD
Александр Тучков, к.т.н., технический директор InterCAD

Как всегда, в конце года скопилось столько дел, что написать «по горячим следам» отчет о посещении конференции Autodesk University 2017 в ноябре не удается. Но ближе к новогодним каникулам поток дел постепенно отступает и появляется время сконцентрироваться на впечатлениях, которые сложились от этой конференции.

Первое впечатление: новому CEO Autodesk Эндрю Анагност (Andrew Anagnost) — рис.1, не удалось повторить успех блестящих конференций своего предшественника Карла Басса (Carl Bass). В частности, конференцию 2013 года, на которой фактически были анонсированы все современные тренды, развиваемые сегодня отраслью: облачные технологии, трехмерное сканирование, аддитивные технологии, BIM, доступ к любой информации, из любого места, с любого устройства, любым пользователем.

Рис. 1

Рис. 1

Тогда, правда, еще не было генеративного (бионического) дизайна, смешанной и виртуальной реальности, технологии интернета вещей (IoT) и цифровых двойников (правда, уже были их цифровые прототипы). Об Искусственном Интеллекте я в этих заметках умолчу.

Второе впечатление (и не только мое) — это углубленная техническая направленность конференции. Если уж берется тема механических испытаний современной детали, выполненной с помощью аддитивных технологий, то этому посвящается не менее полутора часов, хотя абсолютно ясно, что большинство слушателей, не очень глубоко в это погруженных, поняли всё уже через полчаса. И это касается подавляющего большинства докладов (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 2

Третье впечатление (это уже от выставки) — засилье сканирующих устройств и программных средств для работы с ними. И больше всего разнообразнейших дронов от самых разных производителей, с разной мощностью, снабженных сканерами, камерами, GPS­датчиками и т.п. Понятно, что технология трехмерного сканирования уже становится обыденным инструментом проектировщиков, особенно при реконструкции и модернизации существующих объектов. А вот технология трехмерного сканирования с дронов пока, видимо, ищет свои ниши для эффективного применения (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 3

Несколько тем, которые показались мне очень значимыми

Первое — это, конечно, Autodesk Fusion 360 — наверное, первая облачная машиностроительная САПР. Признаюсь, до этого момента у меня не было осознания того, насколько это серьезный шаг. В ближайшее время туда будут добавлены технология AnyCAD, предназначенная для поддержки сторонних форматов, и технология генеративного дизайна, а технологический модуль, в первую очередь ориентированный на аддитивные технологии, уже существует.

Я ясно отдаю себе отчет в сложности внедрения облачных технологий в отечественной промышленности, но лично знаю одного питерского предпринимателя, который уже этим пользуется и достиг реальных успехов в производстве, сократив процесс проектирования/изготовления опытного образца/промышленного испытания до трех месяцев. Сейчас бытует общее мнение, что распространение подобных технологий начнется с небольших частных конструкторских и проектных бюро и постепенно получит распространение как за пределами, так и внутри нашей страны.

Вторая идея, которая прозвучала на конференции и была даже проведена ее своеобразная демонстрация, касалась использования генеративного дизайна для оптимального планирования территорий (земельных участков), этажей зданий и даже квартир. Понятно, что пока это скорее идея, чем инструмент, но идея очень интересная. Вы задаете некий набор правил, граничные условия (периметр квартиры, например) и в автоматическом режиме получаете несколько вариантов планировки, которые уже делаются в соответствии с вашими предпочтениями (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 4

Третья тема, на которую я обратил внимание, — это «мануфактуризация» стройки. Идея на самом деле не новая, но, пожалуй, первый раз она была четко сформулирована. Смысл ее заключается в максимальном производстве строительных конструкций в фабричных условиях и минимизации работ на строительной площадке.

Несколько лет назад в поселке, где я живу, появилось объявление, что в течение 2 (двух) дней могут возникать проблемы с проездом по улице в связи с возведением дома. Жители посмеялись — мол, два дня — ерунда, на самом деле, наверное, два месяца. Но ровно через два дня уже стоял готовый коттедж с окнами, дверями, под крышей, но без внутренней и наружной отделки. Конечно, тогда это был небольшой стандартный коттедж, элементы которого были изготовлены на заводе (включая окна и двери со стеклами, утепление, несущие конструкции, кабель­каналы и т.п.).

Сегодня речь идет не о стандартных маленьких коттеджах, а о реальных зданиях и сооружениях, строительные конструкции которых уже с трудом размещаются на крупногабаритных транспортных платформах. Основная идея — сокращение времени строительства! Очевидно, что это потребует серьезной адаптации архитектурно­строительных САПР к новым технологиям.

И наконец, четвертая тема, с моей точки зрения, самая интересная — тоже не нова, но продолжает активно развиваться и обрастает новыми технологиями. Речь идет о непрерывном доступе к информационным (включая трехмерные) моделям объектов и изделий и к документации, связанной с эти объектами и изделиями из любого места, с любого устройства. Обеспечивается это повсеместным распространением мобильных и беспроводных сетей, появлением огромного количества мобильных устройств самого разного формфактора (ноутбуки, хромобуки, трансформеры, планшеты, смартфоны и специализированные устройства).

Новые возможности в этот тренд вносят технологии интернета вещей (IoT). В связи с этим, к описанному в предыдущем абзаце доступе к информации добавляется возможность контроля места расположения физических объектов, их положения в пространстве, перемещения, мгновенной идентификации и позиционирования в информационной модели и многое другое (например, мониторинг перемещения рабочих и их физического состояния).

Мне кажется, что именно синергия мобильных сетей и устройств с технологиями BIM и IoT приведет наконец к тому, что технологии информационного моделирования станут активно распространяться от проектировщиков к строителям, которые в конце концов осознают, что внедрение BIM (назовем это условно так) позволит им существенно экономить на логистике, организации строительных работ и в конечном счете приведет к снижению себестоимости строительства.

И пусть не удивляются проектировщики, получив в тендере на проектирование требования о предоставлении в качестве результатов работы информационной модели объекта проектирования, включая трехмерную модель с уровнем детализации LOD где­нибудь 350, а то и выше!!!

Рис. 5

Рис. 5

Понятно, что в наших условиях всё это пока почти фантастика, но, тем не менее, мне кажется, что это основной тренд последних лет. Компоненты технологий развивались независимо друг от друга, и сегодня фактически готова программная, аппаратная и инфраструктурная база для их объединения… А дальше дело за вендорами: как они воспользуются этой ситуацией? Но тот факт, что все они уже обратили на это внимание, безусловно неоспорим. Пример облачной платформы BIM 360 от Autodesk демонстрирует четкую тенденцию использования всех вышеописанных технологий именно в строительной отрасли (рис. 5).

Рис. 6

Рис. 6

Ну и напоследок шуточная фотография — видимо, мы можем рассматривать этот монумент на моле в городе Санта­Круз как результат бионического дизайна прошлого века (рис. 6).