2 - 2018

Управление заказами в системе БАЗИС

Павел Бунаков

В статье рассматриваются принципы организации и программное обеспечение для автоматизации начального этапа процесса изготовления корпусной мебели — приема заказов в мебельном салоне.

Современная мебель — это своеобразный симбиоз комфорта, дизайна и инженерных решений. Она изготавливается из новых материалов, включая такие, как полированное стекло, хром, сплавы цветных металлов, обладает индивидуальностью и нередко имеет в своем составе сложные электрические или механические элементы. Следствием усложнения и индивидуализации мебели стала необходимость организации ее позаказного производства, когда каждый проект оригинален, хотя и имеет в своем составе немало типовых изделий и элементов. Подобрать оригинальный мебельный ансамбль, обладающий требуемой функциональностью, и оценить его соответствие интерьеру помещения — это задача дизайнера мебельного салона. Для автоматизации его работы создано немало программ, позволяющих смоделировать помещение и расставить в нем выбранные мебельные изделия.

Следующий шаг — оформление и реализация заказа. Здесь важно точно и быстро получить комплект документов, а затем передать всю необходимую информацию о нем на производство. Реализация первой задачи не вызывает проблем, чего нельзя сказать о второй задаче. При передаче информации из салона на производство может произойти так называемый информационный разрыв. Под этим термином понимается необходимость преобразования информации из одного вида в другой. Если программы, установленные в салоне и на производстве, не могут обмениваться информацией напрямую, то возникает разрыв, в результате чего приходится использовать программы­перекодировщики или ручной ввод данных. Этот процесс не только затягивает сроки исполнения заказа, но и, что более критично, может привести к неисправимому браку на производстве. В мебельном деле таковым является не только отклонение размеров деталей или их элементов, но и, например, искажение цветовой гаммы.

В большинстве случаев дизайнер мебельного салона начинает работу не «с нуля», а использует электронные каталоги изделий некоторых компаний. Их формирование — отдельная важная задача, решить которую проще в тех салонах, которые организованы непосредственно производителями мебели. Однако есть большое количество салонов, предлагающих мебель многих производителей, которые могут использовать на производстве различные САПР.

Таким образом, блок управления заказами в мебельном бизнесе должен включать четыре функциональных модуля для решения следующих задач:

  • подготовка электронных каталогов предметов мебели для использования в процессе приема заказов;
  • разработка дизайна интерьера помещения с учетом его архитектурно­строительных особенностей и расстановка в нем мебели;
  • оформление документов для непосредственной продажи мебели в салоне, комплектации заказа на уровне складской программы или изготовления изделий на предприятии, а также возможной доставки их на дом и последующей сборки;
  • подготовка производственных заданий по заказу с последующей передачей их на предприятие.

Место блока управления заказами в структуре САПР мебели

Информационный разрыв, возникающий при передаче данных от дизайнера салона на предприятие, обусловлен двумя основными факторами:

  • специфика работы мебельного салона. Дизайнер, как правило, не обладает знанием конструкторско­технологической подготовки и особенностей мебельного производства, но все, что он создаст, необходимо изготовить на конкретном мебельном предприятии. Есть опасность, что некоторые дизайнерские решения невозможно будет реализовать на имеющемся оборудовании. Это приведет к необходимости конструктивных доработок и повторных согласований с клиентом, что может отрицательно сказаться на его лояльности;
  • информационная несовместимость программного обеспечения на предприятии и в салоне.

Блок управления заказами в системе БАЗИС носит название БАЗИС­Салон. Для исключения причин возникновения информационных разрывов в нем предусмотрено:

  • автоматический перенос необходимого объема знаний о конкретном производстве на уровень приема заказов, что, с одной стороны, «сужает» простор для дизайнерской мысли, но, с другой — вынуждает работать в рамках технологических возможностей предприятия, автоматически создавая корректное производственное задание;
  • реализация блока управления заказами в едином информационном пространстве со всеми остальными функциональными подсистемами САПР БАЗИС.

Структурная схема системы БАЗИС показана на рис. 1. Из нее видно, что БАЗИС­Салон имеет прямую информационную связь с конструкторскими и экономическим модулями системы, а через последний — с модулем складского учета. Это позволяет минимизировать конструкторско­технологическую доработку принятых заказов и автоматически корректировать стоимость принимаемого в салоне заказа в процессе его «доводки» по требованиям клиента.

Рис. 1. Структура системы БАЗИС

Структура управления заказами

БАЗИС­Салон реализует пять основных функций:

  • формирование электронных каталогов мебели и комплектующих изделий;
  • создание виртуального интерьера помещения и обстановки в нем;
  • расстановка мебели, представленной в различных электронных каталогах;
  • прием и оформление заказов для реализации их на уровне складской программы, изготовления на предприятии или комбинации этих вариантов;
  • автоматическая подготовка производственных заданий или документов на отпуск изделий со склада.

Структурно БАЗИС­Салон состоит из трех программных модулей (рис. 2):

  • менеджер прайс­листов, предназначенный для формирования электронных каталогов мебели с возможностью группирования изделий по некоторому признаку, например по назначению или изготовителю;
  • модуль управления заказами, который обеспечивает автоматизированное формирование заказов на производство мебели, их ручную корректировку в случае необходимости, ведение базы данных заказов и различных справочников (клиенты, дополнительные услуги, предоставляемые клиенту и т.д.), а также сопровождение всех этапов прохождения заказов: от заключения договора до отгрузки готовой продукции;
  • модуль моделирования интерьера и расстановки мебели, с помощью которого на основе используемых прайс­листов и параметров помещения дизайнер при активном участии клиента разрабатывает дизайн­проект будущего заказа. Следует отметить, что подобная совместная работа позитивно влияет на лояльность клиента, повышая шанс довести его до оформления заказа.

Рис. 2. Структура модуля БАЗИС-Салон

Рис. 2. Структура модуля БАЗИС-Салон

Моделирование интерьеров

Основной задачей блока управления заказами системы БАЗИС является моделирование интерьеров помещений и расстановка мебели. Эту функциональность реализует модуль БАЗИС­Салон: Интерьер. Он позволяет:

  • создавать виртуальные помещения, отличающиеся точным соответствием реальным объектам по расположению окон, дверей, арок, ниш и других элементов;
  • скрывать стены, закрывающие вид на интерьер помещения, а также уменьшать высоту всех стен и перегородок для лучшего его обзора;
  • комбинировать различные цветовые и стилевые решения, создавая множественные варианты проектов для максимального учета требований и пожеланий клиента;
  • использовать специальные возможности для создания дизайн­проектов кухонь, учитывающие специфику работы с длинномерами (карнизы, плинтуса, балюстрады, столешницы и т.д.);
  • оперативно создавать новые модели мебели в конструкторских модулях системы и устанавливать их в виртуальном помещении с автоматическим пересчетом стоимости проекта;
  • быстро и точно устанавливать модели изделий, используя множество команд­акселератов: «прилипание» (стыковка элементов друг с другом), позиционирование на пол или на заданную высоту, размещение на указанной поверхности, расположение вдоль стены, сдвиг до упора, выравнивание изделий и многие другие;
  • контролировать выход элементов за пределы помещения и их взаимное пересечение;
  • быстро заменять материалы или декоративную фурнитуру у выбранного изделия или у всех изделий заказа без перестроения всего интерьера;
  • имитировать открытие распашных дверей, раздвижение дверей­купе, выдвижение ящиков, меняющиеся пейзажи за окном, видео на экране телевизора и другие сюжеты, способные «оживить» проект;
  • получать фотографически точное изображение интерьера с учетом свойств источников света и оптических характеристик поверхностей;
  • отслеживать точную стоимость будущего заказа при любых изменениях в проекте;
  • передавать принятый заказ непосредственно на производство;
  • сохранять дизайн­проект в любом из популярных графических форматов.

Управление заказами

После окончательного согласования с клиентом дизайн­проект становится заказом и подлежит исполнению в оговоренные сроки. Дальнейшая работа с ним происходит в модуле БАЗИС­Салон: Управление заказами. Он обладает следующими функциональными возможностями:

  • оперативное взаимодействие с модулем БАЗИС­Салон: Интерьер для создания дизайн­проекта и последующей его обработки уже в статусе заказа;
  • редактирование состава заказа с использованием моделей текущего прайс­листа или моделей, непосредственно передаваемых из модулей БАЗИС­Шкаф и БАЗИС­Мебельщик с автоматическим расчетом стоимости;
  • добавление дополнительных услуг (сборка мебели, подъем на этаж и т.д.), оказываемых клиенту, из соответствующего справочника;
  • настройка шаблонов отчетной документации (спецификации, накладные, счета и т.п.) при помощи встроенного редактора;
  • автоматическое формирование комплекта сопроводительных документов для заказа на основании данных о его составе;
  • поддержка актуального состояния информации о заказе: прохождение платежей, стадия выполнения заказа на производстве и т.п.;
  • организация территориально распределенной сети по приему заказов, включая сетевую работу нескольких модулей управления заказами с использованием единой базы данных;
  • экспорт сопроводительной документации в форматы MS Excel и OpenOffice Calc, а также всей информации по заказу в формат dBase III (*.dbf).

Создание дизайн­проекта

Модули БАЗИС­Салон: Управление заказами и БАЗИС­Салон: Интерьер работают совместно, в соответствии с логикой работы дизайнера мебельного салона. Первоначально формируется заготовка будущего заказа, в котором отмечены автоматически рассчитываемые поля (рис. 3).

Рис. 3. Первоначальный вид карточки заказа

Рис. 3. Первоначальный вид карточки заказа

Собственно формирование заказа, то есть наполнение его изделиями, может производиться двумя способами. Далеко не всегда требуется создание полноценного дизайн­проекта, нередко клиент просто хочет приобрести несколько понравившихся ему изделий. В этом случае модуль БАЗИС­Салон: Интерьер не используется, а дизайнер просто добавляет требуемые изделия из прайс­листа в заказ (рис. 4).

Рис. 4. Прием заказа без создания дизайн-проекта

Рис. 4. Прием заказа без создания дизайн-проекта

Второй вариант — проектирование интерьера помещения, первым шагом которого является моделирование помещения (рис. 5). По умолчанию оно имеет прямоугольную форму, что встречается наиболее часто. Однако есть некоторый набор типовых форм помещений, например комната с эркером. Кроме того, выбранный шаблон помещения можно редактировать: добавить скос, выступ или нишу. Для выбранного варианта задаются все необходимые размеры, устанавливаются окна и двери, отмечаются внутренние перегородки, проемы и колонны. Дополнительно задается еще один параметр, позволяющий в дальнейшем значительно ускорить расстановку мебели, — высота установки навесных элементов. Особенно актуален он для кухонь, которые практически всегда состоят из напольной и настенной групп изделий.

Рис. 5. Моделирование помещения

Рис. 5. Моделирование помещения

Следующий шаг — расстановка мебели. Она выполняется просто и быстро. В текущем прайс­листе выбирается понравившаяся модель и в один клик ставится в помещение, автоматически ориентируясь тыльной стороной к стене (рис. 6). Любую установленную модель можно редактировать в окне, вызываемом двойным щелчком мыши на ней. Мебельное изделие состоит из отдельных элементов, например корпуса, фасада, столешницы и т.д. Каждый из них может быть изготовлен из различных материалов. При выборе того или иного элемента в нижней части окна показываются допустимые варианты замены материала (рис. 7). Установкой соответствующих флажков можно заменить материал выбранного элемента у группы или всех моделей, установленных в помещении.

Рис. 6. Установка изделия

Рис. 6. Установка изделия

Рис. 7. Окно редактирования модели

Рис. 7. Окно редактирования модели

Любой элемент установленного изделия можно отменить. Например, в прайс­листе понравившийся стол­тумба указан вместе со столешницей, однако клиент хочет приобрести ряд изделий с общей столешницей. Дизайнер при установке просто указывает, что у данного стола столешницы нет. При необходимости он включает режим отмены столешницы у всех устанавливаемых изделий, если она в них присутствует.

Естественно, далеко не всегда модель из прайс­листа полностью устраивает клиента. Например, в проекте на рис. 6 стол­тумба с двумя дверями, который выбрал клиент, не может быть установлен в пространство между стеной и ранее установленными изделиями. Возможно также, что клиент захочет добавить в нее дополнительную полку. Для таких ситуаций предусмотрено оперативное редактирование моделей в специализированном редакторе, представляющем собой «усеченную» версию модуля БАЗИС­Мебельщик (рис. 8). После изменения ширины изделия оно спокойно устанавливается в нужное место (рис. 9). Более «продвинутый» вариант редактирования модели — передача в модуль БАЗИС­Мебельщик, где ее можно изменить буквально до неузнаваемости.

Рис. 8. Редактор моделей

Рис. 8. Редактор моделей

Рис. 9. Изменение размеров изделия

Рис. 9. Изменение размеров изделия

Продолжим редактирование кухни и установим общую для всех тумб столешницу, предварительно убрав стандартные столешницы у всех изделий одновременно. Вызываем соответствующую команду (рис. 10). Первоначально столешница имеет прямоугольную форму. В рассматриваемом случае с левой стороны она закругленная, то есть с радиусной законцовкой. Выбираем указанный вариант. Библиотека возможных законцовок расширяемая. Средствами редактора БАЗИС­Мебельщик в нее можно внести любые варианты. В ряде случаев предусматривается задание свесов.

Рис. 10. Окно установки столешницы

Рис. 10. Окно установки столешницы

Для установки столешницы достаточно указать угловые точки. Любой длинномер, в том числе и столешница, поставляется определенной длины. Соответственно, при необходимости установить более длинный элемент программа автоматически предложит сделать его составным. На рис. 11 видно, что два шкафа у окна имеют отдельную столешницу. Аналогичным образом с автоматическим контролем максимального размера устанавливаются любые длинномеры: стеновые панели, плинтуса, карнизы и т.д. (см. рис. 11).

Рис. 11. Установка длинномеров

Рис. 11. Установка длинномеров

Одним из часто встречаемых вариантов редактирования элементов является построение различных вырезов в панелях, например выреза в столешнице под установку мойки. Все изменения геометрии деталей изделия реализуются в редакторе моделей командами двухмерных построений на контуре выбранной панели.

В той же последовательности можно построить и навесные шкафы, установив, к примеру, общий карниз или балюстрады в открытых секциях. Все выполняемые операции установки и редактирования сопровождаются автоматическим пересчетом стоимости заказа.

По завершении всех построений и получения одобрения со стороны клиента информация передается в модуль БАЗИС­Салон: Управление заказами, где подготавливается комплект документов. В дальнейшем в нем будут отслеживаться все взаимоотношения с клиентом, вплоть до проведения монтажных работ и подписания акта приемки.

Заключение

В настоящее время блок управления заказами системы БАЗИС активно используется как производителями мебели при организации собственной сети сбыта, так и мебельными салонами, реализующими изделия многих мебельных фабрик. Количество точек приема, управляемых из единого центра, может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен. Ульяновская мебельная фабрика имеет более 400 лицензий БАЗИС­Салон, компания «Ангстрем» — более 300, мебельная фабрика Дятьково — более 100, ИП Дубин А.Д. (г.Омск) — 26, компания «Лемаком» (г.Хабаровск) —