2 - 2018

Технологии 3D для жизненного цикла спортивных самолетов

Компания BRM AERO, специализирующаяся на проектировании и постройке легких спортивных самолетов, добилась повышения качества своей продукции за счет улучшенных возможностей для проектирования; сократила время, необходимое для того, чтобы реагировать на запросы клиентов, благодаря возможности внесения изменений в проект в режиме реального времени, а также снизила издержки на IT и минимизировала время профилактического обслуживания, выбрав облачную версию платформы 3DEXPERIENCE.

К новым высотам

Милан Бристела (Milan Bristela), главный исполнительный директор компании BRM AERO, штаб­квартира которой расположена в Чехии, руководствовался четкими стратегическими целями: построить лучший в мире легкий и ультралегкий спортивный самолет. Выпускаемые компанией самолеты отличаются простым и удобным управлением, а кроме того, отвечают специфическим требованиям в отношении веса и летных характеристик, предъявляемым национальными авиационными властями. «Когда мой сын Мартин и я основали в 2009 году компанию BRM AERO, мы построили наш первый самолет в арендованном ангаре, — отмечает Милан Бристела. — Пять лет спустя у нас уже были собственные производственные площадки. Мы увлечены проектированием, разработкой и испытаниями самолетов. И нами в первую очередь движет то, что мы занимаемся чем­то отличным от того, что делают другие производители самолетов. В нашей модели Bristell сочетается безопасность, эргономика и элегантность линий, которая привлекает как новичков, так и многоопытных пилотов. Наши самолеты просты и неприхотливы в обслуживании и ремонте, поскольку у всех деталей имеются аналоги. За то недолгое время, что мы существуем, мы успели продать более 300 самолетов в 26 странах мира».

В условиях современной экономики даже производители самолетов находятся под влиянием растущих требований со стороны заказчиков, которые перед принятием решения о покупке внимательно изучают имеющийся выбор. «Наши клиенты всегда ожидают, что самолет будет хорош с точки зрения своей эстетики, установленного оборудования, безопасности и простоты пилотирования. Кроме того, они рассчитывают, что самолет будет отличаться высочайшим качеством при разумной цене. Именно поэтому мы уделяем максимум внимания каждой детали, — рассказывает г­н Бристела. — Наш бизнес главным образом ориентирован на то, чтобы каждый выпускаемый нами самолет отвечал индивидуальным требованиям клиентов. Таким образом, они получают уникальный продукт, который наилучшим образом удовлетворяет их потребностям. Мы стараемся оставаться впереди конкурентов, и для этого мы предлагаем инновационные решения и постоянно совершенствуем наши методы проектирования и производства».

Чтобы сохранить свое конкурентное положение на рынке, компания BRM AERO внедрила платформу 3DEXPERIENCE® и отраслевое решение Engineered to Fly в облачной версии для проектирования и управления данными. «Чтобы строить высококачественные самолеты, нам потребовалось самое лучшее решение для 3D­проектирования из представленных на рынке, — отмечает Милан Бристела. — Благодаря решению Engineered to Fly мы можем проектировать сложные детали вплоть до мельчайших нюансов, и при этом ускорить процесс проектирования и производства. Облачная конфигурация решения не потребовала много времени или усилий, и нам не пришлось инвестировать в дополнительное оборудование, специалистов или другие IT­ресурсы, которые понадобились бы при установке программного обеспечения в традиционной конфигурации. Более того, поскольку в сегменте ультралегких самолетов доходность бизнеса относительно невысокая, для нас существенным преимуществом стала возможность помесячной оплаты вместо приобретения полной лицензии. Теперь мы можем выделить больше ресурсов на разработку самолетов и обучение инженеров нашим методам и инструментам».

Высокая эффективность инвестиций

В прошлом поиск подходящего программного обеспечения для проектирования был отнюдь не самой простой задачей. «За эти годы мы пробовали работать с различными программными решениями для 3D­проектирования, но они не соответствовали нашим ожиданиям. В то же время, вопроса о том, чтобы вернуть их разработчику и получить назад свои инвестиции, не стояло», — заявляет г­н Бристела. Еще одна сложность для BRM AERO заключалась в поиске опытных и квалифицированных инженеров. «Приобретение дорогостоящего CAD­решения в отсутствие грамотных специалистов несет в себе риски снижения эффективности инвестиций, — отмечает он. — Однако в случае платформы 3DEXPERIENCE в ее облачной реализации все совсем иначе. Система была готова к работе моментально, без необходимости приобретения нового оборудования или трудоемкой настройки. Кроме того, у нас была возможность в течение трех месяцев протестировать программное обеспечение для проектирования, перед тем как осуществить подписку на более длительный период. Немаловажным является и то обстоятельство, что отраслевое решение Engineered to Fly спроектировано для авиационной индустрии и соответствует нашему стилю работы».

«Еще одна причина, по которой компания BRM AERO выбрала облачную версию Engineered to Fly, заключалась в том, что это решение представляет собой экономически эффективный способ реализовать преимущества передовых технологий проектирования без каких­либо административных трудностей или издержек, — говорит Милан Бристела. — Dassault Syste`mes заботится обо всех программных обновлениях и резервных копиях, а у нас появляется возможность всегда работать с самой свежей версией системы, и мы можем быть уверены, что нам доступны все имеющиеся функции. Таким образом, у нас высвобождаются дополнительные ресурсы и мы можем сосредоточиться на разработке самолетов, а не на управлении информационными технологиями».

«Компания Technodat, являющаяся деловым партнером Dassault Syste`mes, познакомила нас с платформой 3DEXPERIENCE и помогла нам начать работу с ней, показав, как пользоваться приложениями для проектирования отдельных деталей самолета, — отмечает г­н Бристела. — Их опыт действительно помог нам, и после нескольких месяцев работы с этим решением наши инженеры получили достаточно знаний, чтобы пользоваться им на уровне экспертов. В частности, нашим инженерам удалось в сжатые сроки импортировать в платформу 3DEXPERIENCE 3D геометрию фюзеляжа, изначально созданную в других решениях, и успешно получить новые, готовые к массовому производству детали из листового металла. За время испытательного периода компания Technodat продемонстрировала заинтересованность в долгосрочном развитии. Они предоставили нам поддержку и продолжают оказывать поддержку нашим инженерам в случае необходимости. Более того, хотя они создали приложение, облегчающее обмен атрибутами деталей между платформой 3DEXPERIENCE и ERP­системой, потребности в значительной доработке у нас не возникло. Стандартная версия отраслевого решения Engineered to Fly охватывала значительную часть наших нужд». Наконец, безопасность данных и возможность капитализации знаний также являются немаловажными факторами для BRM AERO, и в платформе 3DEXPERIENCE заложено все необходимое для этого. Наши данные безопасно хранятся в облаке, а кроме того, обеспечивается их целостность, при этом знания остаются в компании, а не пропадают вместе с увольняющимися сотрудниками».

Управление жизненным циклом деталей самолета

Детали самолетов необходимо отслеживать, а также обеспечивать их поддержку на протяжении всего их жизненного цикла. «Благодаря решению Engineered to Fly мы можем управлять всем жизненным циклом каждого компонента, начиная с работы над его концепцией и заканчивая его техническим обслуживанием, — заявляет Милан Бристела. — Мы можем отслеживать каждую деталь благодаря системе контроля версий, и благодаря передаче информации, такой как номенклатурный код детали, информация о материалах, стоимости или поставщике, между платформой 3DEXPERIENCE и нашей ERP­системой, и в то же время гарантировать, что вся наша документация надлежащим образом управляется и привязана к соответствующей детали. Хотя я по­прежнему убежден, что лучшими инструментами для создания красивого дизайна все­таки остаются бумага и карандаш, я действительно высоко ценю значимость виртуальной 3D­модели продукта, поскольку она помогает решить технические и производственные вопросы при создании самолета. Благодаря тому, что в виртуальной модели у каждой детали указан вес и плотность материала, мы можем моментально получать вес каждой отдельной сборки. Мы можем определить, проанализировать и изменить любые переменные в режиме онлайн непосредственно в 3D­модели, что помогает оптимизировать конструкцию и снизить вес самолета».

Кроме того, платформа 3DEXPERIENCE отличается своей открытостью и гибкостью. «Наши заказчики могут направлять нам свои идеи и пожелания относительно конструкции самолета, и, если это не сказывается на безопасности, мы стараемся сделать все возможное, чтобы удовлетворить их пожелания. Благодаря своей гибкости платформа 3DEXPERIENCE позволяет с легкостью вносить изменения в дизайн в режиме реального времени и показывать заказчикам в цифровом окружении, как будет выглядеть их самолет», — говорит г­н Бристела.

Возможность проектирования конструкций из листового материала — большой плюс

Специалисты BRM AERO особенно высоко ценят возможности Engineered to Fly для работы с листовым металлом. Инженеры могут в цифровом виде работать над дизайном, моделировать работу и взаимное расположение сложно изогнутых металлических поверхностей, а также убедиться в возможности их изготовления, и все это — в условиях того же унифицированного окружения. «Мы можем одновременно работать над 3D­дизайном и над чертежом заготовки, используя функцию Sheet Metal Engineering, имеющуюся в этом отраслевом решении, — отмечает Милан Бристела. — Те решения, которые мы использовали ранее, позволяли работать только с двумерными данными. Теперь мы можем создавать 3D­формы и получать изгибы, формовать детали, а также добиваться точного совпадения отверстий в оперении и других деталях, которые должны быть собраны вместе. Фактически, рама самолета состоит из деталей из листового металла, которые крепятся друг к другу с помощью 4700 заклепок. Мы можем смоделировать деталь в 3D и наметить отверстия для заклепок в цифровой модели, чтобы при сборке всей конструкции не возникало никаких ошибок. Кроме того, мы создаем многоступенчатые сборки и выполняем проверку взаимодействия деталей в 3D­модели на экране компьютера, чтобы убедиться, что детали не создают помех друг другу. Еще одно преимущество решения Engineered to Fly заключается в поддержке технологии гидравлической вытяжки, что позволяет получать структурно крепкие компоненты с минимальными отходами материала».

Цифровая целостность и автоматизация процессов на всех этапах работ — от конструирования до создания продукта — позволяет своевременно получать необходимую информацию. «Автоматизация сокращает число потенциальных ошибок в процессе постройки, ведь сотрудники нашего производственного цеха могут быть уверены в том, что работают с самой свежей и актуальной моделью, — говорит г­н Бристела. — При внесении любых изменений в дизайн они видны на производстве, что гарантирует целостность информации о наших продуктах».

Помимо создания небольших двухместных самолетов Милан Бристела намерен использовать платформу 3DEXPERIENCE для более масштабных проектов в уже ближайшем будущем. Он также упомянул о некоем секретном проекте, над которым работает компания, но отказался вдаваться в подробности, сказав только: «Мы работаем над новым прототипом, который сможем представить общественности после постройки и проведения испытаний его эргономики и характеристик вместе с нашими партнерами и друзьями. Поэтому следите за нашими новостями».