В данной статье мы рассмотрим опыт создания региональной геоинформационной системы территориального планирования (РГИС ТП), поэтапная реализация которой началась в 2014 году по заказу Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия). РГИС ТП призвана решать целый комплекс задач в области поддержки управления пространственным развитием территории, важнейшими из которых являются следующие:
- оказание государственных и муниципальных услуг в области архитектуры и градостроительства;
- оперативное предоставление градостроительной документации, картографических материалов, кадастровых данных в операционной деятельности подразделений органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) еще в 2013 году поставило амбициозные цели — повысить оперативность решения управленческих задач с применением эффективных информационных технологий и снизить риск принятия неправомерных управленческих решений за счет информационной поддержки процесса принятия решений. В связи с этим в 2014 году принято решение о создании Региональной геоинформационной системы территориального планирования (РГИС ТП РС(Я)). Работы проводятся в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Градостроительное планирование развития территорий. Снижение административных барьеров в области строительства». Исполнителем работ выступает группа компаний «НЕОЛАНТ» — российский разработчик информационноаналитических систем для органов государственного и муниципального управления.
На первом этапе в 2014 году проводилось комплексное обследование органов власти и органов местного самоуправления, анализ состояния градостроительных документов и картографических материалов в составе этих документов, было разработано и развернуто программное обеспечение, реализующее РГИС ТП РС(Я). В системе были созданы следующие модули:
- ИСОГД — ведение электронного архива градостроительных документов в соответствии с утвержденными правилами;
- каталог пространственных данных — каталогизация картографических материалов, используемых в системе;
- реестры ПД — ведение тематических отраслевых сведений о различных объектах с возможностью привязки к карте;
- градостроительное зонирование — ведение реестра территориальных зон и градостроительных регламентов, подготовка разрешительных документов, оперативный анализ;
- планировка территории — ведение реестра земельных участков, подготовка проектов документов, оперативный анализ;
- строительство и реконструкция объектов капитального строительства — ведение реестра объектов капитального строительства (ОКС), подготовка разрешительных документов, оперативный анализ;
- безопасность и администрирование;
- портал, обеспечивающий публикацию документов градостроительной деятельности — текстовых и картографических материалов.
Для всех модулей системы используется компонент работы с картографическими материалами, с помощью которого выполняется просмотр пространственных данных, управление картой, редактирование векторных картографических материалов, загруженных в систему.
В 2015 году система была модернизирована, параллельно выполнялись работы по созданию отраслевых (ведомственных) решений на базе РГИС ТП РС(Я). В результате модернизации в системе появились такие модули, как:
- рекламные конструкции (учет сведений о рекламных конструкциях, выданных разрешительных документах);
- адресный реестр (работа со сведениями ФИАС, геокодирование);
- обращения (регистрация обращений и ответов по заявкам на получение государственных и муниципальных услуг);
- реестр документов (подготовка документов в рамках оказания государственных и муниципальных услуг);
- экспертиза (согласование градостроительных документов);
- аналитика (подготовка аналитических сведений по данным системы);
- межведомственное взаимодействие (работа с внешними поставщиками и потребителями данных посредством СМЭВ).
С 2016 года проводится подключение к системе муниципальных районов и исполнительных органов власти, в систему загружаются муниципальные градостроительные документы и отраслевые сведения о существующих и планируемых объектах капитального строительства.
По состоянию на конец 2017 года к системе подключено 22 района республики. В электронный архив (ИСОГД) загружены схемы территориального планирования, генпланы поселений, планы землепользования и застройки. Специалистами «НЕОЛАНТ» также были выполнены следующие работы:
- привязка растровых карт генпланов;
- оцифровка растровых карт градостроительного зонирования, наполнение реестра территориальных зон и градостроительных регламентов этих поселений.
Всего сейчас в РГИС ТП РС(Я) размещено 1021 карта генеральных планов и 276 карт градостроительного зонирования. В реестр территориальных зон и градостроительных регламентов внесены данные по утвержденным планам землепользования и застройки поселений. Внесенные данные и карты доступны как через АРМ, так и через портал РГИС ТП РС(Я), развернутый в центре обработки данных Правительства РС(Я). На портале сформированы тематические наборы карт, состав и содержание которых является настраиваемым.
В интересах республиканских министерств в РГИС ТП РС(Я) сформировано более 140 реестров пространственных данных. В их число входят, например, реестры признанных аварийными многоквартирных домов и строящихся домов для граждан, переселяемых из аварийного жилого фонда; реестры социальных объектов (школы, детские сады, объекты здравоохранения, социальные учреждения). При работе с реестрами в системе у пользователей есть возможность нанесения объектов на карту, получения информации об объектах окружения и градостроительных документах, утвержденных для этой территории.
Всего в РГИС ТП РС(Я) создано порядка 1800 пространственных слоев, среди которых, например, схемы градостроительного зонирования районов, планируемые по генпланам объекты образования, туризма, физкультуры и спорта, признанные аварийными дома.
Подобное структурированное ведение информации позволяет:
- анализировать потребность в размещении новых объектов с учетом утвержденных планов развития территории и формировать предложения по корректировке схем территориального планирования, генеральных планов, программ комплексного развития и т.д.;
- контролировать исполнение мероприятий государственных и муниципальных программ по сооружению/реконструкции объектов;
- принимать решения о допустимости размещения объектов капитального строительства на конкретных участках;
- готовить предложения по корректировке планов землепользования и застройки;
- сократить сроки на подготовку документов, формируемых в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, за счет автоматизированного внесения в формируемые документы (сведения из ИСОГД, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка) сведений о градостроительных документах, допустимых видах использования и предельных параметрах объектов; сведений о земельных участках и объектах капитального строительства, поставленных на кадастровый учет.
В ходе работ 2017 года в РГИС ТП РС(Я) были реализованы новые возможности, позволяющие:
- формировать проекты документов «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры» с использованием данных о запланированных объектах на территории района/поселения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.10.15 № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
- по данным обращений на оказание государственных и муниципальных услуг, внесенных в систему, формировать отчеты в разрезе районов об услугах, предоставленных документах, сроках оказания услуг;
- предоставлять сведения о составе услуг, необходимых для получения разрешений на строительство, и регламентах их получения с использованием калькулятора строительных процедур. Сам калькулятор работает на основании сведений об утвержденных в районах регламентах, вносимых в систему;
- получать сведения о работе муниципальных служб в системе (аналитика по размещенным документам в ИСОГД, оказанию услуг).
Внутренний портал автоматически синхронизируется с внешним порталом РГИС ТП, доступным в Интернете. Внешний портал содержит данные, для которых указан «открытый» уровень доступа. Внешний портал функционирует в тестовом режиме.
На фоне таких значительных результатов есть и проблемы, препятствующие полнофункциональному использованию системы. Одна из проблем связана с тем, что до сих пор не определен оператор системы, в функции которого входило бы:
- участие в информационном наполнении реестров пространственных данных ОИВ и ОМСУ РС(Я), необходимых для осуществления градостроительной деятельности (анализ первичных данных и подготовка структур данных для ведения реестров, помощь в наполнении реестров, консультации пользователей);
- участие в подготовке и согласовании градостроительной документации (проверка картографической (специальной) части документов на соответствие требованиям технических заданий, иным требованиям нормативных правовых документов к описанию и отображению пространственных данных с использованием средств инструментальной ГИС);
- участие в разработке проектов нормативноправовых, методических и организационных документов, необходимых для обеспечения функционирования и использования РГИС ТП РС(Я);
- участие в подготовке аналитических и информационных материалов по теме градостроительной деятельности с использованием данных системы;
- предоставление пользователям информационных услуг, в том числе методической и консультационной поддержки по работе с системой.
Другая не менее значимая проблема — организационная: не закреплен порядок взаимодействия ОИВ и ОМСУ республики с использованием РГИС ТП РС(Я), отсутствуют регламенты проведения контроля качественных и количественных показателей по данным системы.
В результате этого задачи «внештатного оператора» системы выполняют специалисты «НЕОЛАНТ», считая себя ответственными за внедряемую систему.