Правильно — с первого раза
Ученые полагают, что сильное воздействие шума наносит большой вред здоровью всех живых существ. Поэтому снижение уровня шума от автомобилей, самолетов и промышленного оборудования — обязательное требование для будущего устойчивого развития.
Правительства многих стран, особенно в Европе, принимают меры по введению более жестких нормативов по проездному шуму автомобилей. В июне 2016 года в Европе был обнародован план снижения шума от обычного пассажирского автомобиля с текущего уровня в 72 дБ до 70 дБ к 2020 году и до 68 дБ — к 2024му. Снижение шума на 4 дБ потребует колоссальных усилий: автопроизводители уже почти достигли пределов технических возможностей.
Изготовителям автомобилей и комплектующих придется тесно сотрудничать для создания систем, соответствующих нормативам по локальным и общим уровням шума. Потребуется уделить особое внимание всем создающим шум деталям и узлам: двигателю и трансмиссии, воздухозаборному и выпускному трактам, шинам и т.д.
Каждый автомобиль должен проходить сертификацию на соответствие стандарту 362 Международной организации стандартов (ISO), который недавно был ужесточен. Теперь требуется проводить испытания в большем объеме, чтобы более точно воспроизвести условия реального городского автомобильного движения. Специалисты и сегодня прилагают огромные усилия, проводя стандартные сертификационные испытания и затрачивая на них массу времени и ресурсов.
Реальность такова: автомобили следует проектировать так, чтобы они проходили подобные тесты с первого раза.
Готовимся к будущему
Десятилетиями компания UTAC CERAM помогала автомобилестроителям проходить сертификационные испытания. UTAC CERAM — независимая группа частных компаний, много лет оказывающая услуги в области наземного транспорта, включая проверку на соответствие нормативным требованиям, проведение испытаний и технической экспертизы (оценка экологичности, безопасности, долговечности и надежности), сертификацию, организацию автомобильных мероприятий и обучение безопасному вождению. Компания UTAC CERAM является официальным представителем двух надзорных органов Франции, отвечающих за пригодность автомобилей к дорожной эксплуатации (Центральная техническая организация) и за стандартизацию (Отдел автомобильной стандартизации).
Более 400 сотрудников работают в двух испытательных центрах в ЛинеМонтлери и Мортфонтене (Франция), а также на предприятиях заказчиков во Франции и других странах. Кроме того, компания UTAC имеет представительства в Великобритании, Северной Америке, России и Китае.
Сертификационные испытания по уровню шума — только один из многочисленных видов деятельности компании UTAC CERAM. Ежегодно сотни автомобилей испытываются на трассе в ЛинаМонтлери на соответствие требованиям стандарта ISO 362 по уровню внешнего шума. При этом UTAC CERAM занимается не только сертификацией. Компания предлагает решения для проектирования и испытаний автомобилей, гарантирующие, что изделие удовлетворит самым жестким сертификационным требованиям.
Для проектирования автомобилей с низким уровнем внешнего шума компания UTAC CERAM построила самую современную акустическую камеру. Большая камера оснащена надежной звукоизоляцией, стендом с беговыми барабанами под полноприводный автомобиль и двумя рядами микрофонов с программным обеспечением для анализа LMS Test.Lab™ и системами сбора данных LMS SCADAS™ от Siemens PLM Software. Камера предназначена для максимально точного воспроизведения условий проездных акустических испытаний.
Возможность проведения проездных акустических испытаний в помещении дает массу преимуществ. Среди них — высокая точность и отличная воспроизводимость результатов в контролируемой среде, не зависящей от нестабильных погодных условий. Поскольку скорость автомобиля задается автоматически (передачи также переключаются автоматически), полностью устраняется человеческий фактор. Однако точно воспроизвести шум от шин в помещении затруднительно: шум от сцепления шины с беговыми барабанами и с реальным дорожным покрытием заметно различается. Поэтому в составе системы LMS Test.Lab (входящей в пакет Simcenter™ от Siemens) имеется модуль Passby Noise Testing, включающий расчет акустической модели шины и позволяющий откорректировать экспериментальные данные в соответствии с методикой, изложенной в стандарте ISO 3623:2016.
Основной вид деятельности
UTAC CERAM — независимая группа частных компаний, много лет оказывающая услуги в области наземного транспорта, включая проверку на соответствие нормативным требованиям, проведение испытаний и технической экспертизы (оценка экологичности, безопасности, долговечности и надежности), сертификацию, организацию автомобильных мероприятий и обучение безопасному вождению. Компания UTAC CERAM также является официальным представителем двух надзорных органов Франции, отвечающих за пригодность автомобилей к дорожной эксплуатации и за стандартизацию.
Местонахождение клиента
ЛинеМонтлери, Франция. www.utacceram.com
Решения/Услуги
Simcenter.
Проблемы
- Необходимость снижения уровня внешнего шума легковых автомобилей на 4 дБ к 2024 году.
- Повышение эффективности испытаний различных вариантов конструкции перед проведением сертификационных испытаний.
- Создание источников шума минимально установленной интенсивности для гибридных и электрических автомобилей.
Ключи к успеху
- Применение самых современных акустических камер.
- Задание точных предельных уровней шума для каждого узла.
- Внедрение инновационных решений Simcenter для прогнозирования уровней шума и оптимизации акустических характеристик.
Результаты
- Эффективное круглогодичное проведение испытаний в оптимальных условиях с получением точных и воспроизводимых результатов.
- Точная количественная оценка и ранжирование источников шума по степени их вклада в общий шум.
- Синтез прогнозируемых уровней внешнего шума для различных вариантов конструкции автомобиля.
- Эффективное проектирование систем звуковых оповещений для гибридных и электрических автомобилей.
Высокая воспроизводимость испытаний гарантирует получение более надежных результатов. В среднесрочной перспективе проездные акустические испытания в помещении будут проводиться для сертификации автомобиля и позволят либо дополнить, либо полностью заменить испытания на открытом воздухе. Ведущий специалист по акустике и начальник отдела электромагнитной совместимости, шума и вибраций компании UTAC CERAM ЛуиФердинан Пардо (LouisFerdinand Pardo) подтверждает эту тенденцию, исходя из своего опыта участия в работе комитета ISO, определяющего стандарты на уровни внешнего шума.
Преимущества акустических испытаний в помещении заключаются не только в устранении неопределенностей, ошибок и случайных факторов. Испытания в контролируемой среде позволяют реализовывать самые сложные методики оценки шума. Рассчитывается вклад отдельных источников шума (двигателя и трансмиссии, воздухозаборного и выпускного трактов), что позволяет задавать точные целевые значения по шуму для каждого компонента автомобиля.
Формирование звука электрического автомобиля
Акустическое проектирование — это не только снижение уровня шума. Сегодня в городах появляется все больше гибридных и электрических автомобилей. Они движутся практически бесшумно. В результате возрастает опасность аварий: пешеходы и велосипедисты не слышат шума приближающегося автомобиля, не могут оценить его скорость и направление движения. Для устранения этой опасности государственные органы обсуждают необходимость обязательного оснащения гибридных и электрических автомобилей генераторами шума, получившими название «автомобильные системы звукового оповещения» (AVAS).
В 2016 году ООН опубликовала новый стандарт UN 138 на минимальный уровень шума, согласно которому через несколько лет установка таких сигнализаторов на новых автомобилях станет обязательной. В том же году Управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) подготовило проект федерального стандарта безопасности транспортных средств (FMVSS 141), устанавливающий минимально требуемые уровни шума гибридных и электрических автомобилей.
Испытания автомобилей с системами звукового оповещения лучше всего производить в помещении, так как создаваемый уровень шума по определению невысокий и для его оценки необходимо исключить фоновый шум. Модуль LMS Test.Lab Interior Passby Noise Testing позволяет указывать минимально допустимый уровень шума по стандарту ISO 16254 («Акустика. Измерение уровня шума транспортных средств категорий M и N в неподвижном состоянии и при движении на малой скорости. Техническая методика испытаний»). Современное испытательное оборудование компании UTAC CERAM, работающее совместно с решениями LMS™, прекрасно подходит для проектирования систем звукового оповещения гибридных и электрических автомобилей.
Повышение эффективности испытаний
Для проведения проездных акустических испытаний в помещении автомобиль устанавливается на стенде с четырьмя беговыми барабанами, который расположен в центре большой камеры с примерно 20 микрофонами, размещенными в два ряда. Каждый ряд установлен на стенке камеры на высоте 1,2 м точно в 7,5 м от автомобиля. Сигналы с микрофонов поступают на две мобильные системы сбора данных LMS SCADAS, расположенные с двух сторон у стенок камеры. После установки машины на стенд инженер начинает собственно испытание. С этого момента большинство операций выполняется автоматически. Инженер уходит из камеры в пультовую, где задает параметры испытания и запускает его дистанционно. При необходимости эти же действия можно выполнить из камеры в ручном режиме.
Конструкция акустической камеры в компании UTAC CERAM обеспечивает максимальную производительность при проведении испытаний.
«Мы выбрали решения LMS от Siemens по трем основным причинам, — рассказывает гн Пардо. — Вопервых, они гарантируют превосходное качество сбора и обработки данных измерений уровня шума в камере. Алгоритмы дают результаты, отлично согласующиеся с результатами реальных сертификационных проездных испытаний на полигоне. Вовторых, решения LMS обеспечивают совместимость результатов акустических испытаний, проведенных в камере и на открытом воздухе с использованием аналогичных систем LMS.
Втретьих, мы высоко ценим долгосрочное партнерство с Siemens в сфере акустического проектирования и испытаний».
«Участие компании Siemens в акустическом проектировании не ограничивается только поставками измерительного оборудования. Компания является нашим партнером в области исследований и разработок, предоставляя решения для количественной оценки источников шума, что позволяет оценивать характеристики внешнего шума автомобиля на ранних этапах проектирования. Кроме того, и специалисты Siemens, и я лично занимаемся созданием будущих методик сертификации по стандартам ISO, предусматривающих переход к виртуальным испытаниям», — отмечает ЛуиФердинан Пардо.
Самые современные методики проведения испытаний
Новые процедуры сертификации по стандартам ISO предписывают проведение большего числа измерений внешнего шума при ускорении и движении с постоянной скоростью, а также на разных передачах. Все эти измерения можно провести в акустической камере компании UTAC CERAM, что позволяет оценивать различные варианты конструкции, а также подготовить автомобиль к проведению сертификационных испытаний. Методики проведения испытаний запрограммированы в контроллере акустической камеры: инженеру остается только задать параметры испытываемого автомобиля, открыть рабочий лист в системе LMS Test.Lab и начать испытание. После этого испытание проводится в автоматическом режиме, а измерения запускаются по командам LMS Test.Lab. Инженер по испытаниям в компании UTAC CERAM Йони Мейер (Yoni Meyer) — увлеченный пользователь новой системы — заявляет: «Мы с успехом пользуемся практически всеми функциями LMS Test.Lab. Мы хорошо освоили систему, но попрежнему поражаемся удобству работы с рабочими листами и интуитивно понятному построению процесса испытаний».
Функции постпроцессной обработки данных в LMS Test.Lab помогают выполнять такие задачи, как разделение и количественную оценку источников шума. В результате удается точно оценить вклад каждого узла в общий шум. Анализ позволяет задавать предельно допустимые уровни шума для каждого узла и точно прогнозировать создаваемый автомобилем внешний проездной шум.
ЛуиФердинан Пардо заключает: «Работая совместно с Siemens, UTAC CERAM создает будущее акустического проектирования автомобилей, включая процессы виртуальной сертификации, прогнозирование внешнего шума и оптимизацию акустических характеристик транспортных средств, оснащенных системами звукового оповещения».