Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО НТЦ «АПМ»

ИНН 5018019971 ОГРН 1035003357366

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

4 - 2018

Сокращение затрат на внедрение PLM-технологий с помощью Lotsia PLM

Николай Ширяев

Внедрение технологий по управлению жизненным циклом продукции позволяет предприятиям получить существенный экономический эффект, но само по себе зачастую сопряжено с существенными финансовыми затратами.

В данной статье рассматриваются возможные варианты сокращения указанных затрат с помощью решения Lotsia PDM PLUS. Следует отметить, что Lotsia PDM PLUS позволяет успешно реализовать широкий круг задач, стоящих перед современными предприятиями, оставаясь при этом экономически высокоэффективным программным комплексом, что подтверждается использованием данного программного обеспечения примерно в тридцати отраслях как в России, так и за рубежом.

При этом с помощью Lotsia PDM PLUS решаются задачи создания защищенных электронных архивов документов (и электронных картотек бумажных документов), управления данными о продукции на протяжении ее жизненного цикла, автоматизации технического и офисного документооборота и управления бизнес­процессами (TDM/PDM/Workflow), базового календарного планирования.

Чем короче будет время внедрения, тем, как правило, меньшие затраты понесет предприятие. Если можно сократить время перехода на современные IT­технологии без ущерба для текущей работы предприятия — это очевидный плюс. Кроме того, чем меньше изменений придется вносить при внедрении системы, тем дешевле обойдется внедрение. Таким образом, если внедряемая система позволяет по максимуму использовать уже сложившееся на предприятии программное окружение — это дополнительный аргумент в пользу ее выбора.

Lotsia PDM PLUS позволяет сократить затраты с первых же шагов — она не привязана к какой­то одной программно­аппаратной платформе или решению от одной компании­разработчика.

Встроенные средства и опциональные специализированные модули интеграции позволяют организовать обмен данными с практически любыми приложениями третьих фирм. Реализована полная интеграция с широким кругом офисных приложений и систем автоматизированного проектирования (САПР).

В качестве примера рассмотрим, что можно сделать для снижения совокупной стоимости владения (TCO) системой на этапах ее внедрения, сопровождения и модернизации.

Еще на этапе установки программного обеспечения администратор системы может выбрать, какую систему управления базами данных (СУБД) ему использовать (рис. 1). Поскольку Lotsia PDM PLUS поддерживает работу практически со всеми основными индустриальными СУБД, то администратор может выбрать именно ту, которая уже применяется на предприятии. (Следует отметить, что в дальнейшем можно без потери данных и перенастройки перейти на использование другой СУБД (например, MS SQL Server, Sybase, Oracle), если это по каким­либо причинам потребуется.) При этом в качестве сервера СУБД, помимо серверов под управлением сетевой операционной системы MS Windows, могут применяться также серверы под управлением различных версий UNIX или Linux (в зависимости от используемой СУБД).

Рис. 1. Окно выбора СУБД 
при установке системы

Рис. 1. Окно выбора СУБД при установке системы

Важным аспектом также является возможность наращивать мощность системы (например, подключать дополнительные файловые хранилища) поэтапно, по мере развития внедрения. При этом ограничения на объемы хранимой информации и количество пользователей системы практически отсутствуют.

Таким образом, уже на этапе развертывания системы можно сократить стоимость внедрения за счет использования уже имеющегося на предприятии программного обеспечения (ПО), и на этой основе сформировать единую информационную среду предприятия [1].

Настройка любой системы корпоративного масштаба требует адаптации стандартных решений, предлагаемых разработчиками ПО, под специфику предприятия (утверждающие обратное — лукавят). И, в отличие от ряда систем, где для настройки необходимо использовать программирование, Lotsia PDM PLUS позволяет выполнить основные настройки (создание типов объектов, атрибутов, шаблонов бизнес­процессов, настройку экранных форм, отчетов и т.п.) в визуальном режиме. Уже одно это существенно позволяет сэкономить время на внедрение системы (и, разумеется, финансы заказчика). Эти же функции дают возможность быстро перенастроить систему при изменении условий эксплуатации, что немаловажно, без привлечения компании­разработчика. Но если у сотрудников заказчика все же есть желание программировать, то к их услугам — полное описание структуры базы данных системы и открытый API, бесплатно поставляемые в составе дистрибутива. Такая открытость позволяет не только существенно сократить затраты на модернизацию системы, но и служит дополнительной защитой инвестиций заказчика.

Следующим важным этапом является максимально быстрое наполнение системы актуальной информацией. Для этого Lotsia PDM PLUS также предлагает ряд инструментов.

Во­первых, это готовые шаблоны отраслевых и прикладных настроек, которые поставляются в дистрибутиве системы, а также доступны для загрузки с сайта lotsia.com.

Во­вторых, это интеграция с MS Active Directory, которая позволяет быстро импортировать информацию о сотрудниках предприятия.

В­третьих, для быстрого наполнения базы данных актуальной информацией можно воспользоваться инструментом расширенного импорта (рис. 2). Средства импорта унаследованных данных из баз данных, файлов и сканированных документов позволяют консолидировать информацию, полученную из различных источников. При этом возможна фильтрация «информационного шума», предотвращение дублирования и некорректности помещаемой в базу данных информации. Также для импорта данных из унаследованных систем или из систем, применяемых подрядчиками и контрагентами, могут быть использованы опциональные интерфейсы ISO 10303 (STEP) и PLM XML. А интеграция с TWAIN­совместимыми устройствами (сканерами, фотоаппаратами и т.п.) позволяет получать данные непосредственно с периферийных устройств.

Рис. 2. Расширенный импорт: выбор настройки, настройка, импорт, результат

Рис. 2. Расширенный импорт: выбор настройки, настройка, импорт, результат

Для первоначального импорта унаследованных данных имеются мощные встроенные средства импорта (из баз данных, файлов и сканированных документов), которые позволяют консолидировать информацию, полученную из различных источников.

Всё это дает возможность быстрого накопления и централизации хранения интеллектуальной собственности предприятия, а использование защищенных хранилищ (в том числе территориально­распределенных) наряду с разграничением прав доступа позволяет существенно повысить уровень защиты информации и предотвратить потерю знаний, в частности, вследствие увольнения сотрудников (а то и кражу информации конкурентами).

А поддержка компонентных документов и гиперссылок, возможность извлечения из САПР для передачи в PDM (и наоборот) состава изделия, а также атрибутивной информации (например, данные полей штампа чертежа) — все это существенно упрощает построение единой информационной системы предприятия.

Сократить количество ошибок при вводе информации в систему также помогает широкое использование справочников и классификаторов [2]. При этом практически любой объект системы может выступать в качестве элемента классификатора.

Еще одной особенностью Lotsia PDM PLUS, позволяющей минимизировать ошибки, а следовательно, и затраты, связанные с человеческим фактором, при внедрении PLM­решения, является применение интеллектуальных бизнес­правил (рис. 3). Администратор системы может настроить бизнес­правила таким образом, чтобы, например, с их помощью блокировать заведомо ошибочные действия пользователя.

Рис. 3. Сообщение о невыполнении бизнес-правила

Рис. 3. Сообщение о невыполнении бизнес-правила

Важным элементом, влияющим на эффективность внедрения системы, является скорость поиска информации, от которой зависит также и то, насколько удобной будет реализация повторного использования данных. Lotsia PDM PLUS сочетает в себе как мощные и гибкие функции поиска информации, так и возможности по дальнейшему ее заимствованию и повторному использованию, включая полное или частичное копирование проектов.

На этапе эксплуатации системы существенная экономия может быть достигнута при обмене данными с контрагентами за счет применения встроенной функции пакетного экспорта (рис. 4 и 5). Данный механизм позволяет как готовить комплекты документации для передачи заказчику, сокращая время, необходимое на формирование такого комплекта в десятки раз, так и, например, для согласования с контрагентами или внешними подрядчиками, давая возможность импортировать в систему новые версии документов, учитывающие все изменения. При этом формируется гипертекстовая структура проекта или изделия и связанных с ней документов. Критерии, по которым будет проводиться пакетный экспорт данных, задаются администратором системы или уполномоченными им сотрудниками.

Рис. 4. Параметры экспорта проекта

Рис. 4. Параметры экспорта проекта

Рис. 5. Результат экспорта

Рис. 5. Результат экспорта

Важным аспектом любой системы корпоративного уровня является возможность гибкого разграничения прав доступа к информации. Lotsia PDM PLUS позволяет ограничивать права доступа по отдельности к объектам, их атрибутам, документам (файлам) и их версиям. При этом имеется возможность наследования прав доступа по составу изделия или по дереву проекта.

При совместной работе над проектом (например, при утверждении документов или проведении изменений) возникает необходимость изменения прав доступа к данным на разных этапах их жизненного цикла. Lotsia PDM PLUS позволяет сэкономить время на данные действия с помощью предварительных настроек, сделанных в шаблонах бизнес­процессов, что существенно упрощает работу администратора системы.

Первоначально настроенную в рамках пилотного проекта систему в дальнейшем легко масштабировать до необходимых параметров (потребного числа пользователей, количества филиалов или дочерних компаний и т.п.). При этом возможны как организация многих территориально­распределенных хранилищ данных, так и централизованное хранение информации, в зависимости от предпочтений заказчика.

Существенные затраты при эксплуатации PLM­решений приходятся на обеспечение информационной безопасности. Lotsia PDM PLUS позволяет сократить их за счет как автоматизации распределения прав доступа к информации, как было отмечено выше, так и протоколирования действий пользователей (рис. 6) при работе с системой в различных разрезах.

Рис. 6. Определение списка пользователей 
для отслеживаемых событий активности

Рис. 6. Определение списка пользователей для отслеживаемых событий активности

Один из самых важных аспектов при настройке системы — это грамотная формализация и унификация бизнес­процессов предприятия. Подсистема автоматизации документооборота и управления бизнес­процессами (Workflow) системы Lotsia PDM PLUS позволяет существенно упростить эту работу как благодаря использованию визуального графического редактора шаблонов бизнес­процессов, так и за счет декомпозиции сложных бизнес­процессов на простейшие базовые процессы, которые могут в дальнейшем многократно применяться в качестве вложенных подпроцессов (рис. 7) при формировании шаблонов сложных бизнес­процессов.

Рис. 7. Процесс со вложенными работами

Рис. 7. Процесс со вложенными работами

Безусловно, одним из важнейших аспектов использования PLM­решений является возможность получать и анализировать накопленную в системе информацию. В состав Lotsia PDM PLUS входит мощное средство для формирования различных отчетов [3, 4] (включая различные ведомости, спецификации и т.п.). Отличительной особенностью Lotsia PDM PLUS является возможность формировать так называемые живые отчеты (рис. 8), щелчок мышью на элементах которых позволяет перейти к новому информационному объекту.

Рис. 8. Живой отчет в Lotsia PDM PLUS

Рис. 8. Живой отчет в Lotsia PDM PLUS

Кроме того, Lotsia PDM PLUS позволяет практически автоматически добиться соблюдения требований стандартов серии ISO 9000, например в части устойчивой повторяемости и контролируемого изменения.

Модульность системы и возможность поэтапного внедрения (в том числе силами IT­службы предприятия), а также независимость от западных санкций (Lotsia PDM PLUS — полностью отечественная разработка, включена в реестр российского ПО) являются дополнительными преимуществами решения.

Lotsia PDM PLUS поставляется с подробной документацией на русском языке (включающей, в том числе, практические рекомендации). На сайте lotsia.сом
также опубликованы описание интерфейса прикладного программирования и учебное пособие по работе с системой. Поскольку компания — разработчик системы находится в России, техническое сопровождение и обучение конечных пользователей системы существенно упрощаются.

И не в последнюю очередь на стоимость внедрения влияет лицензионная политика компании «Лоция Софтвэа» — в Lotsia PDM PLUS используется схема конкурентных (плавающих неименованных) лицензий, а кроме того, действует программа накопительных скидок, при которой цена каждого дополнительно приобретаемого пакета лицензий рассчитывается с учетом уже имеющегося у заказчика количества лицензий. А для крупных корпораций предлагается редакция поставки ПО Enterprise Edition и неограниченная (Unlimited) лицензия, что позволяет дополнительно сэкономить средства при крупном внедрении. При этом доступны различные сценарии развертывания системы [5], включая доступ к данным через Интернет.

В данной публикации приведены только некоторые возможности Lotsia PDM PLUS, позволяющие сократить затраты на внедрение. Но даже они дают представление о том, насколько существенно можно сократить затраты на внедрение PLM­технологии при использовании решений на базе Lotsia PDM PLUS. Более чем 20­летний успешный опыт использования на отечественных и зарубежных предприятиях на практике подтверждает высокую эффективность решений на базе Lotsia PSM PLUS. 

Список литературы:

  1. Беляков М.С. Единая информационная среда предприятия на базе Lotsia PDM PLUS, ERP Axapta и «1С». Материалы международной конференции по PLM­2017, г.Москва / Беляков М.С. // [Электронный ресурс]: база данных. — Режим доступа: http://www.plm­conference.com.
  2. Афанасьев В.В. Справочники в Lotsia PDM PLUS / Афанась­ев В.В. // САПР и графика. 2017. № 4. С. 62­65. ISSN 1560­4640.
  3. Садовников Д.Л. Внедрение системы электронного документооборота. Что лежит на поверхности? / Садовников Д.Л. // САПР и графика. 2016. № 4. С. 50­53. ISSN 1560­4640.
  4. Афанасьев В.В., Садовников Д.Л. О некоторых неочевидных технических средст­вах Lotsia PDM PLUS / Афанасьев В. В. и др. // САПР и графика. 2017. № 2. С. 52­54. ISSN 1560­4640.
  5. Ширяев Н.В. К вопросу об организации единой ­системы PLM масштаба концерна / Ширяев Н. // САПР и графика. 2017. № 10. С. 55­57. ISSN 1560­4640.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557