Внедрение любой информационной системы подразумевает ее адаптацию под потребности организации. Такова жизнь! Автоматизировать нетипичные «ручные» операции или формирование уникальных видов документов, наладить интеграцию с другими системами, — все это можно сделать быстро, легко... и даже своими силами, если у продукта есть система доступных и развитых средств разработки (SDK)! Давайте посмотрим, как с помощью модулей расширения решаются частные задачи пользователей системы управления проектной организацией Pilot-ICE.
В системе PilotICE, через которую проходит вся техническая и организационная документация по строительным проектам, уникальные задачи автоматизации решаются с помощью модулей расширения. Комплект разработчика SDK для создания модулей предоставляется бесплатно, а пользователи корпоративной редакции PilotICE Enterprise (рис. 1) дополнительно получают бесплатную техподдержку по работе с SDK.
Рис. 1. Состав корпоративной редакции Pilot-ICE Enterprise
Комплект разработчика PilotICE включает русскоязычное описание принципов создания модулей расширения, описание интерфейсов, а также более 20 примеров модулей с исходным кодом. Комплект размещается в центре загрузок Pilot
(pilot.ascon.ru).
Модулей уже набралось значительное количество, они доступны всем пользователям системы. Оглядываясь на этот опыт, мы можем смело сказать, что практически любая задача наших заказчиков может быть решена с помощью PilotICE. Расширения создают как технологические партнеры АСКОН — компании «Рубиус», «САПРАльфа», так и технические специалисты АСКОН, а при желании разработать модуль могут и сами заказчики. Вот несколько примеров.
Взаимодействие PilotICE с САПР
В базовый функционал PilotICE входит инструмент, который позволяет через виртуальный принтер Pilot XPS формировать по листам документы из любых САПР. При этом создаются файлы фиксированной разметки (документы), налаживается связь исходного файла формата разработки с документом. Таким образом обеспечивается возможность работы PilotICE с абсолютно любыми системами проектирования, без дополнительных настроек и доработок. Но у такой универсальности есть и минус: PilotICE не позволяет передавать данные из карточек документов в файлы формата разработки и обратно. Передача данных между PilotICE и САПР возможна с помощью модулей интеграции. У нас есть несколько разработанных примеров — для Revit, AutoCAD и КОМПАС.
Портрет пользователя Pilot-ICE
Промышленностроительное проектирование: в ПКО, проектных институтах, холдингах с единой базой документов в PilotICE работают технический отдел, разрабатывающий проектноконструкторскую или проектносметную документацию, производственные подразделения, отдел продаж и филиалы предприятия.
Жилищногражданское проектирование: архитектурные бюро, девелоперы, застройщики, службы заказчика и эксплуатации.
Компании с распределенной структурой: работу с коллегами из других городов, подрядчиками или фрилансерами в PilotICE выстраивают организации, имеющие территориальноудаленные подразделения.
Учебные заведения: вузы используют продукт для взаимодействия со студентами, проверки работ, организации сбора, рецензирования и обсуждения материалов участников конференций.
Модули организуют среду общих данных в PilotICE для работы в САПР и дают возможность передавать данные из проекта PilotICE в файлы чертежей/модели для автоматического заполнения основной надписи чертежей.
Вот, например, как организована работа PilotICE с Autodesk Revit. После установки модуля в Revit появляются дополнительные команды. Семейства и шаблоны Revit размещаем и храним на виртуальном диске PilotStorage для поддержания в актуальном состоянии для всех участников. С помощью PilotICE готовим центральную модель для ее использования проектировщиками. Происходит синхронизация атрибутов проекта PilotICE и в основной надписи в модели, что сокращает количество рутинных операций по заполнению карточек объектов PilotICE, а также позволяет избежать ошибок при вводе информации вручную.
Размещение новых документов в PilotICE
Достаточно рутинная операция, которую стоит автоматизировать, — формирование новых документов и их размещение в системе инженерного документооборота. Для автоматизированной публикации чертежей формата DWG (DXF) внутри системы PilotICE разработан модуль расширения «Альфа Locator». Разработчик модуля — компания «САПРАльфа».
Модуль сократит время при работе как с отдельным файлом, так и с группой файлов, формируя из них документы: определит границы и формат в пространстве модели и в пространстве листа, заполнит атрибуты создаваемого документа данными из основной надписи штампа листов чертежей. Также он значительно сэкономит ресурсы предприятия на публикацию в системе большого количества документов, например целого раздела или комплекта чертежей, полученных от подрядчика, или для размещения накопленного неструктурированного архива.
А для автоматизации процесса формирования и заполнения полей организационнораспределительных документов (договоров, актов, технических заданий) дополнительные модули не нужны. С помощью базового функционала PilotECM и простых действий в текстовых редакторах MS Word и LibreOffice Writer легко создать базу данных шаблонов типовых документов. В результате пользователи экономят время на поиске информации и очень быстро создают или изменяют документы.
Webклиент PilotICE
Просматривать содержимое баз данных PilotICE во внутренней сети предприятия и через Интернет можно и посредством интернетбраузера, без установки специализированного ПО (рис. 2). Webклиент опубликован с открытым исходным кодом и предназначен для организации удаленной работы и удобного взаимодействия сотрудников предприятия без установки десктопной версии системы PilotICE. Развернуть сервис для webклиента можно на операционных системах Windows и Linux, причем как на локальном компьютере в организации, так и на арендуемом сервере в облаке.
Рис. 2. Web-клиент
Расширение поддержки PDF и вся мощь функционала XPS
PDF сегодня — самый популярный формат для обмена документами. А XPS, благодаря технологиям XML, — самый эффективный и открытый. Он позволяет проводить параллельное согласование документации с простановкой замечаний; сравнивать версии документов по тексту и геометрии; параллельно подписывать электронной подписью.
Рис. 3. Конвертация PDF2XPS
Чтобы использовать преимущества обоих форматов, разработаны два модуля конвертации из PDF в XPS и обратно (рис. 3). Рассмотрим, в каких случаях и для чего они могут понадобиться:
1. Если на предприятие пришел PDFдокумент от контрагента, то, чтобы провести его внутреннее согласование с помощью функционала PilotICE, этот документ можно трансформировать в XPS в автоматическом режиме прямо при сохранении в систему.
Конвертация документа из формата PDF в XPS через печать на виртуальный принтер во многих случаях выполняется некорректно, а для многолистового документа занимает уйму времени.
С помощью нового модуля PDF2XPS вы получаете документ наивысшего качества: конвертирование выполняется программным способом, без потери качества исходного PDF, с сохранением оглавления документа и кликабельных URLссылок.
2. В случае если необходимо передать документацию в формате PDF, например в службу экспертизы проектной документации, модуль можно использовать для обратной конвертации и экспортировать электронные документы формата XPS в PDF.
Для передачи контрагенту проект выгружается в удобной htmlоболочке с сохранением структуры и отображением миниатюр документов со ссылками на исходные файлы.
Система PilotICE развивается не только за счет модулей расширения: ежемесячно расширяется и базовый функционал системы. Перечень новых возможностей формируется за счет пожеланий заказчиков. Одной из главных новинок стала возможность назначения заместителей в системе и выставления статусов пользователей («в командировке», «в отпуске» и т.д.). С этой задачей при внедрении системы к нам обратились, например, сотрудники Научноисследовательского института карбамида. Теперь, если сотрудник отсутствует на рабочем месте, заместителю переходят права на документы и задания.