9 - 2018

Цифровизация решает проблему растущих требований к предприятиям атомной отрасли

Сложность порождает риски

В то время как многие страны ставят под сомнение целесообразность использования атомной энергетики — в первую очередь по соображениям безопасности и экологичности, компания Assystem, международная независимая инженерная группа со штатом более 2500 специалистов, разрабатывающая решения для атомной промышленности, своим основным приоритетом называет сохранение высочайшего уровня безопасности в атомной отрасли. «Строительство и эксплуатация атомной станции предполагает выполнение всё большего числа различных требований от органов безопасности, а также общественного мнения при интеграции всё большего числа сложных технологий, — заявляет Кристиан Жаню (Christian Jeanneau), старший вице­президент по атомной энергетике в Assystem. — Всё это приводит к значительному повышению уровня сложности на этапах проектирования и строительства. В силу больших масштабов и высокой стоимости подобных проектов, атомные станции должны быть построены без ошибок с самого начала. О создании физичес­ких прототипов тем более не может быть и речи».

Повышение производительности, улучшение безопасности, снижение издержек

Таким образом, внедрение цифровых технологий — это та цель, которую Assystem преследует как непосредственно для себя, так и при взаимодействии со своими клиентами. «После того как мы завершим цифровую трансформацию, перед нами откроются огромные возможности, — отмечает г­н Жаню. — Мы выбрали платформу Dassault Systèmes 3DEXPERIENCE®, чтобы ускорить внедрение цифровых технологий. Мы приняли данное решение после обстоятельного анализа и проведения целого ряда тестов, и считаем, что эта платформа поможет нам более эффективно управлять нашими проектами и позволит обеспечить максимальную ценность для наших клиентов. Наша сильная сторона заключается в умении управлять крупными и сложными проектами атомных станций, уделяя при этом особое внимание вопросам производительности, безопасности и стоимости».

Подробнее о компании Assystem

Assystem — это международная независимая инженерная компания, которая помогает клиентам управлять, проектировать, строить и повышать производительность своей инфраструктуры, используемой в генерации электроэнергии, а также в транспортных системах и медицинских учреждениях.

Три направления обслуживания: управление проектами и инженерные работы; цифровые технологии и повышение производительности; защита и безопасность.

Штат: 5 тыс. человек по всему миру.

Выручка: 400 млн евро.

Штаб­квартира: Париж, Франция (плюс офисы в 13 странах мира).

Более подробная информация доступна на сайте www.assystem.com.

Крупные энергетические проекты весьма сложны в управлении. Сюда относится управление конфигурацией, управление терабайтами данных, управление требованиями, при этом необходимо выполнять поставленные цели в отношении стоимости и сроков их реализации. «Мы уверены — внедрение цифровых технологий и использование современных инструментов обеспечат нам огромные преимущества с точки зрения затрат и эффективности, поскольку они позволят управлять сложной информацией с гораздо меньшими усилиями, с большей эффективностью и точностью, — добавляет Джон Кларк (John Clark), технический директор Assystem UK. — Например, вместо создания дорогостоящих физических прототипов мы можем воспользоваться цифровыми моделями и методами моделирования для проверки траектории робота с несколькими степенями свободы при перемещении объемного оборудования по корпусу реактора, чтобы убедиться, что это оборудование можно переместить и установить даже в условиях очень ограниченного пространства».

При реализации крупных и масштабных проектов необходимо, чтобы все участвующие в проекте стороны взаимодействовали друг с другом как единое целое. «У всех участников команды должен быть доступ к большим объемам точных и актуальных данных, — продолжает Кристиан Жаню. — Платформа 3DEXPERIENCE дает нам общий язык и методологии, которыми можно пользоваться как внутри компании, так и при взаимодействии с внешними партнерами и подрядчиками. Она повышает нашу эффективность, поскольку возможность обмениваться идеями и опытом в режиме реального времени значительно сокращает время, необходимое для реализации проекта».

Подробнее о компании Majenta Solutions

Majenta Solutions — это ведущий британский поставщик технологических решений, который оказывает поддержку проектировочным фирмам, дизайнерским компаниям и производственным предприятиям, предлагая необходимые и актуальные продукты, сервисы и поддержку. Среди отраслей, с которыми работает предприятие, — автомобильная промышленность, аэрокосмическая индустрия, производство и строительство. Majenta Solutions обладает обширной экспертизой в области управления жизненным циклом продукции, интеграции цепочек поставок и решений для обмена данными, в том числе работает с более чем 5 тыс. поставщиков по всему миру для крупнейших OEM­производителей в Великобритании.

Более подробная информация представлена на сайте www.majentasolutions.com.

Еще одна сложность заключается в необходимости обеспечивать целостность информации на всем протяжении проекта — от первоначальной работы над требованиями и проектирования до строительства, запуска в эксплуатацию, сдачи­приемки и обслуживания. «Например, чтобы показать, что срок службы станции может быть продлен через 40 или 50 лет эксплуатации, нам необходимо суметь подтвердить, что оборудование и сама станция эксплуатировались в соответствии с исходным проектом и строительными спецификациями, — отмечает г­н Жаню. — Таким образом, нам важно записывать все данные. Нам необходима “отслеживаемость”. Использование цифровой модели для фиксирования операционных данных при сдаче в эксплуатацию и во время эксплуатации является оптимальным способом применения информации, которую необходимо предоставить органам сертификации, и позволяет реализовать стратегию профилактического обслуживания, способствующую повышению конкурентоспособности наших клиентов».

Внедрив платформу 3DEXPERIENCE, Assystem получает уникальные инструменты и методологию, которые доступны для всей экосистемы и позволяют сотрудникам более эффективно вести совместную работу и повышать свою продуктивность

Внедрив платформу 3DEXPERIENCE, Assystem получает уникальные инструменты и методологию, которые доступны для всей экосистемы и позволяют сотрудникам более эффективно вести совместную работу и повышать свою продуктивность

Применение платформы 3DEXPERIENCE повлияет на проекты, с которыми работает Assystem. «Платформа обеспечивает нам все основные возможности, в том числе работу с требованиями, управление спецификациями и управление изменениями, — говорит Джон Кларк. — Увеличение сложности проектов приводит к дополнительным рискам, а данное решение позволяет нам управлять этой сложностью, но следовательно, и рисками. Например, за счет более эффективного управления изменениями мы получаем более полное и унифицированное представление о текущем статусе и показателях работы электростанции. Этот единый источник предоставляет нам наиболее полную и правдивую информацию, что помогает более точно и эффективно оценивать риски. Еще одно преимущество заключается в сокращении числа ошибок и необходимых переделок за счет улучшения точности и повышения качества нашей проектной документации. Благодаря этому решению мы можем обнаруживать отклонения на ранних стадиях и вносить необходимые поправки до того, как начнется строительство, когда любые изменения будут уже слишком дорогими».

От пилотного проекта до масштабного внедрения

Компания Assystem начала внедрение платформы 3DEXPERIENCE в 2016 году с нескольких небольших производственных проектов с участием десятка человек. В ходе предварительного анализа и оценки результатов было обнаружено, что сотрудники компании тратят на 20% меньше времени для выполнения определенных задач. Успех этих проектов побудил руководство внедрить платформу в масштабах всего бизнеса и начать использовать эту платформу для управления более крупными проектами. «Мы хотели воспользоваться полученным положительным опытом и расширить сферу применения платформы 3DEXPERIENCE, сделав ее доступной для всех наших инженеров­технологов и системных инженеров», — заявляет г­н Кларк.

О компании Dassault Syst`emes

Компания Dassault Syst`еmes воплощает принцип 3DEXPERIENCE, обеспечивая отдельных людей и компании виртуальной средой для создания устойчивых инноваций. Ведущие решения компании помогают изменить подход к разработке, производству изделий и сервису. Приложения для взаимодействия от Dassault Syst`еmes способствуют поиску социальных инноваций, позволяя виртуальному миру улучшать мир реальный. Обеспечивая поддержку свыше 220 тыс. заказчиков, Dassault Syst`еmes работает в более чем 140 странах мира, с компаниями любого размера и всех отраслей промышленности.

Услуги по внедрению платформы, а также техническую поддержку предоставляла компания Majenta Solutions. «Система была настроена под те методы и процедуры, которые используются в нашей компании, например управление библиотеками стандартных деталей и нумерация документов осуществляются в соответствии с процессами контроля качества, принятыми в Assystem», — отмечает Джон Кларк. Инженеры Majenta изучили существующие в Assystem процессы, например процессы в области управления документацией (Documentation Control), изысканий (Inquiry), процессы подготовки к заключению нового контракта (Contract Start­up), изменения контракта (Contract Variation), разработки (Design) или закупок (Purchasing), проанализировали их и привязали эти процессы к новейшей версии платформы 3DEXPERIENCE, создали тестовые окружения, внимательно изучили пользовательский опыт и выслушали мнения конечных пользователей, а затем и осуществляли всё это вплоть до полного внедрения решения. Кроме того, они провели первичное обучение ключевых специалистов Assystem, которые формализовали и внедрили передовые практики компании, распространив их на остальных пользователей. «Сотрудники Majenta проделали фантастическую работу, познакомив нас с решениями Dassault Systèmes, они помогали нам в решении повседневных задач, моментально отвечали на все наши вопросы, — рассказывает Джон Кларк. — Мы будем рады продолжить сотрудничество с Majenta в рамках ознакомления наших сотрудников с системой, чтобы наши специалисты смогли более быстро и эффективно выполнять свою работу. Это одна из наших целей».

Одним из этих пользователей является Том Гулдинг (Tom Goulding), инженер­технолог, который использует платформу 3DEXPERIENCE для управления изменениями, предложенными заказчиками (customer changes). «Моя работа заключается в том, чтобы отражать все эти изменения во всех необходимых документах и чтобы информация по проекту, в том числе проектная документация, технологические карты и калькуляции также своевременно обновлялись, —комментирует г­н Гулдинг. — Платформа 3DEXPERIENCE помогает мне более эффективно управлять этим аспектом моей работы, так как при получении новой задачи я могу видеть все мои задачи, которые отображаются на моей панели вместе со всеми документами, которые должны быть обновлены. Как только я отмечаю, что задача выполнена, этот статус и вся история операций, связанных с задачей, записываются в платформу для последующего использования».

Платформа 3DEXPERIENCE помогает пользователям в Assystem с более высокой эффективностью управлять изменениями в документации и вносить изменения в проекты, технологические карты и калькуляции

Платформа 3DEXPERIENCE помогает пользователям в Assystem с более высокой эффективностью управлять изменениями в документации и вносить изменения в проекты, технологические карты и калькуляции

Том Гулдинг также разработал внутренние методы и процессы, которые соответствуют правилам компании в отношении обеспечения качества. «Мы предусмотрели в платформе специальные правила, чтобы при подаче документов для рассмотрения или утверждения создавались соответствующие задачи, — заявляет он. — Кроме того, с помощью системы мы планируем наши совещания по техническому проектированию и прикрепляем все документы, которые предстоит изучить. Система позволяет нам закрыть совещание после того, как будут выполнены все задачи. Это прекрасный способ гарантировать выполнение всех поставленных задач».

Еще одно преимущество заключается в возможности отслеживания данных. Когда пользователь загружает документ в систему, все знают, кто его загрузил и когда он был обновлен в последний раз, а также когда и кому эти документы отправлялись для изучения или валидации. «При работе с бумажными документами сотрудники могут их потерять или оставить в шкафчике стола, при этом информация так и не будет донесена до нужных людей, — говорит Том Гулдинг. — Благодаря платформе 3DEXPERIENCE вся работа с документами осуществляется в режиме онлайн, в едином месте — теперь у нас нет риска потерять какую­либо информацию. Кроме того, мы можем привязать каждую задачу, каждый результат к определенным требованиям, что облегчает для менеджеров отслеживание того, сколько требований было выполнено или сколько из них по­прежнему предстоит выполнить и на каких именно задачах нам следует сосредоточить наши ресурсы».

Кристиан Жаню считает, что технологии помогут предприятиям атомной промышленности успешно конкурировать в условиях четвертой промышленной революции. «При реализации мегапроектов строительные работы нередко выходят за рамки бюджета и утвержденных графиков. Нашим клиентам необходимо быть более конкурентоспособными. Наша роль заключается в том, чтобы помочь им в осуществлении их проектов в полном соответствии с заданными целями в отношении стоимости и сроков, позволить им продемонстрировать, что они способны построить и безопасно и эффективно эксплуатировать электростанции. В частности, мы сможем повысить конкурентоспособность, если поможем им использовать цифровые технологии в течение всего жизненного цикла атомной электростанции для демонстрации соблюдения регуляторных требований, в задачах моделирования, для организации профилактического обслуживания и повышения безопасности проектов. Благодаря платформе 3DEXPERIENCE мы получаем уникальный инструмент и методологию, которые доступны для всей экосистемы и дают участникам проекта полное представление обо всем проекте, что позволяет им более эффективно осуществлять совместную деятельность и повышать свою производительность. Это помогает нам обеспечить конкурентоспособность и качество тех услуг, которые мы предлагаем нашим клиентам», — подытоживает г­н Жаню.