Компания APPIUS осуществляет свою деятельность с 2004 года и является ведущим отечественным разработчиком PLM-решений на платформе «1С:Предприятие 8» в области управления проектными и инженерными данными. За это время реализовано значительное количество комплексных проектов по автоматизации предприятий различных отраслей промышленности.
Мы предложили ответить на наши вопросы Станиславу Тимошину, руководителю строительного направления компании APPIUS.
Дмитрий Красковский: Станислав, расскажите, пожалуйста, о том, как создавалась система управления проектносметной документацией AppiusPLM.
Станислав Тимошин: Разработкой системы управления проектными данными наша компания занимается уже более 10 лет. В середине 2007 года ЗАО «Газпромстройинжиниринг», являющееся 100процентным дочерним обществом ОАО «Газпром», заинтересовалось системой AppiusPDM для использования ее в сфере управления технической (проектносметной) документацией. Пока шли переговоры, система AppiusPDM стала продаваться как 1С:PDM. На базе данной системы мы начали внедрение, и к моим основным обязанностям добавилось еще ведение данного проекта. Было разработано техническое задание, на основании которого в систему наследованы данные, добавлены новые виды элементов, настроены связи, разработаны отчеты и т.д. Данному проекту внедрения посвящена статья «Построение системы управления проектной документацией для строительства на платформе «1С:Предприятие 8» в ЗАО «Газпромстройинжиниринг», опубликованная в сентябрьском номере журнала «САПР и графика» за 2008 год. Затем нашими пользователями стали еще несколько аналогичных предприятий Газпрома. С каждым клиентом мы заключали договора сопровождения, и на всех предприятиях система развивалась под требования клиента, в результате чего было получено несколько вариантов решения с определенным пересечением по функциональности. Проанализировав накопленный опыт, в 2014 году мы выпустили на рынок вторую версию системы управления проектными данными AppiusPLM УПСД, в которой были учтены современные тенденции развития систем управления инженерными данными.
Станислав Тимошин, руководитель строительного направления компании APPIUS
Д.К.: Каковы успехи в продвижении системы AppiusPLM УПСД?
С.Т.: До 2014 года мы не занимались активным продвижением системы AppiusPLM УПСД на рынок. Продавали по принципу «сарафанного радио». С выходом новой версии мы значительно расширили штат программистов по сопровождению и внедрению системы. Основной подход внедрения системы AppiusPLM УПСД не изменился — это проектная технология.
Дело в том, что выйдя в 2005 году с системой AppiusPDM на машиностроительный рынок, наша компания выбрала стратегию продвижения «готового решения», несмотря на то, что все наши конкуренты говорили, что управление инженерными данными — это проект, и необходимо настраивать решение под каждого конкретного клиента, исходя из его требований. Все наши программные продукты для машиностроения и приборостроения (AppiusPDM, 1C:PDM, AppiusPLM Управление жизненным циклом изделия) до сих пор отгружаются клиенту в виде готового решения, но, конечно, на этом наше сотрудничество не заканчивается. Мы проводим обучение, консультируем, оказываем техническую поддержку.
Часто одним из этапов внедрения AppiusPLM УПСД является наследование данных из ретросистемы или из файлового хранилища на сетевом диске. На предприятиях есть большие массивы информации в виде различных сканированных чертежей, а это терабайты информации, которую необходимо систематизировать и классифицировать. Работы по вводу информации и нормализации данных являются начальным этапом внедрения проектов AppiusPLM УПСД.
Всех пользователей системы AppiusPLM УПСД мы поддерживаем и сопровождаем.
Д.К.: Получается, систему AppiusPLM УПСД можно внедрить только через технологию проектного подхода?
С.Т.: Не совсем так. У нас есть клиенты, которым мы внедрили систему буквально за одиндва месяца: поставили ее, обучили группу пользователей и администратора, провели консультации и запустили систему в промышленную эксплуатацию. Как правило, такая схема внедрения подходит для небольших предприятий, где количество пользователей не превышает 2030 человек. Для более крупных предприятий целесообразно использовать внедренческие технологии, а именно проектный подход.
Д.К.: С точки зрения управления проектносметной документацией, ваша система предназначена для заказчиков и подрядчиков строительства или же для проектного института?
С.Т.: На начальных этапах создания системы управления проектными данными мы ориентировались на заказчиков строительства. Первоначально наша система нужна была для того, чтобы управлять процессом подготовки документации и ее передачей для строительства. Однако со временем к нам стали поступать запросы от проектных институтов. Поэтому на текущий момент система AppiusPLM УПСД является комплексной, поддерживает управление жизненным циклом документации на всех этапах: подготовка исходных данных (заданий на проектирование), проектирование, рассмотрение, утверждение, строительство и эксплуатация, а также управление процессом проектирования. Хочется отметить, что есть готовые модули интеграции с различными системами проектирования. Например, 34 октября 2018 года мы представляли свое решение AppiusPLM Управление проектносметной документацией на ежегодной конференции Autodesk University Russia 2018 и «в живую» демонстрировали модуль интеграции с системой автоматизации процессов проектирования Autodesk Revit.
Д.К.: Расскажите об основных возможностях системы.
С.Т.: Если кратко, то в AppiusPLM УПСД выделено несколько функциональных подсистем (см.рисунок).
Д.К.: Как на развитии вашей системы сказалось вступление в силу санкций, были ли случаи импортозамещения?
С.Т.: Время вступления в силу санкций совпало со временем выхода нашей второй версии системы AppiusPLM УПСД. К нам обратились несколько компаний нефтегазовой отрасли, например РУСПЕТРО. В связи с повышением курса иностранных валют, EDMSсистемы от западного вендора стали стоить значительно дороже, и компания РУСПЕТРО проводила поиск альтернативных решений. В рамках проекта внедрения мы доработали нашу систему с точки зрения требований западных стандартов. Прежде всего это связано с порядком присвоения номеров ревизий, регламентов получения и передачи документации. По отзывам наших пользователей можно сказать, что система AppiusPLM УПСД стала гибче, удобнее и даже в какихто моментах лучше EDMSсистем, которые использовались ранее. Данному проекту посвящена статья «Внедрение системы AppiusPLM Управление проектносметной документацией в компании «РУСПЕТРО», опубликованная в июньском номере журнала «САПР и графика» за 2016 год.
Д.К.: Можно ли сказать, что система AppiusPLM УПСД в плане технологических новшеств идет впереди AppiusPLM Управление жизненным циклом изделия?
С.Т.: С точки зрения технологических новшеств система AppiusPLM УПСД в настоящее время идет впереди машиностроительной версии. Вторая версия AppiusPLM УПСД развивалась с «нуля», в ее основе заложены только базовые механизмы, используемые во всех наших системах: AppiusPLM Управление жизненным циклом изделия, AppiusТехнология, Инженерный справочник. При этом AppiusPLM УПСД сразу разрабатывалась как управляемое приложение. Все новые подсистемы, в частности по согласованию документации, по мобильному приложению, по системе управления проектами и задачами, разрабатывались для строительного рынка. После того как эти подсистемы прошли апробацию у клиентов, отдел разработки нашей компании включил аналогичный функционал и в системы для машиностроительной/приборостроительной отраслей.
Д.К.: Можете ли вы както оценить в процентном соотношении доходы вашей компании по направлениям строительного и машиностроительного секторов?
С.Т.: Точных цифр, конечно, я вам не назову, но могу отразить тенденцию. Если еще четыре года назад доходы от системы AppiusPLM УПСД составляли 1015% от доходов компании, то, по данным 2017 года, они выросли до 30%. При этом количество клиентов значительно уменьшилось, но количество пользователей (лицензий на одно предприятие) достигает 500 и более. Услуги по внедрению тоже не бесплатные.
Д.К.: Что получает клиент от внедрения системы?
С.Т.: Внедрение AppiusPLM УПСД позволяет:
- управлять и контролировать процесс подготовки документации: получение от заказчика/подрядчика, рассмотрение и утверждение, передача в ДКС, отработка (заказ материалов) и т.д.;
- создать единый электронный архив документации по проектам с разграничением прав доступа и отслеживанием изменений документов;
- оптимизировать поиск документации по проекту;
- автоматизированно получать рассылки отчетов из системы (например, список полученной документации за период, список документации с истекшим сроком рассмотрения);
- создать возможность удаленного подключения к системе через браузер;
- повысить эффективность управления, оперативно принимать управленческие решения на основе статистических отчетов (процент полученной и утвержденной документации, причины срыва сроков и т.д.).
Важным преимуществом является открытость исходного кода, что достигается за счет использования платформы «1С:Предприятие». Система AppiusPLM УПСД полностью апробирована и готова к внедрению в базовом варианте. С другой стороны, всегда требуется адаптация, которая реализуется путем написания подключаемых модулей, настройки кода системных событий, создания регламентных заданий (например, рассылка отчета по поступлению документации, срыв срока выполнения поручений и т.д.) с произвольным кодом и т.д. Эти механизмы позволяют не изменять типовую конфигурацию, что привело бы к усложнению перехода на новую версию.
Д.К.: В заключение наш традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать читателям журнала «САПР и графика»?
С.Т.: Здоровья, счастья, успехов во внедрениях информационных систем.
Д.К.: Спасибо за интересную беседу!