11 - 2018

Система «Appius-PLM Управление проектно-сметной документацией»: готовый инструмент цифрового предприятия

Дмитрий Красковский

Компания APPIUS осуществляет свою деятельность с 2004 года и является ведущим отечественным разработчиком PLM-решений на платформе «1С:Предприятие 8» в области управления проектными и инженерными данными. За это время реализовано значительное количество комплексных проектов по автоматизации предприятий различных отраслей промышленности.
Мы предложили ответить на наши вопросы Станиславу Тимошину, руководителю строительного направления компании APPIUS.

Дмитрий Красковский: Станислав, расскажите, пожалуйста, о том, как создавалась система управления проектно­сметной документацией Appius­PLM.

Станислав Тимошин: Разработкой сис­темы управления проектными данными наша компания занимается уже более 10 лет. В середине 2007 года ЗАО «Газпромстройинжиниринг», являющееся 100­процентным дочерним обществом ОАО «Газпром», заинтересовалось системой Appius­PDM для использования ее в сфере управления технической (проектно­сметной) документацией. Пока шли переговоры, система Appius­PDM стала продаваться как 1С:PDM. На базе данной системы мы начали внедрение, и к моим основным обязанностям добавилось еще ведение данного проекта. Было разработано техническое задание, на основании которого в систему наследованы данные, добавлены новые виды элементов, настроены связи, разработаны отчеты и т.д. Данному проекту внедрения посвящена статья «Построение системы управления проектной документацией для строительства на платформе «1С:Предприятие 8» в ЗАО «Газпромстройинжиниринг», опубликованная в сентябрьском номере журнала «САПР и графика» за 2008 год. Затем нашими пользователями стали еще несколько аналогичных предприятий Газпрома. С каждым клиентом мы заключали договора сопровождения, и на всех предприятиях система развивалась под требования клиента, в результате чего было получено несколько вариантов решения с определенным пересечением по функциональности. Проанализировав накопленный опыт, в 2014 году мы выпустили на рынок вторую версию системы управления проектными данными Appius­PLM УПСД, в которой были учтены современные тенденции развития систем управления инженерными данными.

Станислав Тимошин, руководитель строительного направления компании APPIUS

Станислав Тимошин, руководитель строительного направления компании APPIUS

Д.К.: Каковы успехи в продвижении системы Appius­PLM УПСД?

С.Т.: До 2014 года мы не занимались активным продвижением системы Appius­PLM УПСД на рынок. Продавали по принципу «сарафанного радио». С выходом новой версии мы значительно расширили штат программистов по сопровождению и внедрению системы. Основной подход внедрения системы Appius­PLM УПСД не изменился — это проектная технология.

Дело в том, что выйдя в 2005 году с системой Appius­PDM на машиностроительный рынок, наша компания выбрала стратегию продвижения «готового решения», несмот­ря на то, что все наши конкуренты говорили, что управление инженерными данными — это проект, и необходимо настраивать решение под каждого конкретного клиента, исходя из его требований. Все наши программные продукты для машиностроения и приборостроения (Appius­PDM, 1C:PDM, Appius­PLM Управление жизненным циклом изделия) до сих пор отгружаются клиенту в виде готового решения, но, конечно, на этом наше сотрудничество не заканчивается. Мы проводим обучение, консультируем, оказываем техническую поддержку.

Часто одним из этапов внедрения Appius­PLM УПСД является наследование данных из ретро­системы или из файлового хранилища на сетевом диске. На предприятиях есть большие массивы информации в виде различных сканированных чертежей, а это терабайты информации, которую необходимо систематизировать и классифицировать. Работы по вводу информации и нормализации данных являются начальным этапом внедрения проектов Appius­PLM УПСД.

Всех пользователей системы Appius­PLM УПСД мы поддерживаем и сопровождаем.

Д.К.: Получается, систему Appius­PLM УПСД можно внедрить только через технологию проектного подхода?

С.Т.: Не совсем так. У нас есть клиенты, которым мы внедрили систему буквально за один­два месяца: поставили ее, обучили группу пользователей и администратора, провели консультации и запустили систему в промышленную эксплуатацию. Как правило, такая схема внедрения подходит для небольших предприятий, где количество пользователей не превышает 20­30 человек. Для более крупных предприятий целесообразно использовать внедренческие технологии, а именно проектный подход.

Д.К.: С точки зрения управления проектно­сметной документацией, ваша система предназначена для заказчиков и подрядчиков строительства или же для проектного института?

С.Т.: На начальных этапах создания сис­темы управления проектными данными мы ориентировались на заказчиков строительства. Первоначально наша система нужна была для того, чтобы управлять процессом подготовки документации и ее передачей для строительства. Однако со временем к нам стали поступать запросы от проектных институтов. Поэтому на текущий момент система Appius­PLM УПСД является комплексной, поддерживает управление жизненным циклом документации на всех этапах: подготовка исходных данных (заданий на проектирование), проектирование, рассмотрение, утверждение, строительство и эксплуатация, а также управление процессом проектирования. Хочется отметить, что есть готовые модули интеграции с различными системами проектирования. Например, 3­4 октября 2018 года мы представляли свое решение Appius­PLM Управление проектно­сметной документацией на ежегодной конференции Autodesk University Russia 2018 и «в живую» демонстрировали модуль интеграции с системой автоматизации процессов проектирования Autodesk Revit.

Д.К.: Расскажите об основных возможностях системы.

С.Т.: Если кратко, то в Appius­PLM УПСД выделено несколько функциональных подсистем (см.рисунок).

Д.К.: Как на развитии вашей системы сказалось вступление в силу санкций, были ли случаи импортозамещения?

С.Т.: Время вступления в силу санкций совпало со временем выхода нашей второй версии системы Appius­PLM УПСД. К нам обратились несколько компаний нефтегазовой отрасли, например РУСПЕТРО. В связи с повышением курса иностранных валют, EDMS­системы от западного вендора стали стоить значительно дороже, и компания ­РУСПЕТРО проводила поиск альтернативных решений. В рамках проекта внедрения мы доработали нашу систему с точки зрения требований западных стандартов. Прежде всего это связано с порядком присвоения номеров ревизий, регламентов получения и передачи документации. По отзывам наших пользователей можно сказать, что система Appius­PLM УПСД стала гибче, удобнее и даже в каких­то моментах лучше EDMS­систем, которые использовались ранее. Данному проекту посвящена статья «Внедрение системы Appius­PLM Управление проектно­сметной документацией в компании «РУСПЕТРО», опубликованная в июньском номере журнала «САПР и графика» за 2016 год.

Д.К.: Можно ли сказать, что система Appius­PLM УПСД в плане технологических новшеств идет впереди Appius­PLM Управление жизненным циклом изделия?

С.Т.: С точки зрения технологических новшеств система Appius­PLM УПСД в настоящее время идет впереди машиностроительной версии. Вторая версия Appius­PLM УПСД развивалась с «нуля», в ее основе заложены только базовые механизмы, используемые во всех наших системах: Appius­PLM Управление жизненным циклом изделия, Appius­Технология, Инженерный справочник. При этом Appius­PLM УПСД сразу разрабатывалась как управляемое приложение. Все новые подсистемы, в частности по согласованию документации, по мобильному приложению, по системе управления проектами и задачами, разрабатывались для строительного рынка. После того как эти подсистемы прошли апробацию у клиентов, отдел разработки нашей компании включил аналогичный функционал и в системы для машиностроительной/приборостроительной отраслей.

Д.К.: Можете ли вы как­то оценить в процентном соотношении доходы вашей компании по направлениям строительного и машиностроительного секторов?

С.Т.: Точных цифр, конечно, я вам не назову, но могу отразить тенденцию. Если еще четыре года назад доходы от системы Appius­PLM УПСД составляли 10­15% от доходов компании, то, по данным 2017 года, они выросли до 30%. При этом количество клиентов значительно уменьшилось, но количество пользователей (лицензий на одно предприятие) достигает 500 и более. Услуги по внедрению тоже не бесплатные.

Д.К.: Что получает клиент от внедрения системы?

С.Т.: Внедрение Appius­PLM УПСД позволяет:

  • управлять и контролировать процесс подготовки документации: получение от заказчика/подрядчика, рассмотрение и утверждение, передача в ДКС, отработка (заказ материалов) и т.д.;
  • создать единый электронный архив документации по проектам с разграничением прав доступа и отслеживанием изменений документов;
  • оптимизировать поиск документации по проекту;
  • автоматизированно получать рассылки отчетов из системы (например, список полученной документации за период, список документации с истекшим сроком рассмотрения);
  • создать возможность удаленного подключения к системе через браузер;
  • повысить эффективность управления, оперативно принимать управленческие решения на основе статистических отчетов (процент полученной и утвержденной документации, причины срыва сроков и т.д.).

Важным преимуществом является открытость исходного кода, что достигается за счет использования платформы «1С:Предприятие». Система Appius­PLM УПСД полностью апробирована и готова к внедрению в базовом варианте. С другой стороны, всегда требуется адаптация, которая реализуется путем написания подключаемых модулей, настройки кода системных событий, создания регламентных заданий (например, рассылка отчета по поступлению документации, срыв срока выполнения поручений и т.д.) с произвольным кодом и т.д. Эти механизмы позволяют не изменять типовую конфигурацию, что привело бы к усложнению перехода на новую версию.

Д.К.: В заключение наш традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать читателям журнала «САПР и графика»?

С.Т.: Здоровья, счастья, успехов во внедрениях информационных систем.

Д.К.: Спасибо за интересную беседу!