1 - 2019

Организация цифрового предприятия в АО «Белинсксельмаш». Внедрение Appius-PLM Управление жизненным циклом изделия

Вадим Никитенко, директор по экономике и финансам АО «Белинсксельмаш»
Алла Кириллова, специалист по внедрению АО «Белинсксельмаш»

Предприятие АО «Белинсксельмаш» на протяжении 77 лет специализируется на выпуске сельхозмашин для обработки почвы и посева различных сельскохозяйственных культур. Имеет богатую историю создания, развития, спада и подъема. В настоящее время предприятие находится на стадии модернизации оборудования, процессов производства и наращивает выпуск широкого спектра борон, культиваторов и посевных комплексов.

Вопрос автоматизации и цифровизации производственных процессов всегда был важен в задачах предприятия, и на разных этапах его развития использовалась соответствующая вычислительная техника и программное обеспечение.

В январе 2014 года руководством предприятия было принято решение о внедрении подсистемы управления производством конфигурации 1С:УПП. С помощью 1С:УПП решались в основном задачи регламентированного учета, и единственными пользователями этой многофункциональной системы были бухгалтеры.

Вадим Никитенко, директор по экономике и финансам АО «Белинсксельмаш»

Вадим Никитенко, директор по экономике и финансам АО «Белинсксельмаш»

Алла Кириллова, специалист 
по внедрению АО «Белинсксельмаш»

Алла Кириллова, специалист по внедрению АО «Белинсксельмаш»

Для обеспечения работы стандартного модуля 1С:УПП «Расчет себестоимости выпущенной продукции», рассчитывающего себестоимость по факту, которая для большей части предприятий (к сожалению) нужна разве что для сдачи отчетности, ввод спецификации в 1С:УПП на готовую продукцию выполняли работники бухгалтерии. Спецификации были одноуровневые и содержали информацию в основном для списания покупных материалов и комплектующих.

Основная информация конструкторско­технологических, коммерческих и производственных служб хранилась в рамках файлов Ехсеl, была разрозненная и зачастую неактуальная.

Бороны дисковые модульные прицепные ANTARES 8x4

Бороны дисковые модульные прицепные ANTARES 8x4

С начала 2017 года перед предприятием остро встали вопросы наращивания производства сельхозтехники, обновления номенклатуры, сокращения затрат на ее разработку и производство. С помощью существовавшей информационной системы не представлялось возможным выполнение поставленных задач.

Выбор программного обеспечения

В конце 2017 года руководство предприятия приняло решение о внедрении корпоративной системы управления на основе единой информационной базы, в которую будут включены сотрудники всех служб предприятия: конструкторы, технологи, производственные и экономические службы.

Платформа 1С:Предприятие 8.3 в качестве корпоративной системы не обсуждалась, так как 1С:УПП уже эксплуатировалась на предприятии. Кроме того, на наш взгляд, 1С:Предприятие 8.3 — единственная на данный момент оптимальная система по цене обслуживания, качеству, надежности и функциональности. Немаловажным фактором в выборе программного обеспечения была возможность расширения и изменения функционала любой конфигурации своими силами без привлечения разработчиков, а также наличие большого количества профессиональных программистов и внедренцев на рынке IT­технологий.

Посевной комплекс ALCOR 10

Посевной комплекс ALCOR 10

Для обеспечения подразделений предприятия единой, достоверной и актуальной в любой момент нормативно­справочной информацией, состоящей из данных по изделиям, производственным спецификациям, технологическим маршрутам изготовления и производственным мощностям, руководством предприятия было принято решение о внедрении системы Appius­PLM Управление жизненным циклом изделия, c использованием базы данных «Инженерный справочник», разработанных компанией АППИУС на единой с 1С:УПП платформе 1С: Предприятие 8.3. Эта система на протяжении долгих лет успешно эксплуатируется на других предприятиях нашей корпорации.

Сеялка зернотуковая ASTRA 5,4

Сеялка зернотуковая ASTRA 5,4

Такой комплекс программ позволил выполнить «бесшовную» интеграцию между системой конструкторско­технологической подготовки производства Appius­PLM и 1С:УПП. Универсальный механизм обмена данными, который разработан с использованием стандартных механизмов платформы 1С:Предприятие, позволяет оперативно и надежно выполнять обновление данных между двумя системами.

Проект создания единого информационного пространства в рамках предприятия стартовал 10 января 2018 года — сразу после приобретения программного обеспечения Appius­PLM, его установки, создания коллектива из специалистов предприятия (в основном это были технологи и нормировщики по материалам и труду) и разработчиков ПО. Руководителем проекта был назначен финансовый директор.

Владислав Игонин, к.т.н., преподаватель компании «Аппиус», проводит обучение специалистов предприятия

Владислав Игонин, к.т.н., преподаватель компании «Аппиус», проводит обучение специалистов предприятия

Цель внедрения

Задачи коллектива внедрения единого информационного пространства состояли в следующем:

  • минимальное время освоения системы Appius­PLM;
  • минимальное время наполнения базы данных производственными спецификациями, технологическими процессами изготовления для всех изделий, которые выпускались и планировались к выпуску в текущем году;
  • запуск в промышленную эксплуатацию подсистем «Планирование и учет в основном производстве» в системе 1С:УПП на основе созданных спецификаций и технологических процессов начиная со второй половины 2018 года.
  • Окончательной целью было:
  • обеспечение ритмичности выпуска деталей и узлов в течение производственного цикла;
  • получение достоверной информации о нормативной и фактической себестоимости выпущенной продукции;
  • контроль расхода материальных ресурсов на предприятии.

Внедрение

Внедрение программного комплекса выполнялось собственными силами. Обучение пользователей системы Appius­PLM проводилось специалистами компании АППИУС в течение пяти дней. Обучение было проведено профессионально по всем функциям подсистемы и для всех пользователей в рамках нашего предприятия. Особое внимание было уделено администрированию системы, обмену между Appius­PLM и 1С:УПП. На конкретном небольшом примере пользователям было показано, как создавать электронную структуру изделия, технологические маршруты и технологические процессы, спецификации и технологические карты для передачи в 1С:УПП. Пользователям было продемонстрировано, что система имеет возможность создания техпроцесса, часть которого выполняется сторонней организацией (так называемая кооперация).

После обучения был разработан план наполнения базы данных электронными спецификациями (ЭСИ) и технологическими процессами, определены изделия, этапы, сроки и ответственные за каждый этап работ.

Оригиналом для формирования электронной структуры изделий послужил комплект конструкторской документации бумажного архива. Параллельно, с использованием «Инженерного справочника» разработки компании АППИУС, наполнялся конструкторско­технологический справочник по применяемым материалам и покупным изделиям. На все элементы ЭСИ без применения справочника «Номенклатура» системы 1С:УПП создавались записи справочника «Номенклатура» в системе Appius­PLM. Параллельно с технической службой сотрудники планово­экономического отдела вводили информацию по трудовому нормированию в рамках операций технологического процесса. Создание информации по всем запланированным изделиям происходило на протяжении пяти месяцев силами четырех технологов (по переделам производства: заготовительно­термического, механической обработки, сварочного, малярного и сборочного подразделений) и двух нормировщиков по трудовому нормированию.

Во время наполнения базы данных некоторые незначительные доработки программного обеспечения выполнялись как в системе Appius­PLM, так и в системе 1С:УПП силами программистов предприятия при непосредственных консультациях специалистами компании АППИУС в рамках технической поддержки.

Кроме того, были выполнены дополнительные настройки стандартного обмена между Appius­PLM и 1С:УПП. Было принято решение выполнять односторонний обмен из Appius­PLM в 1С:УПП.

Основной причиной, которая замедляла наполнение базы данных конструкторско­технологической информацией в Appius­PLM, было несоответствие спецификаций в архивной конструкторской документации производственным спецификациям, по которым изготавливались детали и узлы (из­за неоперативного внесения изменений информации в КТС). На доказательство «истины» порой требовалось больше времени, чем на ввод данных в базу.

Благодаря простоте освоения и эксплуатации программного обеспечения Appius­PLM, в течение пяти месяцев трудами четырех технологов были созданы ЭСИ и технологические процессы на 18 изделий, различие которых заключалось в количестве унифицированных изделий — от 200 до 1100. Следует добавить, что эти специалисты не освобождались от основной текущей работы.

Регулярно, по завершении создания ЭСИ и технологических процессов для конкретного изделия, что было в плане работ, формировались спецификации и технологические карты, и через стандартный обмен передавались в 1С:УПП.

На производстве

На производстве

Настоящей проверкой достоверности этих данных и испытанием терпения технологов и производственников был процесс автоматизированного планирования и учета на основном производстве, который был запущен 1 июля 2018 года. При формировании планов производства для производственных участков с использованием спецификаций и технологических карт проявилось множество несоответствий производства деталей и узлов технологии их изготовления, количества применяемых исходных комплектующих в спецификациях. Пришлось завести «Журнал проблем», в который плановиками и учетчиками записывались все несоответствия, а технологи оперативно проводили соответствующие изменения в Appius­PLM и передавали актуальную информацию в 1С:УПП.

Начиная с 01.07.2018 планирование производства на предприятии выполнялось параллельно в 1С:УПП (по всем производственным участкам) по спецификациям и технологическим картам, переданным из Appius­PLM, и в таблицах Excel (только заготовительные участки), которым производственники больше доверяли. Это позволило не останавливать производство и оперативно исправлять ошибки.

В 1С:УПП были доработаны программные модули стандартной конфигурации, связанные с планированием, выпуском продукции и распределением материалов на их выпуск.

Были разработаны дополнительные выходные отчеты для облегчения контроля распределения материалов на выпуск продукции еще до расчета себестоимости, для анализа фактической и плановой себестоимости выпущенной продукции.

На данный момент комплекс программных продуктов на платформе 1С:Предприятие 8.3. эксплуатируется в промышленном режиме, начиная с создания ЭСИ и технологических процессов в Appius­PLM и заканчивая расчетом себестоимости изготавливаемой продукции и регламентированной отчетностью в 1С:УПП.

Планы на будущее

  • Продолжить внесение конструкторско­технологической информации по новым изделиям, подключив в процесс службу главного конструктора;
  • поддерживать в актуальном состоянии составы изделий и технологии их изготовления, используя принцип «извещений на изменения» механизма «Архивирования» в системе Appius­PLM;
  • внедрение сдельной оплаты труда в 1С:УПП, используя технологические карты и пронормированные технологические операции из системы Appius­PLM;
  • внедрение подсистемы «Планирование закупок» в 1С:УПП;
  • расчет загрузки оборудования в планируемом периоде.