В процессе создания летающего автомобиля словацкой компании AeroMobil требовалось спроектировать транспортное средство, которое сочетало бы в себе все лучшее, что есть в наземном и воздушном транспорте, и при этом отвечало как автомобильным, так и авиационным требованиям. Компания воспользовалась платформой Dassault Systèmes 3DEXPERIENCE, чтобы иметь возможность управлять жизненным циклом своего транспортного решения и обеспечить соблюдение регуляторных требований, а также получить наилучший дизайн-проект, прежде чем приступать к работе над физическим прототипом. Наличие всех данных в одном месте и их доступность всем сотрудникам в любое время значительно облегчает совместную работу и процедуры сертификации, помогает выявлять детали и элементы, требующие модификации, а также обеспечивает AeroMobil дополнительную свободу при реализации своих творческих задумок.
Изобретая новые транспортные решения
Дорожные пробки — проклятье каждого автомобилиста. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 68% населения мира будет проживать в городах, а значит, население городов увеличится на 2,5 млрд человек. С учетом того, что к 2035 году по дорогам будет перемещаться более 2 млрд автомобилей, попасть из точки А в точку В станет весьма непростой задачей, если не появится других, альтернативных видов транспорта. Инновационные решения словацкой компании AeroMobil призваны приблизить революцию личного транспорта благодаря созданию летающего автомобиля.
Компания AeroMobil была основана в 2010 году, а ее деятельность начиналась в небольшом гараже. Первый прототип автомобиля был представлен в 2013 году, а запуск в коммерческое производство новейшего проекта компании (прототип 4.0) намечен на 2020й. «Идея этого транспортного средства отражает нашу страсть к путешествиям без привычных ограничений, — заявляет Юрай Вацулик (Juraj Vaculik), главный исполнительный директор и сооснователь AeroMobil. — Мы не первые, кто взялся за создание летающего автомобиля, многие уже пытались воплотить эту идею в прошлом веке. Мои друзья и моя семья считали меня сумасшедшим. Но с небольшой командой нам удалось построить наш первый прототип, который был полностью функциональным на земле и в воздухе в 2013 году. Таким образом, мы доказали, что наша идея может быть реализована. Наш прототип привлек внимание экспертов и консультантов из автомобильной и аэрокосмической промышленности всего мира. Один из них присоединился к нашей компании, чтобы помочь воплотить наши задумки в жизнь. Дуг МакЭндрю (Doug MacAndrew), наш технический директор, обладает огромным опытом работы в автомобильной промышленности и трудился в таких компаниях, как Land Rover и MacLaren. Следует сказать, что было весьма непросто убедить его начать работать на словацкий стартап, занимающийся созданием летающего автомобиля, но наше видение и наши достижения говорили сами за себя».
Право выбирать
Цель AeroMobil — стать ведущей мировой платформой личного транспорта. «Мы должны решить сложные мировые проблемы в области мобильности, — отмечает гн Вацулик. — Хотя человечество научилось перемещать терабайты данных на рекордных скоростях, личный транспорт становится все медленнее. Нам нужно придумать транспорт, который был бы способен перемещаться как по дорогам, так и по воздуху. Мы не просто строим новый автомобиль. Мы создаем платформу технологического и стратегического уровня, которая будет выступать в роли фундамента для новых инноваций, в основе которых лежит наша первоначальная идея летающего автомобиля. 90% наших конкурентов представляют новые поколения вертолетов, электролетов и пассажирских дронов».
«От других компаний, разрабатывающих решения в сфере мобильности, нас отличает то, что AeroMobil — это не только автомобиль, но еще и самолет, — продолжает Юрай Вацулик. — Мы успешно сочетаем два вида транспорта, в зависимости от сценариев применения и внешних обстоятельств. Одна из уникальных особенностей AeroMobil заключается в том, что его можно использовать при любых погодных условиях. Большинство вертолетов, легких самолетов и пассажирских беспилотников при плохой погоде прикованы к земле. Но в случае с AeroMobil, если начинается гроза, вы отправляетесь в поездку на обычном автомобиле, а когда гроза проходит и погода налаживается, вы поднимаете AeroMobil в воздух и продолжаете путешествие. Это настоящий транспорт от двери до двери».
Компания AeroMobil выбрала платформу Dassault Systèmes 3DEXPERIENCE® для решения сложных задач, связанных с разработкой и последующей сертификацией, а также для управления жизненным циклом транспортных средств. Процесс сертификации особенно сложен, так как транспортное средство должно соответствовать нормам, принятым как в автомобильной, так и аэрокосмической сферах. «Нам было необходимо решение, которое помогало бы досконально контролировать соблюдение обширного списка требований к безопасности, а также эксплуатационных требований, — отмечает Дуг МакЭндрю, технический директор AeroMobil. — Приложение ENOVIA позволяет нам отслеживать и оценивать наше соответствие ряду сложных показателей. Мы устанавливаем правила для каждого компонента и системы, что позволяет нам сосредоточиться на проектировании и следить за тем, каким образом проектируются компоненты, чтобы продукт в конечном счете был безопасным в использовании».
Компания DYTRON, являющаяся деловым партнером Dassault Systèmes в Словакии, помогала AeroMobil с внедрением платформы 3DEXPERIENCE. «Поддержка DYTRON оказалась очень полезной и конструктивной. Они с готовностью помогали нам решать наши задачи, а их отраслевой опыт вселял в нас уверенность, что мы сделали правильный выбор, — заявляет гн МакЭндрю. — Хотя любое внедрение сопряжено с потенциальными трудностями, особенно в отношении уже действующих в компании процессов, существует методология, помогающая с реализацией проекта и позволяющая понять, когда пора переходить к следующему этапу. В настоящее время мы дорабатываем наш проект, и компания DYTRON готова помогать нам на каждом этапе».
Сложные процессы сертификации требуют целостности информации
«Процесс сертификации является очень формальным, — отмечает Юго Ле Кардинал (Hugues Le Cardinal), руководитель по летным качествам в AeroMobil. — В авиационной отрасли этот процесс занимает дватри года и продолжается в течение всего этапа проектирования. Но к нашему проекту предъявляются особые технические требования как из мира авиации, так и из автомобильной сферы, поскольку наше транспортное средство не является самолетом в классическом понимании. Поэтому нам приходится отправлять необходимую отчетность и выполнять летные и наземные испытания, как того требует Европейское агентство по безопасности полетов (European Aviation Safety Agency, EASA), чтобы подтвердить соответствие техническим нормам».
«Возьмем, к примеру, топливный бак, — продолжает гн Ле Кардинал. — В автомобильной промышленности требования к нему более строгие, чем со стороны авиационных технологий. Поэтому, чтобы подтвердить необходимые уровни безопасности, мы руководствовались требованиями автомобильной промышленности, и Европейское агентство по безопасности полетов согласилось с нашим подходом. Платформа 3DEXPERIENCE оказалась хорошим решением, помогающим нам обеспечить соблюдение необходимых требований, так как у нас были все документы, вся информация, планы испытаний и соответствующая отчетность по испытаниям, а также вся прочая документация, и все это собрано в одном месте. Более того, мы обязаны хранить все наши архивы на случай аварии или непредвиденной ситуации в будущем. Если инцидент связан с промахами в дизайне и проект нуждается в доработке, мы можем всегда повторить попытку. В связи с этим для нас очень важно иметь архив. С платформой 3DEXPERIENCE мы можем быть уверены, что вся информация на месте».
При работе с платформой 3DEXPERIENCE инженеры могут указать задачи и требования для каждого компонента или системы на самом начальном этапе работы. Это дает ценную информацию для других подразделений, например для отдела тестирования, финансового отдела или отдела закупок, и вся эта информация играет важную роль в жизненном цикле продукта. «Благодаря возможности всё отслеживать, мы можем гарантировать доступность всех данных — у нас есть возможность вернуться назад и проверить правильность расчетов, прежде чем запускать деталь в производство, — заявляет Дуг МакЭндрю. — Здесь важно иметь точные знания о каждом продукте, над которым мы когдалибо работали. Решение для управления жизненным циклом, подобное платформе 3DEXPERIENCE, позволяет нам добиться этого. Мы можем прогнозировать работу и управлять каждым транспортным средством и каждой деталью, которую мы когдалибо использовали, причем с максимальной эффективностью».
Цифровой мир помогает оценить создаваемый пользовательский опыт
Пользовательский опыт — это то, чем руководствуется в своей деятельности научноисследовательский отдел AeroMobil, а виртуальная среда помогает компании уже на ранних этапах проектирования оценить его. «Наш процесс принятия решений полностью ориентирован на клиентов, и платформа 3DEXPERIENCE позволяет нам в цифровом виде представить себе пространство внутри и вне автомобиля, а также то, как это пространство будет воспринимать потребитель. Благодаря всему этому мы получаем возможность очень быстро воплощать наши идеи в жизнь, — отмечет гн МакЭндрю. — И это особенно актуально при работе над макетами салона, поскольку позволяет нам быстро создавать дизайн интерьера и тестировать его в цифровой среде».
Салону автомобиля инженеры уделяют особое внимание. «Наша задача при проектировании внутренних систем заключалась в том, чтобы соответствовать как автомобильным, так и авиационным требованиям, — заявляет Катарина Камендёва (Katarina Kamendyova), старший инженер по внутренним системам в AeroMobil. — Благодаря платформе 3DEXPERIENCE мы можем отслеживать соблюдение всех требований, например авиационных законодательных норм CS23 1».
«Мы используем CATIA для задач проектирования, при этом функциональные возможности этого пакета для работы с кинематикой также оказались чрезвычайно полезными, — говорит гжа Камендёва. — Инженеры могут моментально проверять сопряжение подвижных деталей, чтобы нигде не возникало конфликтов. Подвеска автомобиля также имеет весьма сложную конструкцию, и она должна быть спроектирована с учетом возможных нагрузок и перегрузок, которые испытывают самолеты, а также поглощать энергию, высвобождаемую при движении колес автомобиля по дороге, — поясняет она. — Решения Dassault Systèmes помогли нам найти оптимальный вариант проекта, который удовлетворяет всем этим требованиям».
Благодаря ENOVIA, по словам Катарины Камендёвой, компании удалось улучшить взаимодействие между инженерами и менеджерами, при этом все они получили возможность видеть данные в режиме реального времени. «Управление списками материалов также заметно облегчается, поскольку мы можем в любой момент проверить, сколько единиц материала мы использовали, какой поставщик осуществляет поставки тех или иных деталей, а также любую другую необходимую информацию по каждому конкретному компоненту».
«Более того, поскольку многие наши поставщики используют CATIA V5, мы тоже можем работать с ними в V5, ведь все данные управляются платформой 3DEXPERIENCE, — дополняет Дуг МакЭндрю. — Поэтому нам не приходится задумываться о проблемах миграции». Цифровое моделирование позволяет AeroMobil создавать и тестировать сразу восемьдесять различных виртуальных вариантов и затем выбирать из них один или два наиболее удачных для создания физического прототипа. «Самое главное преимущество в CATIA заключается в том, что с его помощью мы можем создавать даже сложные поверхности в том виде, в каком только захотим, — настолько гибким является это решение», — завершает гн МакЭндрю.
Создание более доступных решений для массового рынка
Дальнейшие планы AeroMobil подразумевают выход на массовый рынок с версией автомобиля 5.0. При этом транспортное средство может как принадлежать самому пользователю, так и оставаться в собственности компании и предоставляться в виде сервиса, что, по словам Юрая Вацулика, станет более доступным вариантом личного транспорта. «Люди смогут использовать AeroMobil в виде сервиса, благодаря чему получат максимальную гибкость при заказе поездки: часть пути они смогут преодолеть на автомобиле, а другую часть — по воздуху. Это обеспечит им большую свободу, по сравнению с любым другим возможным решением».
Модель AeroMobil 5.0, которая недавно была представлена СМИ, полностью поддерживает вертикальный взлет и посадку, тогда как в версии 4.0 для взлета и посадки требовалось, чтобы автомобиль имел определенную горизонтальную скорость. При этом новая версия автомобиля полностью работает на электричестве. «Не менее важно для потребителя и то, что модель 5.0 подразумевает четыре посадочных места, а не два, как в версии 4.0, благодаря чему автомобиль оптимально подходит для поездок всей семьей и для различных сервисов мобильности, что открывает новые возможности для AeroMobil на рынке B2B. С выпуском AeroMobil 5.0 мы сможем предложить новые бизнесмодели в условиях экономики совместного потребления, например мобильность как услугу (mobilityasaservice)», — поясняет гн Вацулик.
Юрай Вацулик считает, что проводить долгие часы в личном автомобиле — пустая трата времени. «Личный транспорт остро нуждается в преобразовании, — отмечает он. — Перегруженность дорог негативно сказывается на нашей повседневной жизни. В некоторых странах Азии люди тратят на дорогу до работы и обратно до четырех часов в день, а ведь можно распорядиться этим временем с большей пользой. Мир нуждается в новых решениях мобильности, которые позволили бы сократить число транспортных средств в городах, а также лучше использовать имеющиеся автомобили — для этого необходимо изобрести новые виды транспорта. Платформа 3DEXPERIENCE расширяет наши возможности и наш творческий потенциал. Она ускоряет технологический прогресс и закладывает основу для долгосрочного развития».
1 Недавно законодательство, регламентирующие конструкцию легких самолетов, претерпело изменения и теперь предусматривает дополнительный уровень свободы при проектировании по сравнению с предыдущими правилами.