5 - 2019

Dassault Syste`mes рассказала о новом этапе цифровой трансформации предприятий в рамках ежегодного 3DEXPERIENCE Forum в России

Мероприятие на базе технопарка «Сколково» собрало более 800 ведущих специалистов в области цифровизации, включая ключевых клиентов и партнеров компании.

Мировой лидер в области решений для 3D­проектирования, создания цифровых 3D­макетов и управления жизненным циклом изделий, компания Dassault Systèmes, провела свой очередной ежегодный 3DEXPERIENCE Forum на базе технопарка «Сколково». Более 800 экспертов и представителей крупнейших российских и международных компаний собрались, чтобы обсудить возможности повышения эффективности и конкурентоспособности промышленных предприятий при помощи внедрения современных технологий, а также поделиться примерами успешно реализованных проектов в области цифровой трансформации.

Мероприятие открыл Алексей Рыжов, управляющий директор Dassault Systèmes в России и СНГ, и в своей приветственной речи представил участникам форума концепцию Индустриального Ренессанса — принципиально нового этапа цифровизации предприятий, главным катализатором и движущей силой которого выступает Dassault Systèmes.

В сегодняшней экономике ключевая ценность смещается с продукта как такового в сторону эмоций и впечатлений потребителя, который взаимодействует с ним. Таким образом, для достижения успешной трансформации бизнеса недостаточно оцифровать уже существующие процессы. Основной фокус должен быть направлен на инструменты для 3D­моделирования и симуляции, оценки соответствия продуктов отраслевым спецификациям и требованиям, решения для планирования производства и тестирования изделий в виртуальной среде. Причем  все эти шаги необходимо предпринимать еще до разработки физических образцов.

3DEXPERIENCE — платформа компании Dassault Systèmes полностью отвечает требованиям «экономики впечатлений» — ее внедрение позволяет объединить весь массив накопленных компанией знаний и ноу­хау, что в корне меняет принципы совместной работы внутри компании и создает беспрецедентные возможности для разработки новых категорий продуктов, услуг и трансформации пользовательского опыта. В этом смысле значимость появления платформы 3DEXPERIENCE для производственных предприятий сравнима с изобретением в XV веке печатного станка, благодаря которому запустился процесс масштабного распространения знаний, что впоследствии породило эпоху творчества и инноваций.

Пленарную сессию продолжил Оливье Рибе (Olivier Ribet), вице­президент по индустриальным решениям Dassault Systèmes в регионе EMEAR, продемонстрировав реальные примеры внедрения платформы 3DEXPERIENCE на производствах в различных отраслях, таких как аэрокосмическая, автомобильная или машиностроительная. Господин Рибе также упомянул некоторых крупнейших клиентов компании Dassault Systèmes — Boeing, Airbus, EDF, — что позволило в очередной раз показать масштабы проектов, в которых используется платформа 3DEXPERIENCE.

Говоря о ходе цифровизации промышленности в России, Оливье Рибе отметил: «Российские предприятия обладают колоссальными преимуществами по сравнению с производствами других стран — внутренний рынок огромен, к тому же тут работают выпускники одной из лучших инженерных школ мира. Мы отчетливо видим, в том числе и благодаря большому количеству выступлений в рамках сегодняшнего Форума, что цифровая трансформация в России набирает обороты. И мы горды, что являемся частью этого процесса, сотрудничая с представителями крупнейших предприятий в стратегически важных для страны отраслях».

Одним из ярких примеров использования платформы 3DEXPERIENCE поделился заместитель генерального директора по организационному развитию компании SkyWay Technologies Алексей Войленко. Компания работает над транспортными системами нового поколения, сложным продуктом на стыке машиностроения и строительства. Благодаря внедрению платформы 3DEXPERIENCE, SkyWay Technologies сумела объединить все инструменты разработки, проектирования и производства в единую цифровую среду, а специалисты компании получили возможность отслеживать все этапы жизненного цикла продукта — от рабочего эскиза до производства и эксплуатации. Кроме того, была успешно решена существовавшая проблема нестыковки готовых элементов при сборке. По словам Алексея Войленко, привнесенный трансфер технологий и знаний с помощью платформы 3DEXPERIENCE от компании Dassault Systèmes позволил SkyWay Technologies сократить разрыв способов совместной разработки на 10 лет.

Помимо обширной деловой программы, которая охватила обсуждение вопросов цифровизации промышленных предприятий в самых разных отраслях — от автомобильной до горнодобывающей, — в рамках форума также была организована демозона технологий Dassault Systèmes. На примере компании, которая занимается проектированием, изготовлением и обслуживанием линий бутылочного разлива для предприятий пищевой промышленности, были продемонстрированы преимущества цифровой преемственности данных на всех стадиях жизненного цикла изделий и возможности оперативного решения различных задач на любом из этапов развития проекта.

В этом году форум 3DEXPERIENCE в очередной раз поддержали ключевые партнеры Dassault Systèmes. Платиновым спонсором мероприятия выступила компания HP, которая предлагает широкий спектр производительных рабочих станций для взаимодействия с ресурсоемкими приложениями и выполнения задач с интенсивными вычислениями, а также устройства для печати. Статус Золотого партнера Форума был предоставлен динамично развивающейся компании «СиЭс Групп», партнеру Dassault Systèmes, который обладает широкой экспертизой в отношении продуктов и услуг компании. Серебряными партнерами Форума выступили компании IGA Technologies и «Системы Инженерного Анализа». Генеральным медиапартнером мероприятия стал ведущий российский деловой журнал «Эксперт». 

Во время работы Форума, мне, как главному редактору журнала «САПР и графика», на выбор было предложено провести интервью с одним из ведущих спикеров, приехавших в Мос­кву на нынешний ежегодный форум 3DEXPERIENCE. Мой выбор пал на Патрика Фардо (Patrick Fardeau), директора по управлению глобальными продажами в аэрокосмической отрасли, Dassault Systèmes, и вот по каким причинам: во­первых, с ним я никогда не встречался, а во­вторых, приятно было вспомнить свою работу и учебу в институте и в аспирантуре, связанную с разработкой САПР в авиационной промышленности.

Дмитрий Красковский: Патрик, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, чем занимаетесь в компании?

Патрик Фардо: В компании Dassault Systèmes я работаю в одном из индустриальных подразделений, которое было создано несколько лет назад, а затем многократно усилено вместе с развитием платформы 3DEXPERIENCE. Наша команда сфокусирована на трех основных направлениях. Первое — разработка индустриальных решений для аэрокосмической и оборонной промышленности, второе — реализация стратегии компании Dassault Systèmes в отношении данной индустрии, и третье (оно в полной мере находится в моей компетенции) — поддержка команд по продажам по всему миру, в частности в продвижении платформы 3DEXPERIENCE и индустриальных решений.

Д.К.: Ваши коллеги несколько удивились, когда из всех присутствующих на сегодняшнем Форуме экспертов я захотел встретиться и провести интервью именно с вами. Дело в том, что как только напротив вашего имени я увидел слова «авиация», «аэрокосмическая отрасль», то сразу понял, что разговор с вами будет мне наиболее интересен, потому как по образованию я — технолог самолетостроения и даже диссертацию защищал по применению композитных материалов при проектировании крупногабаритной формообразующей оснастки, хотя это и было давно. И все же — перейдем к авиации. Самый важный вопрос для любого человека, который летает, — безопасность. На ваш взгляд, цифровое моделирование может снизить риски?

П.Ф.: Если рассмотреть историю развития отрасли, стоит признать, что серьезных катастроф и инцидентов, связанных непосредственно с неисправностью структурных элементов самолетов, в частности отдельных материалов или двигателей, в последние 15­20 лет было немного.

Д.К.: А как же история с недавними падениями Boeing?

П.Ф.: Скажу лишь, что для меня лично это еще одно доказательство, насколько сложна эта отрасль и сколь тщательного контроля она требует. Уверен, что в Boeing предприняли все необходимое, чтобы справиться с этим. И хотя я далеко не исповедую статистический подход к человечес­ким жизням, но все же число погибших в авиакатастрофах за год на воздушных судах коммерческих авиалиний не очень велико. Даже с учетом того, что за последние 20 лет число самолетов увеличилось примерно в пять раз, а пассажиропоток — примерно в 10. Так что на самом деле эта отрасль из года в год становится только безопаснее. И возвращаясь к вашему первоначальному вопросу: с тех пор, как мы создали цифровую модель Boeing 777 в 1996 году, взаимодействие производителей с авиационными властями по вопросам сертификации значительно усовершенствовалось, и это способствовало повышению безопасности самолетов в целом. Поэтому мы полагаем, что внедрение цифровых инструментов на ранних этапах проекта при, разумеется, должном соответствии всем сертификационным требованиям, будет и в дальнейшем обеспечивать повышение безопасности воздушных судов. Стоит отметить, что в нашем общем портфеле решений для авиационной промышленности мы предлагаем решения, которые одновременно помогают как при сертификации, так и при тестировании изделий.

Д.К.: Мой руководитель в аспирантуре однажды рассказал мне, что при строительстве самолетов в СССР — например Ил­62 — после того, как испытания были пройдены, всех конструкторов и технологов, всех начальников сажали в самолет и отправляли до Владивостока и обратно. С одной дозаправкой. После того как все благополучно возвращались, самолет запускали в серию. Может быть, стоит делать именно так?

П.Ф.: Прокатить инженеров в самолете — отличная идея (смеется). Но позвольте вернуться к тому, как можно достичь повышения безопасности благодаря цифровизации. Наличие цифровой модели самолета на любом этапе разработки оказывает значительную помощь при сертификации и позволяет поддерживать соответствие всем требованиям на протяжении всего жизненного цикла. Важную роль также играет возможность многократного тестирования поведения каждого изделия в виртуальной среде — именно благодаря этому первый настоящий полет становится куда более безопасным, чем 30­50 лет назад. Мы верим, что платформа 3DEXPERIENCE весьма способствует всем этим процессам, в том числе за счет обеспечения более тесного сотрудничества между теми, кто проектирует, сертифицирует и тестирует разработку в виртуальной среде.

Д.К.: Что вы, как разработчик, можете предложить для снижения кастомизации со стороны пользователя?

П.Ф.: Рассмотрим пример компании SkyWay, представителя которой мы имели возможность послушать сегодня в рамках пленарной сессии. То, что они делают, — поистине удивительно. И возможно, их пример демонстрирует, что кастомизация — несколько устаревшее понятие. Мы внимательно изучаем процессы наших заказчиков и подбираем оптимальную комбинацию различных решений, которые с ними соотносятся. Благодаря этому любая компания, в том числе такие стартапы, как SkyWay, может взять любое из готовых решений и доля кастомизации при этом будет совсем небольшой. В SkyWay не обладают огромными IT­ресурсами, компания также ограничена во времени, поскольку хочет представить свой продукт как можно скорее, поэтому у них не было необходимости во всей системе целиком, включая CAD, PDM и другие решения, — они взяли только то, что необходимо для решения их задач.

Д.К.: В конце 1990­х на форуме в Париже Dassault Systèmes впервые представила термин PLM. Потом появились такие понятия, как BIM, PDM. Сейчас, когда все люди только привыкли, поняли, что это такое, — появляются новые термины: «Промышленная революция», «Индустрия 4.0». Это делается специально для того, чтобы всех запутать? Чтобы лучше продавать свою продукцию? Боюсь, если опросить присутствующих на Форуме, 98 из 100 не вполне понимают, что означает Индустрия 4.0.

П.Ф.: Такие конференции, как сегодняшняя, проводятся как раз с той целью, чтобы представить наше видение того, что собой представляют все эти понятия. Порой говорят: PLM умер, потому что появилась платформа. Но нет, это лишь еще один способ управлять жизненным циклом продукта, адаптированный под задачи сегодняшнего дня. Так же и понятие Индустрия 4.0 отражает необходимость новых возможностей в производственных процессах. Что нам нравится в термине «Индустриальный Ренессанс»? Он предполагает, что не стоит заниматься оцифровкой прошлого, необходимо создавать новое, в том числе и новые бизнес­модели. Например, обратимся к примеру SkyWay — они не старались совершенствовать существующий транспорт, они придумали новый. Нам хорошо известно, что в эпоху Ренессанса было создано множество новых продуктов, поскольку знания стали более доступны. В условиях сегодняшнего Индустриального Ренессанса происходит то же самое: информация становится доступна большему числу людей за меньшую стоимость, чем когда­либо. Этот процесс затрагивает все индустрии и позволяет нашим заказчикам создавать изделие для их собственных потребителей еще до появления физического продукта. Десять лет назад тестовые полигоны, например для автомобильной промышленности, требовали огромных инвестиций, тогда как сегодня, благодаря возможностям 3D­моделирования и платформы 3DEXPERIENCE, всё это доступно по разумной цене.

Д.К.: Как вы видите развитие своего продукта, скажем, в ближайшие 5 лет?

П.Ф.: Мы, разумеется, будем работать над расширением возможностей платформы 3DEXPERIENCE, в частности над совершенствованием интеграции и удобства внедрения заказчиками. Если отвечать на вопрос в контексте аэрокосмической отрасли, то вы, вероятно, знаете, что два года назад наша платформа была принята корпорацией Boeing, а в конце прошлого года — Airbus. И один из главных аспектов, над которым мы планируем работать, — это обеспечение более тесной связи между компаниями и цепочкой поставщиков с точки зрения как проектирования, так и производства и использования новых материалов. Поистине перед нами поставлена колоссальная задача!

Д.К.: В конце каждого интервью мы традиционно просим пожелать что­нибудь нашим читателям...

П.Ф.: Полагаю, и для наших заказчиков, и для ваших читателей важна способность находить новые идеи, развивать их и при этом получать признание окружающих. Я убежден, что возможность переносить многие процессы в виртуальные миры позволяет создавать более совершенные продукты и беречь окружающую среду. В конце концов, желаю, чтобы никогда не приходилось ни о чем жалеть!

Д.К.: Большое спасибо за интересную беседу!