6 - 2019

Renga Structure, или Как я осваивал отечественный BIM

Илья Князев
Ведущий инженер-проектировщик, Объединенная строительная компания (г.Владимир).

Всем привет, кто заинтересовался статьей! Меня зовут Илья, я ведущий инженер­проектировщик. В этой статье я продемонстрирую возможности Renga по созданию узлов стальных конструкций. Расскажу по шагам, как сделать базу колонны и узел опирания балки на колонну через опорный столик из швеллера. Кроме того, покажу возможности инструмента Легенда для создания спецификаций к виду на чертеже на примере монолитной железобетонной стены.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда­то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — на мой взгляд, эта цитата очень четко описывает ситуацию, когда организация принимает решение переходить на BIM. Кажется, что все вокруг уже перешли на BIM и только мы еще сидим в CAD­е. Из привычных плоских чертежей погружаемся в 3D­моделирование, задаем параметры, продумываем зависимости, и это только для того, чтобы в итоге получить всё те же чертежи. В зарубежных программах не в полной мере реализованы инструменты по оформлению чертежей с учетом наших норм, и это зачастую приводит к срывам срока сдачи проекта. Вдвойне обидно, когда понимаешь, что модель готова, все учтено, а подготовить документацию не успел, потому что элементы оформления пришлось чертить банальными «отрезками». Разработчики программы Renga прекрасно понимали данную ситуацию, поэтому уже на самых ранних этапах развития системы они предусмотрели инструменты для оформления чертежей по нашим требованиям. Это одна из причин, которая заставила меня скачать и установить программу Renga. Вторая причина — патриотизм. Как только я узнал, что программа российская, желание скачать ее удвоилось. Дружелюбный интерфейс и высокая производительность на больших моделях сразу заставили меня полюбить эту программу. Столь же дружелюбным оказался не только интерфейс, но и функционал Renga Structure.

Для демонстрации возможностей системы Renga Structure перейдем к созданию колонны (рис. 1) и узлу опирания балки к колонне через опорный столик из швеллера (рис. 2).

Рис. 1. Модель узла базы колонны

Рис. 1. Модель узла базы колонны

Рис. 2. Модель узла опирания двутавровой балки на колонну через опорный столик из швеллера

Рис. 2. Модель узла опирания двутавровой балки на колонну через опорный столик из швеллера

Для начала необходимо доработать стили пластин, чтобы замоделировать узел (рис. 3).

Рис. 3. Расположение меню стиля пластин

Рис. 3. Расположение меню стиля пластин

Создание стиля пластин идентично созданию профилей. По ссылке http://rengarnd.blogspot.com/2018/01/blog­post.htmlможно перейти на статью, посвященную созданию профилей. Однако ключевые моменты вы можете узнать и из моей статьи. Для начала необходимо перейти в создание профилей и нарисовать контур желаемого профиля пластины. При необходимости можно добавить в этот же стиль и отверстия. Для реализации моих узлов в шаблоне из инсталлятора не хватает опорной пластины с четырьмя отверстиями и шайбы. Чертим прямоугольную пластину инструментом Контур и добавляем четыре отверстия инструментом Отверстие. Получаем то, что показано на рис. 4.

Рис. 4. Процесс создания стиля опорной пластины

Рис. 4. Процесс создания стиля опорной пластины

Дальше нам нужно добавить ограничения в этом стиле. Звучит непонятно, особенно когда сталкиваешься с этим в первый раз, но не стоит переживать. Разработчики добавили возможность создания автоматических ограничений — достаточно просто выделить контур c отверстиями и нажать на кнопку справа на панели (рис. 5 и 6). Я бы сказал, что присутствие такой кнопки в программе — это внимание к деталям. И без данной кнопки Стили работали бы, но она значительно упрощает и ускоряет процесс по созданию профилей.

Рис. 5. Добавление автоматических зависимостей

Рис. 5. Добавление автоматических зависимостей

Рис. 6. Кнопка для создания автоматических ограничений

Рис. 6. Кнопка для создания автоматических ограничений

После этого можно добавить необходимые параметры. Мне, например, в данной пластине хочется управлять ее общими габаритами и расстояниями отверстий до края пластины. Кроме того, конечно же, появится необходимость изменять диаметр отверстий для анкеров. Итоговый стиль пластины показан на рис. 7 и 8.

Рис. 7. Итоговый стиль пластины в редакторе профилей

Рис. 7. Итоговый стиль пластины в редакторе профилей

Рис. 8. Стиль опорной пластины с итоговыми размерами

Рис. 8. Стиль опорной пластины с итоговыми размерами

На рис. 9 и 10 показан стиль шайбы.

Рис. 9. Стиль шайбы в редакторе профилей

Рис. 9. Стиль шайбы в редакторе профилей

Рис. 10. Стиль шайбы с итоговыми размерами

Рис. 10. Стиль шайбы с итоговыми размерами

Приступим к созданию опорного узла. Для удобства моделирования я добавил еще один уровень и присвоил ему имя Низ колонн. Все элементы базы колонны буду привязывать к этому уровню и задавать им необходимое смещение. Помимо пластин, сама колонна также зависит от этого уровня. Поэтому для того, чтобы узел был сформирован правильно, необходимо задать смещение низа колонны на толщину пластины — в данном случае это значение равно 40 мм (рис. 11).

Рис. 11. Смещение низа колонны на толщину пластины

Рис. 11. Смещение низа колонны на толщину пластины

Рис. 12. Размещение опорной пластины

Рис. 12. Размещение опорной пластины

После размещения опорной пластины необходимо задать ей толщину (40 мм). Результат этого действия можно увидеть на рис. 12.

Следующим шагом будет добавление ребер с фасками. Renga предоставляет очень удобный функционал по размещению элементов (рис. 13). Можно заранее задать необходимое смещение по координатам и разместить пластины в необходимом месте. Обратите внимание на тот факт, что пластины размещаются в плоскости уровня, поэтому нужно задать поворот пластины, чтобы она размещалась перпендикулярно уровню «Низ колонн».

Рис. 13. Размещение ребер жесткости

Рис. 13. Размещение ребер жесткости

Для полноты картины мне захотелось добавить анкеры в этот узел, но поскольку в Renga пока нет такого объекта, как анкер, я воспользуюсь инструментом Элемент. 3D­тело анкера вместе с болтами я сделал инструментами AutoCAD и экспортировал в Renga. Дальше дело осталось за малым: необходимо разместить полученные анкеры в уровне Низ колонн со смещением и правильным расположением по отверстиям (рис. 14).

Рис. 14. Расстановка анкеров

Рис. 14. Расстановка анкеров

Убедившись, что все пластины в данном узле расположены правильно, можно сделать этот узел «Сборкой». Так этим узлом будет гораздо удобнее пользоваться, а также копировать для размещения нескольких сборок опорных узлов колонн в 3D­модели. И в случае, когда необходимо внести изменения, достаточно будет внести их в сборку, а в модели все изменения во всех скопированных опорных узлах колонн пройдут автоматически (рис. 15). Здесь стоит пояснить, что сборкой можно делать и всю колонну целиком, но в данном примере я хотел показать еще один вариант использования. В сборку я добавил только пластины потому, что у меня имеются разные марки колонн, у которых одинаковые базы, поэтому если мне необходимо будет внести изменения в базу, то я сделаю это один раз, а не для каждого типа колонн. (Может, предложить разработчикам добавить возможность вставлять сборку внутри другой сборки?)

Рис. 15. Сборка опорного узла колонны

Рис. 15. Сборка опорного узла колонны

Следует также обратить внимание на то, как расположена модель сборки в пространстве и убедиться в правильной привязке к началу координат (рис. 16). Данный момент необходимо контролировать для удобства работы со сборками. Когда мы размещаем сборку в пространстве, точкой вставки является начало координат сборки. Гораздо удобнее привязываться к центру колонны, чем задавать смещение при вставке.

Рис. 16. Сборка опорного узла колонны, вид снизу

Рис. 16. Сборка опорного узла колонны, вид снизу

Завершив работу со сборкой базы колонны, можно приступить к расстановке этих баз по колоннам (рис. 17).

Рис. 17. Расстановка баз колонн

Рис. 17. Расстановка баз колонн

Теперь перейдем к моделированию балок. Полностью показывать раскладку балок на данный момент я не буду (в следующих статьях покажу новый функционал Renga Structure), но продемонстрирую один из серийных узлов опирания этих балок.

Для начала нам необходимо построить балку, опирающуюся на колонну. Сразу зададим ей необходимый уровень, к которому балка будет привязана (рис. 18).

Рис. 18. Построение балки

Рис. 18. Построение балки

С добавленным швеллером узел все ближе подбирается к законченному виду, но до полного завершения необходимо добавить пластины (рис. 19).

Рис. 19. Добавление швеллера

Рис. 19. Добавление швеллера

Чтобы добавить пластины в данный узел, мне необходимо было создать еще два типа пластин:

  • 1­й тип — ребра двутавровой балки (рис. 20);
  • 2­й тип — ребро швеллера.

После расстановки пластин в их проектное положение узел наконец приобретает законченный вид (рис. 21).

Рис. 20. Ребра двутавровой балки

Рис. 20. Ребра двутавровой балки

Рис. 21. Законченный вид узла

Рис. 21. Законченный вид узла

В проекте внешние ограждающие конструкции сделаны из сэндвич­панелей, а нижний узел примыкания (ближе к уровню земли) выполнен монолитной стеной с последующим опиранием на него сэндвич­панелей. В соответствии с проектом разместим в модели монолитную железобетонную стену и заармируем ее (рис. 22).

Рис. 22. Армирование бетонной стенки

Рис. 22. Армирование бетонной стенки

Как я и обещал в начале статьи, продемонстрирую возможности программы по созданию спецификаций при помощи инструмента Легенда.

Самое удобное, на мой взгляд — это то, что можно вынести на лист общий план, на котором будут и колонны, и наша стенка с арматурой, но при этом мы получим в спецификации только арматуру, так как стиль Легенды настроен исключительно на арматурные изделия (рис. 23).

Рис. 23. Лист с Легендой арматурных деталей

Рис. 23. Лист с Легендой арматурных деталей

На создание данного листа у меня ушло минут пять, а информацию об армировании я получил в полном объеме.

В завершение статьи хотелось бы добавить, что разработчики Renga Structure движутся в нужном направлении хорошими темпами, что очень радует. Программа нетребовательна к «железу» компьютера, имеет отличную производительность и позволяет весьма удобно моделировать в 3D­пространстве