В предыдущей статье были рассмотрены некоторые новые функции и дополнительные возможности системы автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства и управления жизненным циклом изделий PLM IPS 5.0 разработки компании ИНТЕРМЕХ. Читатель познакомился с такими модулями, как «Центр печати PDF» и «Рецензирование документов MS Office». Модуль, реализующий печать комплекта документов, превращает монотонный процесс в удобный и автоматизированный. А создавать замечания к документам, выполненным в MS Word и MS Excel, теперь можно с помощью удобного механизма рецензирования, не изменяя при этом оригинальную исходную версию документа. Также в первой части статьи были рассмотрены доработки в модулях технологического проектирования IPS Techcard, редакторе текстовых конструкторских документов IPS AVS и интеграторах с автоматизированными системами проектирования электронных устройств Mentor Graphics и Altium Designer.
Одной из задач PLM-системы является управление электронной структурой изделия (ЭСИ). В PLM IPS реализовано множество функций для управления составом изделий — конфигуратор состава по условиям применяемости позиций, различные механизмы подбора и фиксации версий в составе (правила подбора, по дате запуска в производство, по серийному номеру головного изделия, по номеру извещения об изменении), контекст состава (конструкторский, технологический, производственный), допустимые заменители в составе изделия и т.д.
Для организации глобальной замены одного объекта на другой, аналогичный во всех составах изделий, в IPS 5.0 добавлен механизм аналогов. Аналоги позволяют одним приемом заменить все входимости объекта в другие объекты по связям любого типа. Простой и удобный интерфейс позволяет пользователю назначить объекту набор аналогов с возможностью указания приоритетного аналога, а также периода действия каждого из аналогов. Благодаря этому инструменту можно, например, подобрать временную замену покупных изделий в составе сборочных единиц без изменения конструкторской документации.
В данной статье особое внимание будет уделено теме информационной безопасности данных. Крупное промышленное предприятие или холдинг представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа подразделений различной степени автономности. Причем все подразделения в той или иной мере связаны между собой процессом обмена необходимыми данными. Поэтому конфиденциальность информационных данных имеет большое значение. Защита корпоративных данных, подразумевающая их конфиденциальность, целостность, аутентичность и степень доступности — это и есть функция информационной безопасности, которую разработчики компании ИНТЕРМЕХ постоянно совершенствуют и дополняют новыми возможностями, делая ее еще надежнее (рис. 1).
Рис. 1. Закладка Безопасность
В PLM IPS реализована многоуровневая дискреционно-мандатная система проверки прав доступа к информации. Администраторы системы могут назначать права доступа как непосредственно информационному объекту, так и шагу жизненного цикла, архиву или проекту, в рамках которых создаются объекты. Также в системе можно настраивать наследование прав доступа, назначать временные права и т.п. Для удобства управления этим процессом в IPS 5.0 разработана специальная команда Отчет о правах доступа к объектам. Данная команда позволяет получить полный отчет о том, какими правами доступа к различным объектам в системе обладают указанные пользователи. Также в системе появилась возможность настройки автоматических уведомлений администраторам системы о попытках несанкционированного доступа к базе данных IPS либо выполнения пользователями запрещенных им действий.
Развитие получил и функционал электронно-цифровых подписей. Подготовленные и подписанные для передачи сторонним организациям документы теперь имеют дополнительную возможность выгрузки на диск вместе с файлами квалифицированных электронных подписей. Для удобного использования данного функционала была разработана специальная программа, позволяющая проверить целостность файлов подписанных документов на принимающей стороне. Был также доработан функционал формирования информационно-удостоверяющих листов согласно ГОСТ 2.051-2013 (рис. 2). В форму УЛ были добавлены графы для возможного вывода даты и размера файлов документов, а также реализована возможность добавления в листы так называемых граф без подписей для ручного заполнения подписью твердых копий удостоверяющих листов. Для оптимизации процесса сравнения актуальности выводимой информации в конструкторско-технологической документации в настройки системы IPS добавлен параметр Выводить только актуальные подписи для вывода в информационно-удостоверяющих листах только тех граф, в которых проставлены актуальные подписи (то есть подписи, после создания которых электронный документ не изменялся).
Рис. 2. Мастер создания удостоверяющего листа
Критерием качества программного продукта является не только функциональность, эффективность и надежность, но и удобство в применении. В клиентском приложении IPS 5.0 был проведен ряд улучшений в интерфейсе, направленных на экономию времени пользователей при выполнении ими типовых действий в системе. Была полностью переработана структура главного меню, доработаны графические изображения команд и кнопок на панелях инструментов, добавлена возможность голосового вызова команд контекстного меню и многое другое. Особо хотелось бы отметить новый режим редактирования значений атрибутов непосредственно в списке информационных объектов, существенно экономящий время, если требуется изменить параметры у большого количества объектов.
Для удобного поиска трехмерных моделей и чертежей в IPS 5.0 реализована новая закладка Превью, которая позволяет просмотреть список предварительно отобранных по различным критериям документов в виде уменьшенных изображений, сохраненных в базе данных совместно с документами (рис. 3). В данной версии поддерживается сохранение превью для моделей и чертежей Autodesk Inventor, Creo, NX, SOLIDWORKS, а также различные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, TIFF, PNG и др.
Рис. 3. Закладка Превью
В пятой версии много внимания разработчики IPS уделили расширению функций поиска данных. Панель поиска объектов по индексу теперь добавлена во все диалоги выбора объектов. При вводе поискового запроса интеллектуальная подсказка позволяет пользователю не набирать запрос полностью, а выбрать его из списка похожих запросов, выполнявшихся ранее. В строке поискового запроса теперь можно вводить не только искомую строку или слова, но и выражения в нотации SQL, содержащие имена атрибутов, операторы сравнения, логические операторы, функции и пр. Кроме того, список допустимых к индексации атрибутов расширен атрибутами типа «Ссылка на объект».
Улучшения коснулись и административного модуля Конфигуратор базы данных. Администраторам системы больше не нужно вручную искать объекты и связи, которые мешают произвести те или иные модификации метаданных (например, включить запрет пустых значений атрибута или отредактировать его список допустимых значений). Система производит поиск автоматически, показывает полный список объектов или связей и дает возможность произвести в нем необходимые манипуляции.
Серьезное развитие в IPS 5.0 получили различные механизмы уведомления пользователей о тех или иных событиях, происходящих с информационными объектами в базе данных системы. Кроме возможности вручную подписаться на уведомления о различных действиях над выбранными объектами, в системе появилось два альтернативных механизма уведомлений — это так называемые автоматические уведомления и уведомляющие выборки.
Автоматические уведомления представляют собой именованные наборы правил, согласно которым система рассылает уведомления указанным пользователям (рис. 4). Администраторы системы настраивают условия срабатывания и тексты уведомлений, а также алгоритмы вычисления получателей уведомлений. Такие уведомления могут приходить как на внутреннюю почту IPS, так и на адреса внешней электронной почты. Например, можно настроить рассылку уведомлений владельцам сборочных единиц об изменении или выпуске новых версий деталей, входящих в состав этих сборок и отвечающих заданным критериям отбора.
Рис. 4. Мастер настройки автоматических уведомлений
В отличие от автоматических уведомлений, уведомляющие выборки являются персонифицированным инструментом, позволяющим пользователю оперативно получать информацию об изменениях в списках объектов, отвечающих заданным в таких выборках критериям отбора. По сути, такие выборки ничем не отличаются от обычных персональных выборок в плане возможностей поиска данных, но при этом поиск данных осуществляется автоматически с указанным интервалом времени и обо всех изменениях система сообщает пользователю в панелях уведомлений Windows и клиента IPS.
Все механизмы уведомлений дают возможность пользователям оперативно реагировать на происходящие события, а не тратить время на отслеживание факта их наступления. Это позволяет оптимизировать рабочие процессы на предприятии и уделять больше времени инженерному творчеству в создании качественной продукции.
Серьезное развитие в IPS 5.0 получила подсистема электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов предприятия. Подробное описание доработок данной подсистемы — тема отдельной статьи, поэтому перечислим лишь основные новшества:
- добавлена закладка Статус в свойствах действий, при помощи которой можно назначить, какие статусы (уровень продвижения и шаг ЖЦ) будут получать вложенные в бизнес-процесс объекты до или после выполнения любого действия процесса;
- добавлена настройка Требовать заполнение ответа при отправке назад на закладке Исполнители свойств действия;
- реализован обмен сертифицированными электронными подписями в процессе осуществления распределенного документооборота между PLM-системами Search и IPS посредством IPS WebPortal;
- добавлены команды для экспорта и импорта шаблонов и процессов в меню Экспорт/Импорт в качестве альтернативы стандартному модулю обмена данными IPS;
- в окне История выполнения процесса добавлены кнопки фильтрации отображения действий по их типу;
- реализован вывод в истории выполнения процесса исполняющих обязанности, если задачи вместо их исполнителей были выполнены другими пользователями через функцию Исполнение обязанностей;
- добавлена возможность создания переменных типа Текст в шаблонах процессов для хранения строк произвольной длины;
- новая закладка Типы вложений в редакторе шаблонов в свойствах объектов типов Шаблон процесса и Процесс, которая позволяет ограничить список разрешенных типов вложений, обрабатываемых в данном шаблоне/процессе;
- добавлена возможность дополнительного управления отсчетом сроков для действий, которые исполняются «любым пользователем из списка»;
- реализована автоматическая фильтрация версий шаблонов процессов, чтобы пользователи видели только актуальные версии шаблонов для запуска процессов;
- для удобства работы администраторов системы введен специальный режим отладки шаблонов процессов;
- в шаблонах процессов введено разделение программных сценариев на локальные и глобальные. Локальные сценарии копируются при создании версии шаблона, что позволяет исключить влияние кода, находящегося в процессе отладки, на рабочие процессы. В то же время есть возможность написания общих сценариев, одновременно используемых в различных шаблонах процессов и их версиях;
- для администраторов системы добавлена удобная возможность редактирования сценариев непосредственно из окна просмотра шаблона процессов без необходимости взятия на редактирование всего шаблона (рис. 5).
Рис. 5. Мастер создания шаблона процесса
Следующий набор новых функций IPS 5.0 касается механизма итераций. Итерация в PLM IPS представляет собой сохраненное именованное состояние атрибутов и состава объекта или группы объектов. В отличие от версий объектов, итерации видны только в специальном окне со списком итераций объекта, и они могут быть использованы только для восстановления атрибутов и состава объектов в состояние, в котором они были на момент создания данной итерации. Таким образом, итерации представляют собой страховые копии объектов и их версий. В IPS 5.0 реализован специальный режим автоматического создания итераций объектов указанных администратором типов. Также была добавлена возможность указать отдельный файловый шкаф для размещения в нем файлов и двоичных данных итераций, что позволяет снизить стоимость хранения таких данных, использовав медленные, но недорогие носители. А чтобы количество хранимых итераций не превышало разумные пределы, в системе теперь предусмотрено автоматическое удаление устаревших итераций, для чего администратор может указать максимальное время жизни итерации, максимальное количество итераций на одну версию объекта, а также уровень продвижения версии объекта, на котором система должна автоматически удалить ее итерации (рис. 6).
Рис. 6. Мастер работы с итерациями
Еще одна интересная «фишка» IPS 5.0 — так называемые виртуальные атрибуты, которые представляют собой разновидность вычисляемых атрибутов с фиксированным алгоритмом расчета значений. Например, виртуальные атрибуты Идентификатор версии родительского объекта и Количество версий объекта предназначены для оперативного отслеживания характеристик версионности объектов, а Количество ссылок на версию объекта и Количество входимостей в версии объектов позволяют определить частоту использования объектов в ссылочных атрибутах и связях.
Очень много было сделано в IPS 5.0 для упрощения развертывания и администрирования системы, а значит, для снижения стоимости владения системой в целом. Например, в списке поддерживаемых IPS систем управления базами данных теперь есть бесплатная СУБД PostgreSQL с открытыми исходными кодами, а также разработанная на ее основе российская СУБД Postgres Pro, которая внесена в Единый реестр российского ПО и имеет сертификат ФСТЭК на соответствие РД СВТ-5 и РД НДВ-4. Была серьезно переработана утилита автоматического обновления клиентских рабочих мест IPS, а в клиентcкое приложение была добавлена поддержка автоматического выхода при обнаружении факта обновления серверной части системы. Также хочется отметить появление в системе механизма диагностики, который позволяет заблаговременно оповестить администраторов IPS о потенциально опасных событиях, которые могут привести к ошибкам или отказам в работоспособности системы. Автоматически контролируются размер свободного места на дисках серверов приложений, расход памяти серверов приложений, а также размер данных в файловых шкафах.
В заключение отметим, что PLM-система IPS активно развивается в первую очередь благодаря учету пожеланий многочисленных пользователей, с которыми налажена устойчивая обратная связь за счет развития служб технической поддержки и внедрения компании ИНТЕРМЕХ и ее партнеров в России и странах СНГ. Хочется надеяться, что предоставленный обзор новых возможностей PLM IPS 5.0 был полезным и информативным для читателя. В следующей статье мы подробнее остановимся на вопросах автоматизации технического документооборота и процесса согласования документации с помощью PLM IPS.