7 - 2019

Завершился конкурс проектов «T-FLEX CAD: Я — инженер!». Технические подробности и интервью участников

В первой половине июня мы подвели итоги конкурса по проектированию и моделированию в системе T-FLEX CAD. Работы получились интересными, с хорошей проработкой, некоторые — комплексные (помимо системы T-FLEX CAD использовались встроенные модули конечно-элементного анализа и ЧПУ).

Напомним, что мы озвучили некоторые критерии, которые повышали шансы участников на попадание на 3D-пьедестал:

  • разнообразие и сложность использования функциональных возможностей T-FLEX CAD на всех этапах;
  • использование различных типов параметризации T-FLEX CAD;
  • многоуровневая структура сборки;
  • наличие в сборке структуры изделия и спецификации;
  • наличие чертежей деталей и сборочных единиц;
  • комплексность работы (использование модулей T-FLEX «Анализ», T-FLEX «ЧПУ»);
  • использование библиотеки материалов (основные материалы, материалы покрытия);
  • выполнение работы в 16-й версии T-FLEX CAD (с использованием новых функциональных возможностей 16-й версии);
  • наличие фотореалистичного изображения модели;
  • наличие анимации модели.

Ну и выбор темы проекта нас тоже, безусловно, волновал — свежие идеи мы очень ценим!

Давайте же скорее перейдем к анализу проектов победителей и номинантов и послушаем, что некоторые из них говорят о самом конкурсе, своих проектах и проектах конкурентов.

Итак, первое место мы отдали машинке «Лего» — совсем не потому, что сама тема «Лего» крайне популярна во всем мире, а потому что автор с точки зрения использования продукта T-FLEX CAD — инженер в полном смысле этого слова. Ведь конкурс в первую очередь проводится не на сами инженерные знания (хотя мы их стараемся тоже оценивать, но всё же это задача университета, работодателя и т.п.), а на то, как инженер, используя свой опыт (или только приобретая опыт), «священнодействует» в наших системах. У Андрея Ваняева это получилось лучше всех, на наш взгляд (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Идея использования результатов проектирования для игры (а здесь же рядом можно порассуждать о создании обучающих приложений, тренажеров и т.д.) нам очень понравилась — такую работу мы получили впервые! Кроме того, сама сборка содержит более 1050 тел, является многоуровневой, детали и узлы сделаны параметрическими, созданы диалоги управления, сформирована собственная библиотека материалов, выполнен прекрасный фотореализм штатными средствами T-FLEX CAD, создана анимация сборки/разборки (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Андрей Ваняев

Андрей Ваняев

Теперь предоставим слово автору — он любезно согласился ответить на наши вопросы.

— Представьтесь, пожалуйста!

— Меня зовут Андрей Ваняев, мне 37 лет, я работаю аналитиком в отделе САПР.

— Как давно вы занимаетесь 3D-моделированием? Это ваше хобби или профессия?

— 3D-моделированием я стал интересоваться в 2003 году. Тогда я впервые попробовал полигональное моделирование, мне это понравилось и вскоре стало моим любимым занятием.

В 2008 году я устроился на работу в отдел САПР, где и познакомился с T-FLEX CAD. Освоил программу достаточно быстро. Так у меня появилась работа, которая мне по душе.

— Опишите свои впечатления об участии в конкурсе.

— О конкурсе я узнал достаточно поздно… за месяц до его окончания. Решил попробовать. Честно говоря, я не переживал о том, что могу проиграть. Я был почти уверен, что не попаду в тройку лидеров. Когда мне позвонили и сказали, что я выиграл, не мог в это поверить, но через пару минут моей радости не было предела!

— Участвовали ли вы ранее в подобных конкурсах? Удавалось ли занимать призовые места?

— В подобных конкурсах я не участвовал. Дважды принимал участие в конкурсах по полигональному моделированию и оба раза занимал третье место.

— Сколько времени заняла работа над проектом?

— В общей сложности — чуть меньше месяца.

Один день — формирование идеи, которая, в принципе, появилась давно. День потерял в раздумьях… успею ли?..

Около недели занимался отрисовкой всех деталей. Почти полторы недели понадобилось на сборку по каталогу и параметризацию (качество электронного каталога оказалось не на высоте, поэтому часто ошибался и пересобирал). Примерно четыре дня ушло на анимацию разборки и подготовку сцен для визуализации и два дня — на создание уровня игры, анимацию и программирование модели в UnrealEngine.

— Какие сложности возникли в процессе работы?

— В основном сложностей не было. Были небольшие проблемы на стадии сборки, когда приходилось заниматься подгонкой деформируемых деталей.

— Если для работы над проектом использовали учебную версию — хватило ли функционала?

— Для данного проекта функционала вполне достаточно. Основным требованием была возможность экспорта модели в формат OBJ (для UE).

— Чем, по вашему мнению, ваша работа выгодно отличается от других?

— Наверное, тем, что этого пока никто не делал.

И вероятно, это интересное применение может заинтересовать людей разных профессий. На мой взгляд, некоторые вещи моделировать в T-FLEX CAD куда проще, чем в той же Maya или 3ds max. В T-FLEX CAD есть экспорт в формат OBJ — это все, что требуется для использования данной модели в UE.

— Почему вы выбрали именно эту тематику?

— Я всегда хотел попробовать себя в производстве игр, а также порадовать сына, так как он увлекается «Лего»!

— Хотелось бы еще поучаствовать в конкурсе? Если да, то на какую тему решили бы сделать проект?

— Возможно… Не задумывался о теме проекта, но, может быть, это будет связано с виртуальной реальностью.

— Какие проекты других участников конкурса показались вам интересными и почему?

— Очень понравилась работа «Вращатель» — очень «крутая» презентация (этот проект занял второе место, и о нем речь пойдет дальше. — Прим. «Топ Систем»).

Кроме того, «Трайк с двигателем Д6». Понравилась анимация разборки и работа двигателя в динамике.

— Почему из представленных на выбор призов выбрали VR? Ваше мнение о VR-технологиях применительно к 3D-моделированию?

— Все просто: остальное у меня уже есть☺. По моему мнению, технология VR еще сырая, но, возможно, в недалеком будущем это будет применимо.

Кстати, пока шел конкурс, мы планировали, что одним из главных призов станет шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Однако за прошедшие с начала конкурса несколько месяцев в продажу поступил шлем Oculus Rift S — улучшенная версия оригинального шлема. Мы решили, что победитель конкурса не будет против, если получит в подарок более «продвинутую» версию шлема, чем планировалось изначально.

Дмитрий Груша

Дмитрий Груша

Перед отправкой приза победителю мы решили удостовериться, что новое оборудование работает как надо. Одновременно с проверкой работоспособности шлема мы протестировали T-FLEX VR на предмет совместимости с новым оборудованием.

Как и предполагалось, T-FLEX VR заработал совместно с Oculus Rift S без каких-либо проблем, дав еще более качественную картинку!

Рис. 3

Рис. 3

Второе место разделили между собой проекты «Вращателя» и 28-футового деревянного парового катера Российского императорского флота с котлом системы Уайта образца 1870-1875 года.

Начнем с катера. Автор проекта — Дмитрий Груша. Катер полностью деревянной конструкции с паровым котлом системы Уайта и одноцилиндровой паровой машиной мощностью 2 ¼ нарицательных сил. Данный катер использовался для транспортирования старшего офицерского состава и, предположительно, базировался на броненосном крейсере «Генерал-Адмирал» 1875 года (рис. 3).

Проект отличает моделирование по архивным чертежам и точнейшая детализация (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Автором была создана небольшая параметрическая библиотека с использованием баз данных. Сложное моделирование обводов корпуса судна, стабильность сборки и оригинальность идеи — всё это позволило вывести проект на качественный уровень.

Кроме того, проект имеет реальное воплощение — идет строительство уменьшенной копии катера, о ходе которого автор проекта обещал нам рассказывать (рис. 5)!

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Мы попросили Дмитрия Грушу ответить на наши вопросы.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— 3D-моделированием я занимаюсь уже около 20 лет. Из них 15 приходится на работу с комплексом T-FLEX, начиная еще с версии 7.2. 3D-моделирование, а именно проектирование — это моя непосредственная профессия, поскольку я являюсь инженером-конструктором крупного судостроительного предприятия.

Тем не менее 3D-моделирование можно назвать и хобби, потому что многое делается вне работы, для себя: выполнялись такие вещи, как скворечник на детский школьный конкурс ребенка, мебель для новой квартиры и т.д. В последнее время я занимаюсь кораблями для последующего создания стендовых моделей. Паровой катер является первой из них.

Рис. 7

Рис. 7

До этого в конкурсах 3D-моделирования не принимал участия очень долго и почему-то даже не обращал на них внимания, за исключением конкурса еще в далеком 2006 году с программой, созданной на основе API T-FLEX, и моделью авианосца «Викрамадитья». С этой работой я с коллегами занял, по-моему, первое место — уже не помню (это был сложнейший проект, где коллектив, в который входил Дмитрий, занял заслуженное первое место. — Прим. «Топ Систем»). В моем активе есть несколько сложных проектов, но эти работы трудно показать открытой публике, поскольку они имеют оборонную направленность.

Работа над проектом «Паровой катер РИФ» началась в октябре прошлого года параллельно с другим, более крупным кораблем, и продолжается с перерывами и сегодня. Представленный вариант катера можно назвать «базовым», и в течение длительного срока его службы на него устанавливались различные элементы. Именно над этими элементами и идет сейчас работа.

Рис. 8

Рис. 8

— Какие сложности возникли в процессе работы?

Сложности касались в первую очередь оболочки корпуса двойной кривизны, которая, после нескольких попыток реализовать ее в T-FLEX CAD, была выполнена в специализированной системе (это единственная деталь, выполненная в другой программе, о чем я писал в заявке на конкурс). Функционала поверхностного моделирования 15-й версии для оболочки корпуса не хватило (мы предложили Дмитрию воспользоваться 16-й версией T-FLEX CAD, в которой появились новые инструменты для поверхностного моделирования, а также для работы с 3D-кривыми. Функциональности 16-й версии должно хватить для выполнения схожих задач в новых проектах. — Прим. «Топ Систем»). Другие сложности были обусловлены тем, что почти все детали не имеют плоских поверхностей, и их создание требовало большого количества вспомогательной геометрии.

— Почему была выбрана именно эта тематика?

— Морская военная тематика выбрана потому, что корабли являются, пожалуй, одними из самых сложных в 3D-моделировании из-за обилия криволинейных поверхностей — а это всегда вызов. Это часть славной истории Российского военного флота, о которой зачастую никто не знает, поскольку подобная информация таится в архивах. Плюс ко всему корабли — это просто красивые объекты!

— Чем, по вашему мнению, ваша работа выгодно отличается от других?

— Чем моя работа отличается от других? Не знаю — тут жюри виднее, хвастаться не хочу!

— Хотелось бы еще поучаствовать в конкурсе? Если да, то на какую тему решили бы сделать проект?

— Поучаствовал бы или нет в новом конкурсе? Да, наверное, поучаствовал бы с «Лего» (шутка)!☺ Скорее всего, снова с морской тематикой.

Из представленных работ мне больше всего понравился «Трайк с двигателем Д6», потому что мототехника тоже интересна и придумать с нуля что-то свое дано не каждому.

Как мы уже упоминали, Дмитрий разделил второе место с проектом «Вращатель», автор которого — Игорь Грядунов. Проект «Вращатель» выгодно отличается своей комплексностью. Он содержит CAD, CAM, CAE, RID, анимацию, чертежи, структуру изделия и выполнен в 16-й версии. Использованы различные инструменты параметризации: редактор переменных, базы данных, диалоги управления, заимствование данных. Кроме того, выполнена анимация, фотореалистичное изображение готовой сборки (рис. 6-8).

От автора проекта мы пока не получили ответов на все вопросы, поэтому интервью с ним опубликуем позже, но вот что Игорь Грядунов написал в своей пояснительной записке: «Проект “Вращатель” разработан исключительно для конкурса “T-FLEX CAD: Я — инженер!” и в некоммерческих целях. Разработка проекта была начата в день объявления конкурса. Идея возникла совершенно случайно — в процессе поиска идей для проекта конкурса в литературе и на просторах Интернета (общая направленность проекта определилась именно на этом этапе)».

Третье место мы присудили проекту «Трайк с двигателем Д6» (автор — Геннадий Егоров). Проект выполнен в студенческой версии T-FLEX CAD (рис. 9-11).

Рис. 9

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 11

В проекте реализована многоуровневая сборка, используются ссылочные элементы, проектирование «сверху вниз», «снизу вверх», эскиз с ограничениями и параметризация. Сборка подвижна (двигатель Д6), есть качественная анимация разборки. Двигатель напечатан на 3D-принтере. Проект получился качественным и добротным. Уверены, что автор, набравшись больше опыта в работе с T-FLEX CAD, сможет в будущем бороться за пьедестал!

Геннадий с большим удовольствием ответил на наши вопросы.

— Представьтесь, пожалуйста!

— Геннадий Егоров.

— Как давно вы занимаетесь 3D-моделированием? Это ваше хобби или профессия?

— 3D-моделированием начал заниматься около пяти лет назад. Это были небольшие простые модельки, необходимые для того, чтобы с них брать точные размеры для изготовления изделий в «металле» в условиях гаража. Потом появился 3D-принтер — и тут уж без моделирования никуда! Пришлось постепенно осваивать весь необходимый функционал. Для меня 3D-моделирование — просто хобби.

— Участвовали ли вы ранее в подобных конкурсах? Удавалось ли занимать призовые места?

— Нет, ранее в таких конкурсах участия не принимал.

— Сколько времени заняла работа над проектом?

— Всё отведенное на это время, но каждый день понемногу. Если нет четкого ТЗ на конечное изделие, его можно доделывать и переделывать очень долго!

— Какие сложности возникли в процессе?

— Первое — это то, что в T-FLEX CAD я ни разу не работал, поэтому интерфейс был в новинку, приходилось к нему привыкать. Некоторые сложности были также с сопряжениями и ЛСК.

— Если для работы над проектом использовали учебную версию — хватило ли функционала?

— Да, использовал учебную версию. Для «домашнего» применения функционала более чем достаточно, а анализы, спецификации и прочее — это удел тех, кто непосредственно работает в сфере разработок.

Геннадий Егоров

Геннадий Егоров

— Чем, по вашему мнению, ваша работа выгодно отличается от других?

— Я бы выделил применение в ней немалого количества возможностей T-FLEX CAD.

— Почему выбрали именно эту тематику?

У меня уже была модель мотора, сделанная в другом ПО, решил проверить себя и переделать с нуля в T-FLEX CAD. У меня это получилось! А потом захотелось еще себя испытать — поставить мотор на раму.

— Хотелось бы еще поучаствовать в конкурсе? Если да, то на какую тему решили бы сделать проект?

— Конечно! Участие в конкурсе — это, во-первых, получение опыта в параметрическом моделировании, который, я надеюсь, еще не раз пригодится в будущем. Во-вторых, хороший стимул — призы!

Интересная тема — машиностроение, но более узкой направленности.

— Какие проекты других участников конкурса показались вам интересными и почему?

— Интересен проект «28-футовый деревянный паровой катер», так как на основе 3D-модели создается реальная модель в масштабе.

***

Кроме того, были вручены призы еще в двух номинациях: «Самая большая сборка» и «Проект в учебной версии».

Победителем в номинации «Самая большая сборка» (больше 50 тыс. тел!) стал проект «Блок аппаратов воздушного охлаждения» (автор Сергей Терских) — рис. 12 и 13.

Рис. 12

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 13

Сергей Терских: «Данный блок аппаратов был разработан на ООО «Грибановский машиностроительный завод», и в данный момент он находится в производстве. Блок аппаратов воздушного охлаждения включает в себя три аппарата и площадки обслуживания. Конструкция аппарата состоит из блока секции, вентиляторного блока и коллекторов входа-выхода продукта. Блок секции включает в себя теплообменный пучок, собранный из оребрённых труб, распределительных камер и верхних жалюзи. Теплообменные трубы в распределительных камерах крепятся обваркой с развальцовкой, тип крепления — С1Р4-1 по ГОСТ Р 55601-2013. Распределительные камеры — сварные. Передняя камера имеет штуцера входа продукта, задняя — штуцера выхода продукта. В вентиляторный блок входят металлоконструкция, привод вентилятора, коллектор вентилятора, колесо вентилятора, жалюзи. В полости коллектора вращается рабочее колесо вентилятора. Аппарат имеет вибростойкую конструкцию».

В номинации «Проект учебной версии» победителем стал Николай Селяев с проектом «3D-принтер». Николай спроектировал 3D-принтер в учебной версии и собрал его (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

Николай Селяев активно использует T-FLEX CAD в учебном процессе, работая со школьниками.

Из пояснительной записки автора проекта: «T-FLEX CAD — отличный программный продукт! Удобный и, самое главное, очень простой в изучении и обучении (использую его в проектной деятельности в школе).

На самостоятельное (в лучшем случае под команды «добавь к голове пятачок») создание вот такой свиньи-копилки (рис. 15) у первоклассника (младший сын), который до этого в лучшем случае видел, как папа сидит и что-то рисует в непонятной программе, ушло меньше двух часов. Это отличный результат!

Рис. 15

Рис. 15

А сколько за это время было починено игрушек… Мои парни скорее возьмут отвертку, штангенциркуль и откроют T-FLEX CAD, чтобы починить какой-нибудь сломавшийся бластер, чем будут думать, почему он перестал стрелять и не попросить ли родителей купить новый. И, что радует, я им для этого уже совсем не нужен!»

Помимо позитивного отзыва Николай озвучил ряд, на наш взгляд, конструктивных предложений по самой программе. Обязательно обдумаем!

Подводя итоги, хотелось бы резюмировать: конкурс наглядно показал, что для выполнения проектов учебная версия тоже прекрасно подходит — две работы, выполненные в учебной версии, получили призы и практически на равных конкурируют с проектами полной версии с техзаданиями моделирования.

Спасибо всем участникам! Новый конкурс не за горами!