Рафаэлло Лепратти, вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу Siemens PLM Software, рассказывает, как производителям автомобильных комплектующих сократить затраты на обес-печение качества, соблюдая высокие требования заказчиков.
В автомобильной отрасли происходят структурные изменения: появление новых технологий совпало с быстроменяющимися предпочтениями потребителей. Усиливается влияние глобальных тенденций на производителей: рост популярности каршеринга, появление беспилотных транспортных средств, переход к электромобилям и дигитализация отрасли в целом.
Поставщикам автомобильных комплектующих также необходимо быть готовыми к целому ряду перемен: замедление роста, быстрые темпы развития технологий, унификация деталей и узлов, широкое использование встроенного программного обеспечения как основного конкурентного преимущества, а также ценовое давление со стороны производителей стандартных комплектующих. «Поставщикам необходимо трансформировать существующие модели ведения бизнеса — от адаптации общей стратегии до снижения операционных расходов, от изменений в организационной структуре до создания принципиально нового, инновационного образа мышления», — считает Рон Женг (Ron Zheng), партнер компании Roland Berger.
«В массовом производстве автомобилей доля прибавочной стоимости, создаваемая поставщиками, продолжает расти. Вместе с тем на поставщиков возлагается больший объем поставок, что приводит к большей ответственности, — отмечает Майкл У. Рюгер (Michael W. Rüger), старший партнер компании Roland Berger. — Поставщики получают шанс подняться выше в иерархии создания прибавочной стоимости, а некоторые из них выходят на один уровень с производителями автомобилей».
Для достижения успеха уже недостаточно изменений только в одной области. Чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям заказчиков и сохранять конкурентоспособность, поставщикам необходимо использовать комплексный подход к трансформации. На первый план выходит системное управление качеством в масштабах всего предприятия. Поставщикам автомобильных комплектующих это необходимо больше, чем другим: меняется их роль и зона ответственности по отношению к производителям автомобилей, которые предъявляют все более сложные технические требования и заказывают у поставщиков первого уровня больше различных исполнений изделий. Сегодня поставщики первого уровня не только изготавливают продукцию по заказу автопроизводителей, но и разрабатывают ее.
Организация процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла изделия — от проектирования до изготовления и эксплуатации — стала обязательным требованием к производству. Понятие качества не ограничивается характеристиками выпускаемого изделия. Все подразделения, связанные с разработкой изделия, сотрудники и процедуры должны быть включены в процессы соблюдения нормативных требований и экологических стандартов, достижения высокого качества, сокращения себестоимости и повышения эффективности, предотвращения отказов, подготовки стандартизированных отчетов, изучения накопленного опыта, передачи ноу-хау и многого другого. Традиционно управление качеством внутри компании выполняется вручную силами собственных отделов качества с применением статических документов или разрозненных приложений для отслеживания показателей качества. С ростом количества и сложности требований к продукции выявилась потребность в более эффективных решениях. Появились более совершенные методы для управления качеством, представленные в системе управления качеством QMS.
Решение QMS от Siemens PLM Software включает структурированный набор бизнес-задач, политик, процедур и принципов для выполнения требований заказчика и нормативных требований, а также инструментов совершенствования для эффективного управления качеством и снижения расходов. Все политики, процедуры и инструкции надлежащим образом отображены в документации. Такое программное обеспечение служит платформой для анализа данных, контроля и оценки различных показателей, проведения мониторинга процессов на соответствие требованиям. Прозрачная картина управления качеством помогает добиться эффективности и использовать соответствующие рекомендации сотрудников всех подразделений и руководителей всех уровней.
Благодаря интеграции с другими инструментами управления производством можно эффективно оптимизировать работу предприятия и обеспечить соблюдение всех требований к качеству на всех этапах жизненного цикла изделий и процессов. Подобный интегрированный подход позволяет обеспечить надежную передачу информации между всеми элементами и службами предприятия, а также организовать взаимодействие по всей цепочке жизненного цикла изделия с поддержкой межфункциональной совместной работы и обмена информацией. Решение QMS становится важной и неотъемлемой частью всех остальных систем управления производством.
Эффективная система управления качеством QMS объединяет все подразделения, участвующие в создании изделия. Системный и интегрированный подход к управлению качеством помогает поставщикам автомобильных комплектующих добиться полной прозрачности производственных процессов, проводить мониторинг и предотвращать возможные проблемы с качеством. Это позволяет производителям сократить сроки выхода изделий на рынок, уменьшить объемы отходов и доработок, повысить гибкость и улучшить прослеживаемость. Совершенствование процессов приводит к значительному росту производительности и полному соответствию требованиям заказчиков.
Siemens PLM Software активно развивает свои технологии в области управления качеством, совершенствуя систему Siemens QMS Professional, которая ориентирована на самые разные отрасли. Благодаря глубокому пониманию принципов работы промышленности, Siemens PLM Software помогает производителям выявить факторы, влияющие на качество, устранить проблемы, повысить общую эффективность производства и получить максимальную экономическую отдачу. QMS-система создает замкнутый контур управления качеством. Решение имеет богатую историю: уже 30 лет оно применяется для управления качеством на промышленных предприятиях. В ее основе лежит цикл «планирование — реализация — анализ — реагирование» (PDCA). Такой подход обеспечивает непрерывный процесс улучшения на всем жизненном цикле изделия и оптимизирует цепочки поставок за счет эффективного управления сложным планированием, управлением и мониторингом процессов и качества производства. Применяемый в управлении качеством PDCA-цикл запускает процесс улучшений для различных этапов жизненного цикла изделия и составляет основу всех систем управления качеством.
Благодаря использованию решения Siemens QMS Professional, производители получают гибкость и возможность интеграции с существующими системами управления технологическими процессами и жизненным циклом изделия. Планирование качества должно начинаться уже с этапа проектирования изделия и являться неотъемлемым элементом на протяжении всего производственного процесса, учитывая конструкторские и технологические спецификации и обеспечивая совместную работу всех подразделений. Такой комплексный подход помогает управлять рисками производства. QMS-система позволяет обеспечивать управление качеством на распределенных предприятиях и в различных отраслях. Она полностью соответствует отраслевым стандартам качества, помогая самым разным предприятиям устранять риски и потенциальные отказы до того, как они произойдут.
Темпы дигитализации в машиностроении предъявляют высокие требования к качеству. Качество перестает быть чем-то вторичным и превращается в неотъемлемую часть стратегии предприятий будущего.