Введение
Шламохранилища крупных горнообогатительных предприятий и комбинатов в высоту могут достигать более 200 м и иметь внушительные объемы складируемых материалов (отходов, или «хвостов») — десятки миллионов кубических метров. В практике эксплуатации таких сооружений нередки случаи, когда необходимо наращивать объемы складирования. Основным и важным элементом шламохранилища является ограждающая дамба, которая по принципу работы сравнима с грунтовыми плотинами и дамбами водохранилищ. Это сложное искусственное сооружение оказывает существенное влияние на природную среду, а аварии приводят к экологическим катастрофам. Мировая статистика свидетельствует, что далеко не всегда ранее построенные дамбы справлялись с природными процессами и явлениями.
По данным статьи [1], количество катастрофических аварий на хвостохранилищах в мире в период с 1955 по 2010 год в среднем составляет около 9 событий за 5 лет. Максимальное количество случаев наблюдалось в период с 1965 по 1969 год и составило 14 аварий, а в период с 2000 по 2004 год — 12 аварий. Серьезные аварии на хвостохранилищах чаще всего происходят из-за прорыва или полного разрушения удерживающих их дамб с поступлением огромного количества токсичных отходов в окружающую среду. Одна из причин катастроф — ошибки на этапе проектирования, а также недостаточный учет природных и техногенных факторов.
Проект шламохранилища, как и любого инфраструктурного объекта, должен быть разработан на основе анализа рельефа, гидрологической ситуации и геологического строения участка для размещения хранилища, что позволит повысить надежность объекта и качество его эксплуатационных характеристик. Процесс проектирования состоит из трех основных этапов: 1) анализа геологического строения; 2) проектирования планировочных работ и основных сооружений: ограждающей дамбы, технологических дорог; 3) геотехнического анализа сложной природно-техногенной системы «сооружение — грунтовое основание». Рассмотрим эти этапы более подробно на реальном примере.
Этап 1. Обработка данных инженерно-геологических изысканий
Данные инженерно-геологических изысканий обычно представлены в виде геологических колонок и физико-механических характеристик грунтов. Эта информация была использована в программе Carlson Geology для создания геологической 3D-модели, анализа участка на основе этой модели и далее — для проектирования сооружений и геотехнических расчетов (рис. 1). Следует отметить, что в программе можно применять исходные данные различных форматов, а удобные команды для работы со скважинами позволяют упростить поиск ошибок и их коррекцию.
Рис. 1. 3D-блок-диаграмма геологической модели
Геологическая модель в Carlson Geology представляет собой набор сеток подошв грунтов. При этом программа автоматически обрабатывает выклинивания и несогласные залегания. Имеется инструмент для моделирования линз.
Созданный набор 3D-сеток используется для анализа геологического строения участка и получения отчетов в графической форме: разрезов, карт изолиний. На рис. 2 представлен разрез по оси дамбы. На разрез можно также выводить дополнительные поверхности — уровни грунтовых вод, глубины промерзания, построенные по данным гидрогеологических изысканий.
Рис. 2. Разрез по оси дамбы (часть)
В Carlson Geology имеются очень простые и полезные инструменты по объединению грунтов со схожими свойствами, например по трудности разработки, или выделению групп слабых и прочных грунтов. С помощью геологической 3D-модели можно легко вывести в чертеж области залегания и подсчитать объемы слабых грунтов. Интересной возможностью является определение выходов грунтов на дно проектируемого хранилища. Так, для рассматриваемого объекта, в соответствии с рекомендациями [2], необходимо было определить области залегания слабых и сильносжимаемых грунтов с целью принятия решения о необходимости их выторфовывания.
Для проектирования гидротехнического сооружения построенные поверхности грунтов передаются в проектные группы через формат LandXML.
Этап 2. Проектирование в Civil 3D
Немаловажной задачей перед началом проектирования является анализ существующего рельефа. На основе инженерно-геодезических данных была получена поверхность в Civil 3D (рис. 3). Это позволяет получать правильные разрезы и сечения, а на ключевых местах — точные отметки проектных решений. Результатом этого станет повышение качества получаемой документации, точность объемов и автоматизация рутинных процессов.
Рис. 3. Сформированная модель рельефа и дамба шламохранилища
Следующий шаг — импорт подготовленной трехмерной модели геологического строения (формат XML из программы Carlson Geology) и совмещение ее с построенной поверхностью рельефа.
Методология работы в Civil 3D позволяет применять различные варианты работы, так как программа является универсальным инструментом специалиста. Для реализации рассматриваемой задачи использовался инструмент создания коридоров, который позволяет, задав требуемую конструкцию сооружения, получить линейный объект. С учетом специфики решаемой задачи наиболее целесообразно воспользоваться инструментарием модуля Autodesk Subassembly Composer (SAC), что позволяет создать конструкцию с учетом возможности регулирования всех необходимых параметров и адаптации конструкции под изменения условий.
Дальнейшая работа в Civil 3D заключается в построении трассы и проектного профиля по сооружению, с детализацией объемов работ и графическим отображением атрибутивной информации (рис. 4).
Рис. 4. Поперечный профиль проектируемого сооружения
Сформированная в Civil 3D трехмерная модель объекта, включающая рельеф, геологические слои и проектируемые сооружения готова для передачи в геотехническую программу PLAXIS 3D (формат DXF). Таким образом, использование технологий информационного моделирования (BIM) позволяет исключить большинство непреднамеренных ошибок при формировании расчетной модели.
Этап 3. Расчетное геотехническое обоснование проекта
Сформированная в Civil 3D трехмерная модель объекта, включающая рельеф, геологические слои, грунтовые сооружения, дамбы, шлам, дороги и площадки, готова для передачи в геотехническую программу PLAXIS 3D (формат DXF). Применение программы обосновано СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов» [3], требующим выполнять фильтрационные расчеты (п. 9.5), оценку напряженно-деформированного состояния (приложение Ж) и расчеты устойчивости (приложение И) путем численного моделирования.
PLAXIS позволяет выполнять все основные виды геотехнических расчетов: оценку напряженно-деформированного состояния (НДС); оценку устойчивости; фильтрационные и теплотехнические расчеты, а также динамические расчеты для оценки влияния воздействий (естественных в виде сейсмограмм землетрясений) и техногенных (динамические воздействия от строительной техники или движущегося транспорта) [2, 4].
Основные преимущества геотехнического комплекса PLAXIS по сравнению с аналитическими методами заключаются в следующем: во-первых, используются комплексные геомеханические модели грунтов, позволяющие описывать сложное нелинейное поведение реальных грунтов при различных механических воздействиях; во-вторых, МКЭ решает задачи на основе распределения напряжений, в том числе с учетом природного напряженного состояния, что существенно влияет на результат; в-третьих, расчеты производятся путем построения траекторий нагружения, что позволяет оценивать в одной схеме как второе предельное состояние (осадку, консолидацию, деформации), так и первое (устойчивость и несущая способность); в-четвертых, фильтрационная задача решается в стационарном и нестационарном режиме (в том числе с учетом влияния атмосферных осадков и колебаний уровня воды). Получаемая при таком многофакторном анализе оценка надежности сооружения обеспечивает проектировщика полным пониманием возможных негативных последствий и оценкой эффективности принимаемых решений или противодеформационных мероприятий.
В качестве примера на рис. 5 и 6 показаны два основных результата, необходимых при выполнении расчетов дамбы, — деформации (суммарные вертикальные и горизонтальные) и область смещения, отображающая прогнозируемую поверхность скольжения. Для наглядности результаты представлены в сечении. Удобная система отображения результатов позволяет расчетчику оценивать различные значения величин давления и деформаций.
Рис. 5. Изополя деформаций в теле дамбы (сечение)
Рис. 6. Изополя смещений, иллюстрирующие потенциальную поверхность скольжения
Оценка деформаций сооружения, в особенности на слабых грунтах, представляется очень важной, поскольку в процессе намыва отходов в хранилища осадки могут вызвать сквозные трещины в дамбах.
По результатам геотехнических расчетов производится корректировка проектного положения сооружения, его геометрических размеров и дополнительных противодеформационных конструкций или мероприятий в Civil 3D с получением требуемых объемов работ, динамическая модель позволяет выполнять все задачи автоматически. На заключительном этапе производится подсчет вместимости шламохранилища для разных стадий его заполнения.
Заключение
В современных условиях работы проектных организаций проектирование таких сложных объектов, как шламо- и хвостохранилища, требует особого внимания. Неутешительная статистика разрушений свидетельствует о необходимости учета многих факторов при выполнении проектов. Рассмотренный подход, основанный на использовании профессионального программного обеспечения, позволяет качественно выполнять проектирование, назначать надежные проектные решения и выполнять работу в короткие сроки. Особенно актуально применение программного обеспечения при проектировании в условиях сложного рельефа (овражные, пойменные, косогорные хранилища) и необходимости учета трехмерного пространства.
Литература:
- По следам катастрофы в Бразилии. Чем чревато пренебрежение безопасностью хвостохранилищ // Интернет-журнал Геоинфо
https://www.geoinfo.ru/. - Рекомендации по проектированию и строительству шламонакопителей и хвостохранилищ металлургической промышленности. М.: Стройиздат, 1986.
- СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов».
- Бугров А.К., Зиновьева Л.Г., Киселева М.Л., Маслова Д.С. Совершенствование расчетов хвостохранилищ для обоснования их конструкций в сложных инженерно-геологических условиях и на сейсмоопасных территориях / Известия Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б.Е. Веденеева. 2014 (274): 48-59.