3 - 2020

Современные подходы по созданию единого образовательного пространства в целях подготовки специалистов связи с учетом развития учебно-тренировочных средств

Василий Иванов
К.в.н., доцент, полковник, Военная академия связи «имени Маршала Советского Союза С.М.  Будённого» МО РФ, доцент кафед­ры боевого применения войск связи.
Ксения Григорьева
Старший лаборант кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
Военная академия связи
«имени Маршала Советского Союза С.М.  Будённого» МО РФ.
Екатерина Андриенко
Курсант факультета многоканальной связи, Военная академия связи «имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» МО РФ.

Необходимость создания и дальнейшего развития единого образовательного пространства в ходе обучения, в том числе и специалистов связи, диктуется тем, что современная техника связи представляет собой сложные системы и комплексы. Ее освоение в короткие сроки без широкого применения современных учебных средств обучения очень затруднительно. В настоящее время на снабжении войск связи находятся разнотипные средства связи, в том числе и унаследованные еще от Вооруженных сил СССР, но их также надо осваивать до такого уровня, чтобы иметь о них представление и уметь ими пользоваться.

В ходе развития образования одним из направлений является его информатизация. Главная задача информатизации заключается в создании единого образовательного пространства, которое рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования (см. таблицу).

Единое образовательное пространство — это системно­организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно­программного и организационно­методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Ретроспектива использования средств обучения

Цели
подготовки

Давно

Вчера

Сегодня

Завтра

Средства
подготовки

Средства
подготовки

Комплексы
подготовки

Обучающая
среда

Формирование знаний об устройстве и порядке работы на объекте изучения

Учебники, учебные пособия, плакаты, мнемосхемы, учебно­тренировочные карты

Электронные учебники, электронные учебные пособия, обучающие программы, системы тестирования

Электронные учебники, обучающие программы (с элементами технологий виртуальной и дополненной реальности), системы тестирования

Интерактивные электронные технические руководства, интерактивные обучающие программы с элементами адаптации к обучаемому на основе технологий виртуальной и дополненной реальности

Формирование умений в подготовке объекта изучения к применению

Аппаратный тренажер, электромеханические имитаторы

Одиночные программные тренажеры, аппаратные тренажеры экипажа

Программные тренажеры экипажа, программно­аппаратные тренажеры экипажа, одиночные программно­виртуальные тренажеры

Программный тренажер экипажа, программно­аппаратный тренажер экипажа, программно­виртуальный тренажер экипажа

Тренировка в применении объекта во взаимодействии с другими объектами

 

 

Комплексирование тренажеров в виртуальном информационно­боевом пространстве

Единое образовательное пространство с подключением тренажеров и реальных объектов

Формирование опыта выполнения задач по предназначению в условиях, близких к реальным

 

 

 

Единое образовательное пространство с подключением тренажеров и реальных объектов

Единое образовательное пространство должно строиться с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, инфотелекоммуникационных технологий, протоколов взаимодействия различных электронных средств, таких как виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, электронные учебно­методические комплексы и расширенный аппарат дидактики и т.д. (рис. 1). Номенклатура электронных средств обучения достаточно велика [1,2]:

  • электронные копии обычных печатных пособий;
  • электронные учебники и пособия с реализацией мультимедийных функций;
  • мультимедиапрезентации учебного материала;
  • системы компьютерного тестирования;
  • обзорные лекции на аудио­ и видеокассетах либо на компакт­дисках;
  • компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории;
  • учебно­тренировочные комплексы;
  • интеллектуальные обучающие системы;
  • учебные пакеты прикладных программ и т.п.;
  • учебные мультимедиакомплексы;
  • макеты;
  • виртуальные туры.

Кроме того, опыт подготовки специалистов в военных вузах и частях связи свидетельствует о том, что в условиях массового обучения, за счет комплексного применения различных современных средств обучения, повышается качество практической подготовленности, сокращаются сроки обучения и активизируется работа каждого обучаемого [3].

Рис. 1. Составляющие единого образовательного пространства

Рис. 1. Составляющие единого образовательного пространства

Для единого образовательного пространства должны предъявляться требования, приведенные на рис. 2.

Рис. 2. Требования к единому образовательному пространству

Рис. 2. Требования к единому образовательному пространству

В настоящее время в высших учебных заведениях, в том числе в военных, разработано большое количество учебно­тренировочных средств (УТС), которые будут являться основой для формирования единого образовательного пространства, так как УТС реализованы на базе современных ПЭВМ [3,4] — рис. 3.

Рис. 3. Учебно-тренировочные средства

Рис. 3. Учебно-тренировочные средства

УТС в своем составе имеют большое количество электронных мультимедийных учебных материалов и телекоммуникационные средства [5] — рис. 4.

Рис. 4. Электронные учебные материалы УТС

Рис. 4. Электронные учебные материалы УТС

УТС позволяют изучать современные технические средства, в том числе и средства радио, радиорелейной связи и КШМ. При этом они являются комплексными аппаратными, включающими в свой состав не только средства радио­радиорелейной связи, но и средства спутниковой связи, аппаратуру навигации, шифрования и передачи данных, электронно­вычислительную технику и другую, которые требуют высоких интеллектуальных и умелых практических навыков в работе с данной аппаратурой [5].

Рис. 5. Программно-аппаратный комплекс руководителя УТС

Рис. 5. Программно-аппаратный комплекс руководителя УТС

Учебно­тренировочные средства включают в свой состав: программно­аппаратный комплекс руководителя занятий, программный комплекс обучаемого (специалиста), программно­аппаратные тренажеры.

Программно­аппаратный комплекс руководителя занятий предназначен для обеспечения работы руководителя занятий (преподавателя) при подготовке и в ходе проведения всех видов занятий (в том числе комплексных) — рис. 5. Состав: АРМ­Р, проектор, экран, интерактивная доска, аудиосистема, МФУ, средства видеонаблюдения, программное обеспечение.

Рис. 6. Программный комплекс обучаемого (специалиста)

Рис. 6. Программный комплекс обучаемого (специалиста)

Возможности программно­аппаратного комплекса руководителя:

  • подготовка материалов для проведения занятий (тестов, практических занятий, схем размещения объектов на местности и т.п.);
  • быстрый доступ к подготовленным материалам при проведении занятий и представление его обучаемым с использованием мультимедийных средств;
  • представление сведений о размещении обучаемых и их психофизиологическом состоянии, контроль действий обучаемых при выполнении нормативов и задач;
  • ведение учета результатов выполненных заданий и заполнение электронного журнала;
  • мониторинг технического состояния учебного оборудования, размещенного в классе.

Программный комплекс обучаемого (специалиста) предназначен для оснащения места обучаемого при проведении теоретических, групповых и практических занятий (с использованием программных УТС).

Состав: АРМ, модуль оценки психофизиологического состояния обучаемого, комплект визуализации учебного материала, блок регистрации, пульт управления оконечным устройством, комплект имитаторов оконечных устройств, программное обеспечение (рис. 6).

Возможности программного комплекса обучаемого (специалиста):

  • изучение теоретического материала в объеме, предусмотренном программой подготовки, с использованием электронных учебников и пособий (самостоятельно и под руководством преподавателя);
  • оценка уровня теоретической подготовленности по темам, разделам, типам ВТС (самостоятельная или под руководством преподавателя);
  • освоение и тренировка в работе на средствах связи в части подготовки к работе, настройки, вхождении в связь, обеспечение связи в ходе выполнения нормативов, учебных задач, выполнении комплексных заданий по связи в составе экипажа, подразделения;
  • оценка уровня практической подготовленности к выполнению нормативов и учебных задач (самостоятельная или под руководством преподавателя).

Программно­аппаратные тренажеры предназначены для обеспечения имитации условий и результата функционирования реального образца, взаимодействия при проведении комплексных занятий и трансляции преподавателю действий обучаемых для анализа и оценки (рис. 7).

Рис. 7. Программно-аппаратный тренажер

Рис. 7. Программно-аппаратный тренажер

Программно­аппаратный тренажер может использоваться для:

  • проведения практических занятий по специальной и технической подготовке (в том числе для отработки нормативов и учебных задач);
  • выполнения комплексных тренировок по подготовке к работе, вхождению, ведению и восстановлению связи как в составе учебного класса, так и в составе учебного центра (соединения, войсковой части);
  • формирования практических навыков по настройке средств связи в заданном режиме работы и приобретения первичных умений по обеспечению связи в различных условиях боевой обстановки;
  • получения первичных навыков для технического обслуживания средств связи в объеме ЕТО и ТО­1;
  • отработки вопросов взаимодействия членов экипажей типовых (перспективных) средств связи в ходе установления, ведения и восстановления связи.

В ходе создания единого образовательного пространства необходимо реализовать с учетом имеющихся учебно­тренировочных средств следующие задачи:

  • совершенствование способов формирования представлений, знаний об обучаемом объекте за счет:
    • комплексного использования фото­, видеоматериалов и интерактивных 3D­моделей в едином пользовательском формате,
    • использования единой технологии создания учебного материала;
  • развитие тренажерных средств подготовки специалистов:
    • создание программных и программно­аппаратных тренажеров, позволяющих отрабатывать действия обучаемых в течение всего цикла применения (связь в движении, развертывание и юстировка АМУ, оборудование заземления и подключение питания, включение и настройка аппаратуры (с ограничениями), подключение внутриузловых соединительных линий и оборудования выносов),
    • обеспечение возможности согласованной работы разнотипных тренажеров в составе узла связи и обработки вопросов образования каналов связи;
  • моделирование различных технологических и географических условий для максимального погружения обучаемых в условия боевой обстановки;
  • создание возможностей проведения комплексных занятий в составе одной или нескольких учебных групп (подразделений);
  • автоматизация процессов планирования, организации, контроля выполнения учебных планов;
  • создание для руководителей занятий (преподавателей и обучаемых) специализированных рабочих мест, обеспечивающих доступ ко всем учебно­информационным материалам, УТС и позволяющих осуществлять функции планирования и проведения занятия;
  • проведение всесторонней оценки усвоения материала обучаемыми и оценка эффективности обучения.
  • Применение единого образовательного пространства в вузе позволит:
  • расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых вузом;
  • повысить результативность обучения;
  • повысить привлекательность изучаемого материала за счет применения современных мультимедийных и интерактивных средств;
  • расширить возможности профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;
  • предоставить педагогам вуза больший простор для использования в образовательном процессе инновационных методов обучения;
  • повысить количественный состав обучаемых вуза;
  • обеспечить более эффективное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, а также облегчить их доступность;
  • обеспечить непрерывность за счет снятия пространственных и временных ограничений;
  • обеспечить персональный график работы обучаемых;
  • увеличить количество учебных курсов с учетом их интересов в рамках образовательного стандарта;
  • проводить промежуточную и итоговую аттестацию в различных форматах (тестирования, интерактивного ответа и т.д);
  • повысить эффективность обратной связи между педагогами и обучающимися.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование единого образовательного пространства в высших учебных заведениях благоприятно скажется на образовательном процессе, в том числе будет способствовать индивидуальному развитию обучаемых и преподавателей, сформирует навыки целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за выполняемую работу, а также существенно уменьшит психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.

Список используемых источников:

  1. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Удальцов А.А. Предложения по применению в учебном процессе учебно­тренировочных средств связи, разработанных в интересах Вооруженных сил Российской Федерации // Вестник военного образования. 2016. № 2.
  2. Иванов В.Г., Корнеенко Е.А. Полячков А.А. Особенности разработки и применения интерактивного тренажера при изучении тактико­специальных дисциплин // САПР и графика. 2017. № 2.
  3. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Кутенко В.А., Хвостова К.А. Применение технологий виртуальных интерактивных 3D­панорам при изучении узлов связи пунктов управления / В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно­техническая и научно­методическая конференция: сб. научных статей. 2014. С. 825­829.
  4. Иванов В.Г., Корнеенко Е.А., Панихидников С.А., Тевс О.П. Модель электронно­программного тренажера для изучения полевых узлов связи / В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. Международная научно­техническая и научно­методическая конференция: сб. научных статей в 2­х томах. Под. ред. С.В. Бачевского, сост. А.Г. Владыко, Е.А. Аникевич, Л.М. Минаков. Санкт­Петербург, 2015.
    С. 1237­1242.
  5. ОПК разработала трехмерные тренажеры для подготовки военных связистов в условиях боя. http://topwar.ru/62004­opk­razrabotala­trehmernye­trenazhery­dlya­podgotovki­voennyh­svyazistov­v­usloviyah­b

Регистрация | Войти