Необходимость создания и дальнейшего развития единого образовательного пространства в ходе обучения, в том числе и специалистов связи, диктуется тем, что современная техника связи представляет собой сложные системы и комплексы. Ее освоение в короткие сроки без широкого применения современных учебных средств обучения очень затруднительно. В настоящее время на снабжении войск связи находятся разнотипные средства связи, в том числе и унаследованные еще от Вооруженных сил СССР, но их также надо осваивать до такого уровня, чтобы иметь о них представление и уметь ими пользоваться.
В ходе развития образования одним из направлений является его информатизация. Главная задача информатизации заключается в создании единого образовательного пространства, которое рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования (см. таблицу).
Единое образовательное пространство — это системноорганизованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационнометодического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Ретроспектива использования средств обучения
Цели |
Давно |
Вчера |
Сегодня |
Завтра |
Средства |
Средства |
Комплексы |
Обучающая |
|
Формирование знаний об устройстве и порядке работы на объекте изучения |
Учебники, учебные пособия, плакаты, мнемосхемы, учебнотренировочные карты |
Электронные учебники, электронные учебные пособия, обучающие программы, системы тестирования |
Электронные учебники, обучающие программы (с элементами технологий виртуальной и дополненной реальности), системы тестирования |
Интерактивные электронные технические руководства, интерактивные обучающие программы с элементами адаптации к обучаемому на основе технологий виртуальной и дополненной реальности |
Формирование умений в подготовке объекта изучения к применению |
Аппаратный тренажер, электромеханические имитаторы |
Одиночные программные тренажеры, аппаратные тренажеры экипажа |
Программные тренажеры экипажа, программноаппаратные тренажеры экипажа, одиночные программновиртуальные тренажеры |
Программный тренажер экипажа, программноаппаратный тренажер экипажа, программновиртуальный тренажер экипажа |
Тренировка в применении объекта во взаимодействии с другими объектами |
|
|
Комплексирование тренажеров в виртуальном информационнобоевом пространстве |
Единое образовательное пространство с подключением тренажеров и реальных объектов |
Формирование опыта выполнения задач по предназначению в условиях, близких к реальным |
|
|
|
Единое образовательное пространство с подключением тренажеров и реальных объектов |
Единое образовательное пространство должно строиться с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, инфотелекоммуникационных технологий, протоколов взаимодействия различных электронных средств, таких как виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, электронные учебнометодические комплексы и расширенный аппарат дидактики и т.д. (рис. 1). Номенклатура электронных средств обучения достаточно велика [1,2]:
- электронные копии обычных печатных пособий;
- электронные учебники и пособия с реализацией мультимедийных функций;
- мультимедиапрезентации учебного материала;
- системы компьютерного тестирования;
- обзорные лекции на аудио и видеокассетах либо на компактдисках;
- компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории;
- учебнотренировочные комплексы;
- интеллектуальные обучающие системы;
- учебные пакеты прикладных программ и т.п.;
- учебные мультимедиакомплексы;
- макеты;
- виртуальные туры.
Кроме того, опыт подготовки специалистов в военных вузах и частях связи свидетельствует о том, что в условиях массового обучения, за счет комплексного применения различных современных средств обучения, повышается качество практической подготовленности, сокращаются сроки обучения и активизируется работа каждого обучаемого [3].
Рис. 1. Составляющие единого образовательного пространства
Для единого образовательного пространства должны предъявляться требования, приведенные на рис. 2.
Рис. 2. Требования к единому образовательному пространству
В настоящее время в высших учебных заведениях, в том числе в военных, разработано большое количество учебнотренировочных средств (УТС), которые будут являться основой для формирования единого образовательного пространства, так как УТС реализованы на базе современных ПЭВМ [3,4] — рис. 3.
Рис. 3. Учебно-тренировочные средства
УТС в своем составе имеют большое количество электронных мультимедийных учебных материалов и телекоммуникационные средства [5] — рис. 4.
Рис. 4. Электронные учебные материалы УТС
УТС позволяют изучать современные технические средства, в том числе и средства радио, радиорелейной связи и КШМ. При этом они являются комплексными аппаратными, включающими в свой состав не только средства радиорадиорелейной связи, но и средства спутниковой связи, аппаратуру навигации, шифрования и передачи данных, электронновычислительную технику и другую, которые требуют высоких интеллектуальных и умелых практических навыков в работе с данной аппаратурой [5].
Рис. 5. Программно-аппаратный комплекс руководителя УТС
Учебнотренировочные средства включают в свой состав: программноаппаратный комплекс руководителя занятий, программный комплекс обучаемого (специалиста), программноаппаратные тренажеры.
Программноаппаратный комплекс руководителя занятий предназначен для обеспечения работы руководителя занятий (преподавателя) при подготовке и в ходе проведения всех видов занятий (в том числе комплексных) — рис. 5. Состав: АРМР, проектор, экран, интерактивная доска, аудиосистема, МФУ, средства видеонаблюдения, программное обеспечение.
Рис. 6. Программный комплекс обучаемого (специалиста)
Возможности программноаппаратного комплекса руководителя:
- подготовка материалов для проведения занятий (тестов, практических занятий, схем размещения объектов на местности и т.п.);
- быстрый доступ к подготовленным материалам при проведении занятий и представление его обучаемым с использованием мультимедийных средств;
- представление сведений о размещении обучаемых и их психофизиологическом состоянии, контроль действий обучаемых при выполнении нормативов и задач;
- ведение учета результатов выполненных заданий и заполнение электронного журнала;
- мониторинг технического состояния учебного оборудования, размещенного в классе.
Программный комплекс обучаемого (специалиста) предназначен для оснащения места обучаемого при проведении теоретических, групповых и практических занятий (с использованием программных УТС).
Состав: АРМ, модуль оценки психофизиологического состояния обучаемого, комплект визуализации учебного материала, блок регистрации, пульт управления оконечным устройством, комплект имитаторов оконечных устройств, программное обеспечение (рис. 6).
Возможности программного комплекса обучаемого (специалиста):
- изучение теоретического материала в объеме, предусмотренном программой подготовки, с использованием электронных учебников и пособий (самостоятельно и под руководством преподавателя);
- оценка уровня теоретической подготовленности по темам, разделам, типам ВТС (самостоятельная или под руководством преподавателя);
- освоение и тренировка в работе на средствах связи в части подготовки к работе, настройки, вхождении в связь, обеспечение связи в ходе выполнения нормативов, учебных задач, выполнении комплексных заданий по связи в составе экипажа, подразделения;
- оценка уровня практической подготовленности к выполнению нормативов и учебных задач (самостоятельная или под руководством преподавателя).
Программноаппаратные тренажеры предназначены для обеспечения имитации условий и результата функционирования реального образца, взаимодействия при проведении комплексных занятий и трансляции преподавателю действий обучаемых для анализа и оценки (рис. 7).
Рис. 7. Программно-аппаратный тренажер
Программноаппаратный тренажер может использоваться для:
- проведения практических занятий по специальной и технической подготовке (в том числе для отработки нормативов и учебных задач);
- выполнения комплексных тренировок по подготовке к работе, вхождению, ведению и восстановлению связи как в составе учебного класса, так и в составе учебного центра (соединения, войсковой части);
- формирования практических навыков по настройке средств связи в заданном режиме работы и приобретения первичных умений по обеспечению связи в различных условиях боевой обстановки;
- получения первичных навыков для технического обслуживания средств связи в объеме ЕТО и ТО1;
- отработки вопросов взаимодействия членов экипажей типовых (перспективных) средств связи в ходе установления, ведения и восстановления связи.
В ходе создания единого образовательного пространства необходимо реализовать с учетом имеющихся учебнотренировочных средств следующие задачи:
- совершенствование способов формирования представлений, знаний об обучаемом объекте за счет:
- комплексного использования фото, видеоматериалов и интерактивных 3Dмоделей в едином пользовательском формате,
- использования единой технологии создания учебного материала;
- развитие тренажерных средств подготовки специалистов:
- создание программных и программноаппаратных тренажеров, позволяющих отрабатывать действия обучаемых в течение всего цикла применения (связь в движении, развертывание и юстировка АМУ, оборудование заземления и подключение питания, включение и настройка аппаратуры (с ограничениями), подключение внутриузловых соединительных линий и оборудования выносов),
- обеспечение возможности согласованной работы разнотипных тренажеров в составе узла связи и обработки вопросов образования каналов связи;
- моделирование различных технологических и географических условий для максимального погружения обучаемых в условия боевой обстановки;
- создание возможностей проведения комплексных занятий в составе одной или нескольких учебных групп (подразделений);
- автоматизация процессов планирования, организации, контроля выполнения учебных планов;
- создание для руководителей занятий (преподавателей и обучаемых) специализированных рабочих мест, обеспечивающих доступ ко всем учебноинформационным материалам, УТС и позволяющих осуществлять функции планирования и проведения занятия;
- проведение всесторонней оценки усвоения материала обучаемыми и оценка эффективности обучения.
- Применение единого образовательного пространства в вузе позволит:
- расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых вузом;
- повысить результативность обучения;
- повысить привлекательность изучаемого материала за счет применения современных мультимедийных и интерактивных средств;
- расширить возможности профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;
- предоставить педагогам вуза больший простор для использования в образовательном процессе инновационных методов обучения;
- повысить количественный состав обучаемых вуза;
- обеспечить более эффективное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, а также облегчить их доступность;
- обеспечить непрерывность за счет снятия пространственных и временных ограничений;
- обеспечить персональный график работы обучаемых;
- увеличить количество учебных курсов с учетом их интересов в рамках образовательного стандарта;
- проводить промежуточную и итоговую аттестацию в различных форматах (тестирования, интерактивного ответа и т.д);
- повысить эффективность обратной связи между педагогами и обучающимися.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование единого образовательного пространства в высших учебных заведениях благоприятно скажется на образовательном процессе, в том числе будет способствовать индивидуальному развитию обучаемых и преподавателей, сформирует навыки целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за выполняемую работу, а также существенно уменьшит психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.
Список используемых источников:
- Иванов В.Г., Панихидников С.А., Удальцов А.А. Предложения по применению в учебном процессе учебнотренировочных средств связи, разработанных в интересах Вооруженных сил Российской Федерации // Вестник военного образования. 2016. № 2.
- Иванов В.Г., Корнеенко Е.А. Полячков А.А. Особенности разработки и применения интерактивного тренажера при изучении тактикоспециальных дисциплин // САПР и графика. 2017. № 2.
- Иванов В.Г., Панихидников С.А., Кутенко В.А., Хвостова К.А. Применение технологий виртуальных интерактивных 3Dпанорам при изучении узлов связи пунктов управления / В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научнотехническая и научнометодическая конференция: сб. научных статей. 2014. С. 825829.
- Иванов В.Г., Корнеенко Е.А., Панихидников С.А., Тевс О.П. Модель электроннопрограммного тренажера для изучения полевых узлов связи / В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. Международная научнотехническая и научнометодическая конференция: сб. научных статей в 2х томах. Под. ред. С.В. Бачевского, сост. А.Г. Владыко, Е.А. Аникевич, Л.М. Минаков. СанктПетербург, 2015.
С. 12371242. - ОПК разработала трехмерные тренажеры для подготовки военных связистов в условиях боя. http://topwar.ru/62004opkrazrabotalatrehmernyetrenazherydlyapodgotovkivoennyhsvyazistovvusloviyahb