Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

3 - 2020

О новом функционале Lotsia PDM PLUS

Дмитрий Садовников

Данной статьей мы продолжаем серию публикаций о нововведениях в Lotsia PDM PLUS [1]. Нам кажется важным каждый раз подчеркивать, что большая часть новой функциональности добавляется по запросам пользователей. Дело в том, что следование «модным» направлениям отвлекает ресурсы на реализацию маркетинговых «фишек», востребованность которых на практическом уровне будет близка к нулевой. Таких примеров в отечественной практике, к сожалению, немало.

Далее будут описаны те новшества последних месяцев, которые были запрошены нашими любимыми и уважаемыми пользователями и внедренцами и сразу же нашли практическое применение. Эти нововведения вполне укладываются в общее русло стратегии цифровой трансформации отечественных промышленных предприятий и проектных организаций [2].

Расширение функционала работы с формами задач

Благодаря оттранслированной от пользователей просьбе коллег­интеграторов, реализована возможность внедрения в форму задачи области с деревом проекта. Форма задачи — это то, что увидит пользователь перед собой, когда получит какое­нибудь уведомление. Например, о необходимости принять задание или согласовать документ. Допустим, пользователь получил сообщение о поступлении задачи согласования документов. Что он должен увидеть, открыв сообщение? Конечно же, список согласуемых документов. А вот в каком виде? Нет ничего проще, чем представить его в линейном виде, где по каждому документу можно ввести замечания, предварительно его просмотрев [3]. Но ожидания некоторых пользователей оказались иными: отправив на согласование «ветвистый» комплект, они ожидают, что согласующий увидит такой же «ветвистый», а не линейный список документов.

Мы реализовали специальные новые функции и несколько изменили имеющиеся, а затем тщательно их протестировали, чтобы не пострадала ранее реализованная у пользователей загрузка линейных списков документов. В результате, имеющийся функционал действительно не пострадал и его можно модифицировать для загрузки списков древовидных. Но мы пошли дальше, добавив возможность загрузки неограниченного числа именованных областей с древовидными структурами. Их даже можно сделать зависимыми друг от друга. Здесь примечательно, что области с деревьями отображаются прямо в форме задачи, а не в отдельном окне (рис. 1).

Рис. 1. Форма задачи отправки на согласование с деревом документов

Рис. 1. Форма задачи отправки на согласование с деревом документов

Для таких областей с деревьями генерируются различные события, которые можно обработать. При переходе к другой строке дерева или по двойному щелчку мыши можно выполнить различные настраиваемые операции. Например, заполнить поля формы атрибутами выбранного узла дерева (папки, раздела, подраздела, книги, марки, документа и т.д.) или раскрыть узел дерева. Причем функция управления раскрытием может развернуть один или все уровни от указанной позиции или свернуть раскрытый уровень. И это еще не полный перечень возможностей. В итоге получился очень гибкий механизм, который быстро был востребован.

С точки зрения пользователя это выглядит так: «Я отправил на согласование дерево, и согласующий прямо в сообщении и работает с этим деревом. Мы с ним видим одно и то же».

Следующим шагом стала возможность выполнения операций в формах уже выполненных (завершенных) задач. Это был заведомо востребованный функционал, ускоренную реализацию которого потянула за собой возможность загрузки дерева в задачу. Понятно, что содержание формы в выполненной задаче не сохранится, так как она в данном случае находится в режиме просмотра, но сама форма абсолютно функциональна — можно, например, нажимать кнопки и видеть результат. Здесь мы тоже пошли немного дальше и добавили системные свойства, возвращающие состояние задачи: редактируемая она или нет. Это дает возможность избирательно настраивать функциональность завершенных задач. Иными словами, пользователь сможет открыть отправленное сообщение и поработать с его содержимым в том объеме, который был определен при настройке системы.

В данном ракурсе нововведения коснулись и информационных рассылок. Информационная рассылка в Lotsia PDM PLUS является не требующим выполнения элементом маршрута. И если раньше она была обычным уведомлением с настроенной формой, то теперь рассылка стала полнофункциональным элементом маршрута, аналогом выполненной задачи. В ней можно редактировать поля и размещать кнопки, выполняющие различные операции.

Более гибкие возможности шаблонов копирования объектных структур и проектов

В Lotsia PDM PLUS давно существует возможность копирования объектных структур по настроенным правилам, описанным в шаблонах. Наиболее показательным является копирование целых проектов или изделий. Эта возможность очень востребована при разработке изделий или проектов на основе уже существующих и позволяет существенно сократить временные затраты на новые разработки. Но дело в том, что обычно нужно копировать не весь состав и не все атрибуты. Например, документы, разрешающие проведение изменений, обычно копировать не нужно. Не нужно копировать и подписи со статусами. Существует много вариантов настройки шаблонов, при которых файлы копируемых документов оставались в исходной библиотеке. По просьбе одного из предприятий, использующих Lotsia PDM PLUS, была реализована возможность копирования файлов в актуальную на данный момент библиотеку (рис. 2). Выяснилось, что старые библиотеки иногда помечают как аннулированные и новые файлы в них попадать не должны. Все логично.

Рис. 2. Настройка шаблона копирования

Рис. 2. Настройка шаблона копирования

Усовершенствованный механизм распределения лицензий

Следующее нововведение не является нашей разработкой, но оно напрямую влияет на применение Lotsia PDM PLUS. Мы используем конкурентную схему лицензирования (плавающие лицензии), а для лицензионной защиты применяется сервер лицензий Guardant Net от компании «Актив». У пользователей с некоторой периодичностью возникал вопрос о возможности выделения из общего количества плавающих лицензий нескольких фиксированных и закрепления их за определенными рабочими станциями. Обычно речь идет о рабочих местах высшего руководства — руководство компании­пользователя не хочет конкурировать с сотрудниками за право поработать в Lotsia PDM PLUS. Раньше в качестве наиболее простого варианта рассматривалось приобретение персональных лицензионных ключей. Мы в очередной раз обратились за консультацией в техподдержку «Актива» и после короткой переписки получили предложение воспользоваться обновленной версией сервера лицензий. В новой версии реализован отдельный и достаточно удобный функционал закрепления лицензий. Мы его протестировали, убедились в его работоспособности, задокументировали и предложили своим пользователям. Теперь, благодаря разработке коллег из компании «Актив», задача выделения лицензий решается совсем просто.

Более гибкие возможности по интеграции с Active Directory

Не все, но абсолютное большинство пользователей Lotsia PDM PLUS применяют сквозную авторизацию для входа в программу — так называемый беспарольный вход (или Integrated login). Требование о наличии такой возможности содержится и во всех новых запросах на приобретение лицензий. Это влечет за собой развитие механизма интеграции с Microsoft Active Directory в Lotsia PDM PLUS.

К настоящему времени имеющийся функционал интеграции значительно переработан (рис. 3). Он стал гораздо быстрее считывать данные о группах, пользователях и контактах из домена, а кроме того, добавлена возможность выбора интегрируемого домена. Пользователи и группы Lotsia PDM PLUS, как и раньше, связываются с пользователями и группами Windows, но теперь все изменения в связанных позициях Active Directory обработаются автоматически, когда администратор инициирует синхронизацию. К примеру, автоматически обновится состав связанных групп. И если раньше обработка измененного имени входа в Windows автоматически не выполнялась, то теперь наши разработчики реализовали автоматически выполняемые процедуры, корректно изменяющие и имя логина в СУБД (особенно на Microsoft SQL Server), и имя пользователя в базе данных программы. При этом есть возможность оставить прежнее имя в Lotsia PDM PLUS. Типичным примером данной ситуации является смена фамилии сотрудницы или сотрудника.

Рис. 3. Запуск синхронизации с Active Directory

Рис. 3. Запуск синхронизации с Active Directory

Кроме того, добавлена функция разрыва сопоставления пользователей для отключения возможности беспарольного входа.

Синхронизация с Microsoft Active Directory поддерживается для всех актуальных версий Windows Server. Результат процедуры синхронизации отображается в виде протокола, который можно выгрузить в файл.

Модифицированная проверка активности пользователей

Изменен подход к проверке активности пользователя при работе с системой. Если раньше неактивным (другими словами, аннулированным) пользователям было запрещено направлять задачи, то теперь такой запрет снят. Это сделано для того, чтобы дать возможность выстроить более логичную и контролируемую из одной точки работу со справочником сотрудников. Дело в том, что сообщение о невозможности отправки задачи следующему исполнителю получал, как правило, обычный пользователь, не понимающий, как на это реагировать. Да и администраторы, аннулировавшие пользователя, назначенного исполнителем на ряд задач, не все представляли нужную последовательность действий. Приходилось выполнять несколько не связанных между собой операций, что в условиях увеличивающегося количества пользователей повышало трудоемкость администрирования системы.

Поэтому мы решили проблему на системном уровне. Теперь, настраивая интерфейс работы со справочником сотрудников, администратор учитывает смену статуса (рис. 4) и реализует все необходимые процедуры: перемещение сотрудника в папку уволенных, назначение ему заместителей и аннулирование сопоставленного пользователя базы данных. Все это нужно выполнить одномоментно.

Рис. 4. Карточка уволенного сотрудника

Рис. 4. Карточка уволенного сотрудника

Таким образом, прикладной инструментарий по управлению справочником сотрудников был поддержан на системном уровне, что привело к упрощению обработки ситуаций с увольняемыми сотрудниками (рис. 5).

Рис. 5. Свойства пользователя базы данных

Рис. 5. Свойства пользователя базы данных

Усовершенствование просмотра применяемости форм и действий

При настройке Lotsia PDM PLUS администраторами реализуются атрибутивные формы и так называемые действия. Действие — это макрокоманда, выполняющаяся при нажатии пользователем кнопки или возникновении какого­либо другого события. Количество форм и действий зачастую достигает нескольких сотен. Действия и формы могут использоваться в разных функциональных областях программы, например в других действиях и формах (вложенные действия и формы), в отчетах, в картах и шаблонах работ подсистемы Workflow, диаграммах Ганта, подборках объектов, настройках профилей и интерфейса. Поэтому, чтобы понимать последствия вносимых изменений, администраторам необходимо знать все привязки форм и действий. Для этого достаточно давно был реализован специальный отчет (рис. 6). Он показывает все привязки, а двойным щелчком мыши можно перейти к редактированию привязки. В одном из последних обновлений программы просмотр привязок сделан более удобным: добавлена возможность выбора области поиска привязок. Это наиболее актуально в условиях миллионов одновременно выполняющихся карт работ. В данном случае достаточно знать, в каком шаблоне работы используется действие, поскольку карты созданы по шаблону. Благодаря этому поиск в картах работ теперь можно исключить, что позволит получить нужную информацию гораздо быстрее.

Рис. 6. Отчет со ссылками на действие

Рис. 6. Отчет со ссылками на действие

Расширение возможностей по работе с отчетами

Еще одна новая возможность, о которой хочется упомянуть, касается отчетов. Реализована возможность добавления колонок с полями свойств документов и их версий. Если раньше получить в отчете информацию о документах можно было с помощью несложного SQL­запроса, то теперь можно просто выбрать нужные поля, которые будут сами заполняться данными. В список таких полей входят следующие: автор, редактор, время создания и изменения, актуальность. Для каждого информационного объекта в отчет будет выводиться столько строк, сколько у него документов или версий, в зависимости от того, какие поля были выбраны (рис. 7). Ну и, как обычно, данные в отчете можно дополнительно обработать: произвести какие­то вычисления, отсортировать, сгруппировать или отфильтровать.

Рис. 7. Отчет по документам и версиям

Рис. 7. Отчет по документам и версиям

В настоящее время по заявке нашего самого уважаемого пользователя мы приступили к реализации функционала быстрой фильтрации дерева проекта. Ожидается, что он добавит массу удобств тем, кто предпочитает работать с древовидным представлением информации. Но более подробно об этой и других новых функциях мы расскажем в последующих статьях.

Следите за публикациями в журнале «САПР и графика» и на сайте lotsia.com!

Список литературы:

  1. Садовников Д.Л. Lotsia PDM PLUS 5.80. Не прекращая развитие / Садовников, Д.Л. // САПР и графика. 2019. № 1. С. 31­33. — ISSN 1560­4640.
  2. Ширяев Н.В., Садовников Д.Л. Цифровая трансформация деятельности проектных и архитектурно­строительных организаций с помощью Lotsia PDM PLUS / Ширяев, Н.В. и др. // САПР и графика. 2019. № 2. С. 52­56. — ISSN 1560­4640.
  3. Афанасьев В.В., Садовников Д.Л. Реализация процессов информационного обмена средствами Lotsia PDM PLUS / Афанасьев, В.В. и др. // САПР и графика. 2019. № 10. С. 39­43. — ISSN 1560­4640. 

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584