Интервью Александра Тучкова, технического директора компании «Бюро ESG» о плюсах и минусах удаленной работы, перспективах распространения данной практики и будущем домашних офисов для крупных компаний в России.
Ольга Томшина: Александр, как удалось перевести работу офиса в удаленный режим: что оказалось просто, а что, наоборот, вызвало сложности?
Александр Тучков: Глобально перевод работы офиса в удаленный режим существенных проблем не вызвал.
У большинства сотрудников в том или ином виде оказались доступны средства, с помощью которых они смогли подключаться к своим рабочим компьютерам и продолжать работать.
Для тех, у кого таких средств не оказалось, пришлось чтото докупать (пару ноутбуков, роутеры и т.п.). Комуто пришлось перевезти из офиса мониторы.
Проблемой (особенно на начальном этапе) стали подвисания компьютеров (а иногда и серверов) в офисе. Удаленно это не решить, и фактически при каждом посещении офиса приходится перезагружать пару компьютеров.
Вторая проблема — административная. В нашей стране попрежнему в 90% случаев требуются документы с подписями и печатями — для начала в сканированном виде, а затем и в оригиналах.
Соответственно сотрудники, которые с этим связаны, вынуждены регулярно заезжать в офис, на почту и т.п. Благодаря наличию в офисе служебного микроавтобуса и штатного шофера, а также большого количества сотрудников на машинах, фактически удалось отказаться от использования общественного транспорта.
О.Т.: Каким образом сегодня строится взаимодействие с заказчиками, клиентами?
А.Т.: А вот здесь все довольно сложно. Некоторые клиенты не смогли организовать удаленную работу (по разным причинам: специфика предприятия, отсутствие технических средств и т.п.). В связи с этим работа с ними фактически остановилась. Ктото из них сейчас всетаки пытается организовать удаленную работу, а ктото просто ждет прекращения режима карантина.
Однако в основном клиенты оказались готовы к удаленной работе и не особо заметили введение карантина.
Большие сложности возникли с внедрением информационных систем (а таких заказчиков сегодня минимум три). Обычная практика — это разворачивание стендов на территории заказчика и подключение к ним с нашей стороны. Теперь пришлось делать наоборот. Все стенды развернуты на нашей территории, и заказчики подключаются к ним удаленно. Тем не менее стенды требуют, как минимум эпизодически, физического присутствия, а на территории заказчика это невозможно.
Вторая проблема — неформальный запрет на командировки. В ряде городов, даже прилетев туда, вы должны 21 день просидеть на карантине и только после этого приступать к работе. Пришлось искать местных субподрядчиков (трехмерное сканирование, топосъемка и т.п.), территориально находящихся в таких городах.
О.Т.: Какие технологии вы используете?
А.Т.: Самая распространенная и простая технология — это удаленный рабочий стол, когда сотрудник из дома просто подключается к своему офисному компьютеру (с использованием VPN) и продолжает на нем работать в привычной среде. Для этого необходимо, чтобы все компьютеры и серверы в офисе работали в режиме 24/7.
Хочу отметить, что я уже не один десяток лет практикую технологию единого ноутбука, который всегда со мной и всегда может по VPN подключиться к офисной инфраструктуре. И поскольку во всех местах, где я бываю, имеются Сеть и монитор, для меня с введением карантина вообще ничего не изменилось.
Для совещаний, презентаций и переговоров используется много технологий: Skype, Skype for Business, WhatsApp, а иногда и просто обычный телефон.
Ну и, наверное, стоит всетаки упомянуть и электронную почту, но, мне кажется, что это средство все использовали удаленно задолго до карантина.
О.Т.: С вашей точки зрения, насколько подобными продуктами и технологиями будут пользоваться российские компании в будущем и как скоро нам ждать перехода отраслей на homeoffice в «мирное» время?
А.Т.: В нашей компании всеми описанными технологиями, по мере необходимости, пользуются уже давно. Особенно это касается программистов и сотрудников, занимающихся внедрением информационных систем.
Что, наверное, станет существенным нововведением и общепринятой практикой — это проведение удаленных совещаний и презентаций.
И, мне кажется, очень серьезно начнет внедряться электронное подписание документов и юридическое признание электронной подписи.
О.Т.: Какие технологии и продукты, предлагаемые вашей компанией, поддерживают удаленную работу?
А.Т.: Мы активно работаем в двух областях: Системы автоматизированного проектирования (САПР) и Системы управления инженерными данными (СУИД).
САПР — весьма тяжеловесные продукты, требующие серьезных вычислительных и графических ресурсов. Сегодня видны две тенденции: организация совместной работы территориально разнесенных пользователей САПР на одном проекте и попытки создать САПР в облаке. Первая тенденция довольно быстро распространяется и используется, вторая пока гораздо менее успешна. Хотя будущее, видимо, за второй тенденцией.
Тем не менее самым простым и работающим способом оказался удаленный рабочий стол на офисном компьютере.
Современные СУИД (сюда же относятся и системы инженерного документооборота и архива) почти всегда включают возможности удаленного доступа, как минимум с компьютера или ноутбука, а зачастую — и с мобильных устройств. Правда, как правило, с ограниченным функционалом. С точки зрения продаж, мы наблюдаем увеличение количества лицензий на покупку ПО, предоставляющих возможности удаленной работы с моделями, — облачные сервисы компаний Autodesk, Trimble Tekla, Nanosoft, Dassault Syste`mes SOLIDWORKS.
О.Т.: Вернется ли работа компании к классической форме — в офисе, или вы предпочтете какойто гибридный вариант? Что, с вашей точки зрения, более эффективно?
А.Т.: Совершенно очевидно, что в будущем для нашей компании удаленная работа станет повседневной практикой. Но я не думаю, что мы готовы ставить вопрос о сокращении нашего офиса — до этого еще далеко.
О.Т.: По вашему мнению, какое будущее у удаленной работы в российских реалиях? Что нужно сделать компаниям, чтобы «бесшовно» перейти на рельсы удаленной работы еще раз?
А.Т.: Просто компании должны внедрить удаленную работу в свою повседневную практику. А вот всем ли удастся это сделать — пока неизвестно. И основная проблема здесь — это вопросы безопасности и так называемого информационного периметра. Это понятие используется в очень многих российских компаниях. Кстати, медленное внедрение облачных технологий в России определяется именно этими факторами.
Интервью провела
Ольга Томшина,
компания «Бюро ESG»