9 - 2020

Новые возможности IPS 6.0. Часть 2


Анна Фадеева,
компания ИНТЕРМЕХ

В первой части статьи мы начали знакомить читателя с новой версией системы автоматизации конструкторско­технологической подготовки производства и управления жизненным циклом изделий IPS 6.0. Были затронуты вопросы интеграции IPS с различными CAD­системами, в частности с российскими системами автоматизированного проектирования nanoCAD и nanoCAD Plus. Была подробно изучена входящая в комплект поставки IPS 6.0 система ImViewer, предназначенная для просмотра трехмерных моделей различных CAD­систем. Также были рассмотрены новые возможности по управлению различными разновидностями электронной структуры изделия и новый функционал редактора текстовых конструкторских документов IPS AVS.

Продолжить наше знакомство с IPS 6.0 хотелось бы с рассказа о совершенно новом модуле расширения IPS Statistics. Этот модуль предназначен для сбора и анализа статистических данных о функционировании различных служб предприятия на основе информации, которую вводят в базу данных IPS сотрудники этих служб в процессе своей работы. Конечной целью анализа статистических данных является выявление узких мест и негативных тенденций — как в бизнес­процессах предприятия, так и в работе конкретных сотрудников, отделов и подразделений. Это позволит ускорить процесс принятия организационно­управленческих решений, направленных на повышение производительности труда и достижение максимальной эффективности работы предприятия в целом.

Интерфейс модуля статистики позволяет настраивать сбор информации с помощью простого редактора, используя при этом давно знакомые в IPS механизмы поиска и фильтрации данных, такие как выборки и схемы поиска объектов. Все настройки сохраняются в базе данных в виде именованных задач сбора статистики и могут быть использованы для повторного сбора информации произвольное количество раз (рис. 1).

Рис. 1. Настройка анализатора времени выполнения задач шаблона процесса

Рис. 1. Настройка анализатора времени выполнения задач шаблона процесса

Основной характеристикой задачи сбора статистики является метод или алгоритм сбора статистических данных. В модуле предусмотрено около десятка различных алгоритмов, предназначенных для сбора и анализа динамики изменения различных параметров, позволяющих оценить рабочие процессы на предприятии.

Например, есть алгоритмы, которые собирают данные о времени выполнения как бизнес­процессов в целом, так и отдельных задач в рамках бизнес­процесса. Это позволяет выявлять тенденции замедления определенных бизнес­процессов предприятия, оценивать влияние отдельных задач на общее время выполнения процесса, сравнивать время выполнения задач различными пользователями, обнаруживать слишком большое количество возвратов при согласовании документации и т.д.

Следующий набор алгоритмов предназначен для оценки производительности работы сотрудников и подразделений предприятия как в общем, так и в рамках отдельных проектов, изделий и т.п. Они позволяют сравнивать динамику изменения количества созданных объектов, подписаний документов и переводов объектов на различные шаги жизненного цикла. Все эти данные могут быть получены в разрезе дерева типов объектов и отфильтрованы с помощью выборок и схем поиска объектов. Также есть отдельный алгоритм, который может использовать произвольный атрибут типа «Дата» для подсчета количества объектов в заданном интервале дат, отвечающих условиям указанного набора выборок. Например, с его помощью можно оценить количество выполненных или проконтролированных поручений и заявок, зарегистрированных в ОТД документов, возвращенных копий документов и многое другое.

Вся собранная в процессе выполнения задачи статистики информация визуализируется с помощью гистограмм и линейных графиков, а также может быть выведена в отчет, который можно сохранить в базе данных, выгрузить на диск в различных форматах либо вывести на печать (рис. 2).

Рис. 2. Гистограмма с оценкой работы отдела нормоконтроля

Рис. 2. Гистограмма с оценкой работы отдела нормоконтроля

Процесс конструкторско­технологической подготовки производства не может обойтись без использования нормативно­справочной информации, поэтому в состав IPS входит MDM­модуль IPS IMBASE, предназначенный для хранения и управления справочными данными. В версии 6.0 модуль получил множество дополнительных функций, направленных прежде всего на удобство работы с системой, а также защиту целостности и достоверности хранимых данных.

В каталогах IPS IMBASE 6.0 реализована специальная папка Избранное, в которую пользователи могут помещать ярлыки на таблицы, к которым они обращаются чаще всего. В этой папке пользователи могут создавать собственную иерархию папок для упрощения поиска нужной им справочной информации (рис. 3). Добавлена возможность просмотра изображений, иллюстрирующих папки и ярлыки IPS IMBASE, в отдельном окне, в котором предоставляется возможность масштабирования и панорамирования изображений. Также реализованы пользовательские настройки цвета строк и статуса папок в зависимости от возможности применения этих справочных данных в конструкторских и технологических объектах.

Рис. 3. Папка Избранное в IPS IMBASE

Рис. 3. Папка Избранное в IPS IMBASE

Для каталогов IPS IMBASE добавлено право доступа «Управление индексами каталога», позволяющее назначать пользователей, группы и роли, которым доступна настройка индексации в соответствующей категории справочных данных IPS IMBASE. Из результатов индексного поиска теперь могут автоматически исключаться запрещенные к применению записи справочных данных. В таблицах IPS IMBASE реализована возможность установки зависимостей между значениями атрибутов со списком допустимых значений (выбор значения одного атрибута может ограничивать возможность выбора определенных значений других атрибутов). Также в систему добавлены новые виды справочных данных: марочник материалов пополнился группами «Масла и смазки» и «Лакокрасочные материалы», а в таблицы добавлена поддержка составных объектов (рецептур).

Особо хотелось бы отметить новый механизм синхронизации компонентов электрических схем с базой данных IPS IMBASE, который позволяет постоянно контролировать актуальность стандартных компонентов, используемых в ECAD­системах, сравнивая их с данными в эталонной системе управления НСИ IPS IMBASE. Этот функционал реализован в интеграторах с автоматизированными системами проектирования электронных устройств Mentor Graphics и Altium Designer.

Еще одним активным потребителем справочной информации IMBASE является подсистема технологической подготовки производства IPS Techcard. В версии 6.0 интерфейс добавления объектов в техпроцесс из справочников IMBASE претерпел существенные изменения. Его интуитивность и набор необходимых инструментов облегчают добавление объектов в технологический процесс без необходимости постоянного вызова команды контекстного меню. При каждом последующем подтверждении выбора необходимого объекта в технологический процесс окно выбора справочных данных не закрывается, что позволяет продолжить добавление объектов в дерево техпроцесса (рис. 4).

Рис. 4. Выбор оборудования из IMBASE в IPS Techcard

Рис. 4. Выбор оборудования из IMBASE в IPS Techcard

В IPS Techcard 6.0 реализовано много новых сервисных функций, ускоряющих процесс разработки и модификации технологических процессов: новый редактор типовых и групповых технологических процессов, поддержка замены объектов в редакторе расцеховочных маршрутов, автоматическое взятие технологических объектов на изменение при выполнении команд копирования/вставки и многое другое.

Кроме того, были расширены возможности системы по формированию комплекта технологической документации (КТД) на техпроцесс. Так, если ранее система позволяла создавать аутентичные файлы только для отдельных технологических документов и ведомостей, то IPS Techcard 6.0 может формировать общий пакет всей технологической документации на техпроцесс в виде одного аутентичного PDF­файла. В этой версии также появилась возможность создания технологических инструкций (ТИ), выполненных в MS Word, причем эти инструкции будут автоматически включены в состав формируемого КТД с соблюдением сквозной нумерации страниц и заполнением блоков основных надписей ТИ данными из блоков основных надписей КТД (обозначение изделия, наименование изделия, номер операции и т.п.). КТД с такими инструкциями также можно выводить на печать и сохранять в формат PDF.

Нельзя не упомянуть еще одну интересную возможность, появившуюся в IPS 6.0, — это сравнение состава объектов произвольного типа, в том числе сравнение дерева различных техпроцессов, их версий или рабочей и архивной копий. В зависимости от типа сравниваемых объектов может быть применено то или иное правило сравнения состава, а инструменты подбора версий и фильтрации состава задаются раздельно для каждого из сравниваемых объектов. Причем сам процесс сравнения производится по всем уровням состава, что позволяет выявить изменения в объектах или подбор других версий объектов на любом уровне вложенности. Позиции, в составе которых были найдены изменения, отмечаются соответствующей иконкой, а сами изменения выделяются цветом. При включении режима отображения панели с атрибутами под рабочими областями появляются панели со списком атрибутов сравниваемых объектов, на которых цветами подсвечиваются различия в значениях (рис.  5).

Рис. 5. Сравнение двух версий техпроцесса командой Дерево сравнения

Рис. 5. Сравнение двух версий техпроцесса командой Дерево сравнения

А теперь посмотрим, что еще нового, помимо симпатичных и более читаемых иконок в меню и тулбарах, разработчики добавили в пользовательский интерфейс IPS 6.0. Прежде всего хотелось бы отметить появление еще одного вида контекстных меню Навигатора, которые назначаются на определенные типы объектов и являются альтернативой стандартному контекстному меню, порой страдающему избыточным набором команд и не всегда удачным их расположением. Теперь любой пользователь, при наличии прав доступа, может создавать собственные контекстные меню для тех типов объектов, с которыми он работает больше всего, или выбирать уже готовые меню, созданные ранее пользователями или администраторами системы. При этом основное контекстное меню также остается доступным, даже если для отмеченных объектов оно переназначено на альтернативное меню — достаточно в момент вызова меню нажать кнопку Ctrl.

В дереве Навигатора IPS 6.0 реализована специальная папка Избранное, в которую пользователи могут помещать часто используемые объекты. В отличие от давно знакомого Рабочего стола, в папку Избранное можно также помещать типы объектов, которые и будут отображаться в дереве Навигатора. Таким образом, эта папка представляет собой удобную альтернативу узлу Объекты, в которой будут отображаться только нужные данному пользователю объекты и типы. Само дерево Навигатора получило возможность быстрого редактирования отображаемых значений атрибутов объектов и связей без необходимости перехода к формам редактирования данных.

Формы редактирования данных, в свою очередь, получили два новых компонента — табличный редактор значений многозначных ссылочных атрибутов и компонент Предварительный просмотр для отображения содержимого атрибута Превью, в который интеграторы с CAD­системами записывают упрощенные изображения моделей и чертежей для их предварительного просмотра (рис. 6). Аналогичный режим отображения превьюшек добавлен и в визуализатор связей IPS, который позволяет просматривать связи между информационными объектами в виде графической схемы. Также в визуализаторе добавлены новые инструменты фильтрации данных и оптимизирован механизм размещения объектов на схеме.

Рис. 6. Предварительный просмотр чертежей и 3D-моделей на закладке Превью

Рис. 6. Предварительный просмотр чертежей и 3D-моделей на закладке Превью

В IPS 6.0 серьезно переработан пользовательский интерфейс задания поисковых условий в выборках. Критерии поиска теперь задаются с помощью простых и понятных диалогов мастера, а сам набор условий пополнился новыми поисковыми механизмами:

  • поиск по строковой составляющей значений ссылочных атрибутов;
  • поиск с помощью условий на языке SQL;
  • поиск с использованием атрибутов истории жизненного цикла объектов (например, найти все объекты, переведенные на шаг с уровнем «Производство» после указанной даты);
  • поиск объектов по входимости в бизнес­процессы;
  • поиск объектов по наличию или отсутствию ссылок на них из других объектов;
  • при поиске по атрибутам, ссылающимся на пользователей, теперь можно указывать группы пользователей или организационные единицы;
  • в этом случае система будет искать ссылки на всех пользователей, входящих в данную группу или организационную единицу;
  • поиск по общему индексу теперь доступен в условиях выборки.

Были усовершенствованы и другие инструменты, с помощью которых пользователи могут найти ту или иную информацию в системе. Например, на закладке Извещения и контексты добавлен режим поиска извещений об изменениях, выпущенных на любую из версий выбранного объекта. В специальном окне История изменений атрибутов создан удобный набор фильтров, позволяющих отслеживать изменения значений атрибутов объектов и связей различными пользователями. А в окно Недавние объекты добавлена возможность доступа к списку объектов, с которыми недавно работали указанные пользователи (естественно, при наличии разрешений на доступ к этим спискам).

Рассказывая о системе информационной поддержки жизненного цикла изделий, конечно же, нельзя обойти стороной вопрос безопасности данных, которые эта система собирает, обрабатывает и хранит. В IPS реализован многоуровневый мандатно­дискреционный контроль прав доступа с регистрацией всех действий пользователей в журнале аудита. Система интегрирована с Active Directory, службой защиты файлов на клиентских компьютерах, а также с внешними сертифицированными криптопровайдерами.

Понимая особую важность защиты корпоративных данных, разработчики IPS постоянно совершенствуют средства администрирования и контроля прав доступа. В IPS 6.0 добавлен новый механизм условных прав доступа, который позволяет назначать права доступа к объектам в зависимости от значений их атрибутов. Также добавлен режим репликации прав доступа архивов на изделия и объекты производственных ведомостей и реализована блокировка запуска нескольких экземпляров IPS с разных машин в сети под одним и тем же пользователем. Журнал регистрации действий пользователей разделен на оперативную и архивную часть, что позволяет увеличить срок хранения записей без негативного влияния объема хранимых данных на скорость работы оперативной части журнала. Механизм фильтрации записей журнала теперь добавлен непосредственно на панель инструментов, расположенную над списком найденных записей (рис. 7).

Рис. 7. Журнал регистрации действий пользователей в системе

Рис. 7. Журнал регистрации действий пользователей в системе

В заключительной части статьи коснемся доработок, которые были сделаны в утилитах, поставляемых совместно с IPS. Так, в универсальный редактор графических замечаний добавлены команды обрезки изображений различными типами линий, а также команда копирования изображений в буфер обмена для последующей вставки в редактор извещений об изменениях IPS. Кроме того, был полностью переработан пользовательский интерфейс утилиты Центр печати PDF для более удобной работы сотрудников, отвечающих за вывод документации на печать. А поставляемая с системой отдельная программа для просмотра и редактирования документов, выполненных во внутреннем формате IPS, обзавелась собственным инсталлятором, что позволяет передавать заказчикам созданную в IPS текстовую конструкторско­технологическую документацию без дополнительного преобразования в другие форматы.

В наш обзор включены далеко не все новшества, которые появились в IPS версии 6.0. Система постоянно развивается, стараясь отвечать всё возрастающим требованиям пользователей. В следующей статье мы подробно расскажем о том, как IPS обеспечивает работу территориально распределенных предприятий и предоставляет доступ к необходимой информации независимо от географического расположения рабочих мест пользователей.