Индустрия 4.0 оказывает глобальное воздействие на разные отрасли экономики и выводит на первый план цифровые процессы. Но даже при самых значительных изменениях цель предприятия остается прежней: добиться оптимальной и предсказуемой производительности активов. Алексей Лебедев, вицепрезидент компании AVEVA в России и Восточной Европе, рассказывает о практичном и комплексном подходе к повышению эффективности и прогнозируемости активов в промышленном секторе.
Конец десятилетия спокойным не назовешь. Компании лавируют в бушующем море экономических потрясений. Промышленные предприятия находятся под ценовым прессом и вынуждены производить больше при меньших ресурсах. Бизнес пытается выжать максимум мощностей из унаследованных активов.
Новые технологии способны радикально изменить ситуацию. Речь идет о таких вещах, как облака, управление большими данными, промышленный Интернет вещей (Industrial Internet of Things, IIoT), комплексное системное моделирование и аналитика. По отдельности они обеспечивают предприятиям возможность стратегически планировать, прогнозировать и оптимизировать операции. Вместе же эти технологии составляют мощный инструментарий, который позволяет снижать издержки и увеличивать производительность (рис. 1).
Рис. 1. Цифровые технологии для повышения производительности
Сегодня необходимость управления активами и оборудованием с привлечением существующих технологий неизбежна. На глобальном конкурентном рынке бизнес должен повышать надежность активов, продлевать срок их эксплуатации и сокращать расходы на утилизацию. Здесь APM 4.0 (Asset Performance Management, APM 4.0) превращает обслуживание из статьи расходов в источник доходов.
Оптимизируйте производительность и предотвратите отказы
В настоящее время самый распространенный подход к обеспечению непрерывной эксплуатации оборудования — это профилактическое обслуживание. Оно проводится через регулярные промежутки времени, чтобы уменьшить вероятность отказов. Однако в большинстве случаев такая практика приводит либо к излишнему, либо к недостаточному обслуживанию изза непредсказуемых ситуаций, различий в возрасте оборудования и условий эксплуатации.
Техобслуживание всегда стоило дорого. Будь то плановые процедуры для инвентаризации и проверки технического состояния или непредвиденные события, изза которых падает качество, растут издержки, срываются производственные циклы, что, в конце концов, приводит к сокращению прибыли. Это серьезная проблема: по оценкам ARC Research, в среднем час простоев обходится компании в 260 тыс. долл.
Отраслевые аналитики согласны с тем, что незапланированные сбои катастрофически влияют на бизнес. Очевидно, что все хотят их избежать. Поэтому организации задаются вопросом: как с помощью технологий извлечь конкурентные преимущества из существующих активов?
Не дайте незапланированным простоям застать себя врасплох
Отсутствие незапланированных простоев станет нормой, когда компании займутся разработкой цифровых промышленных стратегий, в основе которых лежит управление эффективностью активов.
Внедрение APM 4.0 подразумевает разработку комплексного подхода обслуживания с использованием существующих данных, прогнозов, предиктивной аналитики и моделирования для понимания того, какие факторы в действительности влияют на производительность и надежность активов.
Средства автоматизации объединяют операции, словно «нервная» система данных, и позволяют экспертам в реальном времени видеть, что происходит внутри. Мобильная связь обеспечивает доступ к данным отовсюду и улучшает сотрудничество бизнесподразделений. Машинное обучение (МО), искусственный интеллект (ИИ) и облачные технологии также помогают реализовать прогнозные стратегии, которые существенно сокращают незапланированные простои.
Внедряя обслуживание на основе оценки рисков, организации смогут сделать следующий шаг после предотвращения отказов и принять стратегию балансировки рисков, издержек и производительности активов, чтобы достичь максимальной эффективности и прибыльности. Другими словами, спрашивать не «что случится?», а «что мы должны сделать?». И тогда актив становится серьезным фактором прибыльности бизнеса.
Измените способ взаимодействия с активами
Стратегию прогностического технического обслуживания позволяет реализовать использование цифрового двойника.
Цифровой двойник — это новый способ для персонала взаимодействовать с информацией об активах на протяжении всего жизненного цикла, что способствует снижению капитальных и операционных расходов. Система визуального управления эффективностью активов объединяет данные из разных источников в один. Это упрощает весь процесс, позволяет принимать точные решения и открывает новые возможности для работы.
Рис. 2. Цифровой двойник
Цифровой двойник представляет собой трехмерный цифровой образ установки в отношении данных и информации (рис. 2). С его помощью инженеры могут рассмотреть отдельные компоненты в контексте всей установки. Цифровой двойник основывается на данных планирования строительства и технологии производства. В процессе эксплуатации он получает данные из Интернета вещей и от датчиков установки и в режиме реального времени отображает фактическое состояние актива. Цифровой двойник является интеллектуальной системой, поэтому способен анализировать вероятность отказа и прогнозировать неисправности физического оборудования (рис. 3). Он может содержать сценарии, такие как обрыв провода, разрыв уплотнения или перегрузка насоса. Затем на основании точных данных анализа цифровой двойник дает рекомендации для прогностического технического обслуживания, чтобы предотвратить отказы в будущем. Например, он может подать предупреждение, если истек средний срок эксплуатации отдельного насоса. Техники по обслуживанию, видя это предупреждение в трехмерной модели, легко могут определить, где именно установлен данный насос. Это позволяет своевременно заменить деталь, прежде чем отказ нарушит производственный процесс или даже приведет к опасной ситуации. Подход, ориентированный на данные, повышает эффективность актива, что является дополнительным экономическим преимуществом для эксплуатирующего предприятия.
Рис. 3. Предиктивная аналитика актива
Преодолевайте разрыв между поколениями и технологиями
С внедрением новых технологий снижается влияние человеческого фактора. Однако машины не заменят людей во всех отраслях и сферах промышленного производства. APM 4.0, как важнейший компонент цифровой стратегии, способен помочь бизнесу не только быстро адаптироваться к изменениям на рынке и наилучшим образом использовать экономические перспективы, но и устранить барьеры между разными поколениями специалистов.
Коллективы всегда адаптировались к постоянной смене поколений, и сегодняшняя ситуация — не исключение. Согласно исследованиям, 50% сотрудников энергетических компаний выйдут на пенсию в ближайшие семь лет. Бизнесу следует не только готовить им смену, но и решать, как технологии смогут сократить разрыв в знаниях (рис. 4).
Рис. 4. Передача экспертизы новому поколению сотрудников — важная задача для предприятий любой отрасли
Исследование, проведенное ведущим британским специалистом по подбору персонала Робертом Халфом в 2019 году, показало, что 77% финансовых директоров обеспокоены пробелами в знаниях и навыках, которые станут очевидными в ходе массового увольнения бэбибумеров в ближайшие пять лет.
В сфере промышленной эксплуатации настало время понять, как соединить приобретенный в организации опыт покидающих производство возрастных сотрудников с цифровыми навыками молодых специалистов.
Следующее поколение промышленных рабочих ждет, что все процессы будут выполняться под управлением простых, современных, масштабируемых решений со скоростным доступом в Интернет, мобильными устройствами, сенсорными экранами и виртуальной реальностью. Сочетание эволюционирующей рабочей силы с распространением таких технологий, как прогнозное техобслуживание, облака, большие данные и мобильная связь, выводит управление эффективностью активов APM 4.0 на передний край бизнеса.
APM 4.0 закрывает разрыв в технологиях и знаниях, давая возможность общаться и совместно работать вне привычных границ. В ходе развития предприятия APM 4.0 позволяет продолжать цифровую трансформацию и одновременно передавать опыт сотрудников.
***
APM 4.0 — эволюционный шаг, который поможет объединить многие уже существующие технологии и принести прибыль в будущем. В своей основе APM 4.0 — это комбинация предиктивной аналитики и машинного обучения, «умных» подключенных активов и сервисов, IIoTплатформ, цифровых двойников и передового отраслевого опыта. Она дает компаниям возможность внедрять прогнозные и предписывающие стратегии обслуживания, видеть перспективу, выбирать наиболее экономически выгодный курс, который не допускает дорогостоящих аварий и сокращает незапланированные простои.
Технический прогресс должен не только преобразовывать промышленность, но и улучшать качество жизни и расширять возможности людей. Программное портфолио управления эффективностью активов должно упрощать передачу экспертизы между поколениями специалистов и создавать для них понятные и комфортные условия труда.
Подробнее о решениях для управления эффективностью активов можно узнать на сайте (www.aveva.com/ru-ru).