12 - 2020

О проблемах выбора и преимуществах Lotsia PDM PLUS


Дмитрий Васильев, руководитель проекта внедрения СУПД

В течение многих лет я с разной степенью вовлеченности занимаюсь внедрением и поддержкой систем управления проектами и проектными данными. Более 10 лет в число моих компетенций входит Lotsia PDM PLUS, одной из функций которой также является управление проектной деятельностью. Lotsia PDM PLUS используется в нескольких организациях, с которыми мне довелось поработать: ООО «ТюменНИИгипрогаз» (сейчас тюменский филиал ООО «Газпром проектирование»), АО «Гипротрубопровод», АО «ГСПИ».
Данная статья появилась в рамках подготовки к участию в конкурсе проектов, проводимом компанией «Лоция Софтвэа». Изначально я планировал рассказать о технических аспектах и секретах продукта, но в результате решил уделить внимание проблемам, возникающим на ранних стадиях выбора и внедрения систем управления проектными данными.

Как невозможно сегодня представить рабочий процесс без компьютера, так невозможно и эффективное управление без применения соответствующего программного обеспечения. Одним из решений, призванных помочь бизнесу в части управления проектированием, является система Lotsia PDM PLUS. Являясь полностью российским продуктом, в рамках импортозамещения данная система выглядит более чем достойно. За время существования продукта опубликовано много статей и материалов, описывающих его техническую составляющую и возможности. Продукт бесспорно хорош и функционален, так как в правильном симбиозе, в составе многокомпонентной системы, где каждый продукт заточен под решаемые задачи, позволяет реализовать сопровождение всего жизненного цикла объекта (проекта) — от преддоговорной деятельности до передачи проекта в архив по исполнительской документации.

Я не просто так упомянул многокомпонентную систему, ибо многие компании стремятся найти и внедрить единое и всеобъемлющее решение, призванное покрыть всё или максимальное количество процессов. Идея сама по себе хороша, но недостижима ввиду невозможности создания универсального и оптимального коробочного продукта, удовлетворяющего потребности организации. Почему? Ответ прост — нельзя удовлетворить всех! Невозможно учесть всё многообразие запросов — ведь буквально каждая компания имеет свою специфику, свои уникальные бизнес­процессы и потребности.

Давайте взглянем на историю попыток формирования единых готовых решений. Создав достойный продукт, вендор постепенно расширяет его функционал, пытаясь охватить новые сферы и бизнес­процессы. Данный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести унифицированность, масштабность, а для IT­подразделения — поддержку одного продукта (либо серии продуктов от одного вендора). Отрицательные стороны такого подхода, к сожалению, пока перевешивают… Ввиду необходимости развития и поддержки конкурентоспособности на рынке и в рамках ограниченных ресурсов акцент делается на развитие по основному направлению деятельности, а сопутствующим сервисам достаточно внимания не уделяется, отчего функционал последних страдает. Даже решения одного разработчика могут быть плохо интегрированы между собой. При всестороннем развитии решения и наращивании интеграции между блоками приходим к унификации, которая во многих случаях сковывает и закрывает продукт, делая его громоздким, неподвижным и негибким. Это ведет к проблемам кастомизации и адаптации при внедрении — чем больше кастомизация, тем сложнее в будущем переход на новую версию продукта. Затем всплывает вопрос цены. Чем масштабнее продукт, тем выше денежные и временные затраты на лицензии, внедрение, сопровождение, доработки. И вот тут условия начинает диктовать продавец, а заказчик постепенно превращается в зависимого клиента, связанного по рукам и ногам, вынужденного подстраиваться под условия и ограничения разработчика, потому что деньги уже потрачены.

Еще интереснее вопрос обстоит с иностранными компаниями. Мой опыт работы с ними показал, что российский рынок им, видимо, не очень интересен, и российские представительства страдают от недоукомплектованности, что ведет к огромным проблемам технического сопровождения и консультирования по продукту. К этому часто добавляется полное отсутствие документации и техподдержки на русском языке. Появляются дополнительные звенья в цепи обслуживания, каждый шаг становится платным, по каждому вопросу увеличивается время отклика, что плодит бюрократию и снижает привлекательность продукта для конечного пользователя и заказчика в целом.

Иначе дело обстоит с Lotsia PDM PLUS. Колоссальная разница в подходе ощущается буквально с первых шагов знакомства с вендором — достаточно запросить коммерческое предложение. Кстати, о лицензиях: они плавающие (конкурентные), что дает свободу и удобство пользования. В век цифровизации, почувствовав однажды прелесть данного подхода, мозг отказывается принимать иные варианты. Также огромным плюсом в финансовом плане является стоимость и возможность доработок непосредственно разработчиком системы. Здесь на передний план выходит особенность системы Lotsia PDM PLUS. Изначально это конструктор с набором бесплатных базовых настроек, но очень гибкий и функциональный, что позволяет программистам создавать и настраивать механизмы, ограничиваемые фантазией и временем (конечно, в рамках разумного), но точно соответствующие запросам бизнеса.

Есть несколько подходов к созданию своих механизмов: можно всё разработать с нуля собственными силами; можно использовать прототип работоспособного решения, адаптировать его, начать в нем работу и впоследствии доработать согласно потребностям; можно также полностью заказать разработку и в короткие сроки получить решение, заточенное под нужды заказчика. Мне доводилось использовать все подходы. Важно отметить, что при любом подходе необходимо тесное взаимодействие проектной команды.

Дальше идут узкоспециализированные преимущества, оценить и прочувствовать которые могут только программисты и администраторы. Предусмотрен очень гибкий и разноплановый инструмент настроек, позволяющий формировать и автоматизировать любые бизнес­процессы, отчеты и индивидуальные видовые экраны пользователя. Ну и, конечно же, быстрая и качественная техподдержка, достоинства которой познаются только в сравнении. Всегда очень оперативно можно получить консультацию письменно или по звонку. Бывало, напишешь в техподдержку, отвлечешься, заработаешься, потом вспомнишь, грозно вспыхнешь — почему до сих пор нет ответа и почему техподдержка о тебе забыла, заглянешь в почту, а ответ уже там, давно тебя ожидает.

Однако, ничто не совершенно. Конечно же, Lotsia PDM PLUS тоже имеет свои недостатки. Технические аспекты заметны в основном администраторам и программистам, ведь зачастую реализация подразумевает несколько решений и всё зависит от компетентности и фантазии IT­специалистов. К минусам, в первую очередь для самой компании, снижающим привлекательность продукта для потенциального заказчика, как мне кажется, можно отнести отсутствие пиара, агрессивной рекламы и навязчивых менеджеров по продажам. Но тут тоже — кто к чему стремится. За годы общения со специалистами «Лоции Софтвэа» во мне укрепился образ сплоченной команды высококвалифицированных специалистов, настроенных на взаимодействие и создание качественного продукта.

Но давайте перейдем от отдельных возможностей продукта к положению продукта на рынке в целом. Lotsia PDM PLUS хорошо показала себя на предприятиях среднего размера, где есть четкие цели, расставлены приоритеты и ценят бюджет. В больших отраслевых проектных институтах система тоже показывает себя отлично, но, к огромному сожалению, недооценена. Там при выборе и внедрении продукта вмешивается политика, связи, освоение бюджетов, отодвигая далеко на задний план здравый прагматизм, технические и финансовые преимущества. В некоторых компаниях при выборе продукта камнем преткновения становятся необоснованно завышенные требования, которые, как правило, далеко не однозначны и очень размыты. Отдавая предпочтение более дорогостоящим и функциональным решениям, в итоге их основной положительный эффект и востребованность функций сводится к возможностям, заложенным в Lotsia PDM PLUS, либо получается так, что адаптация заявленного функционала под заказчика стоит дороже, чем могла бы стоить разработка «с нуля» у той же «Лоции Софтвэа». Как говорится, не все хорошие решения находят поддержку со стороны бизнеса, и не все лучшие технологии приходят в нашу жизнь.

В общем и целом, в вопросе выбора системы управления проектами важно понимать, что положительный результат определяется не только и не столько ценой и качеством программного обеспечения, сколько грамотной постановкой задач, качеством и степенью детализации технического задания, этапностью внедрения, заинтересованностью и вовлеченностью бизнеса в процесс внедрения. И конечно, ключевую роль играет компетентность и зрелость всех участников процесса внедрения, но это уже совсем другая история и совсем для другой статьи!