Осенью 2021 года состоялся очередной международный конкурс «Опыт применения Lotsia PLM».
Конкурс, который уже можно назвать традиционным, проводился среди организаций и предприятий, использующих решения по управлению жизненным циклом продукции, проектными данными и автоматизации документооборота, а также среди компаний — разработчиков приложений на базе Lotsia PLM.
Отечественное решение Lotsia PLM отличает гибкость, открытость и переносимость, что наряду с функциональностью и соответствием требованиям отечественных и международных стандартов позволяет рассматривать его и как абсолютно оправданный выбор для отечественных предприятий, в том числе и в рамках программы импортозамещения, как реальную альтернативу ведущим зарубежным разработкам.
Цель конкурса — демонстрация гибкости продуктов семейства Lotsia PLM в сочетании с использованием творческого подхода при реализации решений, обмен опытом внедрения в проектных и промышленных организациях.
За 24 года, прошедшие с начала выпуска программ семейства Lotsia PLM, они были успешно внедрены на более чем 1200 предприятиях из 30 отраслей (в России, странах СНГ, странах Балтии, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в ЮгоВосточной Азии).
Основными компонентами решения являются программы Lotsia PDM PLUS (решающая задачи управления инженерными данными и данными о продукции, электронного архива, автоматизации документооборота и управления бизнеспроцессами), Lotsia ERP (управление предприятием), Lotsia WEB (доступ к данным через Webинтерфейс) и Lotsia Enterprise Edition (расширенная редакция Lotsia PDM PLUS для крупных корпоративных заказчиков).
Компания Olimps: профиль предприятияОфис компании Olimps Основные сферы деятельности компании — проектирование и строительство:
|
Флагманский программный продукт решения Lotsia PLM — система Lotsia PDM PLUS, обеспечивающая функциональность PDM/TDM/Workflow, прошла сертификацию в Росстандарте, включена за регистрационным номером 739 в Реестр российского программного обеспечения (приказ Минкомсвязи России от 13.05.2016 № 197) и успешно прошла тестирование на совместимость с Microsoft Windows 10. Поэтому неудивительно, что большая часть решений, представленных на конкурс, реализована именно на платформе Lotsia PDM PLUS.
В данной статье приводится краткая информация о некоторых проектах, вышедших в финал конкурса.
Контроль выполнения договоров в проектной организации с помощью Lotsia PDM PLUS
Автоматизированные системы управления проектной деятельностью (АСУПД) на базе Lotsia PDM PLUS уже давно успешно применяются в проектных организациях различного профиля.
В течение ряда лет такое решение используется и в компании Olimps (г.Рига, Латвия).
Начальник отдела САПР и СЭД компании Olimps Руслан Анатольевич Рижко представил проект «Контроль выполнения договора в системе управления проектной деятельностью на базе Lotsia PDM PLUS» — рис. 1. (Далее в статье используется терминология, принятая в компании Olimps).
Цели и задачи проекта
- Главная задача — контроль основных параметров в ходе выполнения проекта для его успешной реализации в рамках договорных сроков, бюджета и содержания; принятие своевременных управленческих решений на основании достоверной информации о проекте.
- Содержание — создание и контроль планаграфика выполнения работ в части их перечня и результатов (документация).
- Бюджет — использование механизма распределения часов между отделами, выдача заданий отделам/исполнителям и постоянный мониторинг затраченного времени и финансовых показателей проекта (на основании себестоимости часа работы исполнителя).
Контроль сроков — использование базового планировщика Lotsia PDM PLUS как основного визуального средства контроля, формирование дополнительных отчетов по заданиям и плануграфику с помощью встроенного генератора отчётов системы.
Рис. 1. Функциональная схема управления договором
Контроль содержания и сроков исполнения работ
График проектных работ
В ходе выполнения работ по договору, ГИП создает и актуализирует планграфик проектных работ (рис. 2), используя базовый планировщик Lotsia PDM PLUS.
Работы, связанные с маркой проекта, выполняют роль дополнительного средства контроля содержания в части оценки результатов работы.
Рис. 2. График проектных работ в базовом планировщике Lotsia PDM PLUS
Работа
Работа, являясь одним из основных элементов контроля сроков (рис. 3а), содержит информацию о подработах (вложенных работах) и марках проекта (при наличии), а также о заданиях смежникам.
Работы, связанные с маркой проекта, играют роль дополнительного средства контроля содержания в части оценки результатов работы (рис. 3б).
Рис. 3. Работа
Задание смежникам
Задание смежникам (рис. 4), которое представляет собой один из ключевых элементов контроля содержания, может быть как внутренним, так и внешним. Внешнее выдается сторонней организации через ГИПа или принимается от сторонней организации через ГИПа. В этом случае исполнителем задания является ГИП и обмен данными с внешними смежниками выполняется в рабочем порядке с фиксированием сроков и документов в системе.
Рис. 4. Задание смежникам
Контроль сроков исполнения работ
Основным инструментом контроля сроков (рис. 5) является планграфик, в части расписания работ проекта в целом, и задания (в отдел и исполнителям) — в части отдельных этапов работ.
Рис. 5. Контроль сроков
Работы связаны с марками проекта и с заданиями в отдел; в итоге можно однозначно получить итоги разработки документации на основании планфакторного анализа затрат.
Для анализа итогов работы отдельного сотрудника предусмотрен механизм связи отдельных документов с заданием исполнителя.
В совокупности с процентом готовности работы и проекта/договора в целом можно однозначно оценить состояние всей работы — в части как сроков, так и готовности документации.
Контроль бюджета
На основании тендерной информации формируется бюджет проекта и определяется трудоемкость проекта исходя из себестоимости одного человекочаса работы сотрудников.
Формируется специальная форма — распределение по департаменту проектирования (РД), — в которой устанавливается фонд времени для каждого направления работы отделов для выполнения проекта (рис. 6).
Рис. 6. Распределение по департаменту проектирования
Форму РД заполняет ГИП и согласовывает с менеджером и техническим директором.
Задание в отдел
ГИП выдает задание в отдел (ЗО) на основании доступных трудозатрат и сроков работ (рис. 7).
Рис. 7. Задание в отдел
Все задания, выданные ЗО, связаны с договором, проектом и работой планаграфика проектирования.
Задание исполнителю
На основании ЗО руководитель подразделения выдает задание исполнителю (ЗИ) из ресурса ЗО (рис. 8а).
Рис. 8. Задание исполнителю и данные о трудозатратах
По своим заданиям исполнитель еженедельно вносит фактические трудозатраты, которые фиксируются в ЗО и для всего проекта в целом.
Кроме трудозатрат исполнитель вносит данные о проценте готовности и содержании выполненных работ (рис. 8б). Данные о трудозатратах исполнителя ложатся в основу отчета занятости отдела по итогам месяца по объектам.
Контроль фактических затрат
Контроль бюджета (рис. 9) выполняется на основании еженедельных и месячных отчетов о трудозатратах.
Рис. 9. Контроль фактических затрат
Анализ трудозатрат и процента готовности проекта дает возможность оценить состояние проекта с точки зрения финансов с достаточной точностью (в части выполнения работ своими силами). Субподряд, поставки и т.п. учитываются отдельно и вычитаются до формирования фонда часов отделов.
Привязка ЗО к работам графика проектирования позволяет оценить затраты на конкретную работу (это может быть марка/часть здания/объект и т.п.).
Планы развития решения
В ближайших планах развития решения стоят следующие задачи:
- автоматизация рутинных операций работы с планомграфиком, связанных с процессами выдачи заданий и контроля состояний работ в плане при различных операциях с проектом и договором в целом;
- повышение качества отчетности (информативность и простота) с использованием дополнительных средств, таких как Excel и Power BI (рис. 10);
- дальнейшая интеграция разработанной системы в процессы управления компанией.
Рис. 10. Дальнейшее развитие решения
***
Если же выйти за рамки представленного на конкурс проекта, то в итоге внедрения АСУПД на основе Lotsia PDM PLUS в компании Olimps достигнуты, помимо описанных выше, следующие положительные результаты:
- получение аналитики трудозатрат по конкретному договору в разрезе «подразделение/исполнитель»;
- автоматическое формирование отчета занятости отдела за месяц на основании персональных заданий и данных модуля персонала (больничные и отпуска);
- управление взаимодействием смежников в рамках плана выполнения проектных работ;
- список работ исполнителя формируется динамически после завершения персонального задания — очень важный аспект при персональной ежегодной сертификации специалистов;
- формирование списка работ компании на основании данных из договоров;
- получение экономических показателей договора;
- формирование электронного архива проектной документации.
Таким образом, данный проект наглядно показывает, что Lotsia PDM PLUS предоставляет все необходимые возможности для создания комплексной системы управления проектной деятельностью организации или института.
Но возможности Lotsia PLM не ограничиваются использованием только в проектных организациях. Одним из преимуществ Lotsia PLM является возможность построения на одном и том же ядре различных отраслевых и прикладных решений.
Во второй части данной статьи мы расскажем о решениях не только для проектных организаций, но и для приборостроительных и машиностроительных предприятий, представленных пользователями на международном конкурсе по PLM2021.
Подробно с материалами проектов, победивших в международном конкурсе по PLM2021, можно ознакомиться на сайте www.plmconference.com.
В статье использованы материалы проекта,
представленного на конкурс компанией Olimps.
По материалам компании «Лоция Софтвэа».