Интервью с Владимиром Талаповым, ректором Университета ТИМ и президентом Сибирской БИМ-Академии, а также членом Экспертного совета Всероссийского BIM-конкурса.
— В этом году главная тема обсуждений в строительной отрасли — Постановление Правительства РФ № 331 от 5 марта 2021 года «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства». У нас вся страна опять переходит на BIM?
— Да, опять. На моей памяти это уже четвертая попытка перехода на BIM, причем такая же серьезная, как и все предыдущие. Так что я к этому отношусь спокойно.
К сожалению, неудачи прежних «переходов» никто не анализировал, поэтому мы продолжаем наступать на те же грабли. При этом уже много раз было написано об основных ошибках, связанных с переходом на BIM (https://ardexpert.ru/article/6649), к тому же эти ошибки известны из мирового опыта. Тем не менее наши ответственные работники такие публикации не читают.
Одна из основных ошибок — нельзя переводить на BIM всех сразу, да еще в приказном порядке!
— Но ведь в Великобритании именно по решению правительства все перешли на BIM?
— Да, однако нужно отметить одну маленькую деталь: правительство объявило об обязательном переходе госзаказов на BIM в 2011 году, но дату вступления в силу такого решения обозначило как 1 апреля 2016 года (https://ardexpert.ru/article/8850). То есть на сам переход было отведено пять лет. И эти пять лет были потрачены очень эффективно (https://ardexpert.ru/article/14604). У нас же традиционно утверждают, что такого времени в нашем распоряжении нет. Потому и BIM нет, хотя, если взять отсчет от первого приказа Минстроя, мы бы по британскому графику BIM в России уже внедрили.
Первая попытка внедрения BIM в России: приказ Минстроя
от 29 декабря 2014 года. Даже есть фамилия ответственного
Госзаказы в строительной отрасли Великобритании занимают примерно 40%, а 60% — это частные проекты, которых напрямую решение правительства не касалось. Однако сегодня, несмотря на пандемию и Brexit, уже 75% британских строительных проектов выполняется с помощью BIM. Но главное даже не это, а то, что Великобритания рассматривает использование BIM как главное средство повышения конкурентоспособности своей строительной отрасли на мировом рынке (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16555). За мировой строительный рынок идет ожесточенная борьба, и один из главных игроков здесь — Китай, который по темпам внедрения BIM давно уже обогнал другие страны.
Для перехода на BIM надо четко понимать цели и задачи. Хотя бы с этого начинать! Иначе будет, как у М.Е. СалтыковаЩедрина!
Недавно я почти случайно наткнулся на собственную публикацию шестилетней давности про внедрение картофеля в России и мире (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=17454). Тогда мы выборочно публиковали отдельные параграфы из моей готовившейся к изданию книги «Технология BIM: суть и особенности внедрения информационного моделирования». В публикации я в шутку предложил заменить везде «картофель» на «BIM» и посмотреть, что получится. И вот сейчас я посмотрел — совпадение почти полное! (Смеется.)
Нашумевшая в свое время история с Емелей и Щукой дала надежду многим,
кто желает «быстрого» внедрения BIM с минимальными усилиями
— Неужели ситуация с BIM в России с 2014 года никак не улучшилась?
— Улучшилась, причем заметно. Вопервых, многие организации самостоятельно, не ожидая команды сверху, стали переходить на BIM, и у большинства это хорошо получается. Лучшее тому подтверждение — пять прошедших всероссийских BIMконкурсов, результаты которых всё больше впечатляют. Радуют также многочисленные успехи российских компаний и на международных BIMконкурсах. Пользуясь случаем, хочу особо поздравить коллектив «Волгограднефтепроекта», победившего в конкурсе Bentley Year In Infrastructure в декабре 2021 года.
Вовторых, у нас стало появляться всё больше отечественного программного обеспечения, выполняющего те или иные задачи информационного моделирования — от непосредственного создания моделей до организации среды общих данных, а также решения специальных вопросов, в частности составления смет по данным из информационной модели.
— На этот раз при внедрении BIM заговорили и об обучении…
— Об этом и раньше упоминали, хотя толку не было. Но сейчас заговорили более конкретно — это уже хорошо. С другой стороны, сейчас общий интерес к BIM повысился, так что дефицит кадров стал ощущаться еще сильнее.
Без обученных специалистов технологию BIM не внедрить. Но для этого надо время, средства и понимание, а также квалифицированные преподавательские кадры. О последних, кстати, вообще никто никогда не думал.
В явном виде столкнувшись с проблемой массового отсутствия обученных специалистов по BIM, компания BIMeister, разработчик программ для управления инженерными данными при информационном моделировании, проявила инициативу, создав частное учебное заведение — Университет ТИМ. И пригласила меня на работу.
— Вы являетесь ректором Университета ТИМ. Это большая административная нагрузка. Находите на нее время?
— На административную работу времени нет, к тому же на стадии становления время вообще ценится выше золота. Но в нашем университете принято мудрое решение: у нас есть директор, и есть ректор. Помните, у Стругацких в НИИЧАВО был двуликий Янус, руководитель института, который вынужденно раздваивался на функции ученого и администратора. Так вот мы эту проблему решили на корню: у нас директор занимается административнофинансовыми делами, а ректор — учебными. Конечно, бывают ситуации, когда мы вместе принимаем решения или советуемся. Но в целом функции разделены, и это очень разумно и удобно.
— В названии университета используется аббревиатура ТИМ. Есть ли какиелибо различия между ТИМ и BIM?
— ТИМ (Технология информационного моделирования) — это почти перевод от BIM (Building Information Modeling). Практически это одно и то же. Если правильно понимать. Но так я думал раньше…
Однако в последнее время на чиновничьем уровне стали появляться тревожные высказывания: «ТИМ — это то, что мы будем внедрять в нашей стране, а BIM — это то, что делают они». И даже более конкретно: «Нам нужен BIM, но пока без 3D». Это не просто заблуждения, это опасно, поскольку может привести к еще одному витку бестолковых усилий и расходов, к тому же порочащих идею BIM.
Ведь BIM внедряется во всем мире потому, что обеспечивает серьезный экономический эффект. Но его получают только те, кто внедряет полноценный BIM, и внедряет правильно. Этому и учиться надо правильно, и мы этому учим. Мы учим, как работать правильно, не разделяя технологию на ТИМ и BIM. А использование нами аббревиатур ТИМ и BIM должно укрепить у людей мысль, что главное не название, а сущность.
Кстати, постоянно повторяю, что информационная модель — это база данных, а 3D — это одна из форм визуализации этих данных, и не более того. Поэтому те, кто хочет «BIM без 3D», просто элементарно не владеют основами BIM.
— Что значит учиться правильно?
— Прежде всего — освоить теоретический курс «Основы BIM». Задача этого курса — не вложить в голову слушателя «занудную» теорию, а доходчиво показать, в чем главный смысл технологии информационного моделирования. Фактически мы учим человека мыслить категориями BIM, мы учим думать. Последнее включает в себя и правильную постановку задач, и пути нахождения верных решений, и видение перспективы, и просто знание, что можно с помощью BIM делать.
Особое внимание в нашем основном курсе уделяется изучению наиболее интересных примеров из мирового и российского опыта, анализу типичных ошибок и путей их устранения. Ведь экономическая эффективность от BIM появляется именно тогда, когда вы всё делаете правильно, поскольку один неправильный шаг может всё перечеркнуть. И этому, к сожалению, есть немало примеров.
— Получается, что вы даете некую инструкцию, как правильно внедрять BIM?
— Это «сказочный» вариант, о котором мечтают многие руководители, но вынужден всех разочаровать — такой инструкции не существует. Причем не существует нигде в мире. Есть некоторые рекомендации, которыми мы охотно делимся со слушателями, есть четкое понимание, чего не надо делать. И всё это выстрадано опытом. Информационное моделирование — технология живая и развивающаяся, уже через несколько лет опробованные подходы могут заменяться новыми и более эффективными. Поэтому главная наша цель — научить человека думать, тогда он сам сможет правильно ориентироваться среди новых проблем и находить решения.
— Как же вы этому учите?
— Учить думать — это самое сложное в образовании, но и самое востребованное. Наше обучение — многоплановое и многоступенчатое, комплексное. В самом начале — теоретический курс основ BIM. Это записанные в студии лекционные модули на разные темы, из которых формируется курс для каждого конкретного слушателя. Часть модулей выбирается на основе пожеланий обучающегося с учетом специфики его деятельности или уже имеющейся подготовки, другая часть дается нами как обязательная. Лекционные модули можно просматривать неограниченное количество раз, причем в удобное для обучающегося время, поэтому усвоение знаний происходит весьма эффективно.
Заставка лекции об организации BIM на всем инвестиционно-строительном проекте из курса «Основы BIM»
Когдато у меня был студент, который на лекциях всегда садился на первую парту и сразу засыпал. Однажды я у него поинтересовался, почему он не хочет спать на заднем ряду, и он ответил, что во сне он слушает меня, а с заднего ряда слышно хуже. Дальнейшее общение на экзамене показало, что у этого студента действительно имеются устойчивые знания по предмету. Но были и случаи, когда подобная методика приводила к полному провалу. Каждый должен сам понимать, что для него лучше. Но в любом случае многократный просмотр лекций, да еще в удобное время дает оптимальный результат.
Еще один несомненный плюс — мы можем учить людей во всех регионах России, причем без какихлибо временных или количественных ограничений.
— И прослушав такие лекции, человек научится правильно думать, причем категориями информационного моделирования?
— Ктото — да. Но таких людей обычно не очень много. Обучение — это длительный процесс. Поэтому теоретический курс в дистанционном режиме мы завершаем серией очнозаочных дискуссионных семинаров по пройденному материалу. Зачетная работа — разработка обучающимся дорожной карты внедрения BIM для своей организации. А затем — многолетняя консультационная подписка. Вот тогда будет гарантированный эффект!
— А если у человека нет такой организации? У студента, например.
— Тогда мы ему подберем такую организацию. И я вполне допускаю, что именно нашего обучающегося эта организация потом захочет взять к себе на работу.
— Думать — это хорошо. Но ведь надо еще и с программами уметь работать…
— Конечно. Но BIM начинается с головы, а не с программ. И вот когда голова правильно сориентирована, можно и программами заняться. Прежде всего — это правильный подбор программ и их освоение.
— Вы будете учить работать с BIMпрограммами? С какими именно?
— С любыми. Подбор программ для своих целей — это задача наших слушателей. Но мы учим этому и консультируем. А затем помогаем освоить программы, привлекая в качестве основных учителей наших партнеров из учебных центров соответствующих вендоров. Но подключать к обучению будем только те центры, в которых мы абсолютно уверены. Иногда будем учить сами, например — нашим программам.
Мы уже договорились с некоторыми известными компаниями и учебными центрами, и этот процесс продолжается. Нас интересует обучение по всей стране, и даже за ее пределами, так что мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кому это интересно.
— Но ведь внедрение BIM — это не только освоение новых программ?
— Конечно. Известно, что успех внедрения BIM зависит от программ только на 20%, остальные 80% обеспечиваются правильной организацией работы. Поэтому продолжение нашего обучения на следующей стадии принимает форму консалтинга, опять же с широким привлечением наших партнеров, имеющих хорошую практику внедрения и опыт собственной работы. Пилотные проекты мы будем брать из тематики организаций, у которых внедряем BIM. Для индивидуальных слушателей мы обеспечим стажировку в таких организациях. Возможно, это в дальнейшем решит вопрос и их более правильного трудоустройства.
Хочу уточнить, что наш университет дает не основное, а дополнительное образование, то есть повышение квалификации или переподготовку, причем со всеми атрибутами в виде соответствующих документов. Но студенты вузов тоже могут учиться.
Кстати, сейчас мы начинаем с вузами работу по совместному обучению, заинтересованность в этом уже есть. С МГСУ даже участвуем в совместном проекте — «Школе заказчика». Первое обучение уже прошло.
— Звучит заманчиво. Но остается вопрос — кто будет всему этому учить?
— Подбор преподавателей и консультантов для нашего Университета ТИМ — это самый главный и самый трудный вопрос. Но у нас первоначальная команда уже есть, и она постепенно растет. В нашей стране достаточно много умных людей, которые сами успешно используют BIM и готовы поделиться имеющимися знаниями с другими. Некоторые просто записывают однудве лекции. Другие используют эти лекции как вводные для своего авторского курса, который затем мы включаем в программу обучения университета. Это может быть не только BIM, но и близкие темы, например AWP или IPD. Вообще, мы готовы сотрудничать со всеми, кто разделяет наши взгляды и хочет присоединиться к образовательной деятельности Университета ТИМ.
— Ваше обучение — платное?
— Да. Ведь мы — коммерческая организация. Но наша технология работы позволяет устанавливать невысокую стоимость обучения. Эту информацию, а также программы самих курсов обучения мы постоянно обновляем на нашем сайте www.utim.ru.
— Есть ли в Университете ТИМ курсы для руководителей организаций?
— Есть. Здесь реализуется вообще другой подход — очное VIPобучение для руководящего состава. Обычно оно занимает от двух до пяти дней, с утра до обеда, для узкой группы лиц, с любыми вопросами и темами. Высшим руководителям не надо знать деталей, им не надо работать в программах, но их очень интересуют эффективность BIM, расходы на внедрение, импортозамещение, вопросы общей организации и т.п. То есть здесь совершенно другой перечень обсуждаемых вопросов. И обсуждается всё в узком, доверительном кругу.
Если начинать с такого VIPобучения, то внедрение BIM просто обязано пойти правильно. Мы уже начали так работать с несколькими очень крупными компаниями, и результат есть. Хочу лишь указать еще на одну особенность VIPобучения: оно в идеале проходит в три захода. Первые два — это то, о чем я говорил, но дублированно, поскольку всех руководителей вместе на длительное время собрать просто невозможно. Третий заход — продолжение дискуссии после периода осмысления информации, полученной в первых двух заходах.
Мы на Форуме 100+ в Екатеринбурге: ректор Университета ТИМ Владимир Талапов, директор Николай Бурлуцкий и директор ООО «Synergy Systems» Илья Беленький
— А конкуренция в обучении BIM у нас в стране есть?
— Нет, к сожалению. Хотя конкуренция очень нужна — это заставляет всех работать лучше. Но мы для себя установили высокую планку, чтобы ни перед кем не краснеть. Сейчас в учебных центрах под видом BIM чаще всего знакомят с работой в конкретных программах. Мы же, как я уже говорил, учим думать. Причем всех участников инвестиционностроительных проектов: заказчиков, строителей, проектировщиков, а также эксплуатантов. Для всех этих категорий у нас разработаны специальные программы обучения. Такого в нашей стране я еще не видел. Я вообще не слышал, чтобы у нас гдето учили информационному моделированию строителей, заказчиков, эксплуатационников, да и с проектировщиками много вопросов.
А вот в мире видел. Это Bentley Crossrail BIM Academy. Видел и внимательно изучал их опыт. Конечно, мы их не копируем, поскольку упомянутая академия — фактически ведомственный учебный центр для конкретного проекта Crossrail. Но их целеустремленность и понимание задач произвели на меня большое впечатление. А результат подтверждает правильность их подхода.
Мой прежний опыт преподавания дал очень хорошие результаты, сейчас такой итог уже можно подводить. Многие мои ученики теперь уже стали очень известными в российском и даже международном BIM специалистами, некоторые — моими коллегами.
— А что вы можете рассказать про «Сибирскую БИМАкадемию»?
— Это некоммерческая ассоциация профессионалов в области BIM, созданная для комплексного решения вопросов внедрения и использования BIM. Академия — один из партнеров Университета ТИМ. При этом слово «сибирская» — не обозначение региона, а своеобразный знак качества. Мы приглашаем членов со всей страны.
Сейчас мы начинаем в Новосибирске несколько пилотных проектов по полному циклу использования BIM, начиная со службы технического заказчика. Кстати, это будут и площадки для опробования и технологии работы, и различного ПО, и методик обучения, и материал для будущих курсов Университета ТИМ. Больше пока ничего говорить не буду — чуть позже мы начнем активно информировать всех о нашей работе.
— И последний вопрос, личного характера: непривычно видеть Владимира Талапова в рубашке и галстуке. Давно ли у Вас это началось?
— (Смеется). Давно, еще когда я был пионером — мы все носили красные галстуки. Вообще же я сторонник удобной и практичной одежды. При постоянных перелетах и переездах с конференции на конференцию пиджаки сильно мнутся. Но как только ситуация с перемещениями стабилизируется, что особенно наблюдается в последние два года, я с удовольствием надеваю пиджак и галстук.
Интервью брала Юлия Ярошеви