Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: АО «СИЭС Групп»

ИНН 7722146379 ОГРН 1027700367661

Рекламодатель: ООО «АТИМ»

ИНН 9710098156 ОГРН 1227700259863

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

6 - 2022

Information Management в строительной отрасли

Тимофей Татаринов, председатель комитета по цифровизации в области строительства и проектирования ОМОР «Российский Союз строителей», член ТК 505 «Информационное моделирование», основатель IT-компании «Мобильные решения для строительства»
Тимофей Татаринов, председатель комитета по цифровизации в области строительства и проектирования ОМОР «Российский Союз строителей», член ТК 505 «Информационное моделирование», основатель IT-компании «Мобильные решения для строительства»
Андрей Поздеев, директор департамента комплексной цифровизации компании «Мобильные решения для строительства»
Андрей Поздеев, директор департамента комплексной цифровизации компании «Мобильные решения для строительства»

В строительной отрасли основное внимание уделяется лишь технологии BIM как весомому аргументу влияния на эффективность строительства. Однако куда более существенное воздействие на эффективность и производительность в индустрии оказывает IM — информационный менеджмент. Ниже мы приведем убедительные доказательства с отсылкой на авторитетное исследование британских коллег по отрасли, посвященное ценности информационного менеджмента в строительной сфере, — «The value of Information Management in the construction and infrastructure sector», KPMG и University of Cambridge’s Centre, Июль 2021 https://www.cdbb.cam.ac.uk/files/cdbb_econ_value_of_im_report.pdf.

Технология BIM в первую очередь касается объекта строительства. В то время как IM относится к процессам организации. И нужно ответить себе на вопрос: «Что первично: объект строительства или организация, которая занимается его созданием?» Вот здесь и становится очевидным, что большее влияние на экономический эффект и в целом на отрасль оказывает IM.

Существует много проблем с проникновением BIM­технологий в Россию, основные из которых мы и рассмотрим в данной статье:

  • заказчики строительства «не верят на слово», что BIM — это панацея. На форуме «ТИМ Сообщество», который состоялся 23­24 ноября 2021 года в Москве, Владимир Талапов отметил этот факт. Вопрос звучал как риторический: «Если так очевидно использование BIM, почему все заказчики давно уже не внедрили его у себя?»;
  • BIM в России остановился на этапе проектирования, на этапах строительства и эксплуатации он не внедрен даже в тех компаниях, которые решили двигаться путем его использования;
  • на стройках до сих пор используются распечатанные чертежи или 2D PDF, отделы ПТО делают сметы в «эксельках» или специализированных программах без оглядки на BIM­модель. Кроме того, в подготовке исполнительной документации BIM также широко не применяется, известны только робкие попытки пилотов в этом направлении.

В тех странах, в которых были решены эти и многие другие проблемы с широким применением BIM­технологий, компании пришли к пониманию, что нельзя ограничиваться только информационной моделью объекта строительства. Нужно использовать ее по максимуму в самих бизнес­процессах организации и извлекать все выгоды от структурирования данных. А также в целом смотреть на организацию как на систему, в которой курсируют информационные потоки, видоизменяясь и достигая нужного адресата в максимально короткие сроки.

В исследовании, проведенном в Великобритании в июне 2021 года, компания KPMG пришла к следующему определению информационного менеджмента:

Information Management — процесс, с помощью которого организация собирает, структурирует, хранит, использует и делится накопленными данными для выполнения своей основной деятельности. В секторе строительства и инфраструктуры IM обеспечивается применением UK BIM Framework и поддерживает более широкие подходы к цифровой трансформации, включая аналитику данных, науку о данных, Интернет вещей, использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Вместе эти подходы улучшают качество, доступность и актуальность информации для организаций, способствуя более эффективным решениям и инвестициям. Данное определение IM в этом секторе служит для преодоления разрыва между BIM (как описано в UK BIM Framework и обычно применяется на уровне проекта) и ролью эффективности информации в обеспечении более широких организационных изменений, посредством принципов цифровой трансформации.

В своем определении британские авторы дают отсылку на UK BIM Framework. Если попытаться провести аналогию с Россией, то у нас данная информация закреплена в специфических СП, ГОСТах и постановлениях, которые касаются информационного моделирования в строительстве. Главным отличием UK BIM Framework является наглядность, простота, лаконичность и доступность информации, по сравнению с нашими громоздкими документами, в которых возможно и описано всё, но невозможно применить в полном объеме на практике из­за недоступности изложения. Англичане же активно используют разноцветные схемы, инфографику, иллюстрации и другие способы вовлечения читателя. В этом плане нам есть куда стремиться.

Ключевые принципы управления информацией (IM)

Основные свойства информации, которые обеспечивают эффективное использование IM:

  • точность: данные верны во всех деталях;
  • своевременность: данные легкодоступны при необходимости и всегда являются актуальными;
  • полнота: данные имеют все необходимые значения атрибутов относительно их предполагаемой цели применения;
  • уникальность: существует единственное представление для каждого конкретного действия;
  • достоверность: данные соответствуют всем стандартам;
  • непротиворечивость: объект, представленный более чем в одном хранилище данных, можно легко сопоставить с другим.

Рассмотрим действия, которые составляют IM и приводят к описанному выше качеству информации:

  • спецификация данных: действие по определению требований организации к данным и связанных с ними процессов для выполнения различных организационных целей на соответствующих этапах жизненного цикла актива;
  • производство или сбор данных: акт создания данных, который является результатом всех процессов, связанных с проектированием, строительством, эксплуатацией, обслуживанием и утилизацией построенного актива;
  • хранение и курирование данных: процесс сбора данных, интеграция их с уже существующими данными и процесс их сохранения с обеспечением доступа;
  • обеспечение данных: действие по обеспечению качества данных в соответствии с установленными требованиями;
  • распространение данных: предоставление доступа надлежащего качества (часто на основе ролей) к соответствующим данным для пользователей — как внутренних, так и внешних по отношению к организации;
  • ведение данных: действие по обеспечению того, чтобы данные поддерживались в соответствии с установленными актуальными стандартами во время использования и удовлетворяли цели организации;
  • архивирование или удаление данных: действие по управлению данными, которые не используются активно или считаются более ненужными, путем их архивирования или удаления, в соответствии с бизнес­политикой;
  • управление безопасностью данных: действие по защите данных на всех этапах вышеуказанных процессов в соответствии с политикой информационной безопасности организации и другими стандартами, чтобы обеспечить доступ только среди авторизованных пользователей.

Варианты сфер применения управления информацией в организации по версии исследователей KPMG (Великобритания)

Управление активами, проектами и программами

Капитальные затраты — проектирование и строительство

Операционные затраты

Оценка, планирование и стоимость на протяжении всего жизненного цикла активов

Финансы и коммерческая деятельность

Управление коммерческой деятельностью

Управление капиталом и финансами

Организационное планирование и реагирование

Управление инцидентами
и непрерывность бизнеса

Планирование портфеля и устойчивость

Риск, аудит и соответствие

Гарантии, аудит и отчетность

Соответствие нормативно­правовым актам

В российских реалиях мы наблюдаем, что основной платформой для управления бизнесом становятся различные конфигурации «1С». Также компании активно пытаются внедрить готовые или разработать собственные системы планирования и управления инвестиционными проектами. Вырастая до определенного размера, компании переходят на электронный документооборот и оцифровывают стандартные процессы компании при помощи таких систем, как Directum. Отдельно стоит отметить наличие у компании внедренной и настроенной BI­системы. Самыми популярными из них в России являются зарубежные Microsoft Power BI и Tableau (последний в данный момент недоступен в России из­за санкций). Системы визуализации данных — это определенный уровень цифровой зрелости, к которому должны стремиться все руководители компаний.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что в строительной отрасли несколько подменено понятие цифровизации. Внедрение ТИМ (нашего российского аналога BIM) не равно цифровизации организации. А также становится очевидно, что использование ТИМ не может предоставить ожидаемых результатов в части экономической эффективности.

Это то же самое, что и разделение «BIM — это не 3D. Это в первую очередь информация». Так, цифровизация строительства — это не только BIM, а главным образом принцип работы с информацией, методология управления потоками данных. И BIM в данном случае является лишь частью информационного менеджмента.

Вышесказанное в свою очередь подтверждает, что изначально всё же следует определиться и разработать принципы работы с информацией внутри компании. И это касается абсолютно каждой структурной единицы. А повышение производительности и эффективности взаимодействия внутри отдельной компании окажет существенное влияние на всю отрасль в целом, так как приведет к снижению дополнительных расходов, а следовательно, к снижению себестоимости строител

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557