Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

8 - 2022

Основные проблемы при обучении BIM, которые приводят к провалу внедрения технологии информационного моделирования

Владимир Талапов, 
ректор Университета ТИМ
Владимир Талапов,
ректор Университета ТИМ

Нынешняя попытка государственного внедрения BIM (под обозначением ТИМ) в России, уже четвертая по счету, будет явно не последней. Однако она вызвала наконец массовый интерес к технологии информационного моделирования в проектно-строительной и смежных отраслях. В том числе привела к пониманию необходимости массового обучения (переобучения) специалистов, которым придется с BIM работать, что в итоге включает практически всех работников проектно-строительной отрасли.

И массовое обучение BIM у нас началось. Конечно, в большинстве случаев это пока трудно назвать систематизированным обучением, скорее речь идет о наборе рассказов­впечатлений из личной практики или просто рекламных акций.

Но уже можно выделить основные проблемы обучения BIM, которые могут иметь самые негативные последствия, поскольку массово необученные или неверно обученные кадры, скорее всего, приведут государственное внедрение BIM в России к очередному провалу. Сейчас же, на ранней стадии, есть возможность это исправить.

Прежде всего перед нами стоит проблема общей потери компетентности при реализации инвестиционных строительных проектов. Это общемировая проблема, но она очень актуальна для России.

Вышедшая почти 15 лет назад книга «Большой BIM и малый bim» Финита Джернигана претерпела уже несколько переизданий и стала бестселлером, но у нас упорно продолжают сводить информационное моделирование к созданию некоего компьютерного образа объекта (3D или даже HML-схеме), не объясняя, правда, откуда тогда получится экономический эффект

Вышедшая почти 15 лет назад книга «Большой BIM и малый bim» Финита Джернигана претерпела уже несколько переизданий и стала бестселлером, но у нас упорно продолжают сводить информационное моделирование к созданию некоего компьютерного образа объекта (3D или даже HML-схеме), не объясняя, правда, откуда тогда получится экономический эффект

Какое это имеет отношение к BIM? Самое непосредственное. Информационное моделирование наводит порядок в потоке информации, связанной с осуществлением инвестиционного строительного проекта, причем на всех его стадиях, начиная с концептуальной проработки проекта, когда в значительной степени и закладывается его успех. Поэтому обучение BIM в основном лежит вне BIM: необходимо поднимать общую инвестиционную культуру отрасли, а также давать знания по проектному управлению и комплексному подходу к созданию и эксплуатации строительных объектов.

При этом надо помнить, что и само внедрение технологии информационного моделирования в организации или на государственном уровне также является инновационным проектом, к которому и подходить надо по всем правилам реализации инновационного проекта.

Книги есть, в том числе и у нас, но сейчас, видимо, еще и культура чтения утеряна. Поэтому весьма вероятно, что скоро появятся книги 
по BIM просто в картинках

Книги есть, в том числе и у нас, но сейчас, видимо, еще и культура чтения утеряна. Поэтому весьма вероятно, что скоро появятся книги
по BIM просто в картинках

Теперь перейдем непосредственно к BIM.

Основные проблемы при обучении BIM

В основном эти проблемы связаны с отмечавшимися еще несколько лет назад (Талапов В.В. Технология BIM: суть и основы внедрения информационного моделирования зданий. Москва: Издательство «ДМК­пресс», 2015. 410 с.) серьезными ошибками во внедрении BIM, но уже просматривается и специфика, связанная именно с обучением:

  1. Отсутствие преподавательских кадров по информационному моделированию. Преподаватели — это фундамент любого обучения. К сожалению, целенаправленной подготовкой преподавателей по BIM почти никто не занимается. А позиция вузов — не тратить деньги на (обязательное) повышение квалификации преподавателей, заменяя его документом о прослушивании неких бесплатных курсов в сети.
    К тому же очень часто можно наблюдать, что человек, ведущий вебинар про BIM, сам не понимает, о чем говорит. В некоторых случаях лекторы даже признавались в этом с экрана.
  2. Ориентация на заказчика или работодателя. К сожалению, сегодня в России заказчики или работодатели — это самые слабые звенья в процессе информационного моделирования. Их самих надо серьезно учить, фактически с них и надо начинать обучение. А ориентироваться в области BIM правильнее на реальные центры компетенций и авторитетных специалистов.
  3. Не все обучающиеся могут одинаково хорошо и быстро освоить BIM. Если вы учите студентов, то такая проблема почти не заметна: все примерно одного возраста и уровня подготовки, так что к ним можно предъявлять одинаковые требования. Но при переходе на информационное моделирование обучать надо практически все категории специалистов, а они, в силу возрастных, производственных и иных причин, общим (единым) требованиям по обучению соответствуют очень мало.
  4. Обучать надо дифференцированно, в зависимости от круга решаемых задач. Казалось бы, это и так понятно. Но на практике мы опять сталкиваемся с неким единообразием в обучении. И с непониманием, что при переходе на BIM к ранее сформировавшимся различным функциям сотрудников, связанным с их профессиональной деятельностью, добавляются еще и разные уровни взаимоотношений при использовании BIM. Например, у более «зрелых» специалистов могут появляться ассистенты.
  5. Неполноценная подготовка BIM­менеджеров. Да, сейчас уже все знают, что для информационного моделирования нужны BIM­менеджеры. Но на этом обычно понимание предназначения BIM­менеджеров и заканчивается: просто нужны, и всё.

Представьте, что вам посоветовали обратиться к врачу. Если сразу не ясно, то вы обязательно уточните: к какому врачу обращаться? Потому что все знают, что врачи имеют узкую специализацию, и окулист, например, зубами заниматься не будет.

Знаменитое высказывание Генри Форда справедливо для любого уровня технологического развития и уже стало вневременным

Знаменитое высказывание Генри Форда справедливо для любого уровня технологического развития и уже стало вневременным

В информационном моделировании точно так же, но почему­то об этом никто не знает. BIM­менеджер у проектировщиков решает совершенно иные задачи, чем BIM­менеджер в службе эксплуатации. А у технического заказчика при серьезной постановке работы должно быть несколько BIM­менеджеров разных направлений.

Появление BIM-ассистентов выстрадано многолетним международным опытом

Появление BIM-ассистентов выстрадано многолетним международным опытом

BIM­менеджер — это ключевая фигура в организации и реализации процесса информационного моделирования. Однако обучение BIM­менеджеров в целом поставлено очень плохо. В лучшем случае их просто учат чему­то (как врачей без специализации), в худшем — сводят обучение к работе в какой­нибудь конкретной программе, чаще всего Navisworks. Но прошедший такое обучение — не BIM­менеджер, даже если ему дали какой­то документ. BIM­менеджера надо минимум полгода учить, и обязательно через практику.

Рекомендуемый перечень BIM-менеджеров в службе технического заказчика

Рекомендуемый перечень BIM-менеджеров в службе технического заказчика

6«Теория должна закрепляться практикой». С этим абсолютно правильным тезисом никто не спорит, именно так и должно быть. Но расхождения начинаются, когда мы уточняем, что такое практика. Чаще всего под такой практикой понимают нажатие определенной последовательности кнопок в какой­нибудь BIM­программе, которая имеется в учебном центре. Без уточнения, зачем это делается и нужна ли вообще эта программа обучающемуся.

Трехступенчатое обучение информационному моделированию

Трехступенчатое обучение информационному моделированию

Чтобы закреплять теорию практикой, надо сначала эту теорию освоить, затем понять, какие программы нужны для конкретной работы, научиться в основном пользоваться этими программами, и только после этого может начаться настоящая практика — выполнение пилотных проектов, где все полученные знания комплексно закрепляются и совершенствуются.

7BIM — это не компьютерная программа, а вид деятельности. К сожалению, сколько существует BIM, столько существует и заблуждение, что BIM — это компьютерная программа. И прогресса в борьбе с этим заблуждением пока не наблюдается. Более того, ситуацию усугубляют бравые рапорты, что мы уже всё импортозаместили, а вместо BIM у нас ТИМ.

На самом деле, как уже отмечалось выше, успех BIM лишь на 20% зависит от компьютерных программ, но на 80% — от правильной организации всех процессов.

Информационное моделирование начинается не с компьютерных программ, а с определения решаемых задач

Информационное моделирование начинается не с компьютерных программ, а с определения решаемых задач

Можно отметить еще немало ошибок при обучении BIM, но перечисленные выше — основные. И они могут провалить самый перспективный проект, связанный с информационным моделированием.

К сожалению, очень часто можно услышать: «Мы прошли несколько обучений BIM (чаще всего ТИМ), но так ничего и не поняли!» Надеюсь, что указание ошибок обучения поможет нашим специалистам разобраться в этом вопросе и правильно определять необходимые курсы и последовательность обучения.

Разработанный Университетом ТИМ курс «Основы BIM» уникален, поскольку не связан ни с каким программным обеспечением, а дает знания по информационному моделированию на «допрограммном уровне»

Разработанный Университетом ТИМ курс «Основы BIM» уникален, поскольку не связан ни с каким программным обеспечением, а дает знания по информационному моделированию на «допрограммном уровне»

В заключение отмечу, что наш курс «Основы BIM» призван создать базовые знания в области информационного моделирования, с которыми можно и программы подбирать, и пилотные проекты реализовывать, и BIM­менеджеров воспитывать, и вообще успешно внедрять BIM.

Главное, чему мы учим — уметь задавать вопросы и находить на них ответы, мыслить категориями информационного моделирования. 

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557