В статье рассматриваются отдельные аспекты практической реализации цифровой трансформации деятельности проектных и архитектурно-строительных организаций, а также построения цифрового актива в условиях импортозамещения с помощью решений на основе российского программного обеспечения Lotsia PDM PLUS.
В связи со сложившейся ситуацией необходимость перехода организаций на отечественное программное обеспечение уже не вызывает сомнений, а бюджет на подобный переход, как правило, крайне ограничен. При этом очень остро встает вопрос сохранения всех наработок, которые сделаны в системах, построенных на базе зарубежного программного обеспечения. Все это усугубляет сложности цифровой трансформации предприятий.
Таким образом, перед организациями возникает ряд проблем, а именно: замена зарубежного программного обеспечения (ПО), сохранение унаследованных данных, интеграция в единую информационную систему предприятия приобретаемых новых систем, изменение приемов работы и бизнеспроцессов предприятий с учетом особенностей нового ПО.
При этом некоторые предприятия (если имеется техническая возможность) предпочитают проводить смену ПО поэтапно, не отказываясь единовременно от всего имеющегося набора программ зарубежного производства. Такой подход в ряде случаев может быть оправдан необходимостью осуществить импортозамещение в наиболее «щадящем» режиме, не допуская сбоев в работе производственных процессов предприятия.
В сложившейся ситуации ядром информационной системы предприятия, консолидирующим разнородные данные и управляющим в полной мере связанными с построением информационной модели процессами, может стать программное обеспечение Lotsia PDM PLUS.
Автоматизированные системы управления проектными данными и проектным производством (АСУ ПД) на базе платформы Lotsia PDM PLUS много лет успешно применяются на ведущих отечественных предприятиях и в проектных организациях различного профиля (машиностроения и приборостроения, нефтегазового комплекса, ядерной энергетики, промышленного и гражданского строительства и т.д.). Следует отметить, что Lotsia PDM PLUS является полностью отечественной разработкой и включена за регистрационным номером 739 в Реестр российского программного обеспечения (Приказ Минкомсвязи России от 13.05.2016 № 197).
В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты использования решений на базе системы Lotsia PDM PLUS применительно к решению задач цифровой трансформации деятельности предприятий в условиях импортозамещения.
Реалии и вызовы импортозамещения применительно к PLM/PDMрешениям
Введенные западными странами рестрикции и последующий уход с российского рынка большинства ведущих зарубежных производителей ПО во многих случаях привел к невозможности продления или обновления имеющихся в организациях лицензий, а также к практически полному отсутствию технической поддержки. Эти проблемы затронули не только САПР и другое прикладное ПО, но и офисные приложения, а также системное ПО, включая операционные системы (ОС) и системы управления базами данных (СУБД).
Таким образом, российские предприятия вынуждены замещать практически всё зарубежное ПО (а в ряде случаев допускается использование только программ, входящих в реестр отечественного ПО). Если вести речь о системном ПО, то, по имеющейся в открытых источниках информации, чаще всего осуществляется переход на российские варианты ОС Linux и СУБД Postgres Pro. Учитывая, что большая часть используемого ранее прикладного ПО была разработана под ОС семейства MS Windows и СУБД MS SQL Server и Oracle, это приводит к определенным сложностям.
Ряд разработчиков российских САПР уже заявили о планируемом выпуске релизов систем под Linux. Аналогичные заверения были сделаны некоторыми из них и в части поддержки отечественных СУБД.
Но, поскольку очевидно, что одномоментный переход на Linux невозможен, параллельно рассматриваются вопросы применения запуска Windowsприложений под Linux с использованием Wine (тем более что для последнего также существует отечественная реализация). Такой подход, при всех его недостатках, среди которых потенциальное снижение производительности и надежности работы ПО, выгоден тем, что обеспечивает выигрыш во времени и позволяет организовать более плавный и постепенный переход с платформы Windows.
Кроме того, смена СУБД может стать причиной ряда проблем в работе PDM/PLMрешений, вызванных архитектурными и функциональными различиями в СУБД.
К счастью, Lotsia PDM PLUS имеет в своем составе штатную утилиту CreateDB, поддерживающую работу с наиболее распространенными СУБД: MS SQL Server, Sybase, Oracle, PostgreSQL (включая также в рамках политики импортозамещения российскую СУБД Postgres Pro) [1], что позволяет легко осуществить миграцию между СУБД (рис. 1) при изменениях условий работы компании.
Рис. 1. Утилита CreateDB. Выбран режим загрузки из другой БД
Если же речь идет об импорте данных, унаследованных из другой системы, то и здесь Lotsia PDM PLUS в базовой поставке располагает всем необходимым инструментарием, включающим средства диалогового и пакетного импорта файлов, импорта данных из внешних баз данных, файлов форматов CSV и XLS, а также поддержки PLM XML и стандарта ISO 10303 (STEP).
Если в источнике для импорта представлен полный набор необходимых данных, то в результате можно создать объекты с атрибутами и связать их в иерархические структуры (деревья проектов, составы изделий и т.п.). Полученные из источника данные могут быть дополнительно обработаны с помощью вычисляемых выражений с использованием встроенных функций из богатого набора.
Также с помощью инструментария по импорту унаследованных данных можно организовать быстрое первоначальное наполнение системы с фильтрацией «информационного шума». Это дает возможность в кратчайшие сроки после начала импортозамещения приступить к работе в новой системе.
Кроме того, в Lotsia PDM PLUS могут загружаться пользователи и группы из Active Directory, а ранее загруженные — синхронизироваться, например, для обновления имен пользователей и состава групп. Интеграция с Active Directory также выполняется встроенными средствами Lotsia PDM PLUS, входящими в базовую поставку системы [2].
Это является еще одним фактором существенного снижения затрат на импортозамещение.
В ряде случаев в рамках импортозамещения предприятиям приходится заменять существующие САПР и офисные приложения на российские аналоги. В связи с этим необходимо отметить, что еще одной отличительной особенностью Lotsia PDM PLUS является независимость от решений какоголибо конкретного производителя программного обеспечения при возможности работы в режиме интеграции с широким перечнем наиболее распространенного ПО. Это позволяет не ограничивать функциональные возможности решения рамками, задаваемыми какойлибо одной САПР, а также организовать перенос данных из систем PLM/PDM других разработчиков ПО [3]. А наличие бесплатно поставляемого в составе решения интерфейса прикладного программирования (API) дает возможность, при желании, расширить функциональность решения с учетом потребностей пользователей без привлечения сотрудников компанииразработчика.
Не менее важным аспектом является наличие качественной и оперативной технической поддержки напрямую от вендора. Компания «Лоция Софтвэа», являясь разработчиком Lotsia PDM PLUS, уделяет особое внимание этому вопросу, обеспечивая прямой контакт со своей службой техподдержки и быструю реакцию на запросы. К слову сказать, немало потенциальных пользователей Lotsia PDM PLUS причиной замены даже российского ПО называют отсутствие должной технической поддержки.
Формирование цифрового актива в условиях импортозамещения
При формировании так называемого цифрового актива на первый план выходит юридическая значимость создаваемых документов. Для этих целей Lotsia PSM PLUS включает в себя общедоступные механизмы для самостоятельной реализации процессов подписания документов электронной подписью [4].
Во встроенный функционал пакетного экспорта документов проекта добавлена возможность выгрузки только подписанных документов с формированием «на лету» SIGфайла отсоединенной электронной подписи (рис. 2). Выгрузка файлов с подписью также возможна в ручном режиме — в пользовательских действиях и скриптах.
Рис. 2. Пакетный экспорт с ЭЦП
Документы, формирующие цифровой актив, хранятся в надежно защищенных от несанкционированного доступа хранилищах Lotsia PDM PLUS. Дополнительно в нескольких разрезах обеспечивается аудит работы с системой, что позволяет убедиться в отсутствии проблем с безопасностью при хранении данных. Система имеет механизмы как независимого, так и наследуемого в рамках проекта разграничения прав доступа к объектам, атрибутам и документам. А если учесть, что в бизнеспроцессах возможна реализация автоматического изменения прав доступа к информации при смене этапов жизненного цикла или статуса документов, то становится очевидно, что администрирование системы существенно упрощается.
Таким образом, Lotsia PDM PLUS позволяет реализовать адекватную и полную цифровую модель за счет использования связей между объектами, а также хранить файлы по каждому объекту одновременно в нескольких форматах. Все наработки хранятся в защищенном корпоративном хранилище, что дает возможность накапливать интеллектуальную собственность организации и на ее основе создавать цифровые активы. Помимо всего прочего, это помогает предотвратить утрату ценных наработок, например, при увольнении сотрудника.
Придание решению привычного пользователям вида
Практически полная замена программного обеспечения в рамках импортозамещения может вызвать у пользователей серьезный стресс. Во избежание дискомфорта можно при переходе на новую систему постараться сгладить неудобства, связанные с изменением интерфейса и логики работы системы. Важным преимуществом Lotsia PDM PLUS является возможность назначения для каждой группы пользователей или даже для отдельного пользователя собственных профилей со связанными с ними меню, экранными формами, отчетами и т.д.
Значительно расширяет эти возможности и встроенная поддержка скриптов. Например, для отчета при выполнении по кнопке скрипта можно указать необходимость обновления отчета до или после выполнения скрипта. В последнем случае такая необходимость может быть задана через условие. Благодаря данной возможности, форма аргументов отчета, с помощью которой пользователи указывают параметры выполнения отчета, приобретает еще более солидную функциональность при упрощенном интерфейсе (рис. 3).
Рис. 3. Параметры обновления отчета при выполнении скрипта
Подсистема управления бизнеспроцессами и автоматизации документооборота позволяет автоматизировать ключевые аспекты деятельности предприятия и свести к минимуму непроизводительные потери рабочего времени.
Не остались без внимания и потребности разработчиков, осуществляющих доработку системы под нужды конкретного предприятия. В последних релизах Lotsia PDM PLUS появились новые возможности, адресованные именно им.
Так, при редактировании выражений, SQLзапросов и скриптов активно используется окно специальной вставки, позволяющее не переключаясь между окнами вставлять внутренние идентификаторы типов объектов, атрибутов, отчетов, самих объектов, типов связей, а также числовые коды цветов и имена шрифтов (рис. 4).
Рис. 4. Окно специальной вставки
Поэтапный плавный переход на российское ПО — залог успеха импортозамещения
Как уже отмечалось, при проведении импортозамещения важно не допустить сбоев в работе предприятия. Lotsia PDM PLUS позволяет за счет своей гибкости и открытости осуществить плавный переход практически с любого зарубежного решения PLM/PDM без значительных финансовых и временных затрат. При этом возможен перенос большинства имеющихся наработок или интеграция при помощи API с сохраняющимися программными средствами третьих фирм с таким же поэтапным интегрированием их в единое решение. Как показывает опыт организацийпользователей Lotsia PDM PLUS, данное решение может быть успешно вписано в уже существующую ИТинфраструктуру компаний. А поскольку интерфейс системы может быть гибко адаптирован в соответствии с задачами конкретных групп пользователей из практически любой предметной области, возможна организация максимально комфортной работы специалистов разного профиля в рамках одной системы.
Таким образом, при использовании Lotsia PDM PLUS появляется возможность объединить в рамках одного решения информацию об объекте, полученную из самых разных источников, управлять ею, а также организовать работу разных групп пользователей над проектом в единой информационной системе на всех стадиях жизненного цикла объекта, формируя его Цифровой двойник. Все это позволяет рассматривать автоматизированную систему на базе Lotsia PDM PLUS в качестве базового решения PDM/PLM для выполнения цифровой трансформации в рамках импортозамещения.
Ознакомиться с опытом практического использования решений можно в материалах международных PLMконференций на сайте www.plmconference.com.
Также приглашаем всех пользователей Lotsia PDM PLUS принять участие в ежегодном конкурсе на лучшее прикладное решение.
Список литературы:
- Садовников Д.Л. Lotsia PDM PLUS 5.80. Не прекращая развитие / Садовников, Д.Л. // САПР и графика. 2019. № 1. С. 3133. ISSN 15604640.
- Афанасьев В.В. Возможности Lotsia PDM PLUS по обмену данными / Афанасьев, В.В. // САПР и графика. 2020. № 10. С. 2429. ISSN 15604640.
- Чукомин И.Б. Различные способы автоматизации импорта/экспорта данных в АСУ ПД. Материалы международного конкурса по PLM2018, г.Москва / Чукомин, И.Б. // [Электронный ресурс]: база данных. Режим доступа: http://www.plmconference.com.
- Садовников Д.Л. Новые возможности Lotsia PDM PLUS при настройке форм и реализации ЭЦП / Садовников, Д.Л. // САПР и графика. 2020. № 9. С. 1013. ISSN 156046