Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

1 - 2023

AR-технологии как элемент автоматизации мебельного бизнеса

Алексей Плетнев, 
ведущий специалист ООО «Базис-Центр»
Алексей Плетнев,
ведущий специалист ООО «Базис-Центр»

Рассматривается использование технологии дополненной реальности в контексте построения комплексной системы автоматизации проектирования, производства и продажи мебельной продукции.

Автоматизация процесса продаж является неотъемлемой частью комплексной автоматизации мебельного бизнеса, цель которого — повышение прибыли. Безусловно, эффективность работы предприятия определяется в первую очередь качеством и объемом производимой продукции. Однако грамотно построенная система продаж играет в этом процессе очень важную роль. Для формирования такой системы предприятие должно работать по трем основным направлениям:

  • увеличение количества клиентов;
  • уменьшение затрат на привлечение новых клиентов;
  • увеличение суммы среднего чека клиента.

Существенную роль в развитии всех этих направлений способны сыграть технологии дополненной реальности, или AR-технологии. В настоящее время рынок дополненной реальности растет стремительно, поскольку смартфоны и гаджеты есть у абсолютного большинства потенциальных покупателей. По данным ряда исследований, в 2023 году количество активных пользователей AR в мире превысит 2 млрд человек, при этом объем рынка AR-рекламы в 2023-м достигнет 2,38 млрд долл., а к 2024 году — 8,02 млрд [1].

Важность AR-приложений в построении эффективной системы сбыта продукции иллюстрируется данными исследований агентства Engine creative — ведущего эксперта в области цифрового маркетинга. Согласно им, 69% покупателей ожидают от поставщиков появления мобильных AR-приложений; 76% уверены, что покупали бы больше при возможности оценивать товары с помощью дополненной реальности; 42% считают ее важным аргументом при принятии решения о покупке. Кроме того, AR-контент в 2,6 раза привлекательнее фото и в 2,1 раза — видеоконтента [2].

Немного истории

Любители компьютерных игр уже достаточно давно знакомы с технологиями виртуальной и дополненной реальности, ведь именно в этой индустрии они берут свое начало. Виртуальная реальность появилась чуть раньше, и создана она была для того, чтобы погрузить человека в мир, существующий исключительно внутри компьютера. Позже появилась и нашла свою реализацию в технологии дополненной реальности идея перенести персонажей и объекты из компьютерных игр в реальный мир. Наибольшее распространение она получила с появлением мощных смартфонов, обладающих набором необходимых сенсоров, таких как GPS, камера, дальномер, датчик освещенности и т.п. Смартфоны научились не просто видеть этот мир через камеру, но также определять удаленность до объектов, попавших в объектив, свое пространственное положение и его изменение относительно данных объектов. Благодаря этому и современные высокопроизводительные мобильные процессоры позволяют увидеть на экране мобильного устройства не просто двумерный рисунок, наложенный на трехмерную реальность, а трехмерный объект, вписанный в эту реальность с учетом перспективы, освещенности и положения камеры с соблюдением при этом всех пропорций. Такой объект можно обойти вокруг, заглянуть внутрь в случае, если он имеет полости, а при наличии специальных сенсорных перчаток — даже «потрогать».

Как было сказано выше, возможности дополненной реальности изначально появились в компьютерных играх, стоимость разработки которых обычно исчисляется миллионами долларов. По этой причине они были недоступны даже крупному бизнесу, который при этом далек от информационных технологий. Затем разработчики мобильных операционных систем — Google и Apple — сами озаботились созданием соответствующего инструментария, который позволил бы снизить порог входа для ИТ-компаний, разрабатывающих мобильные приложения с использованием технологий дополненной реальности. После этого в сфере электронной торговли, в том числе в продажах мебели через Интернет, начали появляться приложения, позволяющие «примерить» товар к своему интерьеру перед покупкой. Однако речь всё еще идет о крупном бизнесе, готовом инвестировать существенные суммы в ИТ-направление.

Первопроходцами среди производителей и продавцов мебели на отечественном рынке стали компании IKEA со своим решением IKEA Place и HOFF — с приложением HOFF Дизайн. Обе компании относятся к сегменту крупного бизнеса, они сами производят и продают мебель. При этом в России на 2022 год зарегистрировано около 25 тыс. компаний, работающих на рынке мебели. Большинство из них не отказалось бы от применения цифровых инноваций в своих цехах и точках продаж в рамках определенного бюджета, ведь каналы продаж лишними не бывают, а удовлетворенность покупателя процессом покупки заставит его возвращаться снова и снова.

На мебельном рынке предпринимались попытки создания сервис-агрегаторов с собственными AR-приложениями, в которые были загружены каталоги различных производителей, например Faradise. Однако они не увенчались успехом по причине того, что не все производители имеют совместимые трехмерные модели своей мебели. Разработчикам сервиса, как они сами отмечали в своих интервью, пришлось нанять команду моделлеров, которые занимались отрисовкой каталогов и их последующим обновлением. Поставщики мебели не были готовы платить за услуги отрисовки изделий из каталогов в совместимом формате, а без этого пользоваться сервисом было невозможно. Поэтому компании Faradise для того, чтобы привлечь как можно больше поставщиков, пришлось из собственного бюджета платить заработную плату моделлерам. Развитие шло, пока компания осваивала инвестиции, однако, как только возможности инвесторов подошли к концу, закрылась и сама компания, просуществовав всего несколько лет.

AR-приложения компании «Базис-Центр»

Компания «Базис-Центр» в 2022 году отметила свое 20-летие. Все эти годы продукты компании идут в ногу со временем. В своих разработках мы используем самые передовые технологии, чтобы обеспечивать наших пользователей весомыми конкурентными преимуществами. Понимая, что технологии дополненной реальности способны значительно повысить конкурентоспособность мебельных предприятий, специалисты компании разработали приложение «БАЗИС AR». Оно является дополнением к появившемуся чуть раньше сервису WebViewer, позволяющему непосредственно из модулей системы БАЗИС отправлять клиентам ссылки, перейдя по которым они могут в своем браузере увидеть трехмерную модель или сцену, подготовленную для них дизайнером.

Идея сервиса основана на специфике мебельного рынка. Как правило, клиент приходит в мебельный салон с листом бумаги, на котором эскизно с размерами изображено помещение, для которого он хотел бы приобрести мебель. Задача дизайнера — отрисовать в модуле расстановки это помещение и разместить в нем мебельные изделия из имеющегося каталога с учетом ожидаемой функциональности, соответствующего вкусам покупателя стиля, выбранной им цветовой гаммы и других пожеланий. Результатом этой работы должен стать готовый дизайн-проект.

Естественно, что данный процесс может быть растянут по времени на несколько часов или даже дней в зависимости от размеров и архитектурной сложности помещения, наличия в нем инженерных коммуникаций и интерьерных элементов, загрузки дизайнера и прочих факторов. Клиенту нецелесообразно проводить всё это время в мебельном салоне либо приходить несколько раз для промежуточных согласований.

Сервис WebViewer позволяет отправлять клиенту на согласование различные дизайн-проекты, которые он может просмотреть в трехмерном виде на своем компьютере, сводя таким образом количество физических посещений к двум: первому визиту и моменту оплаты. Однако далеко не каждый человек способен представить, как будет смотреться мебель в его помещении на основании одного только дизайн-проекта. Кроме того, в наше время для оперативного решения повседневных задач большинство людей предпочитают использовать мобильные устройства. Например, просмотреть присланный на согласование дизайн-проект, стоя в автомобильной пробке, перемещаясь в общественном транспорте или сидя где-нибудь в кафе. Приложение «БАЗИС AR» разработано для реализации именно таких возможностей.

Основой функциональности нового приложения, как следует из названия, является инструментарий, позволяющий клиенту «примерить» присланный ему дизайн-проект к своему помещению в режиме дополненной реальности (рис. 1). Например, он может визуализировать кухню в пока еще пустом помещении, предназначенном для ее установки, походить по ней, заглянуть в выдвижные элементы и понять, всё ли его устраивает, задолго до того, как физические шкафы и ящики окажутся установленными на свои места. Он также может «сфотографировать» получившийся результат и поделиться им, например, для того, чтобы узнать мнение кого-то другого (рис. 2). Кроме того, приложение позволяет переключиться в режим трехмерного отображения модели. В этом режиме, точно так же, как и в других модулях системы БАЗИС, можно рассмотреть изделия со всех сторон непосредственно на мобильном устройстве (рис. 3).

Рис. 1. Дизайн-проект в режиме дополненной реальности

Рис. 1. Дизайн-проект в режиме дополненной реальности

Рис. 2. Фрагмент интерьера

Рис. 2. Фрагмент интерьера

Рис. 3. Визуализация модели тумбы

Рис. 3. Визуализация модели тумбы

В приложении «БАЗИС AR» поддерживается анимация объектов: можно посмотреть, как будет выглядеть будущий шкаф и с закрытыми, и с открытыми дверцами, либо с выдвинутыми и задвинутыми ящиками. Оба варианта просмотра доступны в режиме трехмерной визуализации и дополненной реальности (рис. 4).

Рис. 4. Анимация дверей

Рис. 4. Анимация дверей

Размещать виртуальные модели можно не только в пустом помещении, но и там, где уже установлена мебель, поскольку имеется возможность «пристыковать» виртуальные объекты к реальным. На рис. 5 в реальном помещении отдела программирования компании «Базис-Центр» размещен шкаф с открытыми секциями, а на рис. 6 — тумба. Для большей реалистичности сцены виртуальные модели освещены точно так же, как и реальные объекты, и они точно так же отбрасывают тени при включении соответствующих опций (рис. 7). Это достигается за счет информации от датчиков освещенности, которыми оснащены современные смартфоны и планшеты.

Рис. 5. Совмещение реальных объектов и виртуального шкафа

Рис. 5. Совмещение реальных объектов и виртуального шкафа

Рис. 6. Совмещение реальных объектов и виртуальной тумбы

Рис. 6. Совмещение реальных объектов и виртуальной тумбы

Рис. 7. Визуализация 
с опцией тени

Рис. 7. Визуализация с опцией тени

С точки зрения клиента, приложение «БАЗИС AR» — это удобный инструмент для общения с производителями мебели. При этом оно является составной частью платформы автоматизации мебельных предприятий БАЗИС. Это означает, что компании, использующие БАЗИС для автоматизации своих бизнес-процессов, с помощью нового приложения смогут повысить лояльность покупателей, добавив современные технологии в процесс продажи мебели. При этом очень важно, что им не придется увеличивать капитальные затраты на огромные суммы, в которые обошлась бы разработка и поддержка собственного приложения дополненной реальности. Достигается это благодаря тому, что «БАЗИС AR» работает с моделями и сценами, созданными в любом модуле системы «БАЗИС». Таким образом, отпадает необходимость перерисовывать и затем обновлять имеющийся каталог в совместимом формате — достаточно нажать одну кнопку, получить ссылку и отправить ее клиенту. Само приложение бесплатно и доступно для скачивания во всех популярных магазинах приложений для мобильных устройств, таких как RuStore, Google Play, Apple AppStore и других. Тарификация осуществляется только за дисковое пространство, которое использует сервис WebViewer для хранения моделей и сцен.

Дорожная карта

Рассказывая про новый проект, нельзя не упомянуть о дорожной карте — планах развития на ближайшее будущее. Сейчас приложение представляет собой визуализатор сцен, которые могут включать одну или несколько трехмерных моделей. Клиент никак не может эти сцены изменять — только масштабировать и перемещать, не меняя состав и позиции моделей друг относительно друга. В ближайшее время планируется добавить возможность клиенту самостоятельно выбирать трехмерные модели мебельных изделий из каталогов одного или нескольких производителей и расстанавливать их в своем помещении, находясь непосредственно в нем. При правильном заполнении и обновлении каталогов клиент сразу будет видеть сумму, в которую ему обойдется покупка мебели. Если его всё устраивает, он сможет разместить заказ непосредственно из приложения.

Таким образом, количество посещений мебельного салона сократится до одного. А может оно и не понадобится вовсе при условии, что производитель принимает онлайн-оплату и имеет возможность доставлять заказ до двери. Приложение «БАЗИС AR» в этом случае превратится из обычного визуализатора для мобильных устройств в полноценный онлайн-магазин нового формата, где клиенты не просто выбирают мебель на сайте производителя, а своими руками формируют дизайн-проект и видят в режиме реального времени, каким в результате покупки мебели будет интерьер помещения.

Планируется добавление возможности брендирования приложения «БАЗИС AR». Это означает, что по запросу пользователи будут получать версию с собственным названием и логотипом, работающую только с изделиями из их каталога и взаимодействующую с их CRM/ERP-системами, в которой формируются заказы от покупателей. Это позволит при минимальных затратах «из коробки» получить собственный онлайн AR-магазин.

В настоящее время стали популярны очки-шлем виртуальной реальности для смартфонов, которые может приобрести любой желающий за совсем небольшие деньги, поскольку их делают из картона. В такие очки можно установить свой смартфон и погрузиться в виртуальный мир при условии, что запущенное на смартфоне приложение этот режим поддерживает. В планах компании — добавить такую возможность в «Базис AR». Благодаря этому ощущения от прогулки по виртуальному помещению, в котором установлена виртуальная мебель, станут максимально близкими к реальности.

Из планов на более далекое будущее — использование лидаров, которые начали появляться в современных смартфонах для измерения помещений и уже существующих объектов, что позволит более точно формировать сцены. Впоследствии для взаимодействия с моделями мебели на сцене возможно будет также использование сенсорных перчаток, но пока они, к сожалению, не столь распространены и цены на них совсем не демократичны.

Литература:

Ярославский Е. Шокирующие цифры, графики, статистика, прогнозы дополненной реальности [Электронный ресурс]  / https://vc.ru/future/226190-shokiruyushchie-cifry-grafiki-statistika-prognozy-dopolnennoy-realnosti

Как дополненная реальность помогает ритейлерам эффективнее продавать онлайн? [Электронный ресурс] / https://vc.ru/marketing/245429-kak-dopolnennaya-realnost-pomogaet-riteyleram-effektivnee-prodavat-onlayn

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557