Директор по развитию ГК «СиСофт» Вадим Ушаков рассказывает, что такое сегодня ТИМ, почему начинать замещение импортного инженерного ПО нужно прямо сейчас и какие решения помогут сделать это наиболее эффективно.
Вадим Ушаков,
директор по развитию ГК «СиСофт»
— Вадим Валерьевич, ни один российский форум по информационным технологиям сегодня не обходится без секции, посвященной ТИМ. С чем это связано?
— Вопервых, с уровнем развития технологий. Скажем, нашим передовым заказчикам нужно уже не 2Dпроектирование и даже не 3D, а платформенные решения для консолидации набора моделей и пула их операторов. Вовторых, потребность в возможностях, которые дает ТИМ, уже возникла на уровне страны. В связи с этим, как мы знаем, анонсированы поправки в Постановление Правительства РФ № 331, и вся строительная отрасль должна будет перейти на ТИМ с 1 июля 2024 года. Втретьих, для компаний, занимающихся инженерным проектированием, сегодня на повестке дня стоит уход из России крупнейшего поставщика ПО в этой сфере — Autodesk — и поиск альтернатив его продуктам.
— Определимся с понятиями: что мы подразумеваем под BIM и ТИМ, и как они сегодня в России соотносятся друг с другом?
— Пожалуй, нельзя назвать эти понятия абсолютно идентичными, так как ТИМ (технологии информационного моделирования), если говорить о них как о российском продукте или явлении, включают в себя ряд специфичных для нашей страны инструментов, не применяемых в BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий и сооружений). И то и другое подразумевает создание ИМ (информационной модели) объекта. Мы используем оба понятия. Некоторые российские компании присваивают статус BIM/ТИМ своим разработкам при выполнении отдельных задач, тогда как изначально эти технологии предполагают целый комплекс решений для создания, хранения, ведения ИМ.
— Очевидно, что заказчиками большого количества масштабных, ключевых проектов строительства объектов промышленности, ОПК, социальной сферы, в том числе объектов критической инфраструктуры, выступают государство либо госкорпорации. Это налагает какието дополнительные обязательства на производителей инженерного ПО?
— В связи с этим исполнитель, предоставляющий ТИМпродукт, должен выполнить несколько условий, без соблюдения которых такое сотрудничество будет проблематичным. Первое, разумеется, — безопасность.
— Информационная?
— Да. Информационная модель объекта — это источник огромного количества данных. Для ее безопасности при создании и ведении модели необходимо использовать отечественные технологии, а сами данные хранить внутри российской цифровой экосистемы.
— А если данные созданы с помощью иностранных инструментов?
— Никаких проблем, если эти инструменты не попали под санкции и не заблокированы, но для дальнейшего использования в отечественных средах данные должны быть предоставлены в определенных форматах. Сейчас в России принят формат IFC или иной формат открытых данных. И надо понимать, что для экспорта в этот формат используются отдельные алгоритмы.
— Вы сказали, что в России приняты определенные форматы. То есть сфера BIM/ТИМ сейчас регулируется законодательно?
— Я бы сказал, что создание правовых норм для этой отрасли — живой, непрерывный процесс, в силу того что технологии постоянно совершенствуются, но ряд документов для регулирования в области создания информационных объектов уже действует. В том числе методические рекомендации Главгосэкспертизы по оценке информационного моделирования в разных отраслях. Событие, которого мы ждем, — внедрение стандартов Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), в разработке которых ГК «СиСофт» принимает активное участие.
— Учитывая все эти факторы, что ГК «СиСофт», как один из создателей рынка отечественного инженерного ПО, может предложить предприятиям промышленного и гражданского строительства?
— Мы в некоторой степени предвидели сегодняшнюю ситуацию, а в некоторой степени просто следовали собственному вектору поступательного развития. Всё это помогло нам очень своевременно создать такое решение, как BIMплатформа Model Studio CS (https://www.mscad.ru/).
Причем она не просто замещает зарубежные продукты, но делает это «малой кровью», так как полностью соответствует отечественному законодательству. В случае с импортным ПО это потребовало бы дополнительных шагов и затрат.
— Какие задачи может решать Model Studio CS?
— В этом и заключается уникальность платформы: с ее помощью выполняется целый ряд сложных задач по объекту, таких как информационное трехмерное проектирование, качественный электронный документооборот, использование информационной модели для мониторинга и прогнозирования на всех этапах жизненного цикла объекта — от проектирования до вывода из эксплуатации. Более того, мы предусмотрели возможность одновременного применения программных продуктов Model Studio CS с системами технического документооборота и информационной поддержки основных бизнеспроцессов предприятия.
— Как это взаимодействие организовано для участников процесса строительства?
— Мы предлагаем схему, при которой централизованный сервер объединяет информацию от управляющих и контролирующих лиц, специалистов, занятых непосредственно проектированием, и других участников проекта: подразделений компании, субподрядчиков и т.д. Таким образом, все они в рамках своих полномочий имеют доступ к техническому документообороту, делопроизводству, базам данных.
— Такая многоуровневая «архитектура» платформы выглядит довольно сложной для внедрения и использования…
— На самом деле, поскольку все процессы автоматизированы, при использовании решений Model Studio CS значительно сокращаются сроки формирования комплектов исполнительной и иной документации, представляемой заказчику. А значит сокращаются и расходы на строительство. Представьте: в ручном режиме специалисту нужно самому сопоставлять обновления стандартов, ГОСТов и других норм с данными проекта, что занимает невероятно много времени. А здесь вы просто вносите данные по объекту в систему, которая тут же сопоставляет их со всеми предзагруженными базами и информирует вас о коллизиях. Кроме того, я не зря упоминал выше Главгосэкспертизу. У нас огромный опыт сотрудничества с ней. С помощью Model Studio CS документация формируется в соответствии с российскими стандартами и именно в том виде, в котором она не получает замечаний от этого и других ведомств, осуществляющих согласование.
— В решении каких насущных задач Model Studio CS может помочь прямо сейчас?
— Таких задач огромное количество. Например, мы знаем, что по всей стране растет потребность в строительстве новых, а также в модернизации и реконструкции существующих социально значимых объектов — например детских садов и школ. Отмечу, что функциональность объектов образования шире, чем, например, объектов промышленности или инфраструктуры. Но и с этими требованиями продукты платформы отлично работают. Например, в 2019 году мы с помощью Model Studio CS создали информационную 3Dмодель школы № 215 «Созвездие» в Екатеринбурге. Разработали архитектуру, конструкции, вентиляцию, отопление, наружные сети, распланировали пришкольный участок и его благоустройство (вплоть до тротуарной плитки), получили чертежи объекта. Эти стандартные элементы содержатся в библиотеках программного комплекса Model Studio CS. Кроме того, с помощью баз данных CADLib Модель и Архив, взаимодействующих с Model Studio CS, мы детализировали 3Dмодель внутренних помещений школы, в том числе спроектировали 43 учебных кабинета, мастерские, «Центр инженерного образования», даже профильную лабораторию 3Dмоделирования и печати и многое другое. Модель была проверена на коллизии, мы исключили пересечения коммуникаций, что существенно сэкономило ресурсы и время при строительстве.
— Были ли какието сложности при сборе исходных данных?
— Не было. Мы получили исходную документацию в различных форматах, а также данные по локальным сметам. Загрузили все это в систему в виде каталогов файлов. Такой «импорт» стал частью информационной модели, и мы пользовались им через структуру файлов.
— Проектные институты проявляют интерес к вашему продукту?
— Ряд отраслевых проектных институтов активно применяет Model Studio CS. Например, АО «Гипротрубопровод», используя свой 83летний опыт работы и нашу платформу, создал 3Dмодель, по которой была построена нефтеперекачивающая станция (НПС) второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в рамках реализации проекта по расширению пропускной способности ВСТО2
до 50 млн т нефти в год. Строительство НПС по 3Dмодели было осуществлено в России впервые.
— В чем была особенность самого проектирования?
— Помимо создания 3Dмодели, специалистам «Гипротрубопровода» необходимо было провести соответствующие расчеты в среде проектирования и проверку инженерных решений. Подчеркну: все это делалось для объекта общей площадью 12 тыс. м2, в составе которого 20 наземных зданий и сооружений и 30 подземных. В процессе проектирования было создано 150 тыс. 3Dобъектов. Кроме того, «сердце» НПС — магистральная насосная с четырьмя насосными агрегатами — спроектировано с учетом необходимости дальнейшего постоянного наблюдения операторов за всем процессом работы.
— Предполагается ли какаято эволюция Model Studio CS?
— Планируется, скажем так, горизонтальная эволюция, то есть расширение пула пользователей и сфер применения нашего решения. Я думаю, это закономерный процесс, так как мы реализуем не просто набор инструментов, а единое информационное пространство объекта строительства на основе совместного использования систем для создания информационных моделей (Model Studio CS), системы визуализации и управления информационной моделью (CADLib Модель и Архив), систем технического документооборота (TDMS) и контроля основных бизнеспроцессов предприятия (TechnologiCS) — еще одного нашего комплексного продукта для автоматизации промышленных объектов. В этом едином пространстве вы можете управлять процессами трехмерного проектирования, контролировать ход строительства, осуществлять авторский надзор, эксплуатацию и вывод из эксплуатации объекта. И при этом вам доступны такие сервисы, как структурированная информационная модель, электронная почта, структура отделов, структура проектов, базы данных, тематические классификаторы, документация этапов проектирования (ПД и РД), исполнительная и эксплуатационная документация. Единое информационное пространство делает работу понастоящему комфортной. За этим будущее!
Интервью вела Елена