Александр Воронцов, Российский государственный социальный университет (РГСУ)
Адель Имамеев, Московский государственный строительный университет (МГСУ)
Прошло почти два года с момента, как вышло Постановление об обязательном использовании технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов госзаказа. До вступления закона в силу участникам отрасли пришлось максимально ускориться, чтобы переформатировать традиционную работу под новые реалии, пройдя через все стадии принятия — от отрицания до смирения.
Ситуация осложнилась уходом зарубежных разработчиков программного обеспечения и тревогой о недостаточной готовности российского ПО. Проблем с переходом на 3Dпроектирование остается немало, но одним из главных факторов, тормозящих развитие ТИМ в России, до сих пор является переподготовка кадрового состава и нехватка квалифицированных специалистов в компаниях.
Несмотря на то что Правительство всячески поддерживает внедрение ТИМ и инициативы по развитию образования в этой сфере, многие организации до сих пор с переменным успехом пытаются грамотно организовать процесс перехода сотрудников от инструментов 2D к разработке информационных моделей. Ведь, как оказалось на практике, — это не просто смена программных продуктов, а изменение подхода к проектированию в целом, требующего перестройки бизнеспроцессов и создания новых отделов.
Для внедрения информационного моделирования компании часто используют услуги консалтинговых агентств, специализирующихся на ТИМ, или других центров компетенций, в том числе государственных, поручая им вопрос реорганизации — хотя бы на начальных этапах. Но никакая внешняя сила не поможет внедрению, если не будет проводиться внутренняя работа. Прежде всего необходимо определиться с подходами трансформации изнутри, в том числе грамотно реализовать развитие компетенций сотрудников в части работы с цифровыми технологиями.
Предварительный анализ
В первую очередь требуется проанализировать текущую ситуацию в компании. Должно быть четкое понимание, как организован процесс взаимодействия между структурными подразделениями, сотрудниками и как осуществляется процесс разработки документации. Каждый проектировщик, работая в 2D, пользуется определенными программными продуктами, отвечает за соответствующие разделы, выпускает документацию в определенном объеме и в определенное время. Анализ этих данных поможет понять зоны ответственности и выявить наиболее подходящих кандидатов для работы по соответствующим дисциплинам в 3D. Как показывает практика, сотрудники, имеющие навык работы в нескольких инструментах, быстрее и успешнее осваивают новые.
Отбор сотрудников
Важно понимать, что переход на ТИМ должен прежде всего происходить в головах людей. Для перестройки мышления с двухмерного на трехмерное нужно время. После этапа аналитики необходимо провести аудит сотрудников, чтобы понять их возможности и настроения. Не стоит сразу переводить на ТИМ всех. Каждый человек обладает определенными навыками и скоростью освоения новой информации, к тому же немаловажен психологический фактор и готовность развиваться. Ктото может быстро адаптироваться к новым методам, а у когото на это уйдет время. Специалист может быть профессионалом, прекрасно выполняющим свою работу в CAD, но вынужденный переход на новую систему координат, на которую вначале будет затрачиваться гораздо больше времени, неизбежно приведет к снижению производительность труда. При единовременном переходе всех сотрудников на ТИМ есть риск, что в работе возникнет хаос и организация больше не сможет стабильно и слаженно работать. Чтобы сделать переход на информационное моделирование менее болезненным, необходимо заняться реформацией организационной структуры, разделив проектировщиков, работающих в 2D и 3D, чтобы они не мешали друг другу, а дополняли, и постепенно переводить всех на ТИМ.
Обучение и подготовка к пилотному проекту
После отбора сотрудников направляют на базовое обучение. Существует большой выбор различных курсов, вебинаров и программ с разной степенью погруженности, нацеленных на работу в определенном ПО, где специалисты могут не только изучить теорию, но и ознакомиться с технологиями информационного моделирования на практике.
Есть образовательные центры, которые организуют обучение конкретно под задачи компании, то есть курсы разрабатываются или адаптируются на основе ее проектов, с учетом применяемых технологий и особенностей.
Параллельно с началом обучения BIMспециалисты приступают к разработке BIMстандарта организации — регламента, включающего методические материалы, описывающие все процессы, связанные с выполнением проекта на основе ТИМ, а также требования к информационной модели, как результату процесса проектирования. Основными целями BIMстандарта являются:
- повышение эффективности работы проектных подразделений;
- обеспечение качества выполнения проектных работ;
- оптимизация внутренних/внешних бизнеспроцессов.
Следующий шаг после прохождения обучения — внутреннее тестирование сотрудников. Специалисты, которые успешно подтвердили полученные навыки, могут начинать формировать по своим дисциплинам проектную документацию в форме трехмерных моделей. Когда организация понимает, что сотрудники могут выпустить конечный продукт, наступает очередь формировать команду и определять пилотный проект.
Важную роль во всем этом процессе играют BIMспециалисты. Главным связующим звеном являются BIMменеджеры, которые отвечают за стратегию использования ТИМ в компании, выстраивают процессы проектирования так, чтобы это позволяло решать конкретные бизнесзадачи. Такой специалист определяет, какие технологии и подходы будут применяться в зависимости от задач проекта, разрабатывает стандарты, нормативные документы и контролирует их распространение, координирует разработчиков и проектировщиков. При необходимости к менеджеру подключают BIMкоординатора. Он проверяет BIMмодель на корректность и соответствие нормативам, чтобы объект проектировался в полном соответствии с ТЗ и техническими регламентами.
К моменту запуска пилотного проекта также необходимо организовать среду общих данных (СОД), обеспечивающую работу всех участников проекта в единой информационной среде. Посредством СОД осуществляется общий документооборот, начиная от выдачи заданий и заканчивая выпуском готовой продукции в виде проектной, рабочей документации. Также производится формирование федеративной (сводной) цифровой информационной модели проекта, обеспечивается координация модели. Имея доступ к СОД, все заинтересованные лица, включая заказчика, имеют доступ к полной информации, относящейся к объекту в режиме реального времени.
Любой проект, выполняемый с применением ТИМ, сопровождают два основных документа:
- «Информационные требования заказчика»;
- «План проекта информационного моделирования».
Информационные требования заказчика (они же ИТЗ/EIR — Employer’s Information Requirements) — своего рода Техническое задание на BIMмодель, являющееся приложением к Заданию на проектирование, содержащее детальные требования к информационной модели (детализацию, регламенты проверок модели, требования к атрибутивному наполнению, именования файлов и т.д.).
План проекта информационного моделирования (ПИМ или BEPBIM Execution Plan) — ответная часть ИТЗ, разрабатываемая исполнителем проектных работ. ПИМ содержит информацию об этапах разработки информационной модели, ролях и ответственных специалистах, сроках, структуре модели и других важных аспектах информационного моделирования и должен отвечать всем требованиям заказчика.
Сотрудников необходимо ознакомить с BIMстандартом, «Информационными требованиями заказчика», «Планом проекта информационного моделирования», а также дополнительными инструкциями, разработанными BIMспециалистами. После этого команда приступает к первому проекту.
Поскольку новая технология требует освоения и отработки на практике, пилотный проект должен быть по возможности комплексным, небольшим по объему, с комфортными сроками и обязательно доведенным до логического завершения. Опыт развитых в области ТИМ стран показывает, что таких проектов должно быть реализовано три или четыре, причем с нарастающим уровнем сложности.
Заключение
Во время работы над пилотным проектом сотрудники продолжат обучение, будут получать и оттачивать новые навыки, отрабатывать взаимодействия специалистов, нарабатывать библиотечные элементы, при этом вводятся новые стандарты оформления документации. Важно понять, насколько увеличилось время на работу с проектированием в ТИМ, чтобы в дальнейшем учитывать его в перспективных контрактах с заказчиками.
Полученный опыт впоследствии масштабируется, а сотрудники, получившие знания и отработавшие их на практике, могут поделиться новыми компетенциями со своими коллегами.
В заключение хочется отметить, что интерес к технологии информационного моделирования в проектностроительной и смежных отраслях принял всеобщий характер и начал перерастать в действия по интеграции. И что особенно важно, руководители компаний приходят к пониманию необходимости массового обучения и переквалификации специалистов.