Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

2 - 2023

Анализ квалификации сотрудников в рамках программы интеграции технологии информационного моделирования проектов

Александр Воронцов, Российский государственный социальный университет (РГСУ)
Александр Воронцов, Российский государственный социальный университет (РГСУ)
Адель Имамеев, Московский государственный строительный университет (МГСУ)
Адель Имамеев, Московский государственный строительный университет (МГСУ)

Прошло почти два года с момента, как вышло Постановление об обязательном использовании технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов госзаказа. До вступления закона в силу участникам отрасли пришлось максимально ускориться, чтобы переформатировать традиционную работу под новые реалии, пройдя через все стадии принятия — от отрицания до смирения.

Ситуация осложнилась уходом зарубежных разработчиков программного обеспечения и тревогой о недостаточной готовности российского ПО. Проблем с переходом на 3D­проектирование остается немало, но одним из главных факторов, тормозящих развитие ТИМ в России, до сих пор является переподготовка кадрового состава и нехватка квалифицированных специалистов в компаниях.

Несмотря на то что Правительство всячески поддерживает внедрение ТИМ и инициативы по развитию образования в этой сфере, многие организации до сих пор с переменным успехом пытаются грамотно организовать процесс перехода сотрудников от инструментов 2D к разработке информационных моделей. Ведь, как оказалось на практике, — это не просто смена программных продуктов, а изменение подхода к проектированию в целом, требующего перестройки бизнес­процессов и создания новых отделов.
Для внедрения информационного моделирования компании часто используют услуги консалтинговых агентств, специализирующихся на ТИМ, или других центров компетенций, в том числе государственных, поручая им вопрос реорганизации — хотя бы на начальных этапах. Но никакая внешняя сила не поможет внедрению, если не будет проводиться внутренняя работа. Прежде всего необходимо определиться с подходами трансформации изнутри, в том числе грамотно реализовать развитие компетенций сотрудников в части работы с цифровыми технологиями.

Предварительный анализ

В первую очередь требуется проанализировать текущую ситуацию в компании. Должно быть четкое понимание, как организован процесс взаимодействия между структурными подразделениями, сотрудниками и как осуществляется процесс разработки документации. Каждый проектировщик, работая в 2D, пользуется определенными программными продуктами, отвечает за соответствующие разделы, выпускает документацию в определенном объеме и в определенное время. Анализ этих данных поможет понять зоны ответственности и выявить наиболее подходящих кандидатов для работы по соответствующим дисциплинам в 3D. Как показывает практика, сотрудники, имеющие навык работы в нескольких инструментах, быстрее и успешнее осваивают новые.

Отбор сотрудников

Важно понимать, что переход на ТИМ должен прежде всего происходить в головах людей. Для перестройки мышления с двухмерного на трехмерное нужно время. После этапа аналитики необходимо провести аудит сотрудников, чтобы понять их возможности и настроения. Не стоит сразу переводить на ТИМ всех. Каждый человек обладает определенными навыками и скоростью освоения новой информации, к тому же немаловажен психологический фактор и готовность развиваться. Кто­то может быстро адаптироваться к новым методам, а у кого­то на это уйдет время. Специалист может быть профессионалом, прекрасно выполняющим свою работу в CAD, но вынужденный переход на новую систему координат, на которую вначале будет затрачиваться гораздо больше времени, неизбежно приведет к снижению производительность труда. При единовременном переходе всех сотрудников на ТИМ есть риск, что в работе возникнет хаос и организация больше не сможет стабильно и слаженно работать. Чтобы сделать переход на информационное моделирование менее болезненным, необходимо заняться реформацией организационной структуры, разделив проектировщиков, работающих в 2D и 3D, чтобы они не мешали друг другу, а дополняли, и постепенно переводить всех на ТИМ.

Обучение и подготовка к пилотному проекту

После отбора сотрудников направляют на базовое обучение. Существует большой выбор различных курсов, вебинаров и программ с разной степенью погруженности, нацеленных на работу в определенном ПО, где специалисты могут не только изучить теорию, но и ознакомиться с технологиями информационного моделирования на практике.

Есть образовательные центры, которые организуют обучение конкретно под задачи компании, то есть курсы разрабатываются или адаптируются на основе ее проектов, с учетом применяемых технологий и особенностей.

Параллельно с началом обучения BIM­специалисты приступают к разработке BIM­стандарта организации — регламента, включающего методические материалы, описывающие все процессы, связанные с выполнением проекта на основе ТИМ, а также требования к информационной модели, как результату процесса проектирования. Основными целями BIM­стандарта являются:

  • повышение эффективности работы проектных подразделений;
  • обеспечение качества выполнения проектных работ;
  • оптимизация внутренних/внешних бизнес­процессов.

Следующий шаг после прохождения обучения — внутреннее тестирование сотрудников. Специалисты, которые успешно подтвердили полученные навыки, могут начинать формировать по своим дисциплинам проектную документацию в форме трехмерных моделей. Когда организация понимает, что сотрудники могут выпустить конечный продукт, наступает очередь формировать команду и определять пилотный проект.

Важную роль во всем этом процессе играют BIM­специалисты. Главным связующим звеном являются BIM­менеджеры, которые отвечают за стратегию использования ТИМ в компании, выстраивают процессы проектирования так, чтобы это позволяло решать конкретные бизнес­задачи. Такой специалист определяет, какие технологии и подходы будут применяться в зависимости от задач проекта, разрабатывает стандарты, нормативные документы и контролирует их распространение, координирует разработчиков и проектировщиков. При необходимости к менеджеру подключают BIM­координатора. Он проверяет BIM­модель на корректность и соответствие нормативам, чтобы объект проектировался в полном соответствии с ТЗ и техническими регламентами.

К моменту запуска пилотного проекта также необходимо организовать среду общих данных (СОД), обеспечивающую работу всех участников проекта в единой информационной среде. Посредством СОД осуществляется общий документооборот, начиная от выдачи заданий и заканчивая выпуском готовой продукции в виде проектной, рабочей документации. Также производится формирование федеративной (сводной) цифровой информационной модели проекта, обеспечивается координация модели. Имея доступ к СОД, все заинтересованные лица, включая заказчика, имеют доступ к полной информации, относящейся к объекту в режиме реального времени.

Любой проект, выполняемый с применением ТИМ, сопровождают два основных документа:

  • «Информационные требования заказчика»;
  • «План проекта информационного моделирования».

Информационные требования заказчика (они же ИТЗ/EIR — Employer’s Information Requirements) — своего рода Техническое задание на BIM­модель, являющееся приложением к Заданию на проектирование, содержащее детальные требования к информационной модели (детализацию, регламенты проверок модели, требования к атрибутивному наполнению, именования файлов и т.д.).

План проекта информационного моделирования (ПИМ или BEP­BIM Execution Plan) — ответная часть ИТЗ, разрабатываемая исполнителем проектных работ. ПИМ содержит информацию об этапах разработки информационной модели, ролях и ответственных специалистах, сроках, структуре модели и других важных аспектах информационного моделирования и должен отвечать всем требованиям заказчика.

Сотрудников необходимо ознакомить с BIM­стандартом, «Информационными требованиями заказчика», «Планом проекта информационного моделирования», а также дополнительными инструкциями, разработанными BIM­специалистами. После этого команда приступает к первому проекту.

Поскольку новая технология требует освоения и отработки на практике, пилотный проект должен быть по возможности комплексным, небольшим по объему, с комфортными сроками и обязательно доведенным до логического завершения. Опыт развитых в области ТИМ стран показывает, что таких проектов должно быть реализовано три или четыре, причем с нарастающим уровнем сложности.

Заключение

Во время работы над пилотным проектом сотрудники продолжат обучение, будут получать и оттачивать новые навыки, отрабатывать взаимодействия специалистов, нарабатывать библиотечные элементы, при этом вводятся новые стандарты оформления документации. Важно понять, насколько увеличилось время на работу с проектированием в ТИМ, чтобы в дальнейшем учитывать его в перспективных контрактах с заказчиками.

Полученный опыт впоследствии масштабируется, а сотрудники, получившие знания и отработавшие их на практике, могут поделиться новыми компетенциями со своими коллегами.

В заключение хочется отметить, что интерес к технологии информационного моделирования в проектно­строительной и смежных отраслях принял всеобщий характер и начал перерастать в действия по интеграции. И что особенно важно, руководители компаний приходят к пониманию необходимости массового обучения и переквалификации специалистов.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557