Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель:
ООО «АСКОН-Системы проектирования»

ИНН 7801619483 ОГРН 1137847501043

Рекламодатель:
АО «Цифровая мануфактура»

ИНН 5010058760 ОГРН 1086658008975

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

7 - 2023

Единство дизайна и конструирования в проектировании мебели

Екатерина Румянцева, конструктор мебели (г.Москва)
Екатерина Румянцева, конструктор мебели (г.Москва)

Мебельный дизайн-проект — это не просто эффектная картинка будущего интерьера, это сложная конструкторская разработка, от качества и точности которой зависит и функциональность изделий, и эстетика пространства. Сегодня ни одна конструкторская задача не решается без автоматизированных систем. О том, что такое автоматизация проектирования мебели на примере проекта по ее изготовлению для нового московского жилого комплекса Vitality, рассказывается в настоящей статье.

Наверняка многие из нас, столкнувшись с необходимостью приобретения мебели, приезжали на мебельное производство или в фирменный салон с целью создания индивидуального проекта, который будет оригинальным, учтет все особенности помещения и при этом его функциональность будет в полной мере соответствовать назначению. Кто может создать подобный проект? Дизайнер способен грамотно организовать пространство, подобрать сочетающиеся по фактуре, стилю и цвету материалы, продумать все коммуникации и учесть пожелания заказчика, визуализировать интерьер. Однако он не сможет гарантировать прочность и надежность изделий, их исполнимость и технологичность, да и функциональность может оказаться под вопросом. При этом конструктор способен создать технически и технологически идеальные изделия, которые стилистически и эстетически будут вызывать массу вопросов. Именно по этим причинам мебельные дизайн­проекты являются плодом тесной совместной работы дизайнера и конструктора либо универсального специалиста — конструктора­дизайнера мебели.

Мебельная САПР: что это?

С точки зрения автоматизации, из сказанного выше вытекает одна важная вещь: программное обеспечение для мебельщиков должно быть информационно единым, чтобы согласование дизайнерских и конструкторских решений и доработок выполнялось над единой моделью. В противном случае неизбежно их рассогласование, что может привести к появлению ошибок, да и времени такая работа потребует гораздо больше.

В своей профессиональной деятельности я уже несколько лет использую систему БАЗИС. Это несколько специализированных программ по основным этапам создания мебельных изделий, которые работают с одной моделью. Для решения дизайнерских задач есть БАЗИС­Салон, а в нем — расстановщик мебели, или дизайнер интерьеров. Он решает все задачи создания качественной визуальной картинки: построение моделей помещений с учетом их геометрических, художественных и технических параметров, расстановка мебели по каталогам с изменением размеров, внутреннего наполнения, материалов и фурнитуры, анимация открывания дверей и выдвижения ящиков, добавление нестандартных изделий, рендер сцены и т.д. Параллельно с работой над интерьером на каждом шаге рассчитывается текущая стоимость проекта, что позволяет «вписываться» в финансовые возможности клиента.

Согласованный дизайн­проект, как говорится, одним движением руки передается в конструкторскую программу БАЗИС­Мебельщик через физический носитель или через облако для дальнейшей детальной проработки (если он готовился одним дизайнером) и формирования конструкторских и технологических документов. Минимальный путь от дизайн­проекта до производства!

Имея опыт работы в БАЗИСе, можно браться за проектирование любых мебельных изделий. Поэтому, когда мне было предложено реализовать конструкторскую проработку дизайнерских мебельных изделий в проекте компании Bonno по изготовлению мебели для нового московского жилого комплекса Vitality, я взялась за него без колебаний. По сути, требовалось по краткому техническому заданию, содержащему общий вид и основные размеры изделий, спроектировать их и сформировать комплект документации для производства.

Мебель для квартир бизнес­класса

Vitality — это комплекс из двух домов бизнес­класса высотой 15­16 этажей, объединенных понятием клубного дома (рис. 1). Все его элементы имеют авторский уникальный дизайн: сами здания, планировки квартир, ландшафт, зоны отдыха, детские игровые площадки. С дизайнерской точки зрения комплекс создан в четком геометрическом стиле: прямые и ломаные линии фасадов, ярко выраженные геометрические формы вспомогательных объектов, панорамное остекление и т.д. При этом для отделки широко используются классические материалы: клинкерный кирпич и дерево.

Рис. 1. Жилой комплекс Vitality

Рис. 1. Жилой комплекс Vitality

В проекте предстояло изготовить три мебельные группы, адаптированные из полученного дизайн­проекта и «вписанные» в реальные конфигурации помещений. Для точной привязки к ним были произведены замеры всех размеров, включая размещение инженерных коммуникаций. Одним из основных требований технического задания было соответствие проектируемой мебели общему стилю внешней и внутренней отделки по материалам и цвето­фактурным решениям.

Первая группа — прихожая, которая включает две функциональные зоны. Следует отметить, что ее зонирование играет очень важную роль при разработке дизайна. Прихожая — это нежилое помещение, в которое попадает человек, входя в квартиру. Как правило, она представляет собой длинный и достаточно узкий проход, который соединяет между собой жилые комнаты. В данном случае прихожие имели еще и замысловатую геометрическую форму (рис. 2), так что зонирование буквально «напрашивалось», чтобы обеспечить комфортное нахождение для жильцов, а кроме того, с помощью оптических иллюзий визуально увеличить пространство.

Рис. 2. Варианты планировок квартир

Рис. 2. Варианты планировок квартир

Традиционно основными вариантами зонирования являются отделка стен, пола и потолка, освещение, установка перегородок и/или мебели. Исходя из особенностей планировок помещений, были выбраны первые два из них. Надо отметить, что материалы всех элементов прихожей должны быть устойчивыми к агрессивным воздействиям, легко мыться и иметь длительный срок эксплуатации. Например, для напольных покрытий идеальным можно считать сочетание ламината и керамической плитки. В плане освещения лучшим вариантом является использование нескольких небольших светильников, вмонтированных в потолок (рис. 3).

Рис. 3. Пример зонирования прихожей

Рис. 3. Пример зонирования прихожей

Во входной зоне располагается встроенный гардероб с распашными дверями и полкой для обуви. Это позволило сэкономить немало свободного места. Справа от гардероба закреплены фальшьпанели, соответствующие по толщине, цвету и фактуре фасадам гардероба, а также полке для обуви, которые позволят выровнять общее пространство и объединить несколько сегментов. Каркасы изделий выполнены из ЛДСП Egger1, фасады — из окрашенной эмалью МДФ2. Чертежи шкафа показаны на рис. 4.

Рис. 4. Чертежи шкафа

Рис. 4. Чертежи шкафа

Напротив шкафа реализовано популярное решение: сочетание натурального дерева, зеркального полотна, парящей тумбы и освещения (рис. 5). На реечной панели, изготовленной из дуба, располагается огромное полукруглое зеркало с задней подсветкой холодного света. Зеркало разделено полкой с выдвижными ящиками, оснащенными механизмом открывания TIP­ON3. Полка и ящики полностью изготовлены из МДФ, окрашены эмалью и покрыты защитным антивандальным лаком (рис. 6). Чертежи элементов данной зоны приведены на рис. 7.

Рис. 5. Зеркальная зона

Рис. 5. Зеркальная зона

Вторая группа мебели — детская комната. Особенность проекта в том, что для них отводились помещения небольшого размера, в которых необходимо было организовать несколько функциональных зон: рабочую зону, зоны отдыха и игр, зону хранения. Дополнительными требованиями при обустройстве детских комнат, помимо эстетичности и удобства, являются требования безопасности и практичности с точки зрения легкости уборки.

Рис. 6. Полка и ящики

Рис. 6. Полка и ящики

Рис. 7. Чертежи зеркальной зоны

Рис. 7. Чертежи зеркальной зоны

Размеры детских комнат требовали совмещения зон. На рис. 8 и 9 показано, как была решена задача совмещения рабочей зоны с зоной хранения: вместительный гардероб с антресолью, частично уходящий в нишу и компенсирующий нестандартную планировку, плюс письменный стол с ящиками.

Рис. 8. Совмещение рабочей зоны и зоны хранения

Рис. 8. Совмещение рабочей зоны и зоны хранения

Рис. 9. Письменный стол

Рис. 9. Письменный стол

В чем преимущество подобного решения? Главное требование к рабочей зоне — хорошее естественное освещение. Соответственно, письменный стол расположен рядом с окном и свет падает слева. Рабочую зону желательно располагать на максимально возможном удалении от игровой зоны, чтобы ребенок мог сосредоточиться на занятиях и не отвлекаться. При небольших размерах детской комнаты это сделать проблематично, поэтому письменный стол расположен таким образом, чтобы при нахождении за ним игровая зона не попадала в область видимости. В детской обязательно должно быть место для хранения одежды, игрушек и постельных принадлежностей. Поскольку ниша подходящего размера для обустройства кладовки отсутствовала, был выбран вариант установки вместительного шкафа на всем пространстве между письменным столом и стеной. Чертежи шкафа показаны на рис. 10. Как и в прихожей, каркасы гардероба выполнены из ЛДСП Egger, а фасады и стол — из МДФ, и все это в едином цвете.

Рис. 10. Чертежи шкафа для детской комнаты

Рис. 10. Чертежи шкафа для детской комнаты

Третья группа мебели — спальня. Это то место в любой квартире, где всегда должно быть уютно и комфортно. Интерьер современной спальни часто строится на сочетании нетривиальных решений, даже появились непривычные для слуха названия стилей, например, современное ретро или лаконичная роскошь. Пространство с пальни также зонируется, как правило, не более чем на три зоны: отдыха, сна и хранения, или, как вариант, рабочая зона (кабинет). В данном проекте функциональная зона хранения и рабочая зона объединены и образуют общее решение, позволяющее визуально сформировать негромоздкую, легкую для восприятия стенку, опять же с приятным сочетанием фактуры дерева и светлого МДФ. Гардероб выстроен в одну линию с книжным шкафом (рис. 11). В свою очередь, книжный шкаф и письменный стол с выдвижными ящиками составляют единую конструкцию, выполненную из МДФ, облицованного шпоном (рис. 12). Фасады гардероба декорированы фрезеровкой, визуально перекликающейся с реечной панелью в прихожей. Чертеж мебели для спальни показан на рис. 13.

Рис. 11. Линия мебели спальни

Рис. 11. Линия мебели спальни

Рис. 12. Книжный шкаф и письменный стол

Рис. 12. Книжный шкаф и письменный стол

Еще раз о чертежах

В системе БАЗИС дизайнер, конструктор или технолог мебельного предприятия найдет все необходимые инструменты для продуктивной работы. По складу ума и характеру работы я — конструктор мебели, и меня в первую очередь привлекают в ней идеальная связь трехмерного моделирования и выпуска чертежей. Любой дизайн­проект остается эффектной картинкой до тех пор, пока не будет создан комплект чертежей. С этого момента он начинает материализовываться, превращаясь в изделия, о которых мечтает клиент. Таким образом, выпуск качественной чертежной документации является основной задачей при запуске мебельного проекта в производство. Однако создавать независимые от модели чертежи — это сложная и довольно длительная по времени задача. В БАЗИСе же процесс выпуска чертежей максимально автоматизирован, и это, на мой взгляд, одно из важнейших преимуществ системы.

Рис. 13. Общий чертеж мебели спальни

Рис. 13. Общий чертеж мебели спальни

Как создаются чертежи в БАЗИСе? После того как модель прошла тщательную конструкторскую проработку, вызывается команда автоматического создания чертежей. Особенность «мебельного» черчения в том, что, несмотря на наличие известных стандартов оформления, большинство предприятий пользуются внутренними правилами, представляющими собой набор упрощений и условных обозначений. Они сложились исторически, понятны и привычны всем сотрудникам, поэтому оформлять внутренние чертежи строго по ЕСКД мебельщики не спешат. Исходя из этой реальности, разработчики БАЗИСа проанализировали возможные варианты и придумали универсальную программу, которая, помимо оформления чертежей строго по стандарту, позволяет работать по шаблонам. Под этим понимается совокупность настроек для параметров текстовых надписей, изображения геометрических элементов, размеров, обозначений, сокращений и т.д. Другими словами, шаблоны определяют внешний вид чертежей и объем отображаемой на них информации. Вид окна команды создания чертежей показан на рис. 14. Даже внешне можно заметить, какое огромное количество настроек допускается варьировать в зависимости от особенностей и традиций мебельного предприятия.

Рис. 14. Окно создания чертежей системы БАЗИС

Рис. 14. Окно создания чертежей системы БАЗИС

Самый важный момент в создании чертежей заключается в том, что они получаются автоматически, то есть созданная конструктором трехмерная модель программными средствами преобразуется в сборочный или рабочий чертеж с проставленными размерами и обозначениями. Занимает эта операция секунды, а на выходе получается чертеж, практически готовый к передаче на производство, в котором учтены все основные особенности мебельных технологий. Приведу только два примера.

Известно, что для образмеривания присадки (отверстий под крепеж и фурнитуру) необходимо правильное базирование — указание нужной кромки детали. Чаще всего операция облицовки кромок выполняется раньше, чем операция сверления отверстий, а следовательно, базирование идет от облицованных кромок, то есть координаты осей отверстий должны задаваться от контура детали с учетом толщины кромочного материала. В БАЗИСе этот момент отрабатывается автоматически, хотя, при необходимости, вариант базирования можно изменить, и тогда размеры будут проставляться также автоматически, но уже от контура детали. Дополнительно можно указать и симметричную базу (точку, расположенную с первой базой на одном ребре), что в ряде случаев позволяет сделать чертежи более наглядными.

Второй пример. У мебельных деталей два габаритных размера: размер заготовки, не учитывающий толщину кромочного материала, и размер готовой детали с учетом этого. Оба размера важны: первый — для выполнения операции раскроя, второй — для получения управляющих программ на фрезерные и присадочные станки. Возникает естественный вопрос: а какой габаритный размер изображать на чертеже? В БАЗИСе он решается просто и оригинально: если кромки детали облицованы, то чертеж на нее создается в двух слоях, которые наложены друг на друга. В первом слое находится контур готовой детали с присадкой, пазами и обозначением кромок, а во втором — контур и размеры заготовки детали.

Безусловно, подготовка чертежей в БАЗИСе здорово облегчает работу конструктора и экономит массу времени. Однако, несмотря на это, порой все же возникает необходимость их подработки: указания дополнительных размеров, изменения их расположения для придания наглядности чертежу, добавления текстовой или графической информации. В БАЗИСе для этого есть встроенный двумерный редактор, который позволяет быстро рисовать и редактировать любые элементы оформления чертежа: размеры, обозначения шероховатостей, текстовые строки, таблицы, отклонения формы, обозначения видов и т.д. Естественно, есть в нем и весь необходимый арсенал геометрических построений на плоскости.

В целом работа над проектом в силу своего объема, множества нестандартных требований и предельно сжатых сроков стала, помимо всего прочего, отличным тестом возможностей системы БАЗИС, который она прошла на отлично. 


1 ЛДСП Egger — древесно­стружечные плиты от австрийского производителя, которые полностью соответствуют стандартам ISO. Они считаются мировым эталоном безопасности, долговечности и качества, а также имеют широкий ассортимент цветовых и текстурных решений.

2 МДФ — сокращение, обозначающее древесный листовой материал, который изготавливается прессованием из очень мелкой стружки. Он обладает повышенной прочностью, устойчивостью к появлению плесени, химически безопасен и хорошо подходит для фрезерования. Для декоративности МДФ может покрываться ПВХ­пленкой или шпоном (бюджетный вариант), а также окрашиваться эмалями. Последний вариант более дорогой, но при этом очень красивый и практичный.

3 TIP­ON — механическая система выдвижения ящиков или открывания дверей легким прикосновением. Механизм очень маленького размера (примерно с шариковую ручку), монтируется внутри корпуса. Принцип действия прост: для открывания надо слегка надавить на фасад, а для закрывания — довести его до конечного положения и также слегка надавить. Данная система проста при монтаже и надежна, она не сломается даже в случае выдвижения ящика «привычным» образом.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «ПЛМ Разработка»

ИНН 6658560933 ОГРН 1236600010690

Рекламодатель: ООО «КЭЛС-центр»

ИНН 7707548179 ОГРН 1057746796436

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «А-Кор»

ИНН 9731125160 ОГРН 1237700820059