Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель:
ООО «АСКОН-Системы проектирования»

ИНН 7801619483 ОГРН 1137847501043

Рекламодатель:
АО «Цифровая мануфактура»

ИНН 5010058760 ОГРН 1086658008975

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

9 - 2023

T-FLEX Детали машин — новый продукт комплекса T-FLEX PLM для проектирования и расчета механизмов

Виктор Воронков, 
к.т.н., ведущий инженер ЗАО «Топ Системы»
Виктор Воронков,
к.т.н., ведущий инженер ЗАО «Топ Системы»

Впервые приложение T-FLEX Детали машин было представлено весной в рамках форума T-FLEX PLM. В статье подробно рассматриваются возможности и преимущества нового продукта, ставшего мощным развитием приложения T-FLEX Зубчатые передачи.

Для тех, кто уже знаком с приложением T-FLEX Зубчатые передачи 17-й версии T-FLEX CAD, и для тех, кто о нем не слышал, новый продукт T-FLEX Детали машин станет в некотором роде приятным сюрпризом. У первых даже может возникнуть беспокойство — почему исчезло приложение T-FLEX Зубчатые передачи в перспективной версии T-FLEX CAD?! Поспешим их успокоить — проектирование зубчатых передач по-прежнему работает и даже получило дополнительные возможности в рамках приложения T-FLEX Детали машин. Когда пользователи убедятся в этом, их беспокойство наверняка сменится интересом.

Тем, кто не знаком с T-FLEX Зубчатые передачи, будет интересно узнать о новом приложении T-FLEX Детали машин, если их профессиональная деятельность связана с проектированием машин и механизмов. А конкретнее — с проектированием редукторов, коробок передач, различных подъемных механизмов и других устройств, в конструкцию которых входят зубчатые передачи, цепные передачи, ременные передачи, валы, колеса, пружины, подшипники, шпоночные и шлицевые соединения. Иными словами, классические детали машин, как раз и определившие название приложения. Помимо названия и расширенного набора команд поменялась сама концепция приложения, что наиболее важно. Раньше мы могли рассчитывать и строить модели только отдельных зубчатых передач, а теперь можем рассчитывать и создавать связные механизмы (рис. 1). Каждый элемент может быть рассчитан на прочность согласно нагрузкам с других элементов, где все части конструкции создаются и редактируются взаимосвязанно.

Рис. 1. Сквозное проектирование в T-FLEX Детали машин

Рис. 1. Сквозное проектирование в T-FLEX Детали машин

В модуле Детали машин можно выделить три группы команд:

  • команды создания механизмов: зубчатые передачи (цилиндрические, конические, червячные), ременные и цепные передачи;
  • команды создания деталей: вал, колесо, подшипники, пружины;
  • команды создания соединений: шпонки, шлицы, посадки.

Работа в приложении T-FLEX Детали машин предельно гибкая — возможно начать с создания вала и прийти к механизму зубчатого зацепления либо начать с создания колеса со шпоночным пазом, а уже потом решить, где это колесо будет использоваться и на какой вал крепиться. Основным же сценарием работы в модуле предполагается последовательное проектирование от механизма (с расчетом его работоспособности, через построение 3D-моделей) к документации для изготовления устройства. К примеру, нам не нужен вал как таковой. Нам нужен вал, который в требуемом механизме будет надежно выполнять заданные функции. Чтобы определить эти функции, первоначально необходимо создать механизм, пусть и схематично. Именно в этом и заключается преимущество приложения. Оно позволяет создавать механизмы схематично, а затем размещать их в требуемые габариты, проверяя при этом выполнение нужных функций и оценивая его долговечность. Например, рассчитать износ червячной передачи при заданном материале колеса и червяка, а далее выполнить детальную проработку механизма — спроектировать валы, колеса, соединения, рассчитать их прочность. Для этого в приложении предусмотрена возможность создавать детали на основе схемы механизма. К примеру, положение обода и ступицы колеса уже будет задано схемой, а его детальное исполнение — расчетами прочности.

Далее останется только по полученным в модуле 3D-моделям, применяя команды оформления чертежей, создать техническую документацию разрабатываемого механизма (рис. 2).

Рис. 2. Проектирование узлов и механизмов — от схемы до документации

Рис. 2. Проектирование узлов и механизмов — от схемы до документации

T-FLEX Детали машин отличается от T-FLEX Зубчатые передачи в вышеописанном концептуальном плане, но при этом наследует все его сильные стороны. Приложение полностью встроено в T-FLEX CAD как в работе с геометрией и сборками, так и в плане параметризации и оформления чертежей. Любая модель, созданная в модуле, будет полноценной моделью T-FLEX CAD. Кроме того, некоторые команды, к примеру команды создания шпонок и шлицев, позволяют работать с импортированными деталями. T-FLEX Детали машин самостоятельно определяет «свои», то есть созданные в приложении, детали и «чужие». Не задавая лишних вопросов и не создавая препятствий, оно автоматически предлагает пользователю команды, которые могут быть применены к соответствующему объекту. Конечно, чтобы добиться связности проектируемого механизма, он должен быть целиком выполнен в приложении. Но при этом доступно отдельное использование команд приложения, например создание требуемых шлицевых пазов на импортированной детали.

Другая особенность T-FLEX Зубчатые передачи, которая также была унаследована и развита новым приложением, — это возможность свободно использовать и в любой момент менять стандарты ГОСТ, ISO, DIN. К примеру, можно рассчитать геометрию конической передачи по ГОСТ, выполнить для нее прочностной расчет по ISO, посадить коническую шестерню на вал и закрепить шпонкой, прочность которой рассчитана по DIN, а сама геометрия и отклонения — по ГОСТ. Стандарты, используемые модулем по умолчанию, можно настраивать (рис. 3).

Рис. 3. Диалог настройки стандартов расчетов в T-FLEX Детали машинРис. 3. Диалог настройки стандартов расчетов в T-FLEX Детали машин

Рис. 3. Диалог настройки стандартов расчетов в T-FLEX Детали машин

Если методика расчета геометрии, отклонений, прочности и контрольных размеров стандартизирована, то в T-FLEX Детали машин в первую очередь добавляются именно стандартизированные методики. Если стандартизированные методики отсутствуют, то используются наиболее современные методики инженерных расчетов из известных справочников.

Кроме того, для прочностного расчета деталей всегда есть возможность воспользоваться приложением T-FLEX Анализ. Как уже было сказано ранее, все модели приложения T-FLEX Детали машин являются полноценными моделями T-FLEX CAD, а значит, для них можно применять все возможности как самого CAD, так и всех его приложений.

Рис. 4. Отображение результатов расчета прочности в приложении

Рис. 4. Отображение результатов расчета прочности в приложении

Рис. 5. Настройка параметров и коэффициентов при расчете прочности

Рис. 5. Настройка параметров и коэффициентов при расчете прочности

Вернемся теперь к наиболее интересным возможностям T-FLEX Детали машин, а именно к связному проектированию механизмов по пути от схемы к документации. Чтобы перейти от схемы механизма к деталям, нужны команды, которые выполняют преобразование схематичных моделей в модели деталей. Например, объекты цилиндрических и конических зацеплений преобразуются в колесо и вал-шестерню, и далее отдельные колеса «закрепятся» на валах при помощи соединений. Кроме того, для обеспечения связности и логичности работы необходимо, чтобы команды, создающие детали, работали как конструктор, отображая все взаимосвязи. К примеру, вал должен «подстроиться» под положение уже созданных на схеме зацеплений. Также он должен содержать информацию о том, что на одну из его ступеней нанесена шестерня, рассчитанная в объекте зацепления, а на другую — шпоночное или шлицевое соединение с колесом. Кроме того, необходимо, чтобы была возможность из команды генерации вала вызвать на редактирование соединение или передачу, когда становится очевидным, что это необходимо в силу конструкционных особенностей вала или его прочностного расчета. Иными словами, команды, создающие детали, должны иметь диалог, позволяющий реализовать последовательное конструирование как полностью новых деталей, так и по уже созданным объектам. Эти требования реализованы в командах приложения Вал и Колесо (рис. 6).

Рис. 6. Диалог команды Вал

Рис. 6. Диалог команды Вал

В этих командах мы можем создавать детали вала и колеса в режиме, подобном работе с конструктором. Вал состоит из внешних и внутренних (для создания продольных отверстий) ступеней, а колесо состоит из ступицы, обода, диска, окна и спиц.

Рис. 7. Диалог команды Шлицевое соединение

Рис. 7. Диалог команды Шлицевое соединение

Количество указанных элементов может быть произвольным и ограничиваться только корректностью построений. На любую ступень вала или обод колеса возможно добавить объект передачи. При этом мы можем добавить уже существующий объект или создать его во вложенном режиме. Аналогично и с соединениями — мы можем их добавить на ступень вала или ступицу колеса из уже существующих в документе или создать их во вложенном режиме. Вложенный режим — это режим вызова команды, когда, не завершая одну команду, мы вызываем другую, по завершении которой вновь возвращаемся в исходную команду. Таким образом, диалоги команд вала и колеса и сами объекты вала и колеса содержат в себе связующие звенья между деталями.

Рис. 8. Модель шлицевого соединенияРис. 8. Модель шлицевого соединения

Рис. 8. Модель шлицевого соединения

К примеру, нам нужно добавить шлицевое соединение между валом и колесом (рис. 8). Это можно сделать тремя способами:

  1. Из вала на выбранной ступени во вложенном режиме создать шлицевое сидение, а затем в колесе добавить уже созданное шлицевое соединение на ступицу колеса.
  2. Наоборот, создать шлицевое соединение во вложенном режиме из колеса и добавить уже на ступень вала созданное соединение.
  3. Просто зайти в команду создания шлицевого соединения в обычном, не вложенном режиме и выбрать в 3D-сцене вал и колесо. Приложение умеет определять их в автоматическом режиме. Также можно выбрать объекты вала и колеса не из 3D-сцены, а в окне 3D-модель в дереве модели. При этом диаметр ступени вала и ступицы колеса будет автоматически скорректирован до нужного, определяемого выбранным типом шлица.

Существуют три аналогичных сценария и для создания шпоночного соединения (рис. 9).

Рис. 9. Диалог команды Шпоночное соединение

Рис. 9. Диалог команды Шпоночное соединение

Именно соединения (шлицевое, шпоночное или запрессовка) определяют диаметры сопрягаемых деталей. В свою очередь, передачи, зубчатые или цепные, определяют внешний диаметр обода колеса или внешний диаметр ступени вала, а также могут определять позицию деталей. Поэтому такие детали, как вал или колесо, являются зависимыми объектами, содержащими в себе различные элементы взаимосвязей. Но, как это всегда бывает, есть исключения. К примеру, мы можем определять положение шестерен зацепления из ступени вала или обода колеса, но это сделано скорее как исключение для расширения возможностей работы. Основным сценарием всё же является путь от механизма, который определяет положение деталей к самим деталям. Но при необходимости в приложении можно создавать ни с чем не связанные детали. Возможно создать просто вал, на котором есть шпоночные и шлицевые пазы, или колесо, на ободе которого есть зубчатый венец. Для этого можно пользоваться вызовом соответствующих команд во вложенном режиме. Тогда все элементы связи будут определять только один объект, а второй в них будет отсутствовать.

Рис.10. Диалог добавления таблиц параметров на чертеж

Рис.10. Диалог добавления таблиц параметров на чертеж

Сконструированные детали — вал или колесо, или зубчатые венцы на них, или соединения мы можем проверить на прочность согласно заданным нагрузкам. При необходимости возможно скорректировать конструкцию деталей и соединений, а если задуманный механизм ни при каких изменениях не проходит прочностной расчет, то переделать схему механизма.

Получив требуемую схему и убедившись, что все детали и соединения выдерживают нагрузки, можно переходить к оформлению документации. Для этого основными инструментами будут служить команды оформления чертежей T-FLEX CAD. Однако есть и специфичные моменты оформления, которые реализованы именно в приложении. Так, например, при оформлении чертежа деталей, на которых есть зубчатые венцы, необходимо создавать специальные таблицы с параметрами зубчатого венца. При этом для деталей с несколькими зубчатыми венцами предусмотрены свои правила оформления таблиц. Приложение с помощью специальной команды создания таблиц чертежа (рис. 10) в автоматическом режиме распознаёт, на каких деталях есть зубчатые венцы, и помещает туда таблицы с указанными пользователем параметрами. При желании можно указать, на какой именно чертеж надо добавить таблицу, если чертежей несколько, и указать, на какие чертежи деталей нужно или, наоборот, не нужно добавлять таблицы (рис. 11).

Рис. 11. Диалог выбора праметров таблиц

Рис. 11. Диалог выбора праметров таблиц

Кроме того, есть возможность настроить базовый список требуемых параметров на чертеже, чтобы не добавлять их каждый раз вручную. Это очень удобно — можно один раз настроить список параметров для всех типов передач и шлицев и потом просто вызывать команду создания таблиц в документе, где находится сборка проектируемого механизма. В несколько кликов будут сгенерированы таблицы на всех нужных чертежах деталей.

Рис. 12. Документация в приложении T-FLEX 
Детали машин

Рис. 12. Документация в приложении T-FLEX
Детали машин

Как итог вышеизложенного, можно выделить основные идеи нового приложения T-FLEX Детали машин:

  • это инструмент, позволяющий спроектировать механизмы, основанные на классических деталях машин — от схемы до документации;
  • приложение поддерживает правила равенства и взаимозаменяемости стандартов и методик — чем больше методик на каждом этапе, тем больше вариантов для конструирования и проверки расчетов;
  • позволяет реализовать различные подходы в проектировании: как от схемы к деталям, так и от деталей к механизму. Обеспечивает работу как с объектами приложения и T-FLEX CAD, так и с импортированными в CAD моделями;
  • поддерживает все возможности T-FLEX CAD: параметризацию, оформление чертежей, работу со сборками, взаимосвязь через CAD с другими модулями системы.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «КЭЛС-центр»

ИНН 7707548179 ОГРН 1057746796436

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «А-Кор»

ИНН 9731125160 ОГРН 1237700820059

Рекламодатель: ООО «ПЛМ Разработка»

ИНН 6658560933 ОГРН 1236600010690