Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель:
ООО «АСКОН-Системы проектирования»

ИНН 7801619483 ОГРН 1137847501043

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2023

Цифровая трансформация предприятия. Итоги первого года внедрения программного комплекса T-FLEX PLM

Евгений Колганов
Начальник отдела 7300, АО «НПП «Рубин».

Илья Фролов
Инженер-конструктор 3-й категории, отделение 0400, АО «НПП «Рубин».

Александр Чибров
Ведущий инженер-программист, отдел 3700, АО «НПП «Рубин».

Иван Бастричев
Инженер, отдел 7300, АО «НПП «Рубин».

Введение

Развитие компании и ее успешность в современном, быстро меняющемся мире связано с повышением уровня проектной деятельности за счет использования цифровых технологических решений. Не секрет, что успех внедрения новых технологий во многом зависит от выбранного продукта и его интегратора. Ровно год назад на предприятии АО «НПП «Рубин» началось внедрение программного комплекса T-FLEX PLM от компании «Топ Системы» в рамках выполнения проекта «Внедрение программного комплекса для решения задач на стадии Проектирования жизненного цикла выпускаемых изделий». Проект получил поддержку Российского фонда развития информационных технологий и частично финансировался за счет средств гранта, выделенного согласно Постановлению Правительства РФ № 550 от 3 мая 2019 года.

Переход на программные решения ЗАО «Топ Системы» был определен множеством причин, о которых мы рассказывали ранее в статье «Цифровая трансформация предприятия» (САПР и графика. 2022. № 8). Выбор интегратора был обусловлен следующими факторами:

  • географический (компания располагается в том же городе, что и мы);
  • наличие успешного опыта внедрения продуктов компании «Топ Системы»;
  • стоимость услуг.

Не менее важными факторами успешного внедрения является желание сотрудников перейти на новый программный продукт и грамотное поэтапное внедрение модулей продукта. При этом необходимо обеспечить непрерывность процесса проектирования и производства выпускаемой продукции.

Для реализации программы внедрения был разработан план-график, согласно которому в первую очередь система управления данными об изделии наполняется справочной информацией: стандартные изделия, покупные изделия, материалы основные, материалы вспомогательные и т.п. Параллельно производится перенос конструкторской документации на серийно выпускаемую продукцию в систему управления данными об изделии T-FLEX DOCs с созданием электронной структуры изделий в течение двух лет.

Подготовительные работы: настройки системы T-FLEX DOCs и модуля «Архив»

Ведение справочной информации было возложено на отдел САПР. В задачи отдела входит:

  • настройка процессов согласования нормативно-справочной информации;
  • создание непосредственно справочников НСИ и дополнительных справочников, таких как справочник марок материалов, сортаментов, технических требований к материалам;
  • построение 3D-моделей покупных изделий и ведение соответствующего справочника;
  • построение 3D-моделей электронных компонентов и ведение соответствующего справочника.
  • За первые шесть месяцев были выполнены следующие работы по созданию справочников:
  • настроены процессы согласования справочной информации;
  • построены 3D-модели стандартных изделий и создан соответствующий справочник (3D-модели из T-FLEX CAD были взяты за основу, но переработаны, так как содержали избыточную информацию и предоставляли пользователю возможность выбора параметров стандартных изделий, не существующих в принципе или отсутствующих в ограничительном перечне предприятия). В результате справочник стандартных изделий в T-FLEX DOCs стал полностью соответствовать ограничительному перечню стандартных изделий, действующему на предприятии;
  • построены 3D-модели покупных изделий, применяемых в серийно выпускаемой продукции, и создан соответствующий справочник в T-FLEX DOCs;
  • создан справочник основных материалов;
  • создан справочник вспомогательных материалов;
  • создан справочник без чертежных унифицированных деталей;
  • построены 3D ЭКБ и создан соответствующий справочник электронных компонентов. Справочник ЭКБ помимо 3D-модели содержит в себе условно-графическое изображение и модель ТПМ для модуля интеграции с Altium Designer.

Для каждого типа справочника была создана и введена в действие схема утверждения. При составлении схем были учтены требования действующих на предприятии СТО.

Примеры свойств объектов справочников материалов и покупных изделий приведены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Карточка данных материала в T-FLEX DOCs

Рис. 1. Карточка данных материала в T-FLEX DOCs

Рис. 2. Карточка данных покупного изделия в T-FLEX DOCs

Рис. 2. Карточка данных покупного изделия в T-FLEX DOCs

Параллельно работам по созданию справочников НСИ велась работа по настройке схем согласования документации. Были разработаны четыре схемы:

  • «Перенос КД» — схема для подтверждения подлинности документации, подлежащей переносу в систему T-FLEX DOCs и проверки правильности создания электронной структуры изделия;
  • «Согласование рабочей КД» — полная схема согласования документации, соответствующая действующим СТО предприятия и требованиям ЕСКД. Используется для вновь разрабатываемой документации;
  • «Упрощенное согласование КД» — схема, содержащая согласование проверяющего, ОГТ и утверждающего. Используется для постановки на учет документации для последующего заказа в производстве опытных образцов изделий;
  • «Выпуск ИИ» — схема для выпуска любых видов извещений об изменении.

Первой схемой, по которой началась работа, была схема «Перенос КД» (рис. 3). Она является самой простой и служит для подтверждения соответствия КД, взятой из архива, и КД, перенесенной в систему T-FLEX DOCs, а также для проверки правильности создания ЭСИ. В результате выполнения работ согласно представленной схеме в системе управления данными об изделии T-FLEX DOCs создается ЭСИ и размещаются подлинники КД в формате .tiff, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью начальника ОТД. Это не противоречит требованиям
ГОСТ Р 58299-2018 и ГОСТ Р 58676-2019.

Рис. 3. Схема согласования схемы «Перенос КД»

Рис. 3. Схема согласования схемы «Перенос КД»

По остальным схемам ведется окончательное тестирование и отладка процессов. Работы по схемам «Согласование рабочей КД», «Упрощенное согласование КД», «Выпуск ИИ» планируется начать в январе 2024 года.

Штатного функционала модуля «Архив» достаточно для принятия на хранение файлов и объектов ЭСИ, создания учетных карточек, доступа к ЭСИ, находящихся на хранении. Поэтому в процессе настройки системы были выполнены лишь незначительные доработки, связанные с добавлением дополнительных полей в учетные карточки и добавлением дополнительной команды, позволяющей осуществлять групповую привязку учетных карточек к объектам ЭСИ.

Для осуществления переноса КД в систему T-FLEX DOCs сотрудниками архива был выполнен значительный объем подготовительных работ. В этой работе можно выделить следующие основные этапы:

  1. Подбор документов в соответствии со спецификацией изделия, запланированного к переносу. Основная часть документации АО «НПП «Рубин» хранилась в электронном виде на оптических дисках (CD или DVD) и была разработана в различных программах (MS Office, CorelDRAW, Altium Designer, AutoCAD, КОМПАС-3D, SOLIDWORKS). Подобранные для переноса файлы (в том числе 3D-модели) копировались с оптических дисков в специально выделенную область в системе T-FLEX DOCs. Такие файлы идентифицируются как оригиналы.
  2. Преобразование оригиналов в формат .tiff. В системе T-FLEX DOCs такие файлы идентифицируются как подлинники. Преобразованные файлы добавлялись к оригиналам.
  3. Установка стадии «Утверждено» оригиналам и подлинникам для запрета редактирования файлов.
  4. Подбор бумажных учетных карточек, хранящихся в архиве предприятия, на все документы изделия.
  5. Создание учетных карточек в T-FLEX DOCs и перенос информации с бумажных карточек в электронные (наименование, обозначение, дата регистрации, инвентарный номер, информация об изменениях, абоненты и т.д.). После этого на бумажной карточке делалась отметка ярким маркером, которая позволяла отличать перенесенные в T-FLEX DOCs карточки от остальных.

Работы по плану «Переноса КД» были начаты параллельно с началом подготовительных работ. В рамках этих работ сотрудники конструкторского отделения осуществляют создание электронной структуры изделий (ЭСИ), к каждому созданному объекту прикрепляются файлы оригинала и подлинника. Далее запускается бизнес-процесс «Перенос КД». В рамках процесса ЭСИ проходит автоматическую проверку системой на наличие файлов у каждого объекта, наличие позиций у объектов и т.п., затем передает ЭСИ на этапы согласования согласно схеме утверждения, настроенной для данного процесса. По завершении каждого этапа проверки файлы подписываются простой электронной подписью ответственного лица. На завершающем этапе подлинники подписываются неквалифицированной электронной подписью начальника отдела ОТД, объектам и файлам назначается стадия «Хранение», после чего любые изменения в ЭСИ возможны только путем проведения извещения об изменении в системе.

Важность проведения подготовительных работ по настройке системы и созданию справочников нельзя недооценивать. Ввиду того что T-FLEX DOCs является объектно-ориентированной системой и построена целиком на справочниках, без проведения подобного рода работ начинать работы в системе было нецелесообразно.

Проблемы внедрения

Ни один процесс внедрения новшества в работающую систему не проходит без различного рода проблем. Переход к работе в электронной среде не стал для нас исключением. Ключевыми факторами, послужившими причинами их появления, являются:

  • отсутствие достаточного опыта внедрения со стороны как предприятия, так и интегратора (опыт сотрудников нашего предприятия по внедрению системы SWE PDM оказался недостаточен, хотя и пригодился при переходе на T-FLEX DOCs;
  • сопротивление со стороны военных представителей переходу работы в электронный формат. Зачастую представители заказчика не хотят менять устоявшиеся способы проверки и согласования документации без жестко прописанных требований в нормативных документах. А при проверке КД желают наглядно видеть произведенные изменения в документации;
  • отсутствие достаточного финансирования. Экономический эффект от внедрения автоматизированных систем проектирования сложно просчитать, и появляется он не сразу. Вначале работы требуют значительных затрат без достижения видимого результата, что не стимулирует выделения средств на проекты;
  • несоответствие бизнес-процессов, реально работающих на предприятии, прописанным в руководящих документах. Не всегда «исторически сложившиеся» взаимодействия при согласовании КД соответствуют прописанным в СТО.

Итоги работы за первый год

Несмотря на возникшие и возникающие проблемы и сложности, процесс перехода на электронный документооборот конструкторской документации запущен и выполняется согласно плану-графику.

На данный момент в системе созданы ЭСИ на 73 блока из 144 запланированных. Подходят к завершению работы по созданию ЭСИ на два изделия. Стадия «Хранение» установлена у 1765 оригиналов и 1548 подлинников, 9285 бумажных карточек перенесены в систему. В общей сложности во всех справочниках системы было создано более 17 тыс. записей.

Настроено автоматизированное рабочее место представителя заказчика в системе с возможностью автоматического сличения подлинников. На рис. 4 показаны сравниваемые подлинники, на рис. 5 — результат сравнения подлинников.

Рис. 4. Сравниваемые подлинники

Рис. 4. Сравниваемые подлинники

Рис. 5. Результат сравнения подлинников

Рис. 5. Результат сравнения подлинников

Развернут удостоверяющий центр на базе программного обеспечения «КриптоПро УЦ» и разработано Положение об использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Продолжаются работы по наполнению всех созданных справочников необходимыми данными для создания ЭСИ.

Получен бесценный опыт организации процессов внедрения новых систем на предприятии и разрабатываются планы по дальнейшему развитию электронной среды и переводу неавтоматизированных процессов в электронный формат. В дальнейшем это позволит выполнять требования ГОСТ и СТО, повышать эффективность при решении повседневных задач и идти в ногу со временем.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ПЛМ Разработка»

ИНН 6658560933 ОГРН 1236600010690

Рекламодатель: ООО «КЭЛС-центр»

ИНН 7707548179 ОГРН 1057746796436

Рекламодатель: ООО «А-Кор»

ИНН 9731125160 ОГРН 1237700820059