Интервью с к.т.н., МВА, доцентом, членом-корреспондентом Российской инженерной академии, деканом факультета кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ Андреем Витальевичем Новиковым.
— Андрей Витальевич, компания «ПлантЛинкер» и Морской технический университет заключили соглашение о сотрудничестве. Расскажите коротко о целях, которые должны быть достигнуты в рамках совместной работы?
Андрей Новиков: Да, все так. Данное соглашение стало логичным развитием совместной работы одной из кафедр нашего факультета — кафедры океанотехники и морских технологий — с компанией «ПлантЛинкер». Так что во главе угла здесь именно совместная работа, а не подписание документа просто ради факта его наличия с последующим поиском ответов на вопрос «Зачем?». Соглашение всего лишь придает официальный статус уже выстроенным совместным отношениям. А о цели этих отношений давайте и поговорим.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет — ведущий центр передовых научно-технических и образовательных технологий. Это единственный российский вуз, который готовит первоклассных специалистов по всему спектру кораблестроительных специальностей, гармонично сочетая традиционную и инновационную образовательные модели с уникальной системой инженерной подготовки. Факультет кораблестроения и океанотехники готовит профессионалов в области проектирования, постройки и технической эксплуатации морских гражданских судов различного назначения, надводных и подводных кораблей всех классов, средств океанотехники для исследования мирового океана, разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне. Факультет также выпускает специалистов по технологии сварочного производства, материаловедения, исследователей в области гидроаэродинамики и прочности. |
Итак, современная промышленность, этап проектирования. Представили? И, надеюсь, представили не кульман? Это всё сейчас в «цифре», в программном обеспечении. Проектирование, инженерные расчеты, данные об изделии — всё в электронном виде. Таким образом, наш выпускник должен владеть теми программными продуктами, которые использует его будущий работодатель, — «голый» теоретик сегодня на рынке не нужен. Это интерес кафедры, факультета. Разработчику, создающему программные решения, нужна экспертно-методическая поддержка — он должен знать, как именно работает то, что описано программным продуктом. То есть необходимо детальное описание бизнес-процесса, положенного в основу будущего программного решения. И здесь уже — с нашими учеными и преподавателями — можем пригодиться мы. Это взаимовыгодное сотрудничество.
— PlantLinker — это САПР, обеспечивающая проектирование и 3D-моделирование сложных технологических установок непрерывного производственного цикла. САПР PlantLinker может успешно применяться для работы на морских нефтегазовых сооружениях. Расскажите, пожалуйста, об организации образовательного процесса и подготовке специалистов в этой сфере на данном ПО.
А.Н.: Основные направления научной деятельности кафедры океанотехники и морских технологий связаны с оценкой безопасности и разработкой концептуальных решений применительно к морским сооружениям, с исследованием технологий ликвидации разливов нефти в арктических условиях, с изучением свойств морского и пресноводного льда. Подготовка бакалавров и магистров ведется по образовательным программам «Океанотехника» и «Морские нефтегазовые сооружения», магистров — по программе «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники». Это те области, где сейчас активно осуществляется импортозамещение зарубежных программных продуктов отечественными. И, повторюсь, современный морской инженер должен эти программные продукты знать, уметь на них работать. Одним из таких продуктов является PlantLinker.
PlantLinker — группа программных продуктов для проектирования и 3D-моделирования промышленных объектов и сложных технологических установок непрерывного производственного цикла. Продукт предназначен для работы проектных организаций и их филиалов, ПКО предприятий, групп авторского надзора, субподрядчиков, контрагентов, поставщиков оборудования и групп 3D-моделирования. Предусмотрена коллективная работа над проектом с возможностью автономных рабочих мест. Поддерживается актуальность данных с проектами Smart3D, TEKLA Structures, Smart P&ID, Smart Isometrics и другими. |
В частности, кафедра обучает студентов проектированию и моделированию технологических установок на морских платформах разного типа. А САПР PlantLinker позволяет решить задачи обучения студентов этим технологиям и предоставить практику на отечественном ПО.
— Одна из целей соглашения — «тестирование продуктов “ПлантЛинкер”, разработка демонстрационных проектов силами студентов и преподавателей». Речь только о демонстрационных проектах или и о привлечении подготовленных студентов и выпускников для работы на существующих проектах с использованием «ПлантЛинкер»? Расскажите об этом более подробно.
А.Н.: Сейчас в промышленности — бум импортозамещения программных продуктов, да еще и переход на «цифру» там, где еще оставалась бумага. При этом отечественные пакеты очень разные, что называется — на любой вкус. Давайте говорить откровенно. Кто бы кого ни продвигал, кто бы какое финансирование ни получал — решений в каждом классе программного обеспечения все равно будет несколько. Лишь бы они, эти решения, были полностью отечественными, без заимствований зарубежных элементов. Таким образом, в отношении существующих и перспективных проектов всегда будет решать заказчик — софт какого вендора ему ближе. А наше дело — обучать всей линейке программного обеспечения, используемого в отрасли.
Наши партнеры из компании «ПлантЛинкер» отмечали, что когда появятся первые обученные студенты, то вполне вероятно, они уже во время учебы на старших курсах смогут устроиться на работу к ним или в другие компании, занимающиеся данной тематикой.
— В соглашении много сказано о развитии профессионального образования, повышении качества преподавания в области САПР и ИМ. Расскажите, какие задачи вы планируете решать для достижения этих целей?
А.Н.: На факультете при поддержке компании АСКОН уже открыт Центр САПР и конструкторско-технологической подготовки производства, где преподаватели будут учить не в рамках дополнительных программ или платных курсов, а в рамках базовой подготовки на Корфаке. Выпускники, пришедшие в судостроительную отрасль, будут понимать, как и на чем она работает. Так и с PlantLinker — это софт, используемый работодателем по направлениям подготовки кафедры океанотехники и морских технологий. Значит, для нас вывод один — ему нужно учить будущих морских инженеров.
— Ваш факультет регулярно обеспечивает новыми кадрами крупнейшие российские судостроительные заводы, конструкторские бюро, научные центры. Скажите, как отразится сотрудничество с «ПлантЛинкер» и обучение конкретно на этом ПО на подготовке будущих специалистов?
А.Н.: Как я уже говорил, промышленность стремительно переходит на отечественные программные продукты. Один из таких продуктов — PlantLinker. Совместная работа кафедры океанотехники и морских технологий и компании «ПлантЛинкер» позволит студентам приобрести компетенции по владению этим программным продуктом — как в ходе образовательного процесса, так и во время совместных научных проектов.